Сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку
учебно-методический материал на тему

Жук Наталья Юрьевна

Использование различных способов обогащения сло­варного запаса, наблюдение над законами словообразо­вания и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логосказки36.01 КБ

Предварительный просмотр:

ШУСТРИК У БАБУШКИ

Домашние животные

Маленькому Шустрику пять лет. Однажды мама сказала Шустрику: «Завтра мы поедем к бабушке».

Всю ночь не спал Шустрик, думал, кто же есть у бабушки.

Приехали рано утром. Подошли к бабушкиному дому, видят — ворота открыты. А из ворот выходит «копна, спереди — вилы, сзади — метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»

Догадался Шустрик, кричит: «Мама, это корова!»

Вошел Шустрик во двор, а во дворе «с бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы думаете, кто бы это мог быть?

Да, козел с козлятами. Испугался Шустрик грозного козла, спрятался за маму. А козел заблеял: «БЭ-Э-Э, не бойся меня».

Видит Шустрик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает.

«Рыльце лепешкой, с копытцами рожки, толстое брюшко, хвост, как стружка», а рядышком примостились «замарашки в щетинистой рубашке, хвост крендельками, нос пятачком ».

«Это свинья с поросятами», — объясняет Шустрику мама.

Походил Шустрик по сараю и видит жердочка, а на жердочке «хвост с узорами, сапоги со шпорами» и кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будильник, но бужу. Я не артист, а голосист, ночью распеваю, время считаю, цыплят собираю». «Мама, мама, вот петушок, золотой гребешок», — обрадовался Шустрик и не заметил, как кто-то щиплет за пятки и гогочет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты красные сапожки» и с ним « без команды в строй встают, отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, кто так любит дисциплину?»

«Ой, мне страшно»! — закричал Шустрик.

«Не бойся, — сказала мама. Это гусь с гусыней и гусятами».

«Пойдем отсюда!» — воскликнул Шустрик.

А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?» Это кот Васька мурлычет, приговаривает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»Только Шустрик хотел подбежать к бабушке, а на крыльце «заворчал живой замок, лег у двери поперек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу».

«Шарик, Шарик», — позвал Шустрик.

А бабушка Шарику говорит: «Познакомься с Шустриком, подружись с ним».

Очень понравилось Шустрику у бабушки.

Э. Сизова.

ПРО ПОСУДУ

Словообразование

Рассуждала как-то сахарница:

  • Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь - САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных.
  • Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
  • Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое
    блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Т. Шуйская

БАБА-ЯГА

Антонимы

Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдовел дед и женился на другой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ мачеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и говорит девочке:

—        Поди к своей тётке, моей сестре, попроси у неё иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.

А тётка эта была баба-яга, костяная нога.

Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, зашла прежде к своей родной тётке. Родная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга — ДАЛЕКО. Родная тётка и научила её, как поступать да беды избежать.

Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли дорогой шла, КОРОТКОЙ ли — пришла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.

  • Здравствуй, тётушка!
  • Здравствуй, родимая!
  • Меня матушка послала попросить у тебя
    иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
  • Хорошо, садись пока ткать.

Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт.

А баба-яга наказывает работнице:

—        Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да мой хорошенько: я ею хочу позавтракать.

А девочка слышит всё! Отошла баба-яга от двери, а девочка взяла и убежала. У ворот кот сидит — девочку сторожит. Дала девочка коту ветчинки — он и выпустил её. Хватилась баба-яга — нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:

—        Я тебе сколько служу, ты мне косточки ПЛОХОЙ не дала, а девочка ветчинкой ХОРОШЕЙ покормила.

Стала баба-яга других своих работников ругать и колотить. Собаки ей говорят:

—        Мы тебе сколько служим, а ты нам только ТВЁРДЫЕ корки бросала, а девочка МЯГКОГО хлеба дала.

Ворота говорят:

—        Мы тебе сколько служим, а ты нам маслица жалела, МАЛО давала, а девочка нам МНОГО маслица под пяточки налила.

Берёзка говорит:

—        Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ водой меня окатывала, девочка же ХОЛОДНОЙ ключевою полила.

