РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по ИЗО «Волшебная кисточка» на 2017-2018 учебный год
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Чебодаева Ирина Петровна

Образовательная программа кружка «Волшебная кисточка» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Программа кружка «Волшебная кисточка» предназначена для учащихся, интересующихся предметом, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_kistochka_.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Аскизский лицей-интернат»

им. М.И. Чебодаева.

        Согласовано       на            заседании МО  учителей технологии

Руководитель МО         _________________

                      Юктешева Е.А.

                        Протокол №

              от «       »                  2017г г.                                        

                         Согласовано

                          Зам. директора                                                          по УВР                                                  

                      ________________

                      Сагатаева Н.К.                                    

От «     » __________2017г

     Утверждаю:

Директор  школы

___________________________

Араштаев Е.Н.

Приказ №

                 от «    »                    2017 г. 

        

                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    

Кружка по ИЗО

«Волшебная кисточка»

                                                                                                   на 2017-2018 учебный год

Составила:

Чебодаева Ирина Петровна, учитель ИЗО                                                                                                                                                                                                                                                                           

с .Аскиз 2017

                                                                                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».

Платон

Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно, и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах.

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Волшебная кисточка» разработана для занятий с учащимися 8-ых классов в соответствии с требованиями ФГОС. (Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 29. 08. 2013г. № 108).

Образовательная программа кружка «Волшебная кисточка» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Программа кружка «Волшебная кисточка» предназначена для учащихся, интересующихся предметом, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по рисованию.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, способах оформительской деятельности, ознакомит с различными техниками и технологиями декоративно-прикладного творчества, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

Цель программы:

создание условий для формирования творческой личности, развития в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих  самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:

-приобщение учащихся к художественной культуре как форме материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству

-овладение навыками работы различными художественными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;

воспитание интереса к изобразительному, декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах; эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности;

-воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении творческих заданий.

Программа кружка «Волшебная кисточка» предназначена для учащихся 8 классов

.

Сроки реализации рабочей программы:  рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю, 34 часа

В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть, воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Формы и режим занятий:

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися;

Методы обучения.

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Формы и средства контроля

подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:

- конкурсы;

- выставка детских работ;

Планируемые  результаты освоения обучающимися программы курса:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала.

Требования к планируемым результатам освоения программы:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

- использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:

·        развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;

·        познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

·        использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

·        познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;

·        создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;

·        совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

По окончании курса обучающиеся должны знать:

·        о  значении изобразительного искусства в жизни человека;

·        основные виды изобразительного искусства (графика, живопись, архитектура, декоративно-прикладное искусство) и жанры изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);

·        разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

·        начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);

·        начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия живописи ( цвет, мазок, деление цветового круга на теплые и холодные цвета);

·        основные средства композиции: контраст света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.

·        понимать, что такое светотень (свет, тень, падающая тень, освещенность, объем);

·        понимать, что такое линия горизонта, главное, второстепенное, композиционный центр;

·        передавать на бумаге простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

·        правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

·        правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность ( в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;

·        передавать в рисунке на темы смысловую связь элементов композиции.

Должны уметь:

·        правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

·        выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

·        соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

·        уметь смешивать краски для получения новых оттенков;

·        пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь, фломастеры),

·        владеть навыком работы в конкретном материале.

Календарно-тематическое планирование «Волшебная кисточка» 8 класс

 По программе за год – 34 часа.

Количество часов в неделю – 1 час.

Тема урока

Кол-во часов

План

Факт.

УУД

Примеч.

Осенние зарисовки

1

Материалы и инструменты. Вводное занятие. Техника безопасности. Разновидности декоративно-оформительских работ

1

2.09.-9.09.

 

Регулятивные: -принимать учебную задачу; -планировать алгоритм действий по ор-

ганизации  своего  рабочего  места  с установкой    на    функциональность;

-планировать  и  проговаривать  этапы работы, следовать согласно составлен-

ному плану, вносить изменения; организовывать свое творческое пространство

-оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось; вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения;

 Познавательные: -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осенних цветах;  -составление описания разных цветов;

-приведение примеров изображения русской осени, осенних цветов в поэзии, живописи, графике; -формулирование ответов на вопросы учителя;  -умение анализировать эскизы , выбирать лучший вариант, рассказать средствами изобразительного языка о красоте декоративного цветка;;

Коммуникативные: уметь  строить  понятное  монологическое высказывание, обмениваться мнениями,  слушать  одноклассников,  учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; выразительно читать стихотворения  о  цветах  (по  желанию),  использовать образную речь; -уметь слушать учителя и сверстников, формулировать ответы на вопросы, задавать  вопросы  для  уточнения   услышанной  информации;  составлять  описания изделий.

2-3

Осенний пейзаж..Рисование с натуры (акварель, гуашь) Пленер.

2

11.09.-16.09.

18.09.-23.09.

4-5

«Земля одна, а цветы на ней разные» Практическая работа: рисование с натуры осенних цветов (акварель, гуашь).

2

25.09.-30.09.

2.10.-7.10.

6

Нетрадиционные методы рисования.

Метод «Акватипия»

1

9.10.-14.10.

7-8

Нетрадиционные методы рисования.

Метод «Рисование при помощи соли»

2

16.10.-21.10.

23.10-28-10

 

9-10

Нетрадиционные методы рисования.

Метод «На брызг»

2

30.10.-11.11.

13.11.-18.11.

11

Нетрадиционные методы рисования.

Метод «Печатание листьями»

1

20.11.-25.11.

12

Каждая птица своим пером красуется. Практическая работа: наброски птиц (карандаши).

