ПРОЕКТ «Эти удивительные часы»
проект на тему

Палицына Светлана Феликсовна

Тип проекта:

- по направленности: информационно-практико-ориентированный; творческий;

- по форме организации: взросло-детский, интегративный;

- по продолжительности: краткосрочный.

Форма представления продукта: презентация

Актуальность:  В один из дней я принесла в группу песочные часы, чтобы показать детям-дошкольникам. Часы вызвали у ребят и восторг, и в то же время удивление. Они не понимали, как этот необычный предмет может быть часами. Посыпались вопросы.

Я знала, что дети имеют  очень скудное представление о времени, а в особенности о часах. В их привычном представлении – это просто атрибут интерьера, который для чего-то висит на стене.

На вопросы нужно находить ответы, а такая заинтересованность детей не могла оставить меня в стороне, я не смогла просто отмахнуться короткими пояснениями, поэтому приняла решение организовать проектную деятельность с детьми-дошкольниками  вокруг темы часов и времени.

Из этого следует, что: недостаточно информации дети получают от взрослых; развивающая среда небогата познавательными и дидактическими материалами на эту тему;  дети мало наблюдают.

Поэтому реализация проекта «Эти удивительные часы» позволит сформировать и расширить представления детей о часах, их назначении, классификации, разнообразии, послужит осознанию того, что необходимо беречь время.

В совместной работе с педагогическим коллективом детского дома мы должны создать условия для общения, познавательной, поисковой и творческой деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chasy.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРАСНОДАРСКИЙ   ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

"РОЖДЕСТВЕНСКИЙ"

                                                                                     

ПРОЕКТ

«Эти удивительные часы»

Разработала:

Разработала:

Палицына Светлана Феликсовна,

воспитатель

г. Краснодар - 2018

Методический паспорт проекта

Тип проекта:

- по направленности: информационно-практико-ориентированный; творческий;

- по форме организации: взросло-детский, интегративный;

- по продолжительности: краткосрочный.

Форма представления продукта: презентация

Актуальность:  В один из дней я принесла в группу песочные часы, чтобы показать детям-дошкольникам. Часы вызвали у ребят и восторг, и в то же время удивление. Они не понимали, как этот необычный предмет может быть часами. Посыпались вопросы.

Я знала, что дети имеют  очень скудное представление о времени, а в особенности о часах. В их привычном представлении – это просто атрибут интерьера, который для чего-то висит на стене.

На вопросы нужно находить ответы, а такая заинтересованность детей не могла оставить меня в стороне, я не смогла просто отмахнуться короткими пояснениями, поэтому приняла решение организовать проектную деятельность с детьми-дошкольниками  вокруг темы часов и времени.

Из этого следует, что: недостаточно информации дети получают от взрослых; развивающая среда небогата познавательными и дидактическими материалами на эту тему;  дети мало наблюдают.

Поэтому реализация проекта «Эти удивительные часы» позволит сформировать и расширить представления детей о часах, их назначении, классификации, разнообразии, послужит осознанию того, что необходимо беречь время.

В совместной работе с педагогическим коллективом детского дома мы должны создать условия для общения, познавательной, поисковой и творческой деятельности. 

Проблема: воспитанники - дошкольники  имеют незначительное представление о часовых механизмах, времени и временных отрезках.

Цель: Сформировать и расширить представления дошкольников о часах, их роли в жизни человека, а также - о разнообразии и истории. 

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления детей о часах, их роли и назначении, разнообразии и истории возникновения;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;                                                                                                        

- побуждать детей к совместной поисковой деятельности;  

- обогащать  словарный  запас детей;   

- способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Развивающие:

- развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;

Воспитательные:

- воспитывать ответственное и бережное отношение к приборам и механизмам;

- воспитывать желание беречь свое время и время других. 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Результативность:

- У воспитанников развито представление о времени, часовых механизмах;

- Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, а также виды часов.

- Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

- Даны представления об определении времени с помощью часов.

- Дети научились использовать знание о часах в различных видах деятельности.

- Воспитано желание «беречь» время.

Формы, методы и приемы работы:

 - диагностика ориентации во временах суток, представлений о часах;

- составление плана;

 - подбор и изготовление дидактических игр;

- разработка конспектов занятий поданной теме;

- чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях, часовых механизмах;

- беседы;

- создать условия для детского творчества;

- экскурсия в библиотеку, интервьюирование;

- презентация

Предполагаемый продукт детской деятельности:   изготовление поделок-часов своими руками, изготовленных книжек-малышек.

