Удивительные часы вокруг нас.
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

В предлагаемой разработке представлен дополнительный материал по теме «Удивительные часы вокруг нас».

Разработка предназначена для внеклассного мероприятия для обучающихся 6-7 класса.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_chasy_vokrug_nas.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

Верх-Красноярская средняя общеобразовательная школа

                                           Удивительные часы вокруг нас.

               Бухтиярова Антонина Петровна, учитель химии и биологии

   

Название работы: Удивительные часы вокруг нас.

.

Цель: раскрыть понятие «биологический ритм», объяснить значение ритмов в природе; показать, что удивительное –рядом.  

Описание рассматриваемой темы.

                                           

В предлагаемой разработке представлен дополнительный материал по теме «Удивительные часы вокруг нас».

Разработка предназначена для внеклассного мероприятия для обучающихся 6-7 класса.

     

Рекомендации по практическому использованию предложенного материала. Материал можно использовать при проведении Недели биологии и экологии в школе, для классного часа.

Цель: дать понятие «биологический ритм», объяснить его значение для живых организмов.

                                                                              Ход занятия

Учитель: 

СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК САДУ И ДУШЕ

Сегодня распустились все цветы,
Как будто ангелы спустились с небосвода,
И в разноцветье этой красоты,
Божественна и девственна природа.

Пионы белые подобны облакам,
А астры красные как небо на закате,
Росой тюльпан наполнен как бокал,
Фиалка в бархатистом синем платье.

Сегодня праздник саду и душе,
Цветы и ангелы спустились к нам из рая,
И в этом сказочном реальном мираже,
Слилась с небесной красота земная.

 (Лариса Кузьминская)

Послушайте отрывок из рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»: « Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.»

-Ответьте на вопрос: « В  чем состояло открытие мальчика? Почему луг  оказался зеленым, а не золотым?»

Часы бывают разные: солнечные, водяные, механические, электронные, башенные... , а еще есть цветочные часы. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Растения - цветы высаживались на клумбах и использовались в качестве своеобразных часов. Многие цветы раскрываются и закрываются в одно и тоже время дня. Эта особенность помогает им защищать пыльцу от дождя и холода, а также открываться именно тогда, когда различные существа прилетают к цветкам.

1ведущий: У растений, как и у всех живых организмов, имеются «биологические часы», регулирующие их жизнь. Возникли они как результат развития многих поколений растений в условиях чередования периодов суток: утра, полудня, вечера, вечерних сумерек, ночи.

2 ведущий: Эту ритмику особенно наглядно можно увидеть у растений, имеющих яркие цветки, отмечая время раскрытия и закрытия их на протяжении суток. Венчики цветков раскрываются с такой точностью, что по ним можно, как по часам, определять время суток.

1 ведущий: Цикличность, возникшая у растений на протяжении бесчисленных поколений, прочно закрепилась в наследственности. Все жизненные процессы подчинены суточным

ритмам.         Ботаники так         объясняют         это         явление:         «Суточный ритм движения лепестков - результат неравномерного роста верхней (внутренней) и нижней (наружной) сторон. Если быстрее растет верхняя сторона, то лепестки открываются наружу, при этом цветки раскрываются. Наоборот, более быстрый рост нижней поверхности приводит к отклонению лепестка внутрь, то есть к закрыванию цветка. 

Ученые рассматривают это как приспособление, предотвращающее намокание пыльцы от росы. Лепестки таких растений вечером загибаются, ложатся друг на друга, сдвигаются вместе и принимают вновь то положение, какое они занимали в цветочной почке. Как только роса высыхает и вновь начинают летать насекомые, цветок раскрывается. У многих цветков повторное раскрывание происходит лишь один раз (на следующий день), у других оно повторяется и на третий, четвертый, пятый, а у отдельных видов осенних шафранов - даже на двенадцатый день. 

 

2 ведущий: Первыми от ночного сна пробуждаются желтые цветки козлобородника, немного погодя раскрываются голубые цветы дикого цикория.  К пяти-шести часам утра, с появлением первых лучей солнца, открываются цветки дикого шиповника,  мака и одуванчика, полевого вьюнка и красной полевой гвоздики.  Как только солнце взошло над горизонтом и осветило землю, раскрывает свои белоснежные венчики кувшинка.

1 ведущий: После полудня яркий цветочный покров теряет свои краски. Те цветки, которые раскрылись первыми, первыми и закрываются. К трем-четырем  часам дня многие цветы уже начинают «засыпать» или «готовиться ко сну». В пять часов вечера складывает свои лепестки кувшинка, а шиповник держит свои цветы открытыми вплоть до захода солнца.

На доске размещаются фотографии перечисленных цветов.

(Приложение 1)

2 ведущий:Как только солнце опускается к горизонту и становится прохладнее, начинают оживать другие растения.

