Методическая работа
учебно-методический материал по теме


Предварительный просмотр:

Филиал МУНИЦИПАЛЬНОго БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Базинской основной общеобразовательной школы им. Н.В.Сутягина

Б.бакалдская ООШ

                                                               Утверждаю

Зав.филиалом

________/Н.И. Глазков /

                                                         

Паспорт

учебного кабинета

ОБЖ

№ 12

2017-2018 учебный год

1.  Общие сведения о кабинете

  1. Фамилия, имя, отчество заведующей кабинетом

Сисикин Василий Петрович

  1. Класс, ответственный за кабинет 7
  2. Классы, для которых оборудован кабинет- 8-9 класс
  3. Число посадочных мест 10мест
  4. Площадь кабинета  36 кв.м

2. Занятость кабинета в 2017-2018 учебном году

Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете:

№ ур.

Понедельник

  Вторник

    Среда

   Четверг

  Пятница

Суббота

1

Н.И. Глазков

Н.И. Глазков

Н.И. Глазков

2

Н.И. Глазков

Н.И. Глазков

Н.И. Глазков

3

4

Сисикин В.П.

5

Сисикин В.П.

6

7

3. Оснащение кабинета

3.1. Опись имущества и документации кабинета №

№ п/п

 Наименование

Количество

Год приобретения

Учительский стол

1

Учительский стул

2

Компьютерный стол

1

Парты двуместные

5

Стулья ученические

10

Доска

1

Шкафы

2

Ящик для плакатов

1

Стенды

7

Экран

1

3.2. Инвентарная  ведомость

на технические средства обучения учебного кабинета №  

№ п\п

Наименование

Марка

Инвентарный номер

Год приобретения

  1. п

3.3.1. Печатные пособия

Плакаты

№ п/п

Класс

Название  

Кол-во экземпляров

Год приобретения

1.

  ОБЖ

1.1

7

Классификация ЧС природного характера

1

1.2

7

Землетрясения

1

1.3

7

Извержение вулканов

1

1.4

7

Бури, ураганы

1

1.5

7

Оползни. Сели, обвалы, снежные лавины

1

1.6

7

Наводнение

1

1.7

7

Цунами

1

1.8

7

Лесной пожар

1

1.9

8

Классификация ЧС техногенного характера

1

1.10

8

Радиационная авария

1

1.11

8

Химическая авария

1

1.12

8

Гидродинамическая авария

1

1.13

8

ЧС экологического характера

1

2.

Пожарная безопасность

2.1

5

Пожары и их классификация

1

2.2

5

Причины и стадии развития пожара

1

2.3

5

Причины возникновения пожаров в здании

1

2.4

5

Признаки и поражающие факторы пожара

1

2.5

5

Правила поведения при пожаре в лифте

1

2.6

5

Правила поведения при загорании электроприборов

1

2.7

5

Пожаро-техническое вооружение и средства пожаротушение

1

2.8

5

Оказание помощи человеку. На котором загорелась одежда

1

2.9

5

Основные способы тушения пожаров

1

2.10

5

Правила поведения при пожаре в здании

1

2.11

5

Правила поведения при пожаре в общественном месте

1

2.12

8

Правила пользования первичными средствами пожаротушения

1

2.13

8

Пожар

1

3.

Правила оказания ПМ

3.1

5

ПМП при отравлении

1

4.

Безопасность на улицах и дорогах

4.1

5

Правила движение пешеходов на дороге

1

4.2

5

Дороги, на которых движение запрещено

1

4.3

5

Пересечение дороги по пешеходному переходу

1

4.4

5

Пересечение дороги вне пешеходного перехода

1

4.5

5

Правила ожидания общественного транспорта

1

4.6

5

Переход дороги в местах остановки общественного транспорта

1

4.7

8

Правила пользования велосипедом и другими колесными средствами

1

4.8

1-4

Правила поведение рядом с проезжей частью (начальная школа)

1

4.9

5

Дорожные знаки и дорожная разметка

1

4.10

5

Опасные ситуации на дороге

1

4.11

5

Правила пользования нерегулируемым пешеходным переходом

1

4.12

7

Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях на транспорте

1

Таблицы

№ п/п

Класс

Название  

Кол-во экземпляров

Год приобретения

5

ТАБЛИЦЫ «Школа против террора»

5.1

7-9

Связь в экстренных случаях

1

5.2

7-9

Цели и субъекты борьбы с терроризмом

1

5.3

7-9

Государственная антитеррористическая система

1

5.4

7-9

Способы действия террористов

1

5.5

7-9

Меры по предупреждению терактов

1

5.6

7-9

Функции субъектов борьбы с терроризмом

1

5.7

7-9

Профилактические меры

1

5.8

7-9

Обязанности должностных лиц

1

5.9

7-9

Признаки на наличия взрывного устройства

1

5.10

7-9

Мины ловушки

1

5.11

7-9

Основные понятия законодательства

1

5.12

7-9

Признаки взрывного устройства на теле человека

1

5.13

7-9

Порядок действия при угрозе взрыва

1

5.14

7-9

Порядок действия при поступлении угрозы

1

5.15

7-9

Эвакуация

1

5.16

7-9

Особенности транспортировки раненых

1

5.17

7-9

Безопасные зоны эвакуации людей

1

5.18

7-9

Действия при захвате

1

5.19

7-9

Действия при получении ранения

1

5.20

7-9

Действия при завале

1

5.21

7-9

Признаки  наличия сильного стресса

1

5.22

7-9

Действия для выхода из стрессового состояния

1

5.23

7-9

Основы законодательства

1

6

5-9

Безопасность дорожного движения

6.1

Предупреждающие знаки

1

6.2

Знаки приоритета. Запрещающие знаки.

1

6.3

Запрещающие знаки. Предписывающие знаки.

1

6.4

Знаки особых предписаний

1

6.5

Знаки особых предписаний. Информационные знаки

1

6.6

Информационные знаки.

1

6.7

Знаки сервиса. Опознавательные знаки транспортных средств.

