Воздействие религии на процесс социализации: Любовь как путь к «Другому»
консультация на тему

Егорушкина-Миронцева Оксана Ивановна

Религия представляет собой сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Развитие нации и отдельной личности сильно зависит от религии. Несмотря на то, что большинство людей стоят на позициях научного понимания строения Вселенной, роль религии в обществе очень высока. Религия выполняет многочисленные функции, которые имеют большое социальное значение, но основными можно считать – интегрирующую, регулирующе-контролирующую и экзистенциальную (философскую).  Объединяя людей в рамках санкционированного ею мировоззрения, сложившихся под ее влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиозная концепция освящает существующие нормы и порядки и тем содействует социальной, идейной и политической интеграции общества. Здесь проявляется потребность общества в коллективизме, которую удовлетворяет религия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdeystvie_religii_na_protsess_sotsializatsii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воздействие религии на процесс социализации:

Любовь как путь к «Другому»

Социальные институты  занимают ведущее место в социальной структуре, ведь благодаря им человеческая жизнь становится упорядоченной, стабильной и предсказуемой, а в повседневной деятельности человека проявляется значительная доля целесообразности, эффективности и определенности. Социальные институты способствуют организации отношений между людьми и реализации задач групповой жизни. Несомненно, связь между институциональным устройством общества и личным опытом его членов весьма важна.

Одним из социальных институтов является религия. Религия представляет собой сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Развитие нации и отдельной личности сильно зависит от религии. Несмотря на то, что большинство людей стоят на позициях научного понимания строения Вселенной, роль религии в обществе очень высока. Религия выполняет многочисленные функции, которые имеют большое социальное значение, но основными можно считать – интегрирующую, регулирующе-контролирующую и экзистенциальную (философскую).  Объединяя людей в рамках санкционированного ею мировоззрения, сложившихся под ее влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиозная концепция освящает существующие нормы и порядки и тем содействует социальной, идейной и политической интеграции общества. Здесь проявляется потребность общества в коллективизме, которую удовлетворяет религия.

Истина человеческого существования может быть найдена только путем вхождения в личностные отношения с окружающими. Жизнь, реальность, мир есть совокупность межличностных отношений, центральным моментом которых выступает любовь, как целостная направленность, устремленность чьей-либо жизни и воли к «Другому», ощущение непреодолимой потребности в нем, волевая и моральная концентрация чьего-то бытия на «Другом», который постигается как отвечающий на эту преданность и заботу (М. Бубер).

Сегодня, в ситуации кризиса многих нравственных ценностей, как никогда человечество ощущает потребность в возрождении этики любви, это блестяще подмечено русским религиозным философом И.А. Ильиным, который писал: «Да, в людях мало любви. Они исключили ее из своего культурного акта: из науки, из веры, из искусства, из этики, из политики и воспитания. И вследствие этого современное человечество вступило в духовный кризис, невиданный по глубине и размаху… Нельзя нам без любви. Без нее мы обречены со всей нашей культурой. В ней наша надежда и спасение» [4, с.11].

Стремление познать себя и «Других» выражено в дельфийском изречении: «Познай самого себя». Познание человека, включая его главную тайну, не может быть исполнено только с помощью обычного рационального знания, доставляемого нам мышлением [10,с.102]. Единственным источником полного знания является акт любви, который выходит за пределы мыслей и слов, и являет собой акт единения. «Любовь есть, как обычно говорится, единение, пребывание в единстве с Другим» [9, с. 530].

До недавнего времени любовь человека к себе как ценности находилась в полном пренебрежении из-за идеологии, ориентированной исключительно на общественный идеал. До сих пор мнение о том, что любить «Других» добродетельно, а любить самого себя грешно, широко распространено. В этом контексте возникает правомерный вопрос: может ли любить «Других», человек не способный любить себя?

Идеалом христианина – это жизнь во Христе и во имя Христа. Человек не может ничего без Божьей помощи. Основой жизни в христианстве становится любовь – не разум, но чувство. Источником человеческой любви может быть только Бог. Поэтому центром, средоточием любви вообще, является сам Бог, ибо воистину возлюбивший Бога способен на любовь к «Другим».

Библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего как самого себя», что предполагает уважение к собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание себя неотделимы от понимания «Другого», уважения и любви к нему. Любовь к самому себе нераздельно связана с любовью к любому другому существу. Человек, который не любит себя, не способен к любви, любить «Других». О любви к себе вряд ли можно сказать лучше, чем это сделал Мейстер Экхарт: «Любя себя, вы любите и других так же, как себя. Любя Другого человека меньше, чем себя, вы не можете любить и себя по-настоящему, но, одинаково любя всех, в том числе и себя, вы любите их как одно существо, и существо это есть одновременно Бог и человек. Значит, велик и праведен тот, кто, любя себя, равно любит и Других» [13, с.204].

