Комплексная метапредметная работа "Соль"
методическая разработка (8 класс) на тему

Зайнуллина Галина Файзулловна

Комплексная работа предполагает проверку УУД, связанных с умением анализировать тексты, как сплошные, так и несплошные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskaya_rabota_sol.docx366.25 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа для 8-го класса

«Соль»

Задание 1.

В 1631 г. вышла в свет строгая царская грамота о запрещении продавать и вывозить соль за рубеж. «…Хто учнет соль за рубеж продавать, а про то сыщетца или ково с продажной солью поймают, и тем людям за то воровство быть казненым смертью однолично без всякие пощады, где хто соль продавал за рубеж, или ково где с солью поймают, и тех людей в тех местах велим и повесить».

Соляной бунт 1648 г.  московское восстание посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей. Было вызвано недовольством «тяглого» населения заменой различных прямых налогов единым налогом на соль, которая подорожала в несколько раз. Восставшие подожгли Белый город и Китай-город, громили дворы ненавистных бояр. С огромным трудом восстание было подавлено.Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 484.

Соляная монополия (регалия)

При Петрѣ Великомъ съ частныхъ соляныхъ варницъ взимался пятый пудъ соли, и кромѣ того при продажѣ по гривнѣсъ рубля.

Только въ 1775-мъ году сборъ съ варницъ вовсе былъ отмѣненъ, какъ особая милость по случаю заключеннаго мира съТурціею.

Съ 1705 года торговля солью сдѣлалась вполнѣ регаліею, хотя тѣмъ и не были уничтожены варницы частныхъ лишь, которые обязывались ставить соль подрядомъ въ казну. Цѣна соли назначена вдвое большая той, во что она обходилась на мѣстѣ. Но уже въ слѣдующемъ году эта цѣна увеличена была такимъ образомъ, что гдѣ пудъ соли продавался по 8 алтынъ, велѣно было продавать его за 12 алтынъ, а гдѣ выше 8 алтынъ, тамъ продавать вдвое.

Дурная организация управленія соляною регаліею, безпорядки и притѣсненія, почти нераздѣльные съ торговлею, производимою Правительствомъ, въ скоромь времени обнаружили губительное свое дѣйствіе, преимущественно надъ бѣднымъ классомъ народа.    Дмитрий Толстой, 1848

 (Граф Дмитрий Андреевич Толстой (1 [13] марта 1823, Москва  25 апреля [7 мая] 1889, Санкт-Петербург)  русский государственный деятель и историк, обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода)

Казенная продажа соли была введена с 1 января 1705 г. и доставляла казне в 1705–1709 гг. не менее 300 тыс. руб. валового дохода, в 1710 г.  450 тыс. руб., в 1724 г.  575,3 тыс. руб., a no другим данным 658,8 тыс. руб.; чистая прибыль составляла в 1710–1711 гг. 198,9 тыс. руб.

Казна брала себе не менее 12 коп. с пуда там, где цена соли не превышала 24 коп., а где соль продавалась дороже, казне шла половина. Правительство стремилось повысить доход от соляной монополии и с этой целью, пыталось отдать продажу соли на откуп. Ввиду безуспешности этой попытки указом 31 мая 1711 г. была понижена подрядная цена на 2 деньги с пуда у крупнейших поставщиков, как Строгановы, и на 1 деньгу у других. Эта мера столь значительно понижала доходы промышленников, в особенности мелких, что соляные варницы запустели и колодцы с рассолом забрасывались и портились.

Поступление соли резко уменьшилось, и в 1713 г. поступило в казну 2 877 197 пуд. соли против прежних 3 590 394 пуд. Б. Б. Кафенгауз (1 (13) июля 1894, Проскуров (ныне Хмельницкий, Украина) – 27 июня 1969, Москва) – советский историк.

  1. Изучите представленные документы.
  2. Определите, с чем связана государственная политика по «соляному вопросу». Сделайте выводы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  Сравните Соляной бунт 1648 г. и Астраханское восстание 1705-1706 гг. Сопоставьте между собой эти события. Какие линии сравнения вы можете выделить? Составьте сравнительную таблицу

 

Задание 2.

Рассмотрите картину И. К. Айвазовского «Чумаки на отдыхе».

Что можно сказать об этой профессии? Была ли она сопряжена с риском? При ответе на вопрос вспомните мультфильм «Как казаки соль покупали»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Муравский шлях (Солоный путь) один их двух главных путей чумаков (торговцев солью) в 16-17 веках.

Определите по карте, с какими сложностями могли сталкиваться на этом пути купцы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочтите текст.

В 1726 году командор Первой Камчатской экспедиции Витус Беринг организовал добычу соли на Тихоокеанском побережье в Охотске, где её получали из морской воды вымораживанием. Начатое «людьми экспедиции Беринга» производство и возникший на его основе завод функционировали свыше ста лет.

К концу XIX века в России было 200 солепромышленников, из которых 75 % были мелкими предпринимателями. Концентрация капитала в соляной промышленности составляла примерно половину всего объема денежной массы. И все равно соли не хватало. Недостаток отечественной соли компенсировался ее импортом. Ввоз соли осуществлялся через Архангельск, один из крупнейших морских портов в России. До середины 80-х годов XIX века западные районы России снабжались преимущественно зарубежной солью. Если в начале XIX века Россия ввозила соль, в основном, из Англии, то позднее для снабжения населения Дальнего Востока, Приамурья, Приморского края соль покупалась у Японии, Китая, Америки, Германии. Наряду с винами, табаком, рыбой и фруктами соль относилась к товарам первой категории, привозимых в Россию из-за границы. В 1893 году соль также ввозилась из Австрии, Германии, Англии, Португалии.

