1 класс "Школа России" Урок обучения грамоте К. Ушинский "Наше Отечество"
план-конспект урока на тему

Материал к открытому уроку в 1 классе "Школа России". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бойдова И.А.  Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема урока:                                                                                                                  

   К. Д. Ушинский «Наше Отечество»"

Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.

Задачи урока:

1)– актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России,  её символах;                                         - познакомить с рассказом  К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;                                                                                                                                                                                                     - формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.

2) – развивать критическое мышление   учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением   и  с информацией,  представленной в тексте, рассказе учителя;                                                                                                                                                                                                                                                                              - учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.                                                                                                                               - развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

3) –  способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и  осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;                                                                                                                                                                                            - пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.                                                                                                                                                                                            - развивать самооценку учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:  ценностное отношение к Родине, к России,  осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося;  учебно - познавательный  интерес  и мотивация к теме «Родина».

Метапредметные:

регулятивныеумение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять границы знания и незнания по теме «Родина», принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;

познавательныедобывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного  текста, строить ответы на вопросы учителя;

коммуникативные– слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

чтение: работа с информацией:под руководством учителя                                                                              - работать с   информацией,  представленной в тексте, иллюстрациях  учебника, рассказе учителя;                                                                                                                                                                               - определять главную мысль текста;                                                                                                                                            - использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.

Предметные:познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова близкие по смыслу  к слову Отечество,  повторить  пословицы и поговорки о Родине.

Технология достижения цели:  деятельностный  метод обучения, развитие критического мышления  через чтение и письмо (РКМЧП)

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся:фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение:

  • «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России»,   автор В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М. : Просвещение. 2012.
  •  карточки со словами и картинками для «синквейна);
  •  презентация к  уроку;
  • компьютер,  проектор.

Ход урока.

I.Организационный  момент.

 1)Уч.         Все сумели мы собраться,
                  За работу нужно  взяться.
                  Будем думать, рассуждать,
                  Можем мы урок начать.

Уч. -А сейчас проверим рабочее место.

Уч. -И работаем под девизом ( Знаешь- говори, не знаешь- слушай).

Уч.-Значит как мы учимся говорить? ( правильно, чётко выговариваем слова, громко, чтобы все слышали и понимали.)

2) Речевая разминка.(СЛАЙД 1)

3)Скороговорка. .(СЛАЙД 2)

                                                   

II.  Подготовка к восприятию нового материала.

1) Уч.

-Сегодня я обнаружила под дверью странный пакет. Давайте посмотрим что в нём. (выставила) И что с ним делать? ( собрать ребус)

-Какое слово получилось, читаем хором.( Родина  на доске)

-Как вы думаете, почему именно это слово спрятано в ребусе? (это тема нашего урока)

 (СЛАЙД 3 ) – Что вы видите на слайде? (герб, гимн, Флаг) Что это? (символы государства)

-Как называется главный город нашей родины?(Москва)

-Почему он главный? (там работает наше правительство,  президент)

-Как зовут нашего президента?

2) Обобщение ответов

Уч.-Да наша Родина – Россия, Это большая страна « От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля…» (слова из гимна)

-Нашу Родину населяют народы разных национальностей  и все они живут в мире и дружбе. Любят свою Родину, заботятся о ней и гордятся ей.

ФИЗМИНУТКА 1.

III. Работа над новым материалом.

1)-Сегодня мы узнаем ещё больше о Родине и поможет нам в этом русский писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

-Рассказ называется «Наше Отечество».

(СЛАЙД 5)                  

-Обсудите  в паре есть ли разница между словами Родина и Отечество.

(спросить пару, выслушать 2пары).

2) Прочтите текст просебя, есть ли в нём ответ на вопрос?

- Кто нашёл ответ в рассказе? ( если не нашли – подсказать – ответ в 1-3 строчке.)

3) Выборочное чтение , составление схемы.

-Почему Россия наше отечество?(3 строчка)

                                                               Россия

Отечество

         Родина

           Матушка

В ней жили отцы и деды наши

В ней мы родились, в ней говорят родным нам языком

Она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, защищает от врагов

 

Уч. -Прочитайте что у нас получилось.                                                                        

-Почему Россия Отечество?

-Почему Россия Родина?

-Почему Россия Матушка?

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 7 )            

4) Словарная работа.

- Какие непонятные слова и выражения встретились вам? (Испокон веку – очень давно,    вскормила,   вспоила…..)

