Концепция воспитательной работы "Становление личности в процессе социализации, воспитании и самовоспитании"
статья (9 класс) по теме

Данная  концепция  содержит основные направления  , цели и задачи воспитательной работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_vospitatelnoy_sistemy.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

                                              

Концепция воспитательной работы

Содержание

Введение.                                                                                             2  стр.

  1. Цели, задачи воспитательной концепции.                              3-4 стр.
  2. Принципы воспитательной деятельности.                              5 стр.
  3. Направления воспитания.                                                         6-8 стр.
  4. Модель реализации концепции.                                              9-11 стр.
  5. Организационные компоненты содержания воспитательной  деятельности.                                                                            12 стр.
  6. Формы, методы и средства реализации концепции
    воспитательной деятельности                                                 13-14 стр.              
  7. Ожидаемый результат                                                             15-16 стр.
  8. Заключение.                                                                              17 стр.

                                   

                                        Введение              

                                           

                                             Я призываю Вас всё проверять, всё оспаривать,

                                              Знание, добытое без личного усилия,      

                                              Без личного напряжения, - знание мёртвое.

                                              И только пропущенное через собственную голову

                                              Становится твоим достоянием.

                                                                                                    Л. Улицкая.

            Моя педагогическая концепция «Становление  личности в единстве процессов социализации, воспитании и самовоспитания» обращена

к педагогам - практикам, к тем, кто навсегда связал свою судьбу  со школой, с детьми.

Воспитательная концепция складывалась на протяжении многих лет, она видоизменялась, дополнялась, по мере того, как я приобретала  навык профессионального  мышления,  изучала различные методы профессиональных технологий, приобретала профессиональный опыт.

          В основу концепции  легли передовые идеи великих  педагогов Василия Александровича Сухомлинского, Антона Семёновича Макаренко, Яна Амоса Каменского, современных педагогов Н.Е. Щурковой, Е.П. Павлова, Е.Н. Степанова, В.В. Горшкова и других.

Падение культуры общества и господство обманных ценностей, сопровождаются нарушением жизненно значимых отношений ребёнка, осложнением его взаимоотношений с учителями, родителями, одноклассниками, утратой эмоционального благополучия, чувства защищённости, способности проживать состояние счастья вне зависимости  от условий жизни. Как классный руководитель может способствовать социализации личности  в единстве процессов социализации, воспитании и самовоспитания и посвящена моя педагогическая концепция.

1. Цели, задачи, принципы воспитательной концепции

Цель – есть запрограммированный результат. Цель определяет чего мы хотим достичь? Куда движемся?  

Стратегия – что нужно сделать для реализации этой цели? Как сделать лучше? Каковы этапы этого пути?

Цель воспитательной концепции: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции. Основные задачи воспитания. Система воспитания призвана обеспечить:
- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
- развитие субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли;
- формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;
- усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе;
- укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности.

Основные требования к целям воспитания:

1.Объективность

2. Системность.

3. Дифференциация по возрастам учащихся.

4. Реализуемость.

Ключевыми понятиями характеризующими сущность воспитательной системы класса являются:

«Социализация»- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

«Самовоспитание» -  сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и минимизации отрицательных качеств. 

«Индивидуальность» неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нём единичных, особенных и общих черт, отличающих его от других индивидов.

«Коллектив» - объединение людей, выступающих, как единый организм, функционирующий по общим законам, имеющий сходное мировоззрение, мораль, потребности.

«Педагогическая поддержка» - оказание помощи в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим  и психологическим здоровьем, общением ребёнка. Это процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий.

2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
     Необходимость выделения принципов воспитательной деятельности обусловлена определением условий для создания воспитывающей среды, направленной на эффективную реализацию обучаемыми своего познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциала. В своей работе  классного руководителя я руководствуюсь следующими принципами:

  • Духовности и душевности;
  • Защищённости и комфорта;
  • Доверия и открытости;
  • Сотворчества и содружества;
  • Индивидуальности и личностной ориентированности и конечно же это принципы:

1.  «Само» (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.).
2.
Творческой активности (умение искать творческие решения) – может выступать механизмом реализации коллективных дел и личностных задач. Он направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом интересных дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.).
3.
Успешности (умение делать). Основными понятиями его могут быть ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность («Я нужен», «Я могу», «Я делаю»).
4.
Общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ.