Содержание проекта

План работы

1-й этап проекта (подготовительный) (22 – 26 января):

- Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

- Постановка цели и задач.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Разработка плана мероприятий детской деятельности.

- Работа с педагогическим коллективом детского дома по взаимодействию по реализации проекта.

2-й этап (основной) (29 января – 02 февраля):

1) Введение понятий: время, часы.

Цель: Формировать интерес ко временным отрезкам, разнообразным механизмам и приборам, показывающим их.

2) Разучивание пословиц и поговорок о времени, часах.

Цель: познакомить детей с новыми понятиями, раскрыть суть народной мудрости.

3) Экскурсия внутри детского дома, интервьюирование работников «Для чего вам нужны часы? Какими часами вы пользуетесь?» Цель: развивать познавательный интерес, получать информацию от взрослых.

4) Прослушивание музыки:

- Песня из м/ф «Фиксики» «Часики»,

- «Часы» - песенка-загадка для детей.  

Цель: развитие музыкальных способностей детей

5) Организованная образовательная деятельность:

- Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим  и социальным миром  - «Песочные часы»; ФЭМП – «Время»;

- Развитие речи «Часы бывают разные»;

- Художественно-эстетическое развитие: Лепка «Будильник», Аппликация –  «Часы для нашей группы», Рисование «Часы моей мечты».

- Изготовление макета «Солнечных часов».

- Наблюдение «Что можно успеть за одну минуту»

6) Просмотр мультфильма «Фиксики. Часы» 78-я серия

Цель: расширять кругозор детей

7) Слушание аудиосказки «Сказка про часы»

Цель: Развивать умение внимательно слушать аудиозапись, понимать содержание, отвечать на вопросы воспитателя

8) Слушание сказки Алины Загайновой «Какие часы важнее», а также рассказы и отрывки рассказов по теме «Время. Часы» Цель: прививать любовь к художественной литературе, развивать внимательность.

9) Беседы «Что такое время», «Для чего нам нужны часы», «Какие бывают часы», «История часов»

10) Дидактические игры:

- «Разложи часы» (настенные, напольные, настольные, наручные, карманные; механические и электронные; старинные и современные);

- «Разрезные картинки. Часы» Цель: развивать логическое мышление детей, умение собирать целое из нескольких частей, моторику рук.

- Речевая игра «Подбери словечко» ( часы, висящие на стене – настенные, одеваются на руку – наручные, определят временные отрезки по солнцу – солнечные и т.д.)

11) Артикуляционная гимнастика: упражнения «Часики», «Кукушка»

12) Просмотр книг в библиотеке детского дома.

Книги:

- Я. Длуголенский «Тик-так» - Издательство «Детская литература»: Ленинград, 1975 г.;

- М.Ильин «Сто тысяч почему. Который час? Черным по белому» - Л.: Детская литература, 1989 г.

- Детская энциклопедия знаний «Открытия и изобретения» - М.: Росмэн, 2015 г.

- И.Мельников «Про часы и о часах» - М.: Издательство «Детская литература», 1983 г.

- М.Улыбышева «Главный механикус России» - М.: Издат.дом «Фома», 2013 г.

- Я.И.Шур «Сколько стоит минута» - М.: Издательство «Советская Россия», 1972

13) Подвижные игры: «Часы», «Часы пробили»; Физкультминутка «Вышли мыши как-то раз!»; Физминутка для глаз «Часики».

3-й этап (заключительный) (05-06 февраля)

- Создание  поделок-часов своими руками.

- Интегрированное занятие-развлечение «Путешествие в страну часов».

Результаты проекта:

  • У воспитанников развито представление о времени.
  • Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
  • Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
  • Сформированы представления о часовых механизмах, их назначении, разнообразии.
  • Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях, видах часовых механизмов и приборов.
  • Дети научились отражать свои знания о часах в конкретных действиях в различных видах деятельности.
  • Воспитано желание «беречь» время.

Список литературы:

  1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром.
  2.  [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/
  3.  Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сказка «Какие часы важней?»

