статья о сетевом взаимодействии
статья на тему

Мотовилов Олег Михайович

Статья, описывающая основные идеи Ассоциации школ Северского района Краснодарского края, созданной для интграции и конценрации воспитательных ресурсов района в едином воспитательном поле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_setevom_vzaimodeystvii.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Viribus unitis

(В единстве – сила)

Авторы:

  1. Олег Михайлович Мотовилов, учитель английского языка МБОУ СОШ №16 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края.
  2. Елена Геннадьевна Лемайкина, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №16 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края.
  3. Рыбина Наталья Николаевна, директор МБОУ СОШ №16 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края.

Предлагаем педагогической общественности наш опыт работы в области духовно-нравственного воспитания через организацию открытого сетевого взаимодействия образовательных организаций, расположенных на одной территории. Начав эту работу в 2014г. и завершая в 2017г., мы получили универсальную технологическую модель взаимодействия образовательных организаций разного уровня, позволяющую без финансовых затрат резко повысить в количественном и качественном плане эффективность работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся нескольким образовательным организациям одновременно.

Предлагаемый инновационный продукт носит название «Инновационная модель открытого сетевого партнерства образовательных организаций в целях интеграции и концентрации кадровых, информационных и материально-технических ресурсов, обеспечивающих полноту и качество духовно-нравственного воспитания обучающихся», реализуемый на территории Северского района Краснодарского края.

Как известно, в примерных общеобразовательных программах начального, общего и среднего общего образования, размещенных на сайте fgosreestr.ru, и, соответственно, в общеобразовательных программах школ прописаны цели духовно-нравственного воспитания учащихся. Также в ООП школ описаны и необходимые условия реализации программы, направленные на достижение этих целей; описываемые в ООП условия - это тот идеал, который школа должна обеспечивать для эффективной работы в направлении духовно-нравственного воспитания.

Однако настоящий уровень финансовой обеспеченности школ не позволяет реализовать все те условия, которые перечислены в ООП, и более того, мы понимаем, что в настоящих сложных социально-экономических условиях в России в целом и в Краснодарском крае в частности резкого увеличения финансирования школ до необходимого всем уровня не произойдет. Это те реалии жизни, которые надо признать как существующие.

Критический анализ имеющейся ресурсной базы нашей школы в 2014 году позволил выделить те дефициты ресурсов, которые необходимо восполнить для того, чтобы процесс духовно-нравственного развития детей проходил качественно и эффективно - так, как дОлжно, как того требует основная общеобразовательная программа. Проведенный в образовательных организациях Северского района SWOT-анализ конкурентных преимуществ и недостатков МБОУ СОШ №16, МБОУ СОШ №46, МБОУ СОШ №49, МБОУ СОШ №11 и Азовский д/сад №21 показал наличие ряда противоречий между «должным» и «сущим» в этом элементе образовательного процесса.

Вот это противоречие между «идеальным» и «реальным» (в условиях дефицита ресурсов) и определило актуальность нашего проекта, подразумевающего своим результатом создание реально функционирующей ассоциации, в которой ресурсы, дисперсно разрозненные по разным учебным заведениям района, обретают общую полноту для каждого члена ассоциации через механизмы взаимодействия.

Те ресурсы, дефицит которых мы наблюдаем у нас, имеются в полном объеме в другой школе нашей территории! В свою очередь, полнота, например, кадровых ресурсов в нашей школе, позволяет перекрыть дефицит других школ (далеко не в каждой школе есть такие специалисты, как, например, логопед или психолог).

Это позволило сформулировать гипотезу: «Достижение полноты реализации задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в условиях неравномерности распределения кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических и материально-технических ресурсов в образовательных организациях муниципального образования возможно путем организации ассоциации (союза) образовательных организаций в целях духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся».

Серьезной проблемой по-прежнему остается ведомственная разобщенность и управленческий дисбаланс в решении этих вопросов, дублирование этих задач различными социальными структурами.  

Отсутствуют горизонтальные механизмы быстрого обмена ценным педагогическим опытом и система координации в работе образовательных организаций по духовно-нравственному развитию и социализации детей.

Мы предлагаем следующую структурную модель ассоциации:

На первый взгляд эта модель кажется тяжелой и громоздкой, но в действительности предлагаемая система взаимодействия – наиболее простая и надежная. Она подразумевает объединение усилий членов ассоциации по нескольким направлениям: например, МБОУ СОШ №46 пгт Черноморского сильна своей работой в сфере социального проектирования и социокультурного партнерства и позволяет использовать свои кадровые и интеллектуальные ресурсы для более качественной работы других членов ассоциации в этом направлении. МБОУ СОШ №16 позволяет восполнить недостаток материально-технических и интеллектуальных ресурсов, например, в подготовке и выпуске школьной периодической печатной продукции, т.к. в нашей организации школьная газета – эффективное средство создания единого воспитательного пространства и демократической взросло-детской общности, МБОУ СОШ№16 и МБОУ СОШ №46 восполняют дефицит ресурсов других членов Ассоциации в направлении исследовательской деятельности учащихся. МБОУ СОШ№49 – единственная школа в Северском районе, в которой функционирует аккредитованный школьный музей, соответственно, эта образовательная организация восполняет дефициты поисковой, историко-краеведческой и музейной работы других членов Ассоциации.