1

3.3.2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

№ п/п

Класс

Название  

Кол-во экземпляров

Год приобретения

5-9

Противогазы  ГП 5

10

6-9

Компасы

10

5-9

Респиратор

5

7-9

Форма камуфляжная

5-9

Сумки санитарные

2

5-9

Аптечка

1

Перевязочные средства и шовные

Материалы, лейкопластыри:

Бинт марлевый медицинский нестерильный

Размер 7м/14 см

Бинт марлевый медицинский нестерильный

Размер 5м/10см

Вата медицинская компрессная

Косынка медицинская (перевязочная)

Повязка медицинская большая стерильная

Повязка медицинская малая стерильная

Булавка безопасная

Шина проволочная (лестничная) для ног

Шина проволочная (лестничная) для рук

Жгут кровоостанавливающий эластичный

4. Цифровые и электронные образовательные ресурсы

№ п/п

Класс

Название  

Кол-во экземпляров

Год приобретения

5-6

DVD «Законодательные и нормативные документы по ГОЧС»

1

5-6

 DVD «Мультимедийная пожарная энциклопедия»

1

7

DVD «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» 1ч.

1

5-7

DVD «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» 2 ч.

1

5-7

DVD «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» 3 ч.

1

5

DVD « Безопасность на улицах и дорогах»

1

 Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

5. План работы кабинета на 2017-2018 учебный год

                                   

5.1.Анализ работы кабинета за предыдущий учебный год.

Кабинет ОБЖ и находящиеся в нем учебные пособия, макеты и другие учебные материалы были использованы для работы в 5,6,7,8,9 классах.
Находящиеся в нем учебные материалы и стенды позволяют лучше усвоить обучающимся материал по разделам программы:
- ЧС природного и техногенного характера
- Индивидуальные средства защиты
- Безопасность на улицах и дорогах
- Основы медицинских знаний

2. Что было сделано по оформлению кабинета:
- Ремонт и обновление стендов.
- Косметический ремонт кабинета

3. Задачи на новый учебный год:


- Подготовить тематическое планирование 7,8,9 классов
- Обновить тесты по разделам обучения 7,8,9 классов.

- Обновить имеющиеся стенды.

Приобрести: Учебные пособия для учащихся по основам медицинских знаний, обновить аптечку

             

 5.2. Цель работы кабинета ОБЖ:

  -  создание оптимальных условий для организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по ОБЖ.

Задачи:

1.  Повысить качество проведения уроков ОБЖ;

2.  Формирование навыков безопасного поведения учащихся в экстремальных ситуациях;

3.  Воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность, а также за свое собственное здоровье и жизнь;

4.  Воспитание чувства патриотизма к малой и большой Родине;

5.  Развитие умений применять теоретические знания курса ОБЖ на практике;

6.  Пропаганда ЗОЖ, Физической культуры и спорта;

7.  Проведение тематических викторин и конкурсов, эстафет и военных сборов.

Основные направления работы кабинета:

  • Кабинет как средство выполнения государственного стандарта: проведение учебных занятий в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по ОБЖ, примерными и авторскими программами курсов по данным предметам, учебным планом образовательной программы школы; обновление раздаточного дидактического материала с учетом принципов системно-деятельностного подхода.
  • Кабинет как средство развития ученика: разработка и реализация  программ факультативных и элективных курсов; пополнение банка заданий для подготовки к школьному, муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников; обновление памяток по выполнению различных видов заданий по данным предметам; составление рекомендаций для учащихся по выполнению проектных и исследовательских работ с учетом специфики предметов.
  • Здоровьесберегающая   деятельность: обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований, требований пожарной безопасности и правил поведения для учащихся.
  • Обеспечение сохранности имущества кабинета: организация работы актива класса и родительского комитета; оформление своевременных заявок заведующему хозяйством школы.

5.3.Основные мероприятия по развитию кабинета

на 2017-2018 учебный год

п/п

Мероприятие

Планируемый срок выполнения

Ответственные

1.

Оформление  учебного наглядного материала:

1.1

Стенд «Юнармия»

Сентябрь-октябрь

Зав. кабинетом

1.2

Стенд «Учусь защищать Отечество»

Сентябрь

Зав. кабинетом

1.3

Стенд  (съемный) по теме урока

Сентябрь

Зав. кабинетом

2.

Выставки:

2.1

Выставка рисунков по ПДД

октябрь

Зав. кабинетом,

2.2

Выставка рисунков по пожарной безопасности

Январь-февраль

Зав. кабинетом

2.3

Выставка рефератов, проектов.

В течение года

Зав. кабинетом

3.

Совершенствование научно-методической, дидактической базы кабинета:

3.1

Составление раздаточного тестового материала для учащихся 8-9 класса в соответствии с программами по ОБЖ

В течение года

Зав. кабинетом

3.2

Формирование электронных  папок  «Подготовка к олимпиадам»

Октябрь-ноябрь

Зав. кабинетом

3.3

Оформление заявки на приобретение объектов и средств материально-технического обеспечения в соответствии с Требованиями Минобрнауки России  к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории и обществознанию

апрель

Зав. кабинетом

4.

Совершенствование материальной базы кабинета:

4.1

Оформление заявки на ТСО

апрель

5

Ремонт кабинета

Июнь

Зав. кабинетом, род. ко



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Ионная химическая связь.

Цель урока

  1. Сформировать понятие об ионной связи
  2. Сформировать понятие об ионах как заряженных частицах, между которыми возникает связь.
  3. Формировать химически правильную речь.
  4. Содействовать формированию научного мировоззрения, нравственности

Задачи урока

Обучающая: формирование понятия о химических связях; механизме образования ионных соединений

Развивающая: развитие логического мышления, умения решать познавательные задания и применять полученные знания на практике.

Воспитательная: воспитание личностных качеств обеспечивающих успешное выполнение деятельности

Деятельностная: формирование способа построения схемы ионной химической связи

Содержательная: расширить понятие о строение вещества, об атомах и превращении их в ионы.

Тип урока

Комбинированный, с использованием ИКТ

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Учащиеся должны знать определение понятий: химическая связь, ион, ионная связь

Учащиеся должны уметь определять тип химической связи (ионная) в соединении.

Личностные: 

  1. Принятие социальной роли обучающегося
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

 Регулятивные: 

  1. Умение планировать и регулировать свою деятельность
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели
  3. Владение основами самоконтроля и самооценки

 Познавательные: 

  1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы.
  2. Смысловое чтение

 Коммуникативные: 

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства
  2. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами
  3. Использовать информационные ресурсы для поиска информации по теме

План урока

1.Организационный момент (0.5-1 мин).

2. Целеполагание (2 мин).