Даже маленькие дети знают, что все вещи и предметы только кажутся неживыми. Ведь только наступает ночь, всё вокруг оживает. И начинается разговор о том, о сём…

Однажды, в одну из таких ночей, когда часы на стене пробили двенадцать раз, и произошёл такой спор…

– Сколько можно шуметь?! Все и без того знают, что пора спать! – возмущённо воскликнул фарфоровый слоник, стоявший на полочке как раз под этими часами.

– Никакого покоя! – Мы самые важные! – даже не обидевшись на слоника, гордо проговорили часы. – Если бы не мы, то люди бы не знали, который сейчас час!

– Ха-ха-ха! – хохотнул будильник. – Что толку от этого шума? То ли дело я! Стою на самом видном месте, тихонько тикаю, никому не действую на нервы своим грохотом, как некоторые…

И сердце-батарейка у меня долговечное. Причём всегда его можно заменить на новое, импортное. А настенные часы только тронь за цепочку, и всё! Встали!

– Хи-хи-хи… – хихикнули женские часики, тихо лежащие на столике возле кровати, на которой спала девушка. – Я важней, чем какой-то там будильник! Ведь люди его не берут с собой на улицу, а нас наша хозяйка каждый день на ручку наденет и гулять выводит.

Мы знаем все её тайны и переживания. Она постоянно нами любуется, слушает, как мы тикаем, прикладывая нас к ушку. Особенно, если её дружок на свидание опаздывает. Наверное, хозяйка думает, что мы остановились.

– Вот-вот! – подали голос из другой комнаты массивные мужские часы в позолоченном корпусе. – Ваша хозяйка вам не доверяет! То ли дело мы! Хоть бей нас, хоть роняй! Мы противоударные! И самые дорогие среди вас! И наше сердце не зависит от какой-то там фирмы.

У нас снаружи завод, поэтому не надо к нам в нутро лазить и что-то там менять. Ещё и инфекцию занести недолго! Знаем, знаем… видели, как из вашего сердца, уважаемый будильник, однажды белая кровь вытекала!

– Не кровь, а кислота! – выдали свои познания настенные часы. – Мы тоже видели и слышали, как будильник чуть на свалку не выбросили!

– Ну-у… чуть не считается… – обиженно протянул будильник. – Кстати, насчёт противоударных… Двух камней у вас не хватает: на один положить, а другим стукнуть! – съязвил он, отпустив шутку в адрес мужских часов.

– Фу! Какое бескультурье! – фыркнули женские ручные часики. – И шутка уже старая. Сразу видно, что от жизни отстал!

– Да-да! Кстати о современности, – подал голос сотовый телефон. – В моём устройстве самые точные часы! Их не надо заводить каждый день. Выставил время один раз – и любуйся! Да, не спорю, корпус мой нежный и хрупкий, но зато ни у кого не возникает желание им стучать и испытывать на прочность. Нажал на кнопочку – экран засветился и показал время. И тиканья никакого нет.

– Кстати, о кнопке! И где это у тебя кнопка?! – съехидничали мужские часы.

– Слышали мы, что стоит на неё нажать, то не только твои часы, но и ты сам надолго впадёшь в кому!

– В летаргический сон! – подхватил будильник.

Сотовый телефон хотел что-то возразить, но в разговор вмешался ноутбук, до этого мирно дремавший на столе в углу комнаты:

– Смешно вас слушать! Во всех вас вместе взятых нет и доли той информации, какой обладаю я! Что толку от вашего «тик-так», да «бом-бом»! То ли дело я! От меня зависит всё! Если я не захочу включаться, посмотрю, как вас будут холить и лелеять ваши хозяева!

– Да ты весь паутиной зарос! – воскликнули настенные часы. – Не мешало бы тебя помыть!

– Дремучая, вы, техника! Паутина – это не паучьи сети, а Великий Интернет! Это важней, чем свидания твоей хозяйки, – повернулся ноутбук к женским часикам.

Неизвестно, сколько бы продолжался спор, но звонкой трелью прозвенел будильник, возвестивший, что настало утро, и всем обитателям квартиры пора было вставать: кому в школу, кому на работу.

Мужские часы быстро были надеты на мускулистую руку, женские часики украсили нежное девичье запястье.

Хозяин, проходя мимо настенных часов, тронул рукой гирьку, качнул её и удовлетворённо произнёс: – Идут, родимые!

