«Роль игровых технологий на уроках и во внеурочное время »
статья

Хамедова Елена Евгеньевна

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. Учитель  и воспитатель перестает быть лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль игровых технологий на уроках и во внеурочное время »

Автор: Хамедова Елена Евгеньевна,

воспитатель ГПД ГБОУ гимназии № 446 Колпинского  района Санкт-Петербурга, Россия.

          Главным недостатком системы школьного образования и воспитания является отсутствие деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. При переходе к информационному обществу все более важным становится приобщение учеников к самостоятельной работе, развитие у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду.

        С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном и воспитательном процессе все чаще используются различные игры.

           В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы.

               Игра является одним из методов, или технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

           Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

                                   Функции игровых технологий:

  • Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
  • Толерантное отношение к окружающим.
  • Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.

Цели педагогических игр:

Дидактические:

  •  расширение кругозора, познавательная деятельность;
  • применение ЗУН в практической деятельности;
  • формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • развитие общеучебных умений и навыков.

Воспитывающие:

  • воспитание самостоятельности;
  • формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
  • воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, речи, мышления;
  • умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
  • умение находить оптимальные решения;
  • развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие:

  • приобщение к нормам и ценностям общества;
  • адаптации к условиям среды;
  • стрессовый контроль, саморегуляция;
  • обучение общению.

 Основной мотив игры — не результат, а процесс.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Современные формы уроков, на которых может применяться коммуникативный подход можно классифицировать:

  • уроки в форме соревнований и игр:  конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс рассказов о стихийных бедствиях;
  • уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок;
  • уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок-“дублер начинает действовать”;
  • уроки, напоминающие публичные формы общения:  пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телемост, диалог, “живая газета”, устный журнал;
  • уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет;
  • уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, урок – путешествие с путешественниками;
  • Перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественных произведений, диспут, клуб знатоков;
  • Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия;

Например, при изучении темы  «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

  • 59 с.ш. 11 в.д.                  Осло
  • 35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран
  • 13 ю.ш.  76 з.д                 Лима
  • 52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск
  • с.ш.  115 в.д.                     Чита
  •  42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк

46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава

       Или,

«Третий лишний»

          Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например.  Коала,  утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

Еще пример:  «Отыщи на карте».

                Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.

Например, в 11классе при изучении государств Зарубежной Европы-урок-игра

“Государства – карлики” (урок-панорама)

Цель:

Активизация познавательной деятельности, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы.

Оборудование: таблички, визитки по странам, наглядный материал, атласы, настенная политическая карта Европы,презентации.

Класс делится на 2 группы: корреспонденты газет, журналов и т.д. и представителей каждого государства.

Творческим группам заранее предложены задания:

Нарисовать герб, флаг страны;

Составить краткую характеристику страны (1-2 человека);

Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифры и т.д.);

Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории и культуры;

После вступительного слова идет представление стран и вопросы корреспондентов.

Итак:

Положительные стороны игровых технологий:

1. Теоретические знания становятся более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи.

2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.

3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации.

4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.

Игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие, коммуникативные способности учащихся:

  1. умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения;
  2. организуют групповую деятельность, коллективный поиск решений,
  3.  учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения,
  4. развивают и совершенствуют компетентностные навыки и умения,
  5. учат применять полученные знания в новых условиях, учатся использовать полученные знания и умения в новых ситуациях,
  6. способствуют наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества 

И еще, задания на игру должны быть посильными для учащихся в смысле научной подготовки и затрат времени. Желательно, чтобы они включали еще не решенные проблемы. Это повышает интерес и активизирует творческую деятельность на уроке. При составлении задания необходимо помнить правило: чем оно короче, конкретнее, тем быстрее усваивается. Оно может содержать также и указания, что надо изучить, подготовить, исполнить и т.п.

Консультации – обязательный элемент игры. Их может быть несколько. На начальном этапе необходима направляющая консультация. На ней сообщают тему, определяют цель, знакомят с правилами, обязанностями, получают задания. За три дня до игры проводят консультацию, на которой рассматривают содержание отдельных вопросов, конкретизируют ход игры, уточняют средства наглядности. Если игра не предусматривает подготовительного периода, то консультацию можно заменить подробным инструктажем в начале урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.

О необходимости формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время учащихся с ОВЗ....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. По данным  Института возрастной физиологии РАО около 90% детей и...

Роль игровых технологий на уроках математики в воспитании школьников.

Применение итровых технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности....

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Педагог действительно не может «дать» здоровья детям (т.к. есть врожденные заболевания, заболевания, приобретенные в раннем детстве), но он может научить детей быть здоровыми, сохранять свое здоровье ...

Роль игровых технологий на уроках английского языка

Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является действенным инструментом преподавания, который позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волновать...