К началу XX века объемы импорта соли в страну снизились, что было связано с повышением перевоза дешёвой крымской соли на английских пароходах в порты Балтийского моря.

Проанализируйте текст. Определите основные факты, приведенные в тексте. О чем они свидетельствуют?   Решалась ли эта проблема государственной властью?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

В XVII веке Соловецкому монастырю принадлежало 54 соляные варницы на Беломорье. В житии основателей Соловецкого монастыря Зосимы и Савватия монахи «…воду из моря черпляху…» и варили из неё соль, которую затем меняли на нужные им товары. Причём объём вывариваемой Соловецким монастырём соли равнялся 100-140 тысячам пудов. В сегодняшних мерах – 1600-2240 тысяч тонн соли.

Подумайте, для чего необходимо было производить соль в таких количествах?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для выварки 10–15 пудов соли нужно было истратить одну кубическую сажень дров – а это почти 10 кубометров. Чтобы представить размеры ущерба русским лесам, можно привести такой пример: солеварение на острове Анзер (Соловецкий архипелаг) началось в конце XV века, а закончилось к середине XVI века. За это время на острове площадью около 24 квадратных километров был вырублен весь лес. За время правления Петра Первого было издано несколько указов, регламентирующих рубку леса.

Определите, с чем это было связано, учитывая основные направления реформаторской деятельности первого русского императора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Говорят очевидцы…

Чарльз Карлейль, 1663–1664 «Что касается соли, то северные княжества могут в изобилии снабжать остальные».

Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613 «В двух милях от города Нижнего Новгорода находятся соляные копи, недавно разоренные татарами. Но когда москвитяне покорили татар, соляные копи опять были приведены в надлежащий вид: на них вываривается столько соли, что достает ее на тамошних жителей».

Адам Олеарий, 1636 (†1671) «По эту сторону Волги к западу имеется большая ровная и сухая степь. По направлению к Понту или Чёрному морю эта степь простирается на 70, а к югу к Каспийскому морю на 80 немецких миль. Мы её измерили в 11 трудных дневных переходов, о которых ниже будет сказано. Эта пустыня доставляет великолепнейшую соль, встречающуюся здесь в различных ямах, лужах и стоячих озёрах, из которых самые замечательные: Мочаковское, в 10 верстах, Каинково, в 15, и Гвоздовское, в 30 верстах от Астрахани. В лагунах или соляных лужах имеются соляные жилы, через которые рассол подымается вверх; под влиянием солнечной жары, соль выпаривается на поверхность в виде ледяных глыб кристальной чистоты и толщиной с палец; у неё приятный запах фиалки. Каждый желающий может собирать эту соль, платя лишь великому князю за 2 пуда (в пуде 40 фунтов) и копейку или шиллинг пошлины. Русские ведут обширную торговлю солью, свозят её на берег Волги, насыпают большими кучами и развозят по всей России — по не всей Мидии, Персии и Армении, как говорит Петрей в своей «Московской хронике».

ИзбрантИдес и Адам Бранд, 1692–1695 «Соликамск — очень красивый, большой и богатый город, где много именитых купцов. Особого внимания заслуживают в нем соляные варницы. Там имеется более пятидесяти соляных колодцев глубиной от 25 до 35 локтей. Из воды этих колодцев ежегодно вываривают очень большое количество соли, которую отправляют отсюда в громадных, специально для этой цели построенных ладьях или речных судах. Каждое из них берет от 800 до 1000 ластов, т. е. от 100 тыс. до 120 тыс. пудов. Кроме того, на них имеются всякие строения: кухня, баня и другие, — да на каждом судне насчитывается от семисот до восьмисот рабочих».

Яков Рейнтенфельс, 1671–1673 «Соль получается в изобилии из нескольких областей сразу, но лучшая, чем где-либо, добывается в Астрахани из воды: здесь имеются шесть озер или болот, в которых она из года в год постоянно оседает наподобие льда. Ошибаются те, которые думают, что в этом месте есть соляные горы, где соли снова вырастает столько же, сколько ее было взято. Всякая вещь, брошенная в эти озера, немедленно покрывается как бы жидким сахаром. На дне их, в иле, скрываются кусочки в виде плиток, которые называются корнями соли, которые не растворяются в воде и которые можно разбить на мелкие куски лишь с величайшим трудом. В Старой Русе, в Галиче и иных местах соль выпаривается из воды, а в Нижнем Новгороде и на острове Соловки добывается из недр земных»

Итак, по свидетельству очевидцев, соли на Руси в избытке. Почему тогда сами жители остро ощущают ее нехватку?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплексный подход к метапредметным результатам ".

В  стандартах второго поколения метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с ...

Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Вводная контрольная работа.5 класс)

Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС»...

Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс

Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая  контрольная работа.5 класс...

Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс

Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая  контрольная работа.5 класс...

Аналитическая справка по итогам выполнения комплексной работы в 6 классах для оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов в области «Математика»

По итогам выполнения комплексной работы для оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов в 6 классах в области "Математика" составляется аналитическая справка, отражающая результаты д...

Комплексная метапредметная работа в 5 классе

Данную комплексную работу можно провести в 5 классах. Компетентностные задания, составленные мной на основе текста о событиях Великой Отечественной войны, направлены на проверку сформированности у уча...

Комплексная метапредметная контрольная работа для 6 класса

В рамках реализации ФГОС ООО провожу комплексные метапредметные работы с целью контроля за сформированнотью УУД учащихся своего класса. Для проводимых работ самостоятельно разрабатываю кодификаторы УУ...