Программа по внеурочной деятельности "Учусь общению"
рабочая программа на тему

Топоева Лилия Александровна

Данная программа внеурочной деятельности "Учусь общению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_7.6._rp_kruzhka_uchus_obshcheniyu.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Учусь общению» для 4 в класса

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Учусь общению» реализует общекультурное направление, составлена на основе авторской программы Ладыженской Т.А. «Риторика».

         Программа предназначена для реализации в 4 в классе.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме игр, игровых ситуаций, конкурсов, заочных путешествий, занятий с использованием ИКТ. Итоги подводятся в форме занятия – диагностики,  выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

Программа  дополняет очень важную область школьного образования: учит речи,  общению учащихся друг с другом и со взрослыми в разных ситуациях (в школе и вне школы), решению различных коммуникативных задач.

Ее актуальность в том, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности. А также программа обеспечивает  преемственность в целях, содержании, подходах и  методах работы с программой предмета «Риторика» во 2-3 классах, но разными являются формы образовательного процесса.

Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы «Учусь общению» – развитие речи, коммуникативных умений, навыка эффективного общения в разных ситуациях, решения различных коммуникативных задач, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Планируемые личностные результаты

  • объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
  • отличать истинную вежливость от показной;
  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
  • учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
  • поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
  • формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
  • оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД

  • классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
  • реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
  • различать описания разных стилей – делового и художественного;
  • продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
  • анализировать словарные статьи;
  • реализовывать словарные статьи к новым словам;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
  • воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
  • анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
  • редактировать текст с недочётами.

Коммуникативные УУД

  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета
  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.

Предметные результаты

  • различать общение для контакта и для получения информации;
  • учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
  • уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
  • определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
  • называть основные признаки текста, приводить их примеры;
  • называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
  • анализировать типичную структуру рассказа;
  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
  • продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;
  • реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной.

Тематическое планирование

№.

Тема

всего

теория

практика

Общение.

8

1

Разнообразие речевых ситуаций

2

1

1

2

Виды общения

1

1

3

Особенности говорения.

4

2

2

4

Слушание.

1

1

Текст.

14

5

Типы текстов

7

3

4

6

Опорные конспекты

2

1

1

7

Описание деловое (научное)

2

1

1

8

Рассуждение

3

1

2

Речевые жанры.

8

9

Словарные статьи

2

1

1

10

Рассказ

2

1

1

11

Служба новостей

4

2

2

Обобщение

4

1

3

Итого

34

14

20

Содержание программы

Общение -  8 ч

Разнообразие речевых ситуаций (2 ч) В теоретической части: объяснение важности учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.) В практической части: определение вида общения по его основной задаче: сообщение, запрос информации, обмен информацией.

Виды общения (1 ч) В практической части: Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств.

Особенности говорения (4 ч) В теоретической части: называть основные виды речевой деятельности. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении. Объяснять роль пауз, логических ударений. В практической части: демонстрация уместного употребления несловесных средств общения. Называть этикетные формулы утешения. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом,  но и делом.

Слушание (2 ч) В практической части: оценивание себя как слушателя. Оценивание себя как читателя.

Текст – 14 ч

Типы текстов (6 ч) В теоретической части: основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. В практической части: подбирать завершающие абзацы к незавершенным текстам. Называть  языковые знаки.

Опорные конспекты (2 ч) В теоретической части: сравнение исходного текста с опорным конспектом. В практической части: воспроизведение по опорному конспекту исходного текста. Составление опорного конспекта в форме таблицы, схемы.

Описание деловое (научное) (2 ч) В теоретической части: описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. В практической части: различение описания разных стилей.

Рассуждение (3 ч)  В теоретической части: выделение вступления, тезиса, доказательства, вывода, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. В практической части: анализ фактов и выводов  в рассуждении. Реализация рассуждения с несколькими доказательствами. 

Речевые жанры – 8 ч

Словарные статьи (2 ч) В теоретической части:  особенности словарных статей как разновидностей текста. В практической части: составление словарных статей к новым словам.

Рассказ (2 ч) В теоретической части:  рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. В практической части:  рассказ о памятных событиях своей жизни.

