Урок - зачет по проверке домашнего задания
статья на тему

Калашник Елена Николаевна

Статья, о том как проводить уроки - зачеты по проверке домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-zachet.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет на каждом уроке

Работаю по предлагаемому методу (метод разноуровневого обучения в одном классе) в течение нескольких лет.

Результаты оказались неплохие, поэтому рискую предложить этот метод всем желающим, особенно тем, кто преподает математику в трудных классах с плохой дисциплиной и низким уровнем знаний.

Суть метода заключается в следующем. Задания на дом и для закрепления пройденного на уроке даются дифференцированные: на "3", "4", "5". В некоторых случаях они отличаются лишь по объему упражнений, взятых из учебника, но в большинстве случаев и по степени сложности. Например:

  1. Упражнения, соответствующие уровню обязательных результатов обучения - на "3".
  2. Упражнения более сложные из этого же учебника и из сборников дидактических материалов - на "4".
  3. Упражнения повышенной сложности, взятые из специальных сборников задач и упражнений - на "5".

Известно, что в процессе обучения оценка играет немаловажную роль. Она является определителем уровня знаний и стимулятором в работе, особенно если выставляется сразу же после выполнения задания. Но учителю сложно осуществить полный контроль и оценить работу каждого ученика в течение урока.

Предлагаемый метод организации учебного процесса позволяет учителю на каждом уроке поставить каждому ученику две оценки - за домашнюю работу и за классную сразу же после ее выполнения.

При такой активной системе контроля домашнее задание выполняется всеми учащимися, и неработающих в классе во время урока нет.

В то же время учителю не приходится тратить массу времени на проверку тетрадей после уроков, а ученик получает необходимые разъяснения и замечания не в письменной, а в устной форме (что намного эффективнее).

Оценка зависит от объема и качества выполненной работы. Объем выполняемой работы ученик выбирает для себя сам в соответствии со своими желаниями и возможностями.

Учителю не приходится самому оценивать работу учащегося, так как тот сам сообщает ему свою оценку. Остается лишь убедиться в ее правильности, бегло просмотрев работу и задавая по необходимости вопросы, полуустные упражнения, тестовые примеры и т. д., заключающие в себе основной смысл изучаемой темы.

Предлагаемый метод включает в себя элемент групповых занятий, так как, получив задание, учащиеся могут воспользоваться помощью более знающих товарищей, консультантов, учителя.

При подготовке к уроку самым важным и сложным моментом является подбор материала для дифференцированных заданий в оптимальном объеме. Объем должен быть таким, чтобы ученики не были перегружены и смогли с пониманием выполнять задания. Однако, в крайнем случае, задания могут быть подкорректированы в процессе урока и, конечно, должны отличаться для сильного и слабого класса.

Работая по этому методу этапы уроков можно распределить следующим образом:

1 урок

  1. этап (20-25 мин). Повторение и проверка домашнего задания.
  1. Предварительное выставление заявленных оценок в журнал (канандашом) или в свою тетрадь.
  2. Вызов учеников к доске для проверки домашнего задания (решают по учебнику).
  3. Повторение старого и текущего материала.

В классе задание проверяется очень тщательно, ни один вопрос не должен остаться невыясненным. Сначала лучше разобрать номера на "4" и "5", которые повышают общий уровень знаний, и на повторение, а затем номера на "3", которые ближе к теме урока Оценку в журнал за домашнее задание получает каждый ученик или при ответе у доски, или в конце второго урока, при выставлении оценки за классную работу.

  1. этап (20-25 мин). Изучение нового материала

Если при проверке домашнего задания использовались

различные формы работы (индивидуальной опрос, фронтальный опрос, беседа и т. д.), то ученики не устают, они вошли в работу и готовы к восприятию нового материала

Объясняется новая тема и решается несколько типичных примеров. Желательно решить несколько сложных примеров, которые войдут в задания на закрепление нового материала, и оставить их на доске (или заранее заготовить для показа на кодоскопе). Пока они не вызывают пристального внимания и интереса, но затем в процессе самостоятельной работы вызовут и интерес, и внимание.

2 урок

  1.  этап (5-10 мин). Повторение изученного на 1-м уроке материала.

Повторяются основные определения, формулы, примеры.

  1.  этап. Закрепление нового материала, проведение консультаций, контролирование знаний.

В процессе самостоятельной работы учащихся имеет место проблемное обучение. У учащихся возникают вопросы, которые им приходится решать самостоятельно или с помощью учителя, консультантов, сильных учеников. Если один и тот же вопрос возникает более двух раз, то учителю лучше дать объяснение у доски для всего класса. Так выясняются слабые места в объяснениях учителя при подаче нового материала. Иногда ребятам становятся интересны те примеры, на которые они равнодушно взирали со своих мест во время объяснения. Теперь, столкнувшись с ними в самостоятельной работе, они уже с интересом смотрят на доску и слушают по-другому те же объяснения.

В процессе работы проверяются ответы, ход решения. Учитель, консультируя, может отметить правильно выполненные номера. Таким образом, к концу урока уже известен уровень знаний каждого ученика.

Выставление оценок, окончательное или предварительное (карандашом) можно начать за 10-15 мин до конца урока. Учитель или утверждает заявленную учеником оценку, или снижает ее в случае наличия ошибок. Возможно и повышение заявленной оценки, если ученик консультировал слабого ученика или если он правильно, но не полностью выполнил задание.

Одновременно утверждается оценка за домашнее задание после его беглого просмотра. Этого достаточно, так как ка первом уроке оно уже тщательно проверялось учеником.

От учащихся надо требовать четкой нумерации примеров и выделения ответов.

Желательно, чтобы у учителя для быстроты проверки были записаны все ответы.

Таким образом, на уроке происходит зачет по пройденному материалу. Учитель чувствует работоспособность и настроение каждого ученика на каждом уроке. Может вовремя помочь и не допустить пробелов в знаниях.

Ученики внимательно слушают объяснение учителем нового материала, так как по окончании работы их знания будут оценены. Домашнее задание по новой теме у них практически уже не вызывает затруднения.

Не сложен переход учеников на новый уровень знаний. Все зависит от их желания и работоспособности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка домашнего задания на уроках математики.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома,...

Карточки для проверки домашнего задания в 6 классе по истории средних веков

Данные задания используются для проверки домашнего задания по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе", "Усилинение власти князей в Гкрмании и Италии"....

Тест для проверки домашнего задания по теме «Природные условия Южной Америки».

Тест для проверки домашнего задания по теме«Природные условия Южной Америки»   1. Какие горы есть в Южной Америке?     А) Кавказские    Б) Анды...

Презентация на тему" Проверка домашнего задания"

в данной презентации представлены различные формы проверки домашнего задания на уроках математики. Среди них такие как, идеальный и щадящий опрос, блиц- опрос, игра 2Верю- не верю", пресс- конференция...

Формы и методы организации всесторонней проверки домашнего задания

В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки.  Новые подходы к современному уроку  вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним...

Проверка домашнего задания учащихся по математике

1)Виды домашних заданий, их структура и достаточность.2)Работа над домашним  заданием – неотъемлемая часть работы ученика над изучаемым материалом....

АМО ДОМАШНИЙ ДОЖДЬ (проверка домашнего задания)

Активный метод позволит быстро проверить и оценить домашнюю работу...