Такая периодичность цветения выработалась у растений постепенно и определяется не только солнечным ритмом, но и ритмом жизни насекомых, которые опыляют цветки. Когда насекомые находятся в состоянии покоя, цветки закрыты. Когда же насекомые начинают свой лёт, отрываются и цветки. К вечеру многие из них      закрываются, чтобы предохранить нежные органы от переохлаждения и попадания на них ночной росы или дождя. Большинство растений цветет в дневное время, но есть среди них и такие, которые цветут только вечером или ночью.

Выходит девочка с фотографией  ночной фиалки.

Ночная фиалка (правильнее называть ее любкой двулистной, так как она относится к семейству орхидных,   а не фиалковых), например, выделяет ароматические вещества только после захода солнца. В это же время открываются и издают сильный аромат закрытые целый день крупные цветки табака. У ночных цветков всегда сильный запах, и обычно они белого цвета. Только благодаря этому насекомые находят их в темноте.

1 ведущий: Самое «точное» из всех растений - вечнозеленый малайский кустарник симпоха.

Один из ботаников так описывает замечательные свойства этого растения: «Начав цвести в возрасте трех-четырех лет, оно цветет каждый день всю свою жизнь, длящуюся пятьдесят, а то и сто лет... Кроме того, оно удивительно пунктуально... Цветочные почки раскрываются по одной друг за другом. Бутон начинает набухать на глазах, а накануне того дня, когда ему предстоит раскрыться, его кончик становится желтым. На следующий день за час до восхода солнца он раскрывается полностью. В четыре часа дня лепестки опадают...

Плоды вызревают точно за пять недель. На тридцать шестой день после того, как опали лепестки, в три часа утра плод раскрывается - именно тогда, когда влажность воздуха настолько велика, что начинает выпадать роса, а ночная темнота наиболее густа...».

Выходит мальчик с портретом К. Линнея.

В 1755 году знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней использовал этот феномен. Этот выдающийся ученый написал научный трактат "Somnus plantarum", что в переводе означает "Сон растений". Карл Линней всю свою жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку - времени раскрытия и закрытия цветков, хотя в ночное время цветы закрыты, а с восходом солнца они открывают свои венчики. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе он расположил растения в соответствии с временем. На этой цветочной клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Даже при пасмурной погоде можно было точно определить время, если нет при себе часов. Первые такие часы были установлены в городе Упсала в Швеции, который находится примерно на 60-м градусе северной широты.

(Приложение 2.)

2 ведущий: Время, указанное на этих цветочных часах, относится только к ясным и солнечным дням. В пасмурную, дождливую погоду или при сильном тумане цветы либо вовсе не раскрываются, либо раскрываются «не по расписанию».

Цветы раскрываются:

  • в 3-5 часов - Козлобородник луговой
  • в 4-5 часов - Цикорий дикий / Кульбаба осенняя / Горчак
  • в 5 утра - Осот огородный / Осот луговой / Красноднев
  • в 5-6 часов - Одуванчик обыкновенный / Скерда кровельная 
  • в 6 часов - Ястребинка зонтичная
  • в 6-7 часов - Бурачек / Осот полевой / Ястребинка волосистая
  • в 7 часов - Кукушкины слезки / Венечник луговой / Латук огородный / Кувшинка белая
  • в 7-8 часов - Очный цвет полевой / Туника проросшая
  • в 9 - 10 часов - Ноготки полевые / Торичник
  • в 20 часов - Красноднев рыжий

Цветы раскрываются:

  • в 3-5 часов - Козлобородник луговой
  • в 4-5 часов - Цикорий дикий / Кульбаба осенняя / Горчак
  • в 5 утра - Осот огородный / Осот луговой / Красноднев
  • в 5-6 часов - Одуванчик обыкновенный / Скерда кровельная 
  • в 6 часов - Ястребинка зонтичная
  • в 6-7 часов - Бурачек / Осот полевой / Ястребинка волосистая
  • в 7 часов - Кукушкины слезки / Венечник луговой / Латук огородный / Кувшинка белая
  • в 7-8 часов - Очный цвет полевой / Туника проросшая
  • в 9 - 10 часов - Ноготки полевые / Торичник
  • в 20 часов - Красноднев рыжий

2 ведущий: Таблицей Линнея можно пользоваться только там, где она была составлена, - в шведском городе Упсала.  

Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных местах они ходят по-разному. Так, например, соцветия осота огородного в Московской области открываются в то же время, что и у Линнея в таблице, - в 6-7 часов утра, но закрываются позже - не в 12, а в 1-2 часа дня. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра. А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два часа. А разница в закрывании почему-то на 5-6 часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас- в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много.

 1 ведущий: Некоторые виды цветов из линнеевского списка у нас в России не растут, так что сделать часы точно по его образцу не получится. Поэтому мы создадим свои цветочные часы.

 В 5 часов открывается шиповник и мак.

В 6 часов расцветает одуванчик.

В 8 часов раскрывает свой венчик вьюнок.

В 9 часов просыпается полевая гвоздика.

В 10 часов закрывается цикорий.

В13 часов засыпают полевая гвоздика и одуванчик.