1

27.11.-2.12.

Зимние зарисовки

13-14

Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета Прак-ая работа: зимний пейзаж (перо, тушь, белая гуашь).

2

4.12.-9.12.

11.12.-16.12.

Регулятивные: -адекватно оценивать результаты своего труда ;-уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

-в сотрудничестве с  учителем ставить  новые творческие и учебные задачи;

-составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в

случае отклонения ;-адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками; -знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий

художник приступает к процессу творчества).

Познавательные:  -приведение   поэтических,   изобрази-

тельных примеров изображения зимы;

-использование образной речи при описании зимних пейзажей;

- умение формулировать проблему; -самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности белого цвета); осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе рисования карнавальных масок; -выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов (форма, цвет, размер)

Коммуникативные:

-уметь  работать  в  сотрудничестве  с учителем и одноклассниками, слышать

мнение  оппонента,  участвовать  в  обсуждении, проговаривать этапы работы

над композицией; -совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

-уметь  инициативно  сотрудничать  в поиске и сборе информации, использовать образную речь.

15-16

Зима не лето, в шубу

одета. Зимний пейзаж (акварель, гуашь)

2

18.12.-23.12.

25.12.-29.12.

17

Зима за морозы, а мы за праздники. Карн-ые нов-ие фантазии Практ-ая  работа: карнав-ое шествие (материалы по выбору).

1

11.01.-20.01.

18

 Маски фант-кие и сказочные образы, маски ряженых. Практ-ая работа: эскиз карнавальной маски (материалы по выбору).

1

22.01.-27.01.

Весенние зарисовки

19-20

Весенние ручейки .Весенний пейзаж. Пленер.

2

29.01.-3.02.

5.02-10.02

Познавательные: -осуществлять  анализ  объектов  при выполнении    натурной    постановки предметов; -устанавливать  аналогии  при  выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при рисовании пейзажа; -осуществление поиска информации из разных  источников,  расширяющей  и дополняющей  представление  о  способах получения разных оттенков цвета, достижения декоративности в рисунке. -осознанное  и  произвольное  речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках времен года; -умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи  -умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме;

Коммуникативные: -уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании своей работы; -отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; -выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; -оформлять свою мысль в устной и живописной форме; -уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте  пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; -уметь вступать в обсуждение, слушать учителя и одноклассников, аргументировано отстаивать свою точку зрения, принимать позицию своего оппонента..

Регулятивные: -планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места -контролировать свои действия во время  творческой  практической  деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия  , -осуществлять   пошаговый   контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения

действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; -принимать  и  сохранять  творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; -вырабатывать  умение  различать  способ и результат действия; -оценивать  и  анализировать  результат

своего труда; -определять  последовательность  промежуточных целей с учётом конечного результата и вносить в план коррективы в случае отклонения; -адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками

21-22

Дорогие, любимые,

родные.  Практическая работа:

женский портрет, открытки.(по выбору)

2

12.02.-17.02.

19.02.-24.02.

23

Метод «Граттаж»

1

26.02.-3.03.

24

Метод «Мятый рисунок»

1

5.03.-10.03.

25

Нетрадиционные методы рисования.

Метод «Печатание бумагой»

1

12.03.-17.03.

26

Нетрадиционные методы рисования.

Метод «Рисование нитками» или «ниткография»

1

19.03.-22.03.

Летние зарисовки

27-28

Летний пейзаж. Пленер.

2

2.04.-7.04.

9.04.-14.04.

Познавательные: -умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения

творческой задачи; -стремление к расширению своей познавательной сферы; -осуществление поиска информации в разных источниках о способах достижения выразительности рисунка, ее осмысление;

 -умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов, осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при выполнении декоративной композиции;

-построение логической цепи рассуждений при планировании последовательности действий при работе над рисунком.

Коммуникативные: -уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

-уметь образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; -участвовать в обсуждениях, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

-совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; -уметь оформить свою мысль в устной(на уровне небольшого текста) форме, слушать и понимать высказывания собеседников, овладевать диалогической формой коммуникации;

-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение

Регулятивные: -планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места -контролировать свои действия во время  творческой  практической  деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия  , -осуществлять   пошаговый   контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения

действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; -принимать  и  сохранять  творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; -вырабатывать  умение  различать  способ и результат действия; -оценивать  и  анализировать  результат своего труда; -определять  последовательность  промежуточных целей с учётом конечного результата и вносить в план коррективы в случае отклонения; -адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками

29

Метод «Витражи (клеевая техника)»

1

16.04.-21.04.

30

Морской пейзаж: линия горизонта и колорит…

1

23.04.-28.04.

31

Метод «Кляксография»

1

30.04.-5.05.

32

Метод «Примакивание»

1

7.05.-12.05.

33

Метод «Рисование по кругу»

Метод «Рисование вдвоем»

1

14.05.-19.05.

34

Итоговый урок.

1

21.05.-31.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по истории и обществознанию на 2017-2018 учебный год. Собственные презентации.

Часть РП по новым ФГОСам (от 5 до 7 класса), часть еще по старым......

Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа кружковой работы "Волшебная кисточка" 1 класс 2022- 2023 учеб.год

Занятия художественного кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает сведения о развитии изобразительного искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчест...

Рабочая программа кружковой работы "Волшебная кисточка" 2 класс 2022-2023 учеб.год

Занятия художественного кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает сведения о развитии изобразительного искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчест...

Рабочая программа кружковой работы "Волшебная кисточка" 1 - 3 класс 2023- 2024 учеб.год

     В основу изучения курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами....