Главные вкладки

    ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    материал на тему

    Цель программы – создание системы по выявлению творческих способностей обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_vyyavleniya_tvorch_gulakova.docx75.85 КБ

    Предварительный просмотр:

               C:\Users\111111\Desktop\тит\IMG_0693.JPG

    Творить – значит, двигаться вперед

    Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития. Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она  призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей детей. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача школы, родителей и общественности. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на учителе.

    В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

    Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском.

    Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

    Реализуемая цель: выявление творческих способностей обучающихся на уроках математики и информатики, а также во внеурочное время

    Цель программы – создание системы по выявлению творческих способностей обучающихся.

    Задачи:

    1. Выявление способных обучающихся.

    2. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.

    3. Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в школе

    4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам естественно-математического цикла.

    Методические принципы:

    1.         Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

    2.        Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

    3.        Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

    4.        Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.

    5.        Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.

    6.        Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

    Педагогические методики:

    1. Тест на мышление и креативность.  Диагностика по методике Дж.Брунера.

    Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете.  Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.

    Теста креативности П. Торренса (закончи произведений, сочинение)

    Тесты Торренса используем для поиска и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

    Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

    различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности и т.п.), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.

    Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:

    1.        Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.

    2.         Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.

    Показатели результативности:

    способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

    Диагностический инструментарий:

    1. Уровень усвоения большого объема информации.

    2. Быстрое пополнение активного словаря.

    3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.

    4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).

    5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематиза-ция).

    6. Развитие элементов критического мышления.

    Диагностические этапы:

    1.        Педагогическая диагностика

    2.        Психологическая диагностика

    3.        Специальная углубленная диагностика

    4.        Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

    Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

    -определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

    -аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

    -быстрота реакции и легкость ассоциирования;

    -нестандартность мышления;

    -творческие способности;

    -развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

    Формы работы:

    1. Факультативные занятия.
    2. Кружки по интересам.
    3. Конкурсы, соревнования, выставки
    4. Участие в олимпиадах.
    5. Проведение предметных дней или недель.
    6. Работа по индивидуальным планам.
    7. Занятия в профильных группах.
    8. Практическая работа.        
    9. Экскурсия.
    10. Игра.
    11. Конференция.
    12. Проектная деятельность.
    13. Консультация.

    Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:

    Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

    Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

    Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.

    Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.

     Основные этапы реализации программы

    1 этап

    • Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
    • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
    • Анализ материально-технических условий реализации программы.
    • Создание банка данных по способностям школьников.
    • Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.

    2 этап

    • Диагностика склонностей обучающихся.
    • Создание банка творческих работ обучающихся.

    3  этап

    • Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
    • Проведение выставок художественного творчества.
    • Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
    • Анализ и корректировка программы.
    • Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития детей

    Ожидаемые результаты программы

    • создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;
    • повышение качества образования и воспитания;
    • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
    • повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
    • адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;
    • повышение уровня владения обще предметными навыками;
    • формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;
    • повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
    • повышение  эффективности самостоятельной работы.

    Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей

    Основные задачи этапа отбора

    Основные методы отбора

    1

    Предварительный этап выявления способностей

    1. Педагогическое наблюдение
    2. Контрольные испытания (тесты)
    3. Анкетирование, опросник

    2

    Углубленная проверка выявленных способностей

    1.  Педагогическое наблюдение
    2.  Контрольные испытания (тесты)
    3. Олимпиады, конкурсы

    3

    Систематическое  изучение каждого обучающегося

    1. Педагогическое наблюдение
    2.  Контрольные испытания (тесты)
    3. Анкетирование, опросник
    4. Олимпиады, конкурсы

    На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за школьниками фиксируются их способности к освоению программы.

    Большую роль по выявлению способностей играют  контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.  

    Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

    План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся

    № п.п.

    Наименование мероприятия

    Дата проведения

    Ответственные.

    1.

    Выявление способных обучающихся. Диагностика творческих

    способностей обучающихся (тестирование):

    -методика Дж.Брунера;

    Диагностика «Мои предпочтения и интересы».

    Диагностика мышления. Диагностика коллектива

    Диагностика уровней познавательных способностей(методика Рыбаковой Т.Е.)

    Диагностика уровня воспитанности

    Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер) по выявлению познавательных интересов

    «Школьный тест умственного развития»  (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер)

    Сентябрь, октябрь ежегодно

    Гулакова С.И.

    2.

    Классификация способных обучающихся.

    Сентябрь 2016 г.

     Кклассный руководитель , учитель математики

    3.

    Составление плана работы со способными обучающимися.

    Сентябрь 2016 г.

    Социальный педагог, учитель математики

    4.

    Привлечение способных обучающихся к работе  в факультативах и предметных кружках, творческих конкурсах

    Сентябрь, ежегодно

    Завуч, классные руководители,

    руководители кружков.

    5.

    Привлечение обучающихся к подготовке к олимпиадам по математике

    Сентябрь- октябрь каждого года

     Гулакова С.И.

    6.

    Предметные недели.

    Тематические классные часы

    Согласно плана работы школы

    Учителя математики

    7.

    Привлекать к решению задач повышенной сложности на уроках.

    в течение года

    Учителя естественно математических предметов

    8.

    Привлечение к участию в олимпиадах по математике

    в течение года

    Гулакова С.И.

    9

    Поощрение победителей олимпиад грамотами.

    по итогам

    Администрация школы

    10.

    Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавших отличные знания  по предмету

    Июнь, ежегодно

    Администрация школы

    Библиографический список

    1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.
    2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
    3. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.
    4. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
    5. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
    6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
    7. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
    8. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
    9. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
    10. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
    11. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах.- М.: Педагогика. 1982.
    12. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности.- М.: Школа-Пресс. 1993.
    13. Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс. 1991.
    14. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. -Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.
    15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
    16. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
    17. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
    18. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
    19. Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.

     

    1. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н. Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с. .
    2. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.
    3. 24. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению"

    Департамент Смоленской области по образованию и науке областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение   «Смоленский политехнический техникум» Р...

    Программа по выявлению творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"

    Выявление, развитие и поддержка способностей детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России. Сздание данной программы было обусловлено усилением роли хореографии как за...

    Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"

    Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...

    Программа развития творческих способностей обучающихся" Город мастеров"

    Программа развития творческих способностей обучающихся" Город мастеров"...