Становление личности в процессе социализации.
статья (9 класс) по теме

Проблемы социализации и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_lichnosti_v_processe_socializacii..docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Е.Л. Байдина  (г.Пыть-Ях)

Становление личности в процессе социализации: проблемы и пути решения.

                                                                          Создает человека природа, но развивает и

                                                                          образует его общество.

                                                                                                       В.Г.Белинский.              

       Новые времена ставят новые вопросы. Меняется общество, но не меняются требования  к воспитанию личности. В любом обществе складываются относительно устойчивые ценностные ориентации, которые приобретают характер общественных норм. Подготовка школьников к вхождению в реальную жизнь, к решению жизненных проблем, управление процессом социализации- вот задачи, которые стоят перед школой. Общество является сложным организмом, в котором все элементы тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит  эффективность жизнедеятельности общества в целом. Именно общество является для человеческого индивидуума социальной средой, которая объединяет в себе  множество различных социальных факторов, оказывающей влияние на формирование личности и ее поведение. А  школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей.

       Социализация- это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация –это сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки и способности, состояться как личность. Личностью называют человека, который в результате своей сознательной деятельности приобрел социально значимые черты, реализуемые им в общественной жизни, преодолел жизненные трудности и препятствия. Зрелая личность в разных условиях ведет себя предсказуемо, всегда занимает активную жизненную позицию, способна сама определить смысл и цель своей деятельности. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

         Можно выделить несколько факторов, которые оказывают влияние на процесс социализации: биологическая наследственность, социальное окружение, групповой и индивидуальный опыт.

         Существует несколько этапов социализации:

- стадия адаптации, когда происходит некритичное усвоение социальное опыта;

- стадия идентификации, когда появляется желание выделить себя среди других;

- стадия интеграции, когда происходит внедрение в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно;

- стадия, которая характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

        Особенно интенсивно процесс социализации происходит в подростковый период. Закладывается основа духовного развития личности. И если социализация проходит неблагополучно, то необходима социальная реабилитация. Реабилитация детей и подростков может рассматриваться как системный, целенаправленный процесс включения в общество, способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

        Ведущим методом преодоления  дезадаптивного  или отклоняющего поведения в  педагогической деятельности  используется процедура реабилитации и коррекции. Причиной отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальных норм или генетическая предопределенность отклонения. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдения им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется  девиация.

             Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.  Типичным проявлением  девиантного  поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как:  агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематический уход из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм  детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; попытки суицида.  Для решения этих проблем необходима целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса( родителей, педагогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая способствует овладению социально- этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации подростка. Одним из элементов социально- педагогической деятельности является коррекция.

Работа с подростком:

-восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до    появления трудновоспитуемости;

- активизация положительной общественно полезной деятельности;

-исправление отрицательных качеств подростка путем разнообразных методов  поведения (поощрение, убеждение, пример и т.д.);

- изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика;

-изучение положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами;

- коррекция межличностных отношений.

Работа с семьей:

-изучение положения ребенка в семье;

-помощь родителям в  воспитании детей;

-планомерное и целенаправленное посещение семей на дому.

    Задача педагога заключается в том, чтобы не идти вслед за появившейся у ребенка проблемой, а создать необходимые условия для того, чтобы предупредить её на основе знания слабых и одновременно сильных сторон его личности и создания условий,  способствующих развитию тех значимых функций, которые оказались в дефиците.

Список литературы:

1.Е.А. Ануфриев  Социальный статус и активность личности. М., 1994г.

2.О.А. Ещеркина  Личностное становление подростка. Волгоград., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Саморазвитие личности в процессе становления позитивной «Я-концепции»

«Я-концепция» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку.Основу «Я-концепции», ее содержание составляют знан...

Концепция воспитательной работы "Становление личности в процессе социализации, воспитании и самовоспитании"

Данная  концепция  содержит основные направления  , цели и задачи воспитательной работы с учащимися....

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...

Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"

Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности"  можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...