Работница говорит:

— Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬКОЙ тряпочки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ платок подарила.

Села баба-яга в ступу, бросилась в погоню.

Приклонила девочка ухо к земле и слышит, что близко баба яга, взяла и бросила полотенце: полотенце было УЗКОЕ — река разлилась ШИРОКАЯ.

Баба-яга от злости заскрипела, воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке. Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в погоню пустилась.

Девочка ухо к земле приклонила и слышит, что близко баба-яга, вынула гребешок и позади себя бросила. Гребешок был РЕДКИЙ — лес раскинулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да деревья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обломала, ни с чем домой воротилась.

Прибежала девочка домой, всё как есть, отцу рассказала. Рассердился он на жену, прогнал её со двора прочь, а сам с дочкою стал жить поживать да добра наживать.

По мотивам сказки А. Афанасьева

ПОЧЕМУ ПТИЦЫ НЕ ВСЕ НА ЮГ УЛЕТАЮТ

ИЛИ

ОТЧЕГО ВОРОНА ВОРОНОЙ ЗОВЁТСЯ

Когда-то, давным-давно, все птицы дружной большой семьёй жили. Вместе с весной в наших краях появлялись, резвились и щебетали, к лету — птенцов выводили, а осенью, с приближением холодов, собирались в одну большую стаю) и на юг, в тёплые края, летели.

Только одна большая серая птица всегда и всем была недовольна: и то ей не так, и это не эдак. Раскричится — раскаркается, шум поднимет, а сама в это время напроказит. Завелась как-то серая разбойница осенью:

— Не полечу никуда! Нам ли, птицам, зимы какой-то бояться?! Одеты мы хоть куда: оперение богатое и тёплое, а под ним ещё мягкий пух — не замерзнем! А что до еды — прокормимся: вон у домов сколько всего люди добрые оставляют, да на кустах и деревьях ягод полно! Зачем лететь куда-то, мучить себя перелётами?!

И ведь как получилось: некоторые птицы стали Серую слушать, собрались вокруг неё, как в театре, клювы раскрыли от удивления, ничего вокруг себя не замечают. А тем временем и последняя стая в тёплые края улетела, зима наступила. Делать нечего, надо приспосабливаться, к первой зимовке готовиться. Одна Серая ворчит:

—        Глупые птицы, это вы во всем виноваты,
из-за вас я проворонила время для перелет!
Эх, проворонила, а не проворонила бы — на
солнышке бы сейчас грелась!

Рассердились птицы:

—        Ишь ты, умная какая! Нас с толку сбила,
нас же во всем и обвиняешь! «Проворонила, проворонила»...    ВОРОНА! Не будем с тобой больше водиться!

Так и повелось с тех давних пор: ВОРОНА имя своё получила, а птицы, что тогда её слушали, хоть и остаются, как ворона, зимовать, дружбы с нею не водят.

А кто же вороне имя дал? Кто зимовать остался?

Т. Шуйская

СПОР ЖИВОТНЫХ

Польза домашних животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

  • «Конечно, меня — говорит лошадь. — Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы он без меня совсем».
  • «Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. — Я всю его семью молоком кормлю».
  • «Нет, меня, — ворчит собака, — я его дом стерегу».

Послушал хозяин этот спор и говорит:

—        «Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».

К. Д. Ушинский.

КАК НАЙТИ ДОРОЖКУ

Деревья в лесу

Ребята пошли в гости к деду-леснику и заблудились. Смотрят — над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. Ребята — к ней.

—        Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

  • Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ЕЛКИ вон на ту, с той — на кривую БЕРЕЗКУ. С кривой БЕРЕЗКИ виден большой ДУБ. С верхушки ДУБА видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгайте!
  • Спасибо, Белка, — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать.

В. Берестов

чудесный ручеёк

Словообразование

Из лесных ключей взял свое начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у берёзки — вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке — закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор — и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох — и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику — заволновались там волнушки:

— Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!

Да где уж ему — не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и... растворился в водах лесной речушки.

Т. Шуйская

капустный листок

Домашние животные. Звукоподражания

Управление Винительным и Дательным падежами

Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. Подошел к нему ПЕТУШОК и принялся рядышком зернышки в траве искать. Вдруг он видит капустный листок.

—        КО! — удивился ПЕТУШОК и клюнул его.

Не понравился ему капустный листок. Решил он ТЕЛЕНКУ предложить попробовать и говорит ему:

—        КО!

А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спрашивает: — МУ-У?

—        КО, — говорит ПЕТУШОК и снова показывает клювом на капустный листок.

—        МУ-У? — не понимает ТЕЛЕНОК.
Так и стоят они возле капустного листка разговаривают:

—        КО! МУ-У! КО-МУ?
Услышала это КОЗА и как заблеет:

— МНЕ-Е-Е! МНЕ-Е-Е!

Л. Яхтш

КРАСАВИЦА

Животные Африки

Это бегемот. Только не он, а она — бегемотиха. Зовут ее Красавица. Ее привезли из Африки.

Бегемоты там живут в реке. Едят траву по берегам, ныряют в теплой воде.

Пасть у бегемота огромная. Откроет — как чемодан. В пасти зубы как колья торчат. Другому зверю эти зубы как рога могли бы подойти. Весом бегемотиха — сто пудов. Экая махина! А командует в зоологическом саду худенький старичок.

Плохо бегемоту зимой, он жару любит, теплую воду. Старичок греет ему воду для бассейна.

Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.

Бегемот, если бы захотел, прошел бы через загородку — а не смеет: старичок не велит. Смотрит бегемот с тоской на воду, положит голову на загородку, — и трещат доски. А старик как крикнет:

— В угол, пошла в угол!

И попятится стопудовая бегемотиха, только обиженным глазом на хозяина смотрит.

Б. Житков.

ДЛИННЫЙ И КОРОТКИЙ

Сказка. Антонимы

Жили два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а другого КОРОТКИЙ.

У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка.

А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТКОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка.

ДЛИННЫЙ и КОРОТКИЙ были совсем разные, но они очень любили друг друга и никогда не ссорились.

КАК ДЕД МОРОЗ ПАРАД ПРИНИМАЛ

Игра-драматизация

Дети повторяют свои роли за логопедом:

«Пришел Дед-Мороз в лес, сел на пенек и стал ждать, когда к нему звери придут на проверку. Вот подошел к нему медведь».

(Ребенок, изображающий медведя, идет неуклюже, рычит).

Дед Мороз: «Ты почему так неуклюже ступаешь?»

Медведь: «Смилуйся, батюшка Мороз, мы ведь с роду косолапые, вот и ходим вразвалку».

Дед Мороз: «Ну-ка, покажи свою шубу, хорошо ли к зиме подготовился?»

Медведь: «Хорошо, дедушка, меду, малинки много съел за лето и берлогу выбрал теплую».

Дед Мороз: «Ну, ступай себе. Да чтоб зимой я тебя больше не видел, спи до весны»

Медведь: «До свидания, дедушка»

Появилась перед дедом Морозом лиса, все с танцами, да ужимками, веселая да хитрая.

Лиса: «Здравствуй, Дед Мороз».

Дед Мороз: «Покажи свой хвост, рыжая, достаточно ли он пушист?»

Лиса: «Да уж хвост, дедушка, чудо как хорош! Что пушистостью, что цветом. Не обижаюсь».

Дед Мороз: « Да ты в лесу лишнего не натворишь? Хитра очень. Ступай себе, плясунья».

Прошел мимо Деда Мороза колючий еж.

Дед Мороз: «Хороша ли норка у тебя, еж?»

Еж: «Хороша, дедушка».

Дед Мороз: «Ну, беги, хлопотун-работяга, да спи до весны».

Тут белка спрыгнула с ветки, словно огонек промелькнула.

Дед Мороз: «Молодец, хозяйственная ты у меня».

Белка: «А как же не хлопотать, у меня ведь детки, их надо кормить — поить».

Дед Мороз: «НУ, скачи. А где же зайка?»

Заяц: « Да вот я, дедушка».