Н.А. Бердяев писал, что существует глубокая и неразрывная связь между личностью и любовью – «Я» превращается в личность через любовь, только в любви и есть целостное соединение одного с другим и преодоление одиночества. Г.Марсель  утверждал: «Только в том случае, когда индивидуум осознает Другого как свою собственную инаковость и когда на основе этого он пытается проникнуть в Другого – только тогда он может разорвать замкнутый круг одиночества…».

Любовь представляет собой высшую зрелую форму человеческого отношения человека к человеку. Любовь – это духовная способность, которой наделены отнюдь не все люди. Любовь может проявляться в различных видах отношений – между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, просто между людьми, и даже между человеком и Богом [10, с.15]. Любовь можно охарактеризовать как установку, ориентацию характера, определяющую отношение человека к миру вообще, а не только к конкретному человеку. Любящий кого-то одного, а ко всем остальным проявляет равнодушие не знает подлинной любви. Истинная любовь предполагает, что если один человек любит одного человека, то любит всех, любит мир, любит жизнь.

Первой, острейшей потребностью человека, считает С.Л. Рубинштейн, является любовь к «Другому» человеку. «Любовь, есть преодоление одиночества, выход из себя в Другого, отражение Другого в себе и себя в Другом» [2, с.124]. Любящий человек обладает невероятной силой, так как любовь являет собой питание души. «Сила человека – Любовь. И она лечит его из века в век. … Любовь ведет человека к высшей форме жизни. … Любя – побеждай!» [1, с.34,423]. Истинная любовь – это выражение созидательности, она предполагает заботу, ответственность и знание. «Сама встреча с Другим, уже есть моя ответственность за него. Ответственность за ближнего – это, несомненно, то, что внушительно называют любовью к ближнему, любовью без эроса, милосердием, любовью, где этическое доминирует над страстью; любовь без вожделения. … Речь идет о том, чтобы взять на себя судьбу Другого» [8, с.128].

Любовь трансформирует человека. По-настоящему трансформировать человека может только подлинное знание, получаемое в результате понимания. Информация, которая не имеет силу действительного знания, не может изменить человека. Действительное знание возникает в момент отношения «Я-Ты», в котором человек, экзистенциальным образом, всем своим существом касается глубинного смысла человеческого бытия. « … Любовь не прилепляется к Я так, чтобы Ты было для нее лишь содержанием, лишь объектом; она возникает между Я и Ты. Кто не знает того, не знает самим существом своим, не знает любви, хотя он и может принимать за нее те чувства, которые он испытывает, которыми он наслаждается и которые выражает» [3, с.13]. В любви человек обретает истинное лицо. С.Л. Франк полагал, что любовь раскрывает нам глаза на «Другого». Любовь предполагает познание изнутри и признание «Другого» в его инаковости. «Онтологическую опорную точку» для себя мы получаем благодаря любящему признанию «Другого». В любви мы также получаем утверждение достоверности существования «Другого». «Сознание бытия обретает достоверность в любви – в любви открывается и содержание бытия. Из отношения человека к человеку, во внимании друг к другу, в разговорах; в коммуникации вырастает видение истинного и пробуждается непреложное» [12, с.230].

Любовь заставляет нас действительно всем нашим существом признать за «Другим» то безусловное центральное значение, которое в силу эгоизма, мы ощущаем в себе, в этом и проявляется смысл и достоинство любви. Габриэль Мадинье писал: «Когда любовь питается только симпатией и сама занята лишь тем, что поддерживает ее, она рискует превратиться в желание. Истинная любовь обращена к самому субъекту, по ту сторону его природы. Именно здесь происходит разделение: желание видит в том, к чему оно устремляется, только объект для обладания; любовь видит в том, кого она любит, субъект, его наличие радует ее, и она способствует его расцвету» [5, с. 88]. Такое разделение Г. Мадинье сравнивает с переходом от дрессировки к воспитанию. В первом случае «Другой» воспринимается как объект для присвоения; во втором – как субъект, «к которому надо проявлять особое расположение, стимулируя его развитие. Любить значит хотеть видеть Другого субъектом» [5, с. 88].  Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личности. Смысл человеческой любви, считал В. Соловьев, заключается в спасении индивидуальности через жертву эгоизма. Это происходит вследствие того, что посредством любви возможно утверждение значения другой индивидуальности. Любовь являет собой полное изживание эгоизма.