    Направления воспитания определяются целью, задачами, принципами воспитательной деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями общества к растущей личности и психологическими закономерностями ее формирования. А так же с теми направлениями воспитательной работы, которые определены в воспитательной системе  МБОУ Одинцовской  гимназии № 14:
1.
«Здоровье» спортивно-оздоровительное (соответствует физическому воспитанию учащихся) – организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ), здорового образа жизни, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума и т.д.

2.  «Интеллектуальное»- формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала личности (познание истины). В процессе приобретения житейских знаний, их систематизации и обогащения в процессе обучения, самостоятельной работы, разнообразной внешкольной и внеклассной деятельности формируется система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений;
3. « Я и семья» (соответствует семейному воспитанию, работе с родителями) – организация работы с семьей, изучение семейных традиций, организация совместной деятельности семьи и школы, актов милосердия, волонтерского движения, работа по половому просвещению обучаемых, изучение ролевых особенностей в семье, понятий «мать», «отец», изучение основ семейных взаимоотношений, понятий «любовь», «дружба», «уважение» и т.д.
4. «Сыны Отечества» (соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию) – организация деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур. Воспитание гражданственности, патриотизма, направленное на формирование общероссийской и национально-культурной идентичности (привязанности, сопричастности), активное участие в жизни страны, города. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

5.  « Правовое » - формирование мотивационно-ценностного поведения (формирование высших психических функций: потребностей, мотивов, отношений, образа «Я», помыслов, желаний, устремлений души). Это направление предполагает:  воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умении их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения. Формирование правовой культуры.
6. «Культура» (соответствует эстетическому воспитанию) – организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей задатков, формированию чувства прекрасного и т.д.
7.  «Земля – наш  общий Дом» (соответствует экологическому воспитанию) – организация деятельности по направлениям «краеведение», «туризм», природосообразная деятельность, деятельность по защите природы и т.д.
8.  «Труд»
(соответствует трудовому воспитанию) – организация трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, профессиональной диагностики, деятельности по воспитанию у учащихся трудолюбия, культуры труда, по экономическому просвещению подростков и молодежи, организации летней трудовой практики.
9. «Человек» (соответствует нравственному воспитанию обучаемых) – организация деятельности педагога, ориентированной на воспитание личности обучающегося, развитие его индивидуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, правовое воспитание, изучение правовых и законодательных норм, умений и навыков противодействовать асоциальным проявлениям и т.д.
В процессе разнообразных видов деятельности, предоставляющих возможность усваивать различные социальные роли, выражается потребность и способность учащегося проявлять заботу о других, создаются условия для воспитания организационной культуры, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, умения подчиняться и требовать, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, активной творческой позиции, умения самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность, навыков организации и проектирования собственной деятельности, организации самоуправления в классе.

3.  МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

     Воспитательная система должна отражать коллективную потребность, быть престижной, значимой в глазах учащихся, педагогов и родителей, быть естественной, органичной для данного класса, носить коллективный характер.

   Воспитательная система в своём развитии проходит через несколько этапов:

I этап Проектный: становление- в основном осуществляется на организационно- педагогическом уровне (ожидание, надежды). Утверждение системообразующей деятельности (выбор основополагающих принципов, направлений, отработка содержания деятельности, структуры системы, новообразование создание зон упорядоченности, введение новаций, определение ступеней роста и др.).
II этап Практический: обработка и закрепление  достигнутого на I этапе. Создание базы для дальнейшего развития воспитательной системы через сохранение в ней зон упорядоченности и получения внешнего признания воспитательной системы. Главные цели воспитательной системы сформированы, доведены до сведения детей и родителей .

III этап -  характеризуется оформлением системы. Классный коллектив переходит в новое, качественное состояние он всё чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединённых общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Создание целого, единого образования (окончательное формирование системы, когда каждый компонент занимает свое место. Работа с коллективом переходит в новое качество на основе самоанализа, творчества, саморазвития

- ребёнка не надо переделывать. Классный руководитель лишь помощник, защитник, советник, образец для подражания.

IV этап -Торможение (повторение опыта, возникновение стереотипов).
V этап – обновление и перестройка (революционные и эволюционные пути обновления. Может приобретать характер кризиса).

         «Я горжусь своим педагогическим кредо» писал В.А. Сухомлинский  и я полностью разделяю его взгляды в этом направлении. Моими любимыми воспитанниками являются не послушные и безропотные, готовые со всем соглашаться и во всём повиноваться, а своенравные, волевые, беспокойные, иногда проказники и шалуны, но бунтари против зла и неправды, готовые отстаивать принципы, которые стали неотделимы от их личности.