Шустрая ребячья рука схватила со стола сотовый телефон и спрятала его в карман куртки.

Кто-то из обитателей квартиры включил ноутбук, чтобы узнать последние новости и заодно сверить все часы.

Не остался без похвалы и будильник.

– Молодец! Вовремя разбудил! – произнесла бабушка, погладив морщинистой рукой бок часов. – Что бы мы без часов делали?!

А настенные часы, женские часики, мужские наручные часы, будильник, сотовый телефон и ноутбук пристыжено молчали. Они вдруг поняли, что каждый из них важен на своём месте и очень нужен своему хозяину!

Тик-так, или сказка о Времени

Видели ли вы, дети, старинные часы? Такие толстые, неуклюжие с заводным механизмом, а не на батарейках, как сейчас. Почтенные и серьезные они еще висит где-то в старых домах, сохраненные бабушкой или дедушкой, и верно показывает нам время. Не то что эти современные маленькие, плоские, электронные часики, которые часто уныло молчат и то с лени, или с неохоты останавливаются именно тогда, когда нам необходимо знать время.

Так вот, именно такие почтенные, старенькие и трудолюбивые, честные и старательные часы с заводным механизмом висели у Степкиного дедушки в спальне. Степа всегда слышал тяжелый ход - тик-так. Мальчику было очень интересно, как идет то Время там, внутри, и можно ли его остановить. Но в дедушкину спальню он никогда не заходил.

- Степа, быстрее! Степа, пока ты сидишь и ничего не делаешь Время идет, оно не стоит на месте. Оно проходит мимо тебя, а ты его зря тратишь.

День в день одно и то же. Степа упорно тратил время и мог час одевать брюки, чтобы пойти на улицу. И бывало даже так, что уже и солнце заходило, пока он соберется.

Однажды, когда никого не было дома, Степа играл машинкой и она, проехав весь коридор, заехала прямо в дедушкину спальню через приоткрытые двери. Что же делать? Долго колебался Степа, заходить ли без разрешения в дедушкину комнату и решил, что ничего же плохого не случится. Нужно только взять машинку и выйти. Степа зашел и сразу вздрогнул. Большие старые часы именно тогда отбивали шесть часов вечера. Важно и твердо.

Мальчик оглянулся в поисках машины. Она заехала аж под шкафчик, над которым висели старинные часы. Степа подошел близко к часам и от любопытства или от восторга не мог уже отвести от них взгляд. Изготовленные очень давно умелыми мастерами, часы были действительно очень красив выгнутыми стрелочками, вырезанной крышкой, причудливыми цифрами на циферблате.

«Они, видимо, еще старше дедушки», - подумал мальчик. Степа прикоснулся к холодному стеклу. «Вот бы мне узнать, как они идут? Как же попасть туда, внутрь?» И вдруг, дверцы часов открылась и Степа, не сумев оторвать руки от двери, начал уменьшаться и, став величиной с орех, повис на ручке, крепко держась, чтобы не упасть.

Чьи-то руки подхватили его и потащили внутрь.

- Привет, я Тик а это - Так, - маленькие и худенькие мальчики, как стрелочки, стояли перед Степкой. - Ты хотел увидеть само Время? Мы его дети.

- Как интересно! Неужели я действительно внутри часов? Тех старинных, дедушкиных? Ой, ребята! Пойдем играть. Я сам играл, а теперь с вами буду.

- Нет, мы не можем играть. Ты должен идти с нами, потому что мы никогда не останавливаемся, а по дороге мы все расскажем. Согласен?

- Ладно. Я с вами! А что это за девочка впереди бежит?

- Это наша младшая сестренка Секундочка. Она быстрее нас идет в шестьдесят шагов. А еще мы познакомим тебя с отцом Временем. Он также постоянно идет. Еще ни на минуту не остановился. Время и твой дедушка - давние и искренние друзья.

- Так вот почему дедушка так вовремя все делает. Ни минуту не потратит. Все у него расписано по минутам, и он всегда везде успевает! - догадался Степа.

- А ты разве не знал?

- Нет, даже не догадывался. Но и забавно вы идете - один шаг Тик, один Так. Как же так можно?

- А мы и не замечали. Мы всегда так идем.

- Ой, ой! - послышалось вдруг впереди. - Беда сейчас случится!

- Это Секундочка. Что-то, наверное, произошло. Бежим!