3. Проверка знаний, работа в парах, взаимопроверка (5-7 мин)

4. Актуализация знаний.  Формулировка задач урока(2-5 мин)

3.Изучение новых знаний и способов деятельности.(14-16 мин).

1) Понятие об ионах.

2) Физкультминутка (Профилактика нарушений зрения)

3) Схема образования ионной химической связи.

4) Понятие ионная связь

5) Свойства веществ с ионной связью

4.Первичная проверка понимания изученного (3-5 мин).

5. Коррекция и самоконтроль (2-3 мин).

6. Закрепление и применение изученного. (3-4 мин).

7. Домашнее задание (1-2 мин).

8. Рефлексия (1-2 мин).

сегодня мне понравилось …

я выполнял задания ….

было необычным ….

сегодня я узнал …

теперь я могу …

чувствую …

9. Итоги урока (1-2 мин).

Методы обучения

Проблемный: Что происходит между атомами при отдаче и принятии электронов? Как составлять формульные единицы ионных соединений?

Частично-поисковый; Объяснение с элементами беседы, упражнение, самостоятельная работа, работа в парах, взаимопроверка

Формы организации учебной деятельности

Работа в парах, индивидуальная работа.

Приемы деятельности учителя

Постановка пробной ситуации, организация самопроверки и взаимопроверки, организация самостоятельной работы, организация работы в парах, организация учащихся на выполнение тренировочных упражнений,  подведение учащихся к выводам.

Познавательные задания

1.Проверка знаний. Игра «Крестики-нолики»

2.Постановка задач урока

3. Самостоятельная формулировка определений

4. Практическая самостоятельная работа по описанию физических свойств соединения с ионной связью

5. Самостоятельная работа по составлению схем

Организация деятельности обучающихся

Взаимопроверка, выполнение самостоятельной работы, работа в парах, записи в тетради, индивидуальная работа .

Развитие умений обучающихся

Развитие умения определять тип химической связи (ионная) в соединении; составлять схему образования ионной связи. Развитие умения решать проблемные ситуации, самостоятельно строить план

Основные понятия и термины урока

Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь.

Источники информации

Основные: Г.Е.Рудзитис §41 (с.144-145), ПСХЭ Д.И. Менделеева, ряд последовательного заполнения электронами орбиталей,  ПК, проектор, презентация,  

Домашнее задание

§ 41 полностью, определить вид химической связи и составить схемы образования связей для следующих веществ: F2, CH4, AlBr3

Оценки за урок

3-5 отметок за работу на уроке; всем отметка за игру «Крестики-нолики» и самостоятельную работу в конце урока.

Приложение 1.

Фамилия, Имя__________________________________

Вариант ___

Проверка знаний

Игра «Крестики-нолики»

                                  а) КНС

                 

                    б) КПС

Приложение 2.

Лист-подсказка

для выполнения самостоятельной работы

Алгоритм записи схемы образования ионной связи.

1.Составить  схему строения и электронные формулы атомов химических элементов, образующих соединение.

2. Определить принадлежность элементов к металлам и неметаллам.

3.Составить схему перехода электронов и образования ионов.

4.Составить схему образования ионной связи

на примере BaCl2

  1. Электронно-графическая формула элементов

+56Ba ·) ) ) ) ) )  1s22s22p63s23p64s23d104p65s24d105p66s2 

                     2  8  18 18   8   2

   +17Cl ·) ) ) самостоятельно

             ?   ?   ?

 

 2. Ba – металл (почему?), Cl – неметалл (почему?)

(Данный пункт записывать не надо!)

 3. Схемы образования ионов

+56Ba ·) ) ) ) ) )  - ? е → [+56Ba ·) ) ) ) ) ] ?

                    2  8  18 18   8   2                                                      2  8   18  18  8

  +17Cl ·) ) ) + ?e → [+17Cl ·) ) )]?

                      ?   ?   ?                                                     ?  ?   ?        

   

4. Схема образования ионной связи

             Cl                               Cl?

Ba   +                     →       Ba?          или  Ba?Cl?2

             Cl                                Cl?

Не забудьте показать электроны точками, а передачу электронов стрелками

Приложение 3.

Рефлексия.

Ответьте, пожалуйста,  на вопросы:

Сегодня на уроке мне понравилось_________________

______________________________________________

Предложенные задания были_____________________

______________________________________________

На уроке необычным было _______________________

______________________________________________

Сегодня я узнал_________________________________

______________________________________________

Теперь я могу___________________________________

______________________________________________

Мое настроение________________________________

______________________________________________

Приложение 4.

Физкультминутка. Профилактика нарушений зрения

1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;



Предварительный просмотр:

Образовательный маршрут

учащихся 8 класса по химии


Цель: подготовка  к олимпиаде  по химии

Выступление на РМО учителей естественнонаучного цикла

учителя МБОУ Базинской ООШ им. Н.В. Сутягина Сисикина В.П.

2017-2018 учебный год

Содержание (раздел программы,

тема)

форма

изучения

ресурсы

форма

отчёта

Баллы (отметка)

сроки

1

Простые вещества

сентябрь

1.1

 Теоретическая часть

Классификация органических соединений

самостоятельно

http://school.xvatit.com/index.php?title=%

1 неделя октября

1.2

Самостоятельная работа

Работа с литературой,

закрепление, повторение.

Решение задач для

самопроверки по теме

http://reshuege.ru/

2 неделя октября

1.3

Контрольное

занятие

Решение варианта ЕГЭ

тест

(тетрадь)

3 неделя октября

1.4

Практическая часть

Анализ выполнения

контрольной работы.

Разбор решений всех

задач контрольного

задания

2

Соединения химических элементов

ноябрь

2.1

Степень окисления

http://chem.reshuege.ru/

http://neochemistry.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=123&Itemid=44

1 неделя ноября

2.2

Работа с литературой,

закрепление, повторение.

Решение задач для

самопроверки по теме

учебник  стр 100-120

http://chem.reshuege.ru/

беседа

2 неделя ноября

2.3

Контрольное

занятие

Тест

( тетрадь)

3неделя ноября

Практическая часть

Анализ выполнения

контрольной работы.

Разбор решений всех

задач контрольного

задания

3.

Изменения.приисходящие с веществами

декабрь

3.1

Теоретическая часть

Химические уравнения

http://chem.reshuege.ru/

3.2

Самостоятельная работа

Работа с литературой,

закрепление, повторение.