Любовь представляет собой такой вид отношения, который не допускает господства одного человека над «Другим» или беспрекословного подчинения одного «Другому». Любовь предполагает равенство обеих сторон: одна не жертвует ради другой, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. «Любовь – единство с кем-то или чем-то вне самого себя при условии сохранения отделенности и целостности собственного Я» [10, с.23].

Любовь требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом – самосовершенствование – поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее «Другим». «В любви я ощущаю: «Я - это Ты», где «Ты» - любимый человек, «Ты» - незнакомец, «Ты» - все живое. В переживании любви заключен единственный ответ на проблему бытия человека, заключено психическое здоровье» [10, с. 24]. Любовь это искусство, которому необходимо учиться и в котором необходимо совершенствоваться.

Подлинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «Я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать собою (Гегель).

Духовная грань процесса социализации связана с выработкой у человека таких свойств, как способность в некоторых случаях поступиться своими материальными интересами, способность выйти за пределы своего «Я», сочувствуя, сопереживая, оказывая поддержку другим. Люди, руководствующиеся в жизни духовно-нравственными ориентирами, искренне стремятся следовать лучшему, что сотворило человечество за всю свою историю – гуманистическим ценностям.

Применительно к реалиям современности можно констатировать, что современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, обусловленный произошедшими переменами в общественном сознании и государственной политике. Сегодня общество, по крайней мере, в России, лишено духовных и нравственных идеалов. Реальность как бы «распылена», в головах у людей нет целостного видения мира, многие даже не осознают в чем смысл их жизни. Сегодня мало тех, кто верит в любовь и верность, а все могущественнее становится сила власти и денег.

В связи с выше изложенным, становится очевидным, что проблема духовно-нравственного воспитания является одной из основополагающих проблем, стоящих перед человечеством. Восхождение к духовности есть специфическое отрицание сиюминутной ипостаси социального бытия человека; это всякий раз уникальная попытка личности встать над самой собою, над бытийным слоем своих привычных взаимоотношений, соотнести свой жизненный опыт с высшими культурно-этическими ценностями прошлых эпох.

Православная культура дает нам реальный образ Человека, примеру которого необходимо следовать – это образ Иисуса Христа, который в Новом Завете даровал людям новую заповедь: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Важным средством формирования духовного облика личности, ее интеллектуально-ценностного мира, является культурная политика государства, которая в определенных аспектах имеет целенаправленный характер и поэтому выражает планомерную сторону социализации. При этом необходимо помнить, что культура в России на протяжении многих столетий исторически была связана с Православием. Мировоззренческим стержнем, нравственным мерилом культуры всегда выступала религия. Именно поэтому глубокий интерес наших современников к вере и церковности – это не дань модным тенденциям, а насущная потребность множества человеческих душ, стремящихся во Христе обрести подлинный смысл бытия.

Библиографический список

  1. Антарова К.Е. Две жизни. М., 2002.

2. Бердяев Н. Эрос и личность: Философия пола и любви. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. – 224 с.

3. М. Бубер Я и Ты

4. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Мюнхен, 1958.

5. Мадинье Г.  Сознание и любовь. Очерк понятия «Мы». М., 1995

6. Монтень М. Опыты: О чувствах / Пер. с фр. А. Бобовича, Н. Рыковой. – Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. – 256 с.

7. Стендаль О любви / Пер. с фр. М. Левберг, П. Губера. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 288 с.

8. Философия, справедливость и любовь (Беседа с Эмманюэлем Левинасом) // Философские науки, №6, 1991, стр. 128.

9. Франк С.Л. Сочинения. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 800 с.

10. Фромм Э. искусство любить / Пер с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. – 2-е изд. – Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 224 с.

11. Фромм Э. Человек для себя / Э. Фромм. – Мн.: «Харвест», 2003. –           352 с.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991. – 527с.

13. Meister Eckhart/ New York: Harper&Brothers, 1941. P. 204


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление личности в процессе социализации.

Проблемы социализации и пути их решения....

Социализация личности ребенка путем развития и становления его лидерских качеств

Успех — это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате. Джим Рон...

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...

Статья: "К понятию «успешная социализация»: наблюдение послешкольного пути"

Успешная социализация молодёжи, переступающей школьный порог и вступающей в «открытый» социум – это важная проблема современности и решающий фактор прогрессивного социального развити...

Программа воспитания и социализации "Найди свой путь"

Программа воспитания и социализации "Найди свой путь"...