5)- Кому из вас  рассказ показался интересным?

-Такой рассказ хочется читать выразительно, ярко, с любовью.

-Я люблю свою Родину и постараюсь так прочитать.

6) Чтение рассказа учителем.

7) Чтение в паре. Подготовиться читать выразительно.( спросить 1-2 уч-ся).

IV.  Итог.

-Что К.Д.Ушинский говорит о России ? (к таблице Россия-отечество, Родина, Мать).

-Мы не сказали, что в нашей большой Родине есть у каждого из нас маленькая родина .

( карточка на доску) Наша маленькая родина п. Новогорный, здесь мы живём,учимся.      ( СЛАЙД 8) Мы также бережно должны относиться к своей маленькой родине.

V. Рефлексия

Составление синквейна.(СЛАЙД 9)

Уч. –А теперь составим синквейн –найдём самое важное в  сегодняшнем уроке.

-Какое слово вы назвали бы главным на уроке?

Родина

- Она для вас какая?

любимая, красивая

-Что она сделала, как про это сказано в рассказе Ушинского?

вскормила , вспоила, защитила

-Как бы вы ласково назвали родину. Составьте предложение.

Родина – матушка Россия.

- Каким словом ещё можно назвать Родину? Подберите синоним.

Отечество                                           Родина

любимая, красивая

                     вскормила, вспоила, защитила

             Родина – матушка Россия.

                                                              Отечество

Если останется время

10.Работа с пословицами. Соотнести пословицы с таблицей.

Орг.момент ставил целью:                  

 1) настроить детей на работу,                  

 2) способствовать выработке у учащихся желания говорить чётко, правильно.

На организационном этапе создана доверительная, благоприятная, дружеская атмосфера. Цели 1 этапа урока достигнуты.            

Цель 2 этапа урока

является подготовка к восприятию нового материала.

На данном этапе у учащихся формируется умение чётко выражать своё мнение. Основываясь на собственный опыт (связь с уроком окр.мира), строить ответы на вопросы учителя, обобщать имеющиеся знания о Родине.

Выбранные виды деятельности на данном этапе способствовали развитию мышления. Коммуникативных и творческих способностей.

Дети подготовлены к восприятию нового материала.

Задачами 3 этапа были

1) – актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России,  её символах; - познакомить с рассказом  К. Ушинского «Наше Отечество»,

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль,                                            2) –развивать критическое мышление   учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением   и  с информацией,  представленной в тексте, иллюстрациях  учебника, рассказе учителя;                                                          - учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.                                          - развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.                       3) –  способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и  осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;                                                                            На данном этапе дети учились действовать по плану (инструкции), взаимодействовать с учителем, работать в парах, коллективно, графически систематизировать материал, тренировать умение кратко и чётко выражать свои мысли.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации

Таким образом я считаю, что урок достиг цели. На уроке были использованы здоровье сберегающие, элементы интерактивной технологии, мозговой штурм. Формировались коммуникативные УУД (участие в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы; личностные УУД (умение выделять нравственные аспекты поведения).

Психологическая атмосфера на уроке комфортная, доверительная, дружеская.

.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Россия Москва В.В.Путин

Слайд 6

Россия - В ней жили отцы и деды наши Родина В ней мы родились, в ней говорят родным нам языком Матушка Она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, защищает от врагов Отечество

Слайд 8

Новогорный

Слайд 9

Синквейн Родина любимая, красивая вскормила , вспоила, защитила Родина – матушка Россия. Отечество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Научно-психологические и практические методы обучения грамоте

В условиях кардинальных изменений  социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования становятся особенно актуальными.Школа должна стать основ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...

Презентация к уроку по развитию речи в период обучения грамоте. 1 класс "Дети в лесу". Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения

Презентация к уроку в 1 классе в период обучения грамоте. Показан приём составления "Карты осмысления и запоминания событий" . Для учащихся с родным (тувинским)  языком обучения....

Обучение грамоте (элементы грамоты и письма)

Программа составлена на основе программы и пособий Колесниковой Е.В. «От звука к букве», «Я начинаю читать» Цель: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.Задачи: ...

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИХ В ШКОЛЕ

Обучение грамоте является основной составляющей читательской грамотности и предпосылками успешного обучения детей в школе....

Новгородские берестяные грамоты и церы как археологические документальные свидетельства обучения грамоте

Представление опыта написания исследовательской работы "Новгородские берестяные грамоты и  церы как археологические документальные свидетельства обучения грамоте"...