Степа вместе с мальчиками прибежали к Секундочке. Она дрожала и была очень взволнована и пристально смотрела сквозь стекло часов, через окно на улицу, людей и машины.

- Смотрите! Девочка выдернула руку от мамы и выбежала на дорогу. А там же машины!

- А откуда ты знаешь, что может случиться беда А может и не случится. Может, машины объедут девочку? - Степа хотел успокоить друзей.

- Знаю. Мы в школе очень хорошо учим математику. А у меня самые лучшие оценки по математике. Я все посчитала. И скорость, и расстояние, и время. Ой, беда случится!

- Что это? - послышалось сзади.

- Это - Время, - зашептались мальчики. - Сейчас мы тебя с ним познакомим. Будь вежлив.

- Добрый день, господин, - поздоровался мальчик, как только Время поравнялся с ним.

- Добрый. Это ты тот парень, который меня теряет?

- Я больше не буду, - склонил голову Степка.- А Вы и есть то большое, знаменитое Время?

- Да, это я. Будем теперь друзьями, - улыбнулся приветливо старый Время. Что здесь за шум?

- Секундочка подсчитала, что с девочкой, которая выбежала на дорогу, случится беда. На нее наедет грузовик, - наперебой рассказывали Тик и Так.

- Беда говорите?

- Да, большая беда. Позвольте мне остановить время на одну секундочку, чтобы все исправить. Этого никто не заметит. Одна секундочка очень маленькая. А наш новый друг Степа за эту секунду отведет ребенка к маме. И все будет хорошо.

- Хорошо, секундочка, я разрешаю тебе это сделать. Останавливай!

Секундочку мгновенно вынула из кармана маленькую золотую стрелку и, махнув ней и сказав только ей известные волшебные слова, остановила мгновение. Все замерло: и машины, и люди на улице. А Степа тем временем быстренько выскочил на дорогу и, схватив девочку за руку, отвел к маме. И так же быстро вернулся.

- Вот и все. Вот и хорошо. Девочку мы спасли, - Секундочка снова махнула стрелочкой, и время восстановило ход.

- Молодцы дети, и ты также, Степа. Вижу, хороший ты парень и времени больше не будешь тратить.

- Обещаю. Не буду тратить, - заверил мальчик. - Никогда ...

- Степа, просыпайся! Ты как здесь оказался? - говорил дедушка, поглаживая мальчика по головке.

Степа проснулся. Он лежал на дедушкиной кровати и был уже совсем не маленьким, а рядом не было ни Тика, ни Така и Секундочки не было. Только в руках осталась маленькая золотая стрелка, подаренная Секундочкой. Та самая, которой она остановила время, чтобы отвести беду.

- Ой, дедушка, такое приключение!

- Что случилось?

- Да ... некогда говорить, мне еще нужно игрушки сложить. Время ведь не ждет, оно идет.

Дедушка удивленно посмотрел на внука.

- Да, Степа. Все верно. Оно не будет ждать.

С того дня Степа все делал умело, старательно и не опаздывал, чтобы не тратить Время зря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Эти удивительные ребусы"

В процессе работы над проектом, ученики 5 класса научились не только разгадывать ребусы, но сами их составлять. Для этого они изучили историю возникновения ребусов и правила их составления. Затем все ...

Методическая разработка паспорта проекта «Такой удивительный Шерлок» (по мотивам произведений А. Конан Дойля)

Паспорт проектной работы, выполненной на уроках английского языка в МОУ «Гимназия № 14 Краснооктябрьского района Волгограда» в 2015-2016 учебном году...

Образовательный проект «Мой удивительный город».

Одним из наиболее эффективных методов воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Мой уд...

Удивительные часы вокруг нас.

В предлагаемой разработке представлен дополнительный материал по теме «Удивительные часы вокруг нас».Разработка предназначена для внеклассного мероприятия для обучающихся 6-7 класса....

1. Проект "Книга-удивительная вещь"

Проект "Книга - удивительная-вещь"Книга - уникальное явление культуры: она помогла сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий. В них заключена мудрость поколени...

Методическая разработка занятия по курсу "Финансовая грамотность" 7 класс. Мини-проект "Деньги" 2 часа.

Данная методическая разработка занятия расчитана на два занятия. В результате данных занятий появляется продукт в виде брошюр или плакатов....