Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Иванова Светлана Николаевна.

Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kk_v_set.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по русскому языку

2016-2017 учебный год

9 класс

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по русскому языку для учащихся 9  классов составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение»

   Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2014 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова.

 К данному варианту программы прилагается методическое пособие  Т.М. Амбушева « Поурочные планы 9 класс» Издательство «Учитель» Волгоград 2014 г.

 Рабочая программа  по русскому языку рассчитана  на 85  часов.

Цель программы:

        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

        развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

        освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

        овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи программы:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

 

 

Содержание тем учебного курса

Международное значение русского языка  (1час)

 Повторение    изученного в   V – VIII  классах (7 ч.)

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

 Сложное предложение. Культура речи  (5 ч) 

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

 Сложносочинённые предложения   (10 ч)  

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.  Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочинённого предложения.

 

Сложноподчинённые предложения (31 ч)

 Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени, места. Сложноподчинённые предложения с придаточными  причины, условия, уступки, условия, цели и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

 

Бессоюзные сложные предложения (11 ч)

 Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Бессоюзные сложные предложения со значением  причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением   противопоставления, времени, условия и следствия. Синтаксический и пунктуационный разборы  бессоюзного сложного предложения.

 

 Сложные предложения с различными видами связи (7 ч)

 Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разборы    предложения с различным видами связи.

 

 На повторение в конце учебного года   отводится 11 часов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

На развитие речи в том числе

Сочинений

Изложений

Контрольных работ (диктантов, тестов,зачётов)

1

Международное значение русского языка

1

2

Повторение пройденного в 5-8-ых классах

7

3

1

3

Сложные предложения

5

1

1

1

4

Сложносочинённые предложения

10

2

2

1

5

Сложноподчинённые предложения

31

8

3

3

3

6

Бессоюзные сложные предложения

11

4

1

1

1

7

Сложные предложения с разными видами связи

7

2

1

1

8

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи

13

2

1

2

Итого:

85

22

7

6

10

Требования к уровню подготовки  учащихся

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
  • определять стиль и тип текста;
  • соблюдать все основные нормы литературного языка;

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую  тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении  с собеседниками соответствующий речевой этикет

Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;

-        замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • составлять конспект прочитанного текста;
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-        строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;


ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

-        проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-        правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-        разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;

 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  • проводить пунктуационный анализ текста;
  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Учебно-методическое  обеспечение

 1  Примерная программа (основного) общего образования по русскому языку.

2   Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М. Т. Баранов, Т. А.   Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классыМ. « Просвещение»  

Используемая литература для учителя

    1 Русский язык  учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авт оры Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.  Москва: «Просвещение», 2014 год.

    2.  Т.М. Амбушева « Поурочные планы 9 класс» Издательство « Учитель» Волгоград 2014 г.

   3  Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2014

   4  Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь/ Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. – М.: Просвещение, 2014.

  5  Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2015год: Предпрофильная подготовка/ Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. – Ростов н/Д: Легион, 2015г.

Используемая литература для обучающихся

1 Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 20114

2. Тестовые задания по ОГЭ

Мультимедийные пособия.

Презентации к урокам по всем темам

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодия


 

Календарно-тематическое планирование

№урока

Наименование раздела

Тема урока

Количество часов

Виды,формы контроля

План. дата

Факт.дата

1

Международное значение русского языка (1 ч.)

Международное значение русского языка

1

Анализ      текстов о языке  

Повторение пройденного в 5-8-ых классах (7 ч.)

Устная и письменная речь. Диалог и монолог

1

Сообщения. Работа с текстами

Стили языка.

1

Работа с текстами

4

Простое предложение и его грамматическая основа

1

Выполнение практических заданий.

5

Предложения с обособленными членами

1

Выполнение практических заданий.

6

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

Выполнение практических заданий.

7

Контрольный диктант.

1

Контрольный диктант

Работа над ошибками.

1

Работа над ошибками.

9-10

Сложные предложения ( 5 ч.)

Понятие о сложном

предложении.Союзные и бессоюзные предложения

2

Составление таблицы «Основные виды сложных предложений»

11

Разделительные и выделительные знаки препинания .Интонация сложного предложения

1

Работа с текстами

12Р

Сочинение  в форме дневниковой записи

1

Сочинение

13

Урок-зачёт по теме «Сложное предложение»

1

Устный опрос

14

Сложносочинённые предложения (10 ч.)

Понятие о сложносочинённом предложении

Смысловые отношения в ССП

1

Самостоятельная работа

15

ССП с соединительными союзами

1

Индивидуальная работа

16

ССП с соединительными союзами

1

Практическая работа

17

ССП с разделительными союзами

1

Выполнение практических заданий.

18

ССП с противительными союзами

1

Выполнение практических заданий.