Дед Мороз: «Ах, заяц, тебя не видно на белом снегу. Хороша шубка!»

Заяц: «Она от холода и врагов спасает».

Дед Мороз: «Молодец, тобой я тоже доволен. Вот и кончился парад. В лесу порядок. Пора и вьюге завывать».

ОСЕЛ

Домашние животные Звукоподражание

 Привязали ОСЛА в репейнике. Репей для ОСЛА — самая вкусная еда. Он около себя весь репей объел, а до самого вкусного не дотянется — веревка коротка. Как заорет ОСЕЛ: — И-А! И-А! И-А!

Голос противный, громкий. За пять километров слышно. Иди скорей, хозяин, перевяжи ОСЛА на другое место. На необъеденное.

Е. Чарушин.

ОДУВАНЧИКИ

Сравнение

Одуванчик похож не солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым венком т голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.

По Соколову-Микитову.

колокольчик

Цветы.

Согласование прилагательного с существительным

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.

По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек.

А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.

По И. Соколову-Микитову.

ЛАНДЫШИ

Цветы

В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.

Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство.

По Ю. Дмитриеву.

_________________________________________________________________

ПРОКАЗЫ СТАРУХИ-ЗИМЫ

Время года зима Однокоренные слова

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья.

Птицам некуда деваться, и полетели за горы. За моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.

Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Забились звери в зимовье.

Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озера. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.

Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготовляют дрова. Везут их на обозах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрет — и разгорится лицо.

Заплакала зима. Закапали зимние слезы. Значит, близко конец зимы.

По К. Ушинскому 

КАК НАЗВАТЬ ЗАЙЦА

Животные и их детеныши

Родился ЗАЙЧОНОК. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать ТИГРОМ.

Узнали КОТЯТА, как зовут ЗАЙКУ, и не захотели играть. Узнали КОЗЛЯТА, как зовут Зайку и не захотели играть. Заплакал ЗАИНЬКА. Сказал матери, что КОЗЛЯТА сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его ВОЛКОМ. Пошел ЗАИНЬКА гулять, увидел ТЕЛЯТ. Захотел с ними играть.

  • «А как тебя зовут?» — задают ему вопрос.
  • «Меня зовут ВОЛКОМ», — говорит ЗАИНЬКА.

ТЕЛЯТА стали бодать ЗАИНЬКУ.

—        «Попался, злой ВОЛК!» — закричали ТЕЛЯТА.

Пришел ЗАИНЬКА домой, подбитые бока облизывает. Избили его ТЕЛЯТА. Задумалась мать и назвала ЗАИНЬКУ ЗАЙЦЕМ.

Пошел ЗАИНЬКА играть. Звери узнали, что его зовут ЗАЙЦЕМ, и приняли в игру. И ЗАНЬКЕ, и зверям это имя очень понравилось. Так его за ним и закрепили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы для активизации лексических и грамматических навыков

В статье затрагивается проблема значимости игровых методов для закрепления лексических, фонетических и грамматических навыков на уроках английского языка в старшей школе....

Сказка " The wooden house" ( Повторение и закрепление пройденного лексического и грамматического материала за 2 кл (УМК Биболетова М.З.)

Сказка на английском языке The wooden house (Теремок) поможет детям закрепить и повторить изученный лексический материал за  весь год: названия животных,  названия цветов,  глаголы дейс...

Классный час на тему «Беда, которую несут наркотики»

11 ноября в нашей школе прошел классный час на тему «Беда, которую несут наркотики», среди учащихся 5-6 классов, который подготовила и провела Усманова С.И.  Шестиклассники  приняли участие ...

Анкеты для определения учебной и внеучебной нагрузки школьника

Анкетирование позволяет собрать данные для определения учебной и внеучебной нагрузки школьника. На основе данных анкетирования составляется график нагрузок по дням недели....

Классный час "Беда, которую несут наркотики"

Информация для учащихся об отрицательном действии, негативных последствиях злоупотребления наркотических и психотропных веществ.Ознакомление со статьями  УК Российской Федерации (228-230)...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...