Решение задач для

самопроверки по теме

http://reshuege.ru

учебник  стр 151-165

3.3

Контрольное

занятие

3.4

Практическая часть

Анализ выполнения

контрольной работы.

Разбор решений всех

задач контрольного

задания



Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Выступление на РМО естественнонаучного цикла

учителя химии МБОУ Базинской ООШ им. Н.В. Сутягина Сисикина В.П.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора и эрудиции.  

В.Сухомлинский

Современный урок немыслим теперь без использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Особенно это касается дисциплин естественно - научного цикла, так как именно они формируют единую картину мира.  

Интеграция информационно-коммуникационных технологий и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес, создавая условия для мотивации к изучению дисциплин, способствует повышению  эффективности обучения и самообучения,  повышению качества образования.        

   Мы не должны забывать о целесообразности применения информационных технологий для достижения следующих педагогических целей:

  1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
  2. Мотивация учебно-воспитательного процесса путем повышения качества, выявления и использования стимулов активизации познавательной деятельности обучающихся.
  3. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

   Систематическое использование ИКТ позволяет мне:  

- сделать учебный процесс доступным, интересным для обучающихся;

- рационально использовать время учебного занятия;

- быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;

- создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;

- оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

   На мой взгляд, применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности способствует:

- повышению качества обучения и воспитания;

- эффективной организации познавательной деятельности обучающихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию у каждого обучающегося собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

- развитию самостоятельности обучающихся.

 При изучение дисциплин естественно-научного цикла эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов с использованием ИКТ:  

  1. Использование готовых электронных продуктов.
  2. Использование мультимедийных презентаций.
  3. Использование ресурсов сети Интернет.
  4. Использование компьютерного тестирования.

 В химической лаборатории находится недостаточное количество химических реактивов необходимых для проведения демонстраций, практических и лабораторных работ. А так как химия – наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходимо.  

   Выполнение лабораторных опытов по компьютерной технологии вносит определенные особенности в учебный процесс. Появляется возможность постановки опытов не только в процессе изложения нового, но и при закреплении материала, обобщении знаний, решении экспериментальных задач.  

Использование мультимедийных презентаций   

 Хочется отметить, что каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый преподаватель видит преподавание своей дисциплины по-своему. И здесь ИКТ опять приходит на помощь преподавателю – он может создать свои собственные  презентации к урокам и внеклассным занятиям, например, в программе PowerPoint.  Презентации можно применять на любом этапе урока.

   Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающей использование компьютерных технологий.  Ее цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит преподавателю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами и видеофильмами.    

Иногда найденный яркий фрагмент заставляет изменить структуру занятия и дополнить его новым сюжетом, делающим учебный материал и более полным, и более «живым». Это позволяет, на мой взгляд, достигнуть не только «информационного», но и эмоционального воздействия на обучающегося. На основе этого интереса и эмоционального переживания материала можно организовать многочисленные активные формы обучения (ролевые игры, дискуссии, дебаты, тренинговые упражнения и т.д.).  

Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает обучающимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.  

   В моей методической копилке имеются презентации по различным темам.

   Очень радует, что все чаще обучающиеся сами стали обращаться к домашним компьютерам как к инструменту, позволяющему создавать творческую работу.

Использования компьютерного тестирования 

   Важным этапом в работе преподавателя является организация контроля знаний обучающихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль.

   Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.).  

   В своей работе я используются готовые контролирующие программы:

- для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела;

- для индивидуального контроля знаний обучающихся;

- для подготовки к ОГЭ и т.д.

В завершение можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания.  Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

 Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным.

Без ИКТ сейчас трудно представить образовательный процесс. Презентации и электронные пособия, яркие и познавательные, являются прекрасным дополнением к уроку. Но именно дополнением, а не основой. Основой, на мой взгляд, остается слово учителя, его мастерство и профессионализм.

Список литературы

  1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004.
  2. Васильева П.Д., Кузнецова  Н.Е. Обучение химии. СПб, 2003.
  3. Пищик А. В.Информационно-коммуникационные технологии и современный урок.//Химия. Все для учителя, 2012, № 2 (14), С.4-10
  4. Платонова Т.И.Об использовании электронных презентаций. //Химия в  Школе, 2007, №9
  5. Фай Гуля, Варламова Ю.В. Эффективные педагогические приемы и техники/ учебно-методическое пособие/ Ижевск, 2011, 79с
  6. http://festival.1september.ru/articles/538477/
  7. http://cor.edu.27.ru/dlrstore/858fa729-b278-401e-a02d-da9f3ba44525/prakticheskie_zaniatiya.htm/praktivheskie_zaniatiya.htm
  8. http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
  9. http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html



Предварительный просмотр:

Урок химии в 9 классе

Тема: "Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии"

Цель: - сформировать представление о коррозии металлов как самопроизвольном окислительно-восстановительном процессе, её значении, причинах, механизме и способах защиты; показать влияние на скорость коррозии таких факторов, как природа веществ и присутствие катализатора (ингибитора).

- развить умение проведения химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, строить логические цепочки и выводы из наблюдений, прогнозировать решение некоторых проблем.

-  совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Тип урока: получения новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день! Сегодня мы с вами продолжаем говорить о металлах, их общих свойствах. Тема, которую мы с вами будем рассматривать волновала человечество издавна, как только оно начало применять металлические изделия.

II. Мотивация учения. Формулировка темы урока. Постановка целей и задач.

- Недавно мне попалась интересная информация, которой я хочу с вами поделиться

1. В начале прошлого столетия по заказу одного американского миллионера, была построена роскошная яхта «Зов моря». Днище её было обшито сплавом меди и никеля, киль и другие детали были изготовлены из стали. Когда яхту спустили на воду, оказалось, что она не пригодна к использованию. И ещё до выхода в открытое море была полностью выведена из строя (сл 1)

2. В III столетии до нашей эры на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи бога Солнца Гелиоса. Статуя была изготовлена из глины, основой служил железный каркас, а сверху статуя была покрыта листами из бронзы ( сплав меди с оловом).  Колосс Родосский считался одним из 7 чудес света однако просуществовал всего 66 лет и рухнул во время землетрясения (сл 2)

3. 31 января 1951 года, при сильном морозе, обрушился железный мост в Квебеке (Канада), введенный в эксплуатацию в 1947 году. (сл 3)

4. В 1964 году рухнуло одно из самых высотных сооружений в мире – 400 метровая антенная мачта на юго-западном побережье  Гренландии. (сл 4)

Итак, ребята, как мы можем сформулировать тему сегодняшнего  урока?