19

Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения

1

Проверочная работа

-20-21Р

 Сочинение-описание по воображению

(на основе картины В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце») (упр. 74)

2

Сочинение

22

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

23К

Контрольный диктант по теме «ССП»

1

Контрольный диктант

24

Сложноподчинённые предложения ( 31 ч.)

Работа над ошибками.

Понятие о сложноподчинённом предложении

1

Индивидуальная работа

25

Место придаточного по отношению к главному.

1

Составление схем

26Р.

Сочинение-отзыв по картине И. Тихого «Аисты» (упр. 92)

1

Сочинение

27

Союзы и союзные слова в ССП

1

Анализ предложений.

28

Правописание омонимичных частей речи

1

Выполнение практических заданий.

29

Роль указательных слов в СПП

1

Анализ предложений.

30-31Р

 Изложение по тексту (упр. 106)

2

Изложение.

32

Анализ изложения.

СПП с придаточными определительными

1

Устный опрос

33

СПП с придаточными определительными

1

Самостоятельная работа

34

СПП с придаточными изъяснительными

1

Выполнение практических заданий.

35Р

Сжатое изложение №123

1

Изложение.

36

СПП предложения с придаточными обстоятельственными

1

Самостоятельная работа

37

СПП с придаточными места и времени

1

Проверочная работа

38

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

1

Индивидуальная работа

39-40Р

Сочинение-рассуждение по тексту №133

2

Сочинение

41

Анализ сочинения.

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

1

Выполнение практических заданий.

42

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

1

Выполнение практических заданий.

43

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

1

Выполнение практических заданий.

44

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

1

Проверочная работа

45

Систематизация и обобщение по теме «Типы придаточных предложений»

1

Работа с текстами.

46К

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант

47

Сочинение по данному началу

(на основе картины В. П. Фельдмана «Родина») (упр. 166

1

Сочинение

48

Работа над ошибками.

СПП с несколькими придаточными

1

Анализ предложений.

49

СПП с несколькими придаточными

1

Анализ предложений.

50

Сообщение о происхождении псевдонимов

(на основе рассказа Тэффи «Псевдоним») (упр. 175)

1

Сообщения

51

Синтаксический  и пунктуационный разбор СПП

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

52Р

 Изложение подробное (о деятельности С. И. Ожегова

и его Толковом словаре) (упр. 177)

1

Изложение.

53-54

Урок-зачёт по теме СПП

Контр диктант

2

Устный опрос. Контрольный диктант

55

Бессоюзные сложные предложения (11 ч.)

Понятие о БСП. Интонация в БСП

1

Анализ предложений.

56Р

Как писать реферат на лингвистическую тему

1

Реферат

57

Запятая и точка с запятой в БСП

1

Выполнение практических заданий.

58

Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин»

(с дополнительным заданием — упр. 192)

1

Изложение.

59

Двоеточие в БСП

1

Выполнение практических заданий.

60

Тире в БСП

1

Выполнение практических заданий.

61-62

 Сочинение — отзыв о картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» (упр. 202)

2

Сочинение

63-64

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Синтаксический и пунктуационный разбор

2

Работа над ошибками. Синтаксический и пунктуационный разбор

65К

Контрольный диктант по теме «БСП»

1

Контрольный диктант

66

Сложные предложения с разными видами связи (7 ч.)

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях

1

Выполнение практических заданий.

67

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

1

Выполнение практических заданий.

68

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи

1

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений

69Р

 Подробное изложение фрагмента из рассказа

М. Горького «Старуха Изергиль» (Р) (упр. 219

1

Изложение.

70Р

Анализ изложения.

Публичная речь.

1

Сообщения учащихся.

71К

Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

Выполнение практических заданий.

72

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант

73

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи( 13 ч.)

Повторение. Фонетика и графика

1

Выполнение практических заданий.

74

Повторение. Лексика и фразеология

1

Работа со словарем.

75

Морфемика.

1

Выполнение практических заданий.

76

Словообразование

1

Выполнение практических заданий.

77

Орфограммы в корнях слов

1

Выполнение практических заданий.

78

Орфограммы в приставках

1

Выполнение практических заданий.

79

Однородные члены предложения

1

Выполнение практических заданий.

80

Обособленные члены предложения

1

Выполнение практических заданий.

81

Вводные слова и конструкции

1

Выполнение практических заданий.

82

Контрольное  изложение

1

Изложение.

83

Контрольное  изложение

1

Изложение.

84

Контрольное тестирование

1

Тест

85

Контрольное тестирование

1

Тест

                                 


       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год

-               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

Рабочая программа по химии 9 класс 2017-2018 учебный год

-               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

Рабочая программа по истории. 7 класс. 2017 - 2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по истории. 6 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по обществознанию. 7 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...