Классный коллектив – это сложное взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями. Каждый ученик может внести в коллектив свой фон. Каждый отдельный ученик вносит нечто своё в общую сокровищницу класса, свои только ему одному присущие оттенки восприятий, чувствований, переживаний, мысли, свои особые интонации в постижении прекрасного.

Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой.

Данная  система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.
Говоря о создании единой системы воспитательной деятельности, я
 подразумеваю, прежде всего, организацию ее управления, постановку единых и осознанных целей и задач, общих принципов, основных доминантных направлений воспитательной работы.
Разрабатывая новую Концепцию воспитательной деятельности, самое главное – не поломать, а сохранять те положительные наработки, которые были получены мной в результате работы как в советской школе старшей пионерской вожатой, так и в условиях современной школы.

Воспитательная система рассчитана на семь лет (5-11 класс)

Этапы работы:

Этап

Класс

Основные направления работы

I

5-7

Развитие позитивного интереса, уважения к людям, приобщение к здоровому образу жизни, организация коллективной деятельности, развитие творчества, коллективистских отношений внутри класса. Признание и принятие окружающей среды. Способность к пониманию. Приобретение знаний, их систематизация и обогащение в процессе жизни, формирование системы социальных, научных, философских, нравственных и эстетических взглядов и убеждений на различных возрастных этапах становления личности

II

8-9

Развитие познавательной активности. Самоуважение, взаимопомощь. Развитие творческого мышления и самостоятельности. Самоуправление. Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности. Формирование навыков безопасного поведения. Формирование представлений о здоровом образе жизни как гарантии здоровья будущего потомства.

III

10-11

Развитие познавательной потребности. Гражданская позиция. Готовность к профессиональному самоопределению, готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению. Формирование жизненной позиции. Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни.

Ступени, направления и принципы воспитательной деятельности взаимозависимы, находятся в постоянном (латентном, или явном) взаимодействии, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.

5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


        К компонентам содержания воспитательной деятельности можно отнести темы-доминанты, традиционные дела,  и.т.д. , характеризующие то или иное направление воспитательной деятельности и раскрывающие его сущность. К направлению «Здоровье» можно отнести следующие темы-доминанты: «Здоровый образ жизни», «Спорт», «Туризм», «Профилактика употребления ПАВ», «Гармония тела, духа, разума» и др.; к направлению «Семья» – «Малая родина», «Милосердие», «Семейные традиции», «Планета», «Половое воспитание» и др.; к направлению «Культура» – «Эстетическое воспитание» «Культура поведения», «Творчество», «Искусство» и др.; к направлению «Природа» – «Краеведение», «Защита природы», «Глобальная экология», «Экология человека», «Эколог и Я» и др.; к направлению «Труд» – «Трудовое воспитание», «Экономические знания», «Профориентационная деятельность», «Трудовые бригады», «Культура труда» и др.; к направлению «Человек» – «Воспитание толерантности», «Противодействие асоциальным явлениям», «Правовая культура», «Культура общения», «Я и Мы» и др. Эти темы-доминанты должны учитывать возрастные особенности обучаемых и быть сориентированы на возможности в практике реализации различных образовательных структур.

Воспитательная концепция включает в себя как компонент и работу с родителями. Взаимоотношения с родителями выстраиваются как коллега с коллегой, по праву равно заинтересованных союзников. Этапы формирования взаимоотношений с родителями следующие:

-установление связи с родителями;

-выработка единых требований семьи и школы к ребёнку;

-организация коллектива родителей;

-повышение педагогической культуры родителей.

6. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Методологическую основу воспитательной концепции составляет совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга подходов:

Системного (ориентация в исследовании  и управлении социальными и природными системами посредством опоры на понятия, основополагающие идеи – принципы и методы изучения и преобразования сложных объектов);

Деятельностного (ориентация на оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности – направлении интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания);

       Личностно – ориентированного (ориентация на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности).

     Теоретической основой воспитательной системы является совокупность ведущих идей гуманизма, сотрудничества, поддержки, ценностных ориентаций, формирования единого воспитательного развивающегося пространства.

   Руководство: организация работы в классном коллективе по реализации основных направлений Концепции; организация управления внедрением основных положений Концепции  (на основе проведённого анализа работы класса за прошедший учебный год и анкетирования учащихся, родителей, утверждение планов мероприятий и др.);  контроль за выполнением планов, качеством мероприятий и их эффективностью; Исполнение: составление конкретных планов работ  с классом, отдельными группами); включающую возможности всех институтов (семьи, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта,  СМИ и т.д.); Функционированию воспитательной системы   предшествует ее моделирование (выработка алгоритма действий).