Служба новостей (4 ч) В теоретической части:  газетные информационные жанры. Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. В практической части: составление информационной заметки.

Обобщение (4 ч) В теоретической части:  виды речевой деятельности. В практической части: использование речевых жанров в практике, выставка достижений учащихся – письменные работы (альбомы, газеты, фотовыставка).

Календарно-тематическое планирование в 4 классе

Дата

Тема

Содержание

(теория, практика)

Теория

Практика

Общение – 8 ч

1

Речевая ситуация.

Называть компоненты речевой ситуации. Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

1

2

С кем, почему, для чего… Улыбнись.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.

1

3

С кем, почему, для чего…  Улыбнись.

Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику. Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения.

1

4

Особенности говорения.

Называть словесные и несловесные средства устной речи.

1

5

Речевые ситуации  и паузы.

Объяснять роль пауз, логических ударений.

Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении.

1

6

Утешение словом. 

Демонстрировать уместное употребление несловесных средств. Называть этикетные формулы утешения. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации.

1

7

Утешение – помощь, поддержка.

Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом.

1

8

Какой я слушатель.

Оценивать себя как слушателя.

1

Текст - 14 ч

9

Типы текстов. Яркие темы текстов.

Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев. Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев.  

1

10

Типы текстов. Яркие темы текстов.

 

1

11

Я – читатель.

Оценивать себя как читателя.

1

12

Абзацные отступы, завершающий абзац.

Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам.

1

13

Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.

Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации .

Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения.

1

14

Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.

Различать знаки-символы и знаки-копии.

Называть языковые знаки.

1

15

Знаки-символы и знаки-копии.

Различать знаки-символы и знаки-копии.

Называть языковые знаки.

1

16

Опорные конспекты.

Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.

1

17

Составляем опорный конспект.

Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.

1

18

Описание деловое (научное) и

художественное.

Различать описания разных стилей. Реализовывать описания двух разных стилей.

1

19

Вежливая оценка.

Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости .Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д.  

1

20

Рассуждение

Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении.

1

21

Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств.

1

22

Во-первых, во-вторых, в-третьих … Вступление и заключение.

Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.

1

Речевые жанры – 8 ч

23

Словарная статья.

Анализировать словарную статью.

1

24

Словарная статья.

Реализовывать словарную статью к новым словам.

1

25

Рассказ.

Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

1

26

Хочу рассказать.

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

1

27

Служба новостей, что такое информация.

Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию.

1

28

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.

1

29

Информационные жанры: хроника, заметка.

Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.

1

30

Подпись под фотографией.

Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д.

1

Обобщение – 4 ч

31

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности.

Формулировать правила эффективного общения.

1

32

Речевые жанры.

 Называть изученные речевые жанры.

Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются.

1

33

Этикетные жанры и слова вежливости.

Называть этикетные речевые жанры.

Оценивать свои речевые привычки.

Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач.

34

Этикетные диалоги, речевые привычки.

Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам, выставка достижений учащихся.

Описание материально-технического обеспечения

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

Учебники, учебные пособия

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках:

Учебная тетрадь для 4 класса, М.:Ювента; Баллас, 2012 год.

К

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках

Методические рекомендации для учителя 4 класс, М.: Ювента;

Баласс, 2007 год.

Словари по русскому языку: толковый, орфоэпический словари, словарь фразеологизмов

Ф/Д

Детские книги разных типов из круга детского чтения

Д/К

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,

соответствующие тематике программы по литературному чтению

Видеофильмы (цифровые), соответствующие тематике программы по

литературному чтению.

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор.

Д

Интерактивная доска SMART или проекционный экран.

Д

Ноутбук или компьютер.

Д

Сканер. (3 в 1-м)

Д

Принтер лазерный.

Д

Фотокамера цифровая.

Д

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Д

Цифровые образовательные ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов –Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа:http://www.gramota.ru

Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа:http://school2100.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Английский для общения» для 8 класса

Данная программа разработана для внеурочной деятельности в 8 классах ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...

Программа по внеурочной деятельности " Культура общения"

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Культура общения» (начального  образования). Направление: духовно-нравственное 1 – 4 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...