Повышения мотивации на уроках истории
материал на тему

Проблема мотивации в условиях современной школы является одной из наиболее актуальных проблем. Низкая мотивация учащихся ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. В школьном возрасте развитие социальных и познавательных мотивов взаимосвязано между собой. Наряду с потребностью в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, существуют и социальные мотивы обучения – это потребность в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется различные методы организации и осуществления этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышения мотивации  на уроках истории

   Проблема мотивации на любом уроке в условиях современной школы является одной из наиболее актуальных проблем. Низкая мотивация учащихся ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.

   Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется различные методы организации и осуществления  этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Метод проблемных задач.

   Постоянная постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

      Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна

 Проблемные задания по истории можно разделить на 4 группы:

  1. Ситуация несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи:

Исправьте  ошибки в тексте.

«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска».

  1. Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.

«Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это   могли быть языки?»

« В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название?»

  1. Ситуация предположения  основана на возможности выдвинуть
    собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
    событий
    :

«В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?»

  1. Ситуация выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:

    Урок «Россия 1825г.»

«События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?»

              Урок “Холодная война». 

 Проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Учащиеся разбиваются на три группы, им выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается  сегодня? Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.

2. Метод проекта.

    С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

        «Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы».

   Урок по теме «Гражданская война.». 

Учитель может предложить три проекта: «Театр» ( инсценировка какого либо события или явления периода), мини-музей «Портреты гражданской войны», «Три цвета гражданской войны» (Нужно установить социальный состав, цели программы белых, красных и зеленых, определить цели крестьянских движений).  

3.  Метод игры.

    Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти  потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Время и продолжительность игровой паузы должно выбираться в соответствии с темой занятия, объёмом необходимого изложения теоретического материала и должно служить дополнением к уроку, но, ни в коем случае, не замещением или подменой процесса обучения.

Существует огромное разнообразие учебных игр, например:

  1. игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь;
  2. Игра «Историческая азбука» Словарно - терминологическая работа. Игра развивает гибкость мышления, обощать знания учащихся.Задаётся буква, допустим «А». Ребята за установленное время составляют список слов, результаты сравниваются
  3. Игра  «Царь горы» Словарно - терминологическая работа.Методика: ученики должны выстроится в линию. Если ученику удаётся ответить на вопрос, он становится в конец линии, если - нет, он садится на место. Победитель -«Царь горы».

  Использование игр возможно для всех школьных возрастов. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям.

 Игровая деятельность и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.

     Вывод:

   Учебный процесс необходимо рассматривать как средство развития индивидуальных качеств учащегося, формирования навыков и умений, способных адаптировать ученика к успешному существованию в обществе. И чтобы облегчить этот процесс, очень важна его мотивация на уроке.  Многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Литература.

  1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.
  2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005. 
  4.  Розов Н.Х.. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. Информатика, 2005, № 6.
  5. Юдовская А.Я. Школьный урок и защита прав ребёнка.- НМЖ: Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, №10.
  6. http://zvonoknaurok.ru
  7. Агарок Светлана Владимировна, http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение мотивации на уроках истории

Слайд 2

Метод проблемных задач Этот метод представлен в следующих последовательных этапах: 1. Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи 2. Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам 3. Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления. 4. Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие

Слайд 3

Ситуация несоответствия , когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи: Исправьте ошибки в тексте. «Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска».

Слайд 4

Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся. «Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?» « В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название?»

Слайд 5

Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий: «В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?»

Слайд 6

Ситуация выбора , когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный: Урок «Россия 1825г.» «События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?» Урок “Холодная война». Проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Учащиеся разбиваются на три группы, им выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается сегодня? Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.

Слайд 7

Метод проекта Виды проектов : Исследовательские. Они предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования; Прикладные. Они направлены на получение конкретного результата деятельности; Информационные. Они направлены на работу с информацией о каком-либо явлении или объекте; Ролевые. Они направлены на реконструкцию и моделирование определенных ситуаций

Слайд 8

Урок по теме «Гражданская война.» Учитель может предложить три проекта: 1)«Театр» ( инсценировка какого либо события или явления периода), 2) Мини-музей «Портреты гражданской войны», 3)«Три цвета гражданской войны» (Нужно установить социальный состав, цели программы белых, красных и зеленых,определить цели крестьянских движений).

Слайд 9

Метод игры Существует огромное разнообразие учебных игр, например: 1)игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь;

Слайд 10

2)Игра « Историческая азбука» Словарно - терминологическая работа. Игра развивает гибкость мышления, обощать знания учащихся.Задаётся буква, допустим «А». Ребята за установленное время составляют список слов, результаты сравниваются 3) Игра «Царь горы» Словарно - терминологическая работа.Методика: ученики должны выстроится в линию. Если ученику удаётся ответить на вопрос, он становится в конец линии, если - нет, он садится на место. Победитель -«Царь горы».

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Применение информационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измер...

Игра как средство повышения мотивации на уроках русского языка

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль....

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ"СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

ДОКЛАД О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...

Применение фитнес-технологий на уроках физической культуры для повышения мотивации к уроку у девушек, учащихся в старших классах

Проблемы, которые мешают девушкам активно заниматься спортом:Низкая мотивация к здоровому образу жизни. В СМИ ещё недостаточно пропаганды здорового образа жизни. Бесплатных физкультурных кружков ...

«Развитие мотивации на уроках истории, как средство повышения качества знаний учащихся»

Обобщение опыта работы усителя истори и обществознания о используемых методах, приемах и технологиях на уроках истории и обществознания  с целью повышения качества знаний учащихся....

Доклад на МО «Как сделать урок интересным: от занимательности к мотивации» Приемы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ученика, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном я...