-Коррозия металлов. (сл 5)

Прежде, чем перейти к объяснению, предлагаю выполнить задание: на доске записаны вопросительные слова: что?, почему?, как?, какая?, для чего? Составьте, пожалуйста, вопросы к теме «Коррозия металлов и способы защиты от неё» используя данные вопросительные слова. 
Фронтальный опрос учащихся с фиксированием лучших вопросов на доске.
Например: 
- Что такое коррозия металлов?
- Почему возникает коррозия металлов?
- Как возникает коррозия металлов? (Как защитить металл от коррозии?)
- Какая бывает коррозия?
- Для чего надо изучать коррозию?

 - Итак, давайте теперь определим цели нашего урока.

- Что такое коррозия, её причины, реакции, которые при этом происходят, как бороться с коррозией. (сл 6)

- чтобы знать, как бороться с врагом надо хорошо изучить его. К этому призывает эпиграф к уроку: «Знать – значит победить!» (Слова академика А.Н. Несмеянова, доктора химических наук) (Сл 7)

III. Изучение нового материала.

Вам возможно уже известно значение слова - коррозия

Слово коррозия происходит от латинского corrodere, что означает разъедать (сл 8).

КОРРОЗИЯ - разрушение, разъедание твёрдых тел, вызванное химическими и электрохимическими процессами. (словарь Ожегова)

Давайте вспомним, в каком виде металлы встречаются в природе?

- Правильно - в виде соединений, поэтому при попадании чистого  металла в естественные (природные) условия происходит обратный процесс – окисление металлов, металлы возвращаются в устойчивое для них состояние в виде ионов.(сл 9)

 Хотя коррозию чаще всего связывают с металлами, но ей подвергаются также камни, пластмассы и другие полимерные материалы и дерево. Например, в настоящее время мы являемся свидетелями большого беспокойства людей в связи с тем, что от кислотных дождей катастрофически страдают памятники (здания и скульптуры), выполненные из известняка или мрамора. Таким образом, мы с вами подошли к формулировке понятия «коррозия». В химии понятие коррозия формулируется следующим образом: (сл 10)

Коррозией – называют самопроизвольный процесс разрушения материалов и изделий из них под химическим воздействием окружающей среды.( сл 11)

Сравним это определение с определением, которое нам предлагают авторы учебника и сделаем запись в тетради (стр.           )

Процессы физического разрушения к коррозии не относят хотя часто они наносят не меньший вред памятникам культуры. Их называют истиранием, износом.

- чем покрывается железный гвоздь при коррозии?

- ржавчиной.

- Ржавлением называется только коррозия железа и его сплавов. Другие металлы также подвергаются коррозии, но не ржавеют. Хотя коррозируют практически все металлы, но в повседневной жизни человек чаще всего сталкивается с коррозией железа.

- Теперь попробуем вместе разобраться с причинами возникновения и видами коррозии металлов. В современной химической науке существует следующая классификация коррозии:(сл 12-13)

1.  «По природе агрессивных сред»: газовая, жидкостная, атмосферная, почвенная, блуждающими токами. (сл 14-15)

2. "По характеру разрушений" : сплошная, местная, межкристаллитная (сл 16-18)

3.  «По механизму возникновения» : химическая и электрохимическая. (сл 19)

Рассмотрим подробнее химическую и электрохимическую коррозию.

– запись в тетради.

Химическая коррозия – самопроизвольное  разрушение металлов в среде окислительного газа при повышенных температурах или в жидких неэлектролитах (например, нефть). (сл 20)

Ей подвергается арматура печей, детали двигателей внутреннего сгорания и аппаратура химической промышленности. При этом происходят окислительно-восстановительные реакции, в ходе которых  металл окисляется, а присутствующий в среде окислитель восстанавливается, электроны переходят от металла к окислителю без возникновения в цепи электрического тока.

Электрохимическая коррозия - самопроизвольный процесс разрушения металлов в среде электролитов (сл 21)

При электрохимической коррозии требуется наличие электролита (конденсат, дождевая вода и т.д.), как например при ржавлении железа во влажном воздухе. При электрохимической коррозии возникает электрическая цепь.

4Fe + 3O2(воздух) + 6H2O(влага) → 4Fe(OH)3

Также электрохимическая коррозия возникает при контакте двух металлов.

Процесс окисления (ржавления) наиболее часто приходится наблюдать для железа и его сплавов (чугуна и стали). Ежегодно во всём мире производится более 500 млн. т стали, но едва ли не ¼ ее «погибает». По данным института физической химии каждая шестая домна работает впустую - весь выплавленный металл превращается в ржавчину. Ржавеют и выходят из строя механизмы, машины. Сколько труда тратится на их замену! (сл 22)

В ноябре 2007 года в Керченском заливе во время сильного шторма затонуло 12 судов. Все они были насквозь проржавевшими. Один из них - танкер “Волгонефть-139” разломился пополам. В море вылилось 2000 т мазута.( сл 23)

- Все осознают, что с коррозией надо бороться. А чтобы ее победить нужно, знать причины и механизмы ее протекания

- А есть ли способы защиты от коррозии?