В 14 часов закрываются маки.

В 17 часов закрываются незабудки.

В 17-18 часов вновь раскрывается цикорий.

В 18 часов опускаются под воду кувшинки.

В 19-20 часов закрывается шиповник.

В 21 час засыпает кислица.

На доске прикрепляются фото цветов, которые растут в нашей местности: козлобородник, цикорий дикий, кульбаба осенняя, осот огородный, осот полевой, одуванчик обыкновенный, ястребинка зонтичная, кукушкины слезки, ноготки полевые, табак душистый.  

Учащиеся создают свои часы, ориентируясь на фотографии.

Учитель:

В центральной части Новосибирска возле здания филармонии недалеко от мэрии расположились необыкновенные часы – цветочные. Открытие зелёного циферблата произошло летом 2009 года и было приурочено ко Дню города, когда мегаполису исполнилось 116 лет. Часовой механизм заказывали в Санкт-Петербурге, разработкой занимался НИИ часовой промышленности. Циферблат (восемь на шесть метров) украшают несколько тысяч однолетних растений. Контуры цифр очерчены маленькими электрическими лампочками, что обеспечивает видимость композиции в ночное время.

2 ведущий: А сейчас мы предлагаем вам кроссворд, в котором нужно отгадать названия растений-часов в нашей местности. Какая команда справиться быстрее?

C:\Users\Администратор\Downloads\biocrossword.png


Отгадайте загадки о цветах

Топили, сушили, колотили, рвали,
Крутили, ткали, на стол клали.
(Лен)

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми…
(Гвоздиками)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик)

Стоит дуб, полон круп.
Шапочкой накрыт,
Гвоздиком прибит.
(Мак)

Чашечки и блюдца
Не тонут и не бьются
(Кувшинки)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет
(Колокольчики)

10. Лик пахучий,
А хвост колючий. (Роза)

Я совсем не царапучий,

И не жгучий, не колючий.

На ромашку я похож,

Только желтый, ну и что ж?

Вот когда я отцвету,

Ноготками обрасту. (Ноготки, календула)

Я-колючая трава,

И пришел к вам навсегда

В ваш любимый огород.

А зовут меня…  (Осот)

Тот, кто на поле бывал,

Тот, наверно, замечал,

Как вьется розовый цветок,

Он называется …(вьюнок)

Ученики читают акростихи Ларисы Кузьминской.

Астры распустили свои крылья,
Словно ангелы, лохматые немножко,
Тонкой разноцветною мантильей
Разодели сад, его дорожки…
Ангельские звезды – чудо крошки. 

Пион расцвел на грядке
И удивил красою, 
Он весь покрыт росою,
На нас глядит украдкой.

Ромашки белые, ответьте:
"О чем тоскуете бедняжки?" -
"Мы так хотим остаться в лете,
А что ж еще нам бедным надо -
Шикарных красочных нарядов,
Красивых кружевных рубашек,
И пусть нам солнце ярко светит!" 

Азалий распростертые объятья
Зовут к себе своею красотой.
Ах, до чего изысканы их платья -
Лиловые с оборкой золотой!
И мы глядим не в силах наглядеться,
И, как они, нам хочется одеться 

Расплескалось поле красных роз,
Очарован  ими небосвод,
Засверкали капли нежных рос,
Ангелов  означили приход. 

Клянемся мы прекрасное беречь,
Устраиваем праздники природе,
Вкушаем радость с нею встреч,
Шагаем вдоль посадок в огороде,
И наслаждаясь  красотой плодов,
Не стоит забывать и  о природе дикой -
Кувшинках, что подарком от богов -
Античны, словно миф о Эвридике.

Подводятся итоги. Награждается команда-победительница.

Использованная литература.

1.Набор открыток «Растения-часы».

2.http://www.dityachi-zagadky.org.ua

3.http://ejka.ru/blog/zagadki/114.html

4.http://www.florets.ru/tainy-rastenii/zabavnye-tsvety-chasy-.html

5. http://www.stihi.ru/2008/07/02/1819

6. http://www.life-nature.ru

7.http://sib.net/novosibirsk/cvetochnye-chasy-goroda-novosibirska/

8. http://www.zoodrug.ru/topic1804.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа КРУЖКА «Удивительный мир вокруг нас» 6 - 7класс

ПРОГРАММА  КРУЖКА « УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС» ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7КЛАССОВ, СПОСОБСТВУЕТ РАСШИРЕНИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ ИХ ЗНАНИЯМИ В ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

Презентация к классному часу "Удивительная вода"

Презентация к классному часу "Удивительная вода"...

ПРОЕКТ «Эти удивительные часы»

Тип проекта:- по направленности: информационно-практико-ориентированный; творческий;- по форме организации: взросло-детский, интегративный;- по продолжительности: краткосрочный.Форма представления про...

Проект по математике " Удивительный мир часов "

Проект " Удивительный мир часов"...

Удивительный мир вокруг нас, 2019

воспитательное мероприятие...