       Технологическая цепочка процесса моделирования воспитательной системы   как правило, включает следующие звенья:
- формирование инициативной группы моделирования воспитательной системы (учащиеся класса, родители);
- принятие единой концепции воспитательной системы класса
- разработка и утверждение программы, плана действий по реализации основных положений Концепции;
- научно-методическое обеспечение и руководство воспитательным процессом.
     Для успешного решения вопросов воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников педагогического процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Формы воспитания могут быть самыми различными, но они должны быть понятны для ребёнка:

  • Он видит, что его любят;
  • Он понимает, что о нём заботятся;
  • Он осознаёт, что его уважают;
  • Он чувствует, что ему рады.

7. Ожидаемый результат

 Черты личности выпускника  воспитательной системы: «Становление  личности в единстве процессов социализации, воспитании и самовоспитания».

-владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, являющейся основой формирования убеждений, т.е. мировоззрения;
- знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при решении экономических, социальных, политических и экологических задач в рамках своей компетенции;
- способен в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость будущей или приобретенной профессии, знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности;
- умеет на научной основе организовать свой труд;
- умеет критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений;
- проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение;
- владеет навыками сотрудничества;
- владеет способами осуществления познавательной, коммуникативной, преобразовательной, художественно-эстетической деятельности; стремится к творчеству;
- убежден, что высшие ценности человеческой жизни - это добро, красота, любовь к людям;
- умеет управлять собой, своими эмоциями, творчески самосовершенствуется;
- владеет навыками организационной культуры;
- наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям; уважает свой народ и народы других стран;
- способен терпимо относиться к людям другой национальности и вероисповедания;
- умеет противодействовать асоциальным проявлениям.

                                     

                                         

Заключение

Мой выпускник должен быть счастливым человеком - весёлым, бодрым, здоровым, подтянутым, способным жить и любить жизнь во всех её проявлениях. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день. Чтобы стать настоящим человеком, в процессе социализации, воспитании и самовоспитания, ученик должен прежде всего уважать самого себя, без этого уважения не мыслима человеческая культура. Учитель должен глубоко уважать человеческую личность в своём питомце.

У учителя есть единственный инструмент воспитания - слово. Именно оно воздействует на душу ребёнка. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Главное в слове учителя – честность. Содержание воспитательной концепции может остаться всего лишь красивыми словами на бумаге, если ученики не будут верить своему учителю, увидят в нём показное, не искреннее. У педагога должна быть способность чувствовать человека – чувствовать сердцем тончайшие движения души, уметь увидеть в глазах горе, обиду, одиночество, потребность в человеческом сочувствии, в помощи. Осмелюсь констатировать, что в последнее время наблюдается педагогическая неподготовленность родителей. Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя».  Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Воспитание будущих родителей необходимо со школьной семьи.

     Не навреди - главная задача наставника Я.А. Каменского «Каждый ребёнок может стать человеком, если его не портить»


Без чувств возвышенных и нежных,

без доброй памяти души,

          без    восхищений, без надежды

Вам в класс не надобно идти.

          Терпенье укрепляет душу,

оно желательно для тех,

кто школу без сомненья любит,

он обрекаем на успех.

          Красив и бодр, оптимистичен,

уверен в детях и в себе,

он роль высокую играет

в ребячьей будущей судьбе.

Не мстит, не злобен и способен

прийти на помощь в час любой,

и дети с радостью несутся

за ним весёлою гурьбой.

Передаёт свой опыт жизни,

он артистичен и умён,

при этом в меру ироничен,

и если нужно, кстати, смел.

Когда к тебе идут народы,

закончив  школу, и любя,

то ты – учитель, слава Богу,

и в школе пусто без тебя.

Цени в ребёнке откровенность,

потребность в правде, прямоте,

а те, кто хитростью страдает,

они, наверное, не те.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: Урок чтения как средство воспитания и самовоспитания

Чтобы человеку стать человеком, нужна книга, по-доброму рассказывающая об окружающем мире во всех подробностях, мелочах, красках, оттенках, мелодиях, тембрах. Найти теперь такую книгу среди коми...

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ К САМОВОСПИТАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ.

Статья учителя, классного руководителя как сформировать у своих учеников потребность к самоспитанию и саморазвитию...

Социализация, воспитание , созерцание и воздействие

Воспитание и управление процессом учебной деятельности и участниками процесса сложная задача. требования должны быть увязаны и ситуационно оправданы...

статья в сборнике Вопросы социализации. воспитания. образования

Приобщение учащихся к культурным ценностям своего народа...