- есть. ( сл 25)

Великий Гётте сказал: "Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать"

- зная механизм коррозии и причины её возникновения, человек научился защищать металлы от коррозии. Вспомним с вами эпиграф нашего урока (Знать - значит победить) ( сл 26)

  1. Неметаллическое покрытие (лаки, масла, краски и т.д.). Эти вещества изолируют металл от внешней среды. Например, Эйфелева башня в Париже изготовлена из стали и требует покрытия краской для защиты от коррозии и стала весить вместо 9 тонн на 70 тонн больше(слайд № 27-28)
  2. Металлическое покрытие – некорродирующими металлами (Zn, Cr, Ag, Ni, Sn и т.д.). Кровельное железо покрывают цинком, который охраняет железо от коррозии, хотя цинк и является более активным металлом. Он сам покрыт оксидной пленкой(слайд № 29-30)
  3. Нержавеющие стали ( введение легирующих металлов: Cr, Ni, Co, Cu и т.д.). Основано на создании сплавов с антикоррозионными свойствами. Введение в сталь 12% хрома получают сталь устойчивую к коррозии. А введением никеля, кобальта и меди - усиливают антикоррозионные свойства, так как повышают склонность сплавов к пассивации (образование на поверхности металла устойчивой оксидной пленки). (слайд № 31)
  4. Введение ингибитора. Ингибитор – это вещество, способное в малых количествах замедлять протекание химических процессов или останавливать их. Дамасские мастера для снятия окалины использовали растворы сульфатной кислоты с добавками пивных дрожжей, муки, крахмала. Эти примеси были первыми ингибиторами. В результате растворялись лишь окалина и ржавчина. Например, гвоздь в воде с маслом не корродирует – масло является ингибитором. Ингибиторы широко применяются при очистке от накипи паровых котлов, снятия окалины с обработанных изделий, при хранении и перевозке хлоридной  кислоты в стальной таре.( слайд 32)
  5. Протекторная (более активный металл, стоящий левее в ряду электрохимического напряжения металлов) – легко разрушается. Протекторная защита применяется в тех случаях, когда защищается конструкция (подземный трубопровод, корпус корабля), находящаяся в среде электролита (морская вода, подземные почвенные воды и т.д.). Сущность такой защиты заключается в том, что конструкцию соединяют с протектором – более активным металлом, чем металл защищаемой конструкции. Например, дно корабля защищают кусочками из металла Zn, защищая железное дно от разрушения. В роли протекторов выступают и другие металлы: Mg, Al, Zn и сплавы из них. (слайд 33)

- Ещё одним из способов защиты металлов от коррозии является изготовление сверхчистых металлов. Замечено, что сверхчистые металлы устойчивы к коррозии. Например, сверхчистое железо намного меньше корродирует, чем обычное железо.  Знаменитая Кутубская колонна в Индии близ Дели уже полторы тысячи лет стоит и не разрушается, несмотря на жаркий и влажный климат. ( сл 34) Сделана она из чистого железа (99,72 %) и весом 6,5 тонн, высотой 7,2 метра и в диаметре от 42 см у основания и до 30 см у верха. Колонна была воздвигнута в честь царя Чандрагупты II. По народному поверью у того, кто прислонится к колонне спиной и сведет за ней руки исполнится заветное желание. Ученые предполагают, что эта колонна изготовлена из метеоритного железа.

IV. Первичное закрепление материала 

- А теперь посмотрим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Для этого предлагаю выполнить тренировочный тест.

V. Оценивание знаний - обменяйтесь, пожалуйста листочками и выполним взаимопроверку.

Каждый правильный ответ в тесте оцените в пол балла. Запишите итоговую сумму. Помимо этого я добавлю  баллы за активную работу на уроке, за выполнение домашнего задания, за правильное проведение химического эксперимента и получится итоговая оценка.

VI. Рефлексия

  • Все ли что запланировано мы с Вами выполнили?
  • Какой вид работы сегодня на уроке понравился больше всего?
  • Где могут понадобиться полученные знания в жизни?
  • Что ещё Вы хотели бы узнать по этой теме?

VII. Домашнее задание:

§10(с. 47-51 выучить), упр. № 1, 2 с. 51 (выполнить письменно)

Дополнительное задание № 1: Склёпаны 2 металла. Укажите, какой из металлов подвергается коррозии а) Mn – Al;  б) Sn – Bi

Дополнительное задание № 2: Образец латуни (медь + цинк) массой 200 грамм с массовой долей меди 60 % обработали избытком хлоридной кислоты. Определите объём газа, который выделится (н.у.)

Тест

1. Слово “коррозия” в переводе с латинского означает:

а) разрушать;                         б) разъедать;                в) ржаветь.

2. Требуется скрепить железные детали. Каким металлом целесообразно воспользоваться

а) медью                        б) цинком                        в) свинцом

3. Окисление металла в среде не электролита:

а) электрохимическая коррозия;        б) язвенная коррозия;        в) химическая коррозия.

4. Разрушение металла, находящегося в контакте с другим металлом в присутствии водного раствора электролита:        

а) газовая коррозия;        б) электрохимическая коррозия;        в) химическая коррозия;

5. Эмалирование это:

а) защитное неметаллическое покрытие металла;

б) электрохимический метод защиты металлов от коррозии;

в) способ придания красоты металлическому изделию;

6. Легирование это:

а) специальное введение в сплав элементов, замедляющих процесс коррозии;

б) покрытие железного листа слоем олова;

в) создание контакта с более активным металлом;

7. Вещества, замедляющие процесс коррозии называются:

а) протекторы;        б) электроды;        в) ингибиторы;

8. Присоединение к защищаемому металлу другого, более активного металла называется:

а) металлопокрытие;        б) контактная защита;        в) протекторная защита.

9. Процесс ржавления металла можно наблюдать при коррозии:

а) железа;                б) алюминия;        в) цинка;

10. По характеру разрушений выделяют:

а) повсеместную коррозию;          б) сплошную;         в) разрозненную;

11. Некоторые металлы не подвергаются коррозии, т.к. они покрыты:

а) защитным покрытием;

б) водонепроницаемым покрытием;

в) оксидной плёнкой

12. Для протекания электрохимической коррозии необходимо наличие:

а) воздуха;             б) раствора электролита;            в) органического растворителя.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

8 класс, ОБЖ

Тема урока, № урока по теме

ЧС техногенного характера (3 урок)

Актуальность использования средств

ИКТ

Активизация познавательной деятельности учащихся

Цель урока

Обобщить знания учащихся о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и основными причинами их возникновения;

Дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера;

Воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Развитие эмоцианально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

способствовать формированию знаний безопасного поведения при ЧС техногенного характера

развивать у учащихся мышление, память, внимание.

вызвать познавательный интерес; сформировать умения самостоятельной и коллективной работы на уроке

Методы и формы обучения

Технология развития критического мышления

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый

Необходимое аппаратное и программное обеспечение.

Компьютер, проектор, презентация.

Образовательные ресурсы

«Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников), www.obzh.ru, www.nsportal.ru,  www.infourok.ru 

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

  1. самоопределение: рефлексивная самооценка учебной деятельности;
  2. смыслообразование: мотивация образовательной деятельности на основе фото демонстраций и  проблемных ситуаций; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  3. нравственно-этическое оценивание: формирование ценностного отношения к жизни.