Конечно, возникает вопрос, как организовать это взаимодействие с точки зрения сугубо технической, т.е. встает вопрос о механизмах взаимодействия. Механизмы взаимодействия между членами ассоциации могут быть разными:

  • проведение семинаров для обучающихся и для педагогов,
  • совместное участие в социальных акциях и воспитательных мероприятиях,
  • посещение и проведение мастер-классов учителями школ,
  • участие в походах и поисковых экспедициях,
  • личные контакты участников ассоциации,
  • совместные выступления на мероприятиях разного уровня.

Каждая территория определяет сильные стороны и дефициты своих образовательных организаций самостоятельно, для разных территорий это будут разные направления в их работе. Механизмы взаимодействия также будут разными: в одних территориях это будут непосредственные контакты членов ассоциации, в других (например, при территориальной удаленности организаций) – взаимодействие посредством телекоммуникационных контактов.

Поскольку созданная в рамках открытого сетевого партнерства ассоциация функционирует с 2014 года, можно подвести итоги проделанной работы и обозначить достигнутые на данный момент результаты. Мы предполагаем, что для всех территорий, которые примут (внося корректировки согласно своим особенностям) предложенную унифицированную модель, результаты окажутся приблизительно такими же, а именно:

1.        Создана Ассоциация, в которую на данный момент входят 4 общеобразовательных учреждения и 1 дошкольное образовательное учреждение муниципалитета;

2.        Создана модель открытого сетевого партнерства образовательных организаций в целях эффективного решения задач по духовно-нравственному развитию и социализации обучающихся;

4.        Для школ Ассоциации разработана унифицированная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся «Духовные основы нравственности», учитывающая региональную специфику Краснодарского края;

5.        Проведен анализ сильных и слабых сторон каждой организации, входящей в Ассоциацию, и предложен механизм взаимопользования ресурсами (восполнение кадровых, материально-технических либо информационных дефицитов одних членов Ассоциации за счет интеграции с другими ее членами);

6.        Разработана «дорожная карта» предложенного проекта, в которой отражаются организационные мероприятия по взаимодействию школ-членов Ассоциации.

7.        Создана единая образовательная и воспитательная среда в школах-членах Ассоциации за счет

  • системного и планомерного взаимодействия разнородных педагогических коллективов образовательных организаций (концентрация и интеграция кадровых ресурсов),
  • проведения регулярных воспитательных мероприятий со смешенным составом учащихся из ученических коллективов разных образовательных организаций одной территории (создание единого воспитательного поля),
  • взаимного предоставления школами-членами Ассоциации друг другу в рамках взаимодействия имеющихся материально-технических ресурсов, как-то: музейные экспозиции и отдельные экспонаты, помещения, приборы и оборудование для трудового обучения, спортивный и туристский инвентарь, спортивные площадки и стадионы, автотранспорт и др. (концентрация  и интеграция материально-технических ресурсов),
  • оптимизации работы горизонтальных механизмов быстрого обмена ценным педагогическим опытом по духовно-нравственному развитию и социализации детей (концентрация методических и информационных ресурсов)

Социальная эффективность проекта очевидна – качественное воспитание высоко духовного человека с твердыми моральными принципами во всей полноте достигается только в рамках предлагаемой ассоциации, т.к. кадровые, материально-технические и интеллектуальные ресурсы в образовательных организациях любой территории дисперсно рассредоточены. Благодаря предлагаемому союзу образовательные организации  получают возможность беззатратно и эффективно выполнить социальный заказ. Образовательные организации получают возможность создания условий для самовоспитания, саморазвития и социализации учащихся; для создания уникальной среды, доброй атмосферы и благоприятного психологического микроклимата: коллективами школ в едином воспитательном пространстве формируется духовный иммунитет школьников, благодаря которому они могут противостоять опасностям окружающего мира и всякому злу.

Педагогическая значимость предлагаемой модели взаимодействия заключается в том, что педагогическое сообщество получает простой и эффективный способ достижения заявленных в примерной ООП целей духовно-нравственной работы школ.

Экономическая эффективность предлагаемой ассоциации заключается в качественно новой структуре взаимодействия образовательных учреждений, не требующей финансовых вливаний из бюджетов всех уровней, но в то же время обеспечивающей полноту результата работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевое взаимодействие гимназий (статья для сборника "Гимназия как открытое образовательное пространство", материалы Пятой научной практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий, 30 сентября 2015 года).

В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой инициативой выступает понимание образования как сис...

статья "Паритетные формы внеурочной деятельности сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия Зональненского образовательного округа Томского района"

В этой статье можно ознакомиться с опытом работы сетевого методического объединения учителей Томского района....

Статья "Разработка программы инновационной площадки в рамках сетевого взаимодействия"

Статья о программе инновационной площадки "Робототехника для всех". Методическая разработка кругосветки "РоботоБум"...

Статья "Роль совместных спортивных мероприятий в развитии сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня"

Статья "Роль совместных спортивных мероприятий в развитии сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня"...

Статья "Реализация сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования"

Статья о реализации сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования...

Статья "Реализация сетевого взаимодействия на разных направлениях развития ГБПОУ ВО "Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий"

Статья "Реализация сетевого взаимодействия на разных направлениях развития ГБПОУ ВО "Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий"...