коммуникативные: формирование умений работать в группе; представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

познавательные: приобретение опыта самостоятельной деятельности при выполнении работы по составлению вопросов;   развитие мышления учащихся при решении проблемных задач.

регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и оценка результатов своей деятельности.

факты: ЧС техногенного характера опасны для человека.

теоретические понятия:,

ЧС техногенного характера, происшествия, аварии, катастрофы

умения: работать с текстом учебника; делать выводы из увиденного; умение анализировать фото фрагменты по вопросам, составленным учителем.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

(мин.)

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия на уроке

УУД

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация к учебной деятельности

5

Подготовка учащихся к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Настраивает на положительный настрой, раздает карточки.

С помощью информации слайда № 1, 2,3 добивается, чтобы учащиеся сформулировали тему урока, цели и задачи 1.Что вы видите на этих фотографиях?

2.Где это происходит?

3.Вследствии чего это происходит?

4. Каковы последствия этих явлений?\

Как называются такие ситуации?

Как вы думаете какая  тема нашего урока?

Записывают тему  в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

фронтальная

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов

Регулятивные:

принимают учебную задачу; самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

записи в тетрадях

II.Актуализа-ция знаний

7

Беседа по теме

Вопросы по теме:

1.Что такое ЧС?

2. Какие виды ЧС вы знаете?

3. Какие виды ЧС техногенного характера вы знаете?

Чем отличается происшествие от аварии? А авария от катастрофы?

4. Дополните недостающие элементы схемы.

5. Есть и другая классификация ЧС техногенного характера по масштабам последствия? (Информация на слайде)

Отвечают на вопросы, аргументировано высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников

Фронтальная

Стадия вызов – ассоциативный ряд

Коммуникативные:

применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя

Устный опрос

III. Деление на группы, физкультминутка

3

Деление учащихся на группы

Какие дорожные знаки имеют форму круга? Те, кто выбрал круг соберитесь в этом углу. А какие форму квадрата, треугольника, прямоугольника?

Объединяются в группы

фронтальная

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

III. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

20

Презентация,

работа с текстом учебника

1.Показывает слайды презентации, спрашивает что изображено (авария на ГЭС, п. Черемушки)

2.Нацеливает учащихся на самостоятельную работу:

1. Решение кроссворда

2. Составить вопросы (3) по тексту учебника

Физминутка для глаз

3. написать порядок действий при ЧС техногенного характера в тетрадях (по возможности)

4. Какую потенциальную опасность возникновения ЧС техногенного характера представляет собой территория Республики Хакасия? (по возможности)

5. Какие потенциально опасные объекты существуют на территории Республики Хакасия?

(по возможности)

1.Участвуют в беседе с учителем и одноклассниками

1, 2. Работают с текстом учебника,

знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее, задают и отвечают на вопросы

3. пишут порядок действий при ЧС в тетрадь.

Предполагаемые

ответы учащихся:

4.Пожары, взрывы, на предприятиях с выбросом АХОВ и др.

5. Алюминиевый завод, газопровод,

заправки.

 ГЭС п. Черемушки, Угледобывающие компании (разрез г. Черногорск, «Чалпан») и др.

1.Индивиду-альная

2.Фронталь-ная

3.Работа в группах.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;   Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, пони-мают позицию партнера;  планируют цели и способы взаимодействия, согласовы-вают действия с партнером,  строят монологические высказывания

Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план последовательности действий своей работы;  вносят изменения и дополнения в процессе работы с презентацией,

учебником, записями в тетрадях;

 удерживают цель деятельности до получения ее результата

Личностные:

мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; сотрудничают

1.записи

2. устные ответы

3. Устная презентация

IV. Итоги урока. Рефлексия

10

Обобщающая беседа

Рефлексия проводится в виде тестовых заданий.

Учитель подводит общий итог урока и в соответствии с критериями выставляет отметки.

(Притча о осле)

Отвечают на вопросы. Оценивают свои знания («+» за правильный ответ), подводят итоги. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

индивидуальная

Личностные:

оценивают собственную учебную деятельность

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; умеют оценивать свою работу на уроке

оценивание учащихся за работу на уроке

V. Домашнее задание

3

Конкретизирует домашнее задание.

Гл.5, задание –практикум с. 126 (написать сообщение на одну из предложенных тем)

Записывают домашнее задание

Индивидуальная



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. ФИО преподаватель – организатор ОБЖ: Сисикин Василий Петрович
  2. Предмет: основы безопасности жизнедеятельности
  3. Класс: 8
  4. Базовый учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности»  8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /  А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.                          
  5. Тема урока: Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах.
  6. Цель урока: систематизация  и закрепление знаний учащихся по безопасному поведению на воде в различных жизненных ситуациях
  7. Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать навыки безопасного поведения на водоёмах в различных условиях

- напомнить правила безопасного поведения при наводнении и при передвижении по замёрзшим водоёмам

- систематизировать знания о безопасности пассажиров морских и речных судов, о безопасном отдыхе на водоёмах

Развивающие:

- формировать коммуникативные компетенции учащихся

- развивать мыслительную деятельность, самостоятельность, внимательность, умение рационально планировать работу, осуществлять контроль за своей деятельностью

- продолжить работу по развитию устной и письменной речи

Воспитательные:

- формировать познавательный интерес к предмету

- воспитывать личность безопасного типа для успешной социальной адаптации

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе

  1. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
  2. Необходимое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация к уроку
  3. План урока:
  1. Организационный момент
  2. Мотивация
  3. Целеполагание
  4. Систематизация и закрепление знаний
  5. Физкультминутка
  6. Систематизация и закрепление знаний
  7. Рефлексия
  8. Информация о домашнем задании

Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности

1.Организационный момент

1

Приветствует учащихся.

Отмечает отсутствующих на уроке.

Приветствуют учителя.

Дежурные докладывают об отсутствующих на уроке.

2.Мотивация

2

Ребята, поднимите руки те, кто умеет плавать.

Почему важно уметь плавать?

Тем, кто не умеет плавать, домашнее задание – научиться!

Выполняют просьбу учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Фиксируют задание учителя

фронтальная

3.Целеполагание

3

Достаточно ли для безопасности на воде одного умения плавать?

Я думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь?

Запишите тему сегодняшнего урока: «Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах» (слайд 1).

Какие вопросы можно рассмотреть по данной теме?

Хорошо. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

1.Общие правила безопасного поведения при наводнении.

2.Безопасность на замёрших водоёмах.

3.Безопасность пассажиров морских и речных судов.

 (слайд 2)

Обнаруживают проблему.

Говорят, о чём сегодня пойдёт речь.

Записывают тему урока.

Формулируют,  чему должны научиться на уроке, определив границы знания и незнания.

Слушают учителя.

фронтальная

4.Систематизация и закрепление знаний

20

Как вы думаете, сколько человек ежегодно гибнет на водоёмах нашей страны?

В среднем на водоёмах России в год погибает 6-7 тысяч человек.

До 25 % несчастных случаев происходит во время водного туризма и при  катании на лодках.

До 13 % случаев гибели приходится на период паводков и наводнений (слайд 3).

Каковы основные причины гибели? (слайд 4)

Приступаем к 1 вопросу «Общие правила безопасного поведения при наводнении» (слайд 5).

Работать сегодня мы будем с помощью таблицы. Она понадобится вам при выполнении домашнего задания.

Начертите  у себя в тетрадях такую же таблицу как на доске.

Запишите  первый вопрос в первую строчку таблицы.

Вы уже знакомы с правилами безопасного поведения при наводнении. Посмотрим видеофрагмент на эту тему после которого вы выполните письменное задание.

Задание: запишите в графе «задание» два «толстых» и два «тонких» вопроса; обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и ответьте на вопросы,  предложенные вам (слайд 6).

Переходим ко второму вопросу «Безопасность на замёрзших водоёмах» (слайд 7).

 Запишите  второй вопрос во второй строчке таблицы.

Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей –

 12 см (слайд 8).

Возьмите в руки линейки и покажите 7 см, 12 см.

С линейками никто из нас не ходит, поэтому прочность льда можно определить и визуально по ряду признаков:

♦ наиболее прочен чистый, прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен

♦ на участках, запорошенных снегом, лёд тонкий и некрепкий

♦ в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд

(слайд 9).

Посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова:

♦ наиболее прочен _______, ____________ лёд, мутный лёд ненадёжен

♦ на участках, запорошенных снегом, лёд ________ и _______________

♦ в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее ___________ лёд

(слайд 10)

По второму вопросу в графе «задание» дома составляете кроссворд из пяти слов.

Высказывают предположения.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Чертят таблицу.

Заполняют первую строчку таблицы.

Смотрят видеофрагмент

Записывают вопросы.

Устно отвечают на вопросы.

Заполняют вторую строчку таблицы.

Работают с линейками.

Вставляют пропущенные слова.

Фиксируют задание учителя

Фронтальная

индивидуальная

индивидуальная

парная

фронтальная

индивидуальная

фронтальная

индивидуальная

5.Физкультминутка

1

Если человек провалился в полынью, ему нужно широко раскинуть руки в стороны, навалится грудью на край полыньи в ту сторону, откуда пришёл и постараться выбраться.

Ребята, сидящие на первом варианте, встаньте. Покажите эти движения.

Ребята, сидящие на втором  варианте, встаньте. Покажите эти движения.

Выполняют физкультминутку (1 и 2 вариант по очереди)

фронтальная

6.Систематизация и закрепление знаний.

6

Переходим к третьему вопросу «Безопасность пассажиров морских и речных судов» (слайд 12).

Запишите  третий вопрос в третьей  строчке таблицы.

Посмотрим видеофрагмент на эту тему.

Смотрите внимательно, будет задание.

Задание: по третьему вопросу в графе «задание» дома составляете два теста.

На следующем уроке продолжим заполнять таблицу.

Заполняют третью строчку таблицы.

Смотрят видеофрагмент.

Фиксируют задание учителя

индивидуальная

фронтальная

индивидуальная

7.Рефлексия

10

Подведём итог урока.

Какие вопросы мы сегодня рассмотрели?

Кому что-то не понятно?

…. задай вопрос по сегодняшней теме тому, кому хочешь и получи на него ответ (спросить 2-3 учеников)

Перечислите пять слов  по сегодняшней теме (спросить 2-3 учеников)

Выбираете любое понравившееся вам слово и выполняете задание  «Синквейн».

Несколько вариантов зачитывается вслух.

Оценки за работу на уроке.

Перечисляют вопросы, изученные на уроке.

Задают вопросы, получают ответы.

Перечисляют пять слов по сегодняшней теме.

Выполняют задание «Синквейн».

Самооценивание, оценивание результатов деятельности одноклассников.

фронтальная

индивидуальная

фронтальная

индивидуальная

8.Информация о домашнем задании

2

Домашнее задание:

- обязательно: стр. 55-77 (учебник)

- по выбору:

- кроссворд из пяти слов по второму вопросу

- два теста по третьему вопросу

- р.т. стр. 27 задание 3, стр. 28-29 здание 3.

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей и записывают его.

индивидуальная



Список обучающихся

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

личностные:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при подготовке к наводнению и во время него

- осознание необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде, в том числе при отдыхе на водоёмах

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при несчастных случаях на воде

метапредметные:

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить

- выдвижение предположений и доказывание  их

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников

- определение способов действий при передвижении по замёрзшему водоёму, при кораблекрушении, до и во время наводнения в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих  действий  в соответствии с изменяющейся ситуацией

- ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке

предметные:

- знание рекомендаций специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде в различных ситуациях

- умение предвидеть возникновение опасностей и аварийных ситуаций на воде, наводнений по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников

- умение принимать обоснованные решения при наводнении и при аварийных ситуациях на воде  с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

регулятивные:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом

- выполнять само- и взаимопроверку

- проводить саморегуляцию,  как способность к мобилизации сил для восприятия учебного материала

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, работать в коллективе.

личностные:

- проявлять интерес к изучению темы

- проявлять навыки безопасного поведения как необходимое условие успешной социальной адаптации

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

- определять мотивы учебной деятельности

- развивать самооценку

познавательные:

- оценивать достижения на уроке

- уметь заполнять таблицу

- расширять словарный запас

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

- уметь познавать цель и результат

- развивать логическое мышление

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в парах

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

1

+

-

+

-

+

+

+

2

+

-

+

-

+

+

+

….

23

18

12

14

9

17

11

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...