Программа внеурочной деятельности "Ритмика"
методическая разработка на тему

Плотникова Олеся Александровна

Ритмика – азбука танца, включающая в себя несложные элементы классического, историко-бытового и бального танцев, а так же народного. В основе обучения детей младшего школьного возраста лежит игровое начало. Игра на уроке не является наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Данная программа ориентирована на работу с детьми, не зависимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Она дает возможность всестороннего развития личности ребенка. Чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ritmika_2.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань

 «Общеобразовательная средняя школа №3»

           

Согласовано                                                                                            Утверждено

Заместитель     директора                                                                      Приказ №___

по ВР    МБОУ ОСШ №3                                                           от  «__» августа 2015 г.

__________ /И.Б. Зинковская/

«____»  __________ 2015 г.                                                                      

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Ритмика»

(общекультурное)

1 класс

Плотниковой О.А.,

педагога-организатора

                                                     Возраст детей: 6 – 8 лет

                                                  Срок реализации: 1         год

г. Нягань

2015-2016 учебный год   

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Хореография, как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве.

Ребенку необходимы упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания толерантности. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ритмика – азбука танца, включающая в себя несложные элементы классического, историко-бытового и бального танцев, а так же народного. В основе обучения детей младшего школьного возраста лежит игровое начало. Игра на уроке не является наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Данная программа ориентирована на работу с детьми, не зависимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Она дает возможность всестороннего развития личности ребенка. Чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.

Цель: дать учащимся знания, умения, навыки азбуки танцевального искусства.

Задачи:

- познакомить с разными жанрами хореографического искусства: классический танец, народно-сценический танец, современный танец (пластика, акробатика и т.п.);

- формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному;

- развить музыкальные способности детей;

- распознать в ребенке потенциальные возможности и оказать помощь ему в их развитии;

- развивать творческие, индивидуальные способности духовного мира ребенка;

- развивать творческую активность, самостоятельность, выносливость, упорство, трудолюбие учащихся;

- воспитать нравственно-этические чувства.

        Основное обучение в хореографическом ансамбле – это органичное единство развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетического образования.

        Главное в ансамбле – создание творческой увлеченности искусством, впечатления, развитие способностей, а так же четкое соблюдение техники безопасности, режима труда и отдыха.

        Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения.

        Умение красиво двигаться, танцевать, понимать и чувствовать музыку одновременно формирует и развивает эстетический вкус и идеал. Создание эстетических ценностей по законам красоты в искусстве и вне его (в быту, труде, поведении, поступках), необходимых во многих профессиях.

        Отличительная черта программы от уже существующих – это новизна методов и приемов обучения основанные на личном опыте.

        Игровая мотивация, эмоциональная атмосфера на занятиях, организованные по законам искусства, педагогическое мастерство, драматургия как личностная модель творчества.

        В программе так же используются методы обучения по системам: Э. Чеккетти,  Гусева, В.А. Звездочкина и др.

         Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания хореографии предусматривает следующие виды занятий:

- обучающее;

- тренировочное;

- коллективно-творческое;

- постоновочно-композиционное занятие;

- контрольное занятие;

- беседа по истории танца и балета;

- музыкально-игровое занятие (беседа о музыке, игры, актерское мастерство и т.д.)

- итоговое занятие;

- неформальное занятие (праздничные чаепития, посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива).

        В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является сотрудничество педагога, детей, родителей.

РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН

пп

Название танца

Группа

направление

Примерная дата

1.

Буратино

детский

Сентябрь – октябрь

2.

Малинка

Стилизация русского танца

Ноябрь – февраль

3.

Пираты

детский

Март - май

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ пп

Разделы программы

Количество часов (ритмика)

общее

теория

практика

1.

Урок гражданственности. Вводное занятие

1

1

-

2.

Проверка способностей. Тестирование

1

15 мин

45 мин

3.

Классический танец

19

4 ч 45 мин

14 ч 15 мин

4.

Композиционно-постановочный практикум

32

8

24

5.

История танца

3

3

-

6.

Гимнастика

10

2 ч 30 мин

7 ч 30 мин

7.

Контрольно-итоговые занятия

1

15 мин

45 мин

8.

Народно-сценический танец

16

4

12

9.

Историко-бытовой и бальный танец

19

4 ч 45 мин

14 ч 15 мин

Итого:

68

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

  1. Вводное организационное занятие

Цели и задачи: воспитание патриотических чувств. Беседа о культуре поведения, внешнем виде на уроке. Беседа об истории танца. Основные задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Сбор анкетных данных кружковцев.

  1. Классический танец

Цели и задачи:

- развитие выразительности и музыкальности на уроках классического танца;

- привитие художественного вкуса и строгой манеры исполнения движений классического танца.

2.1. Работа над постановкой корпуса, ног, рук, головы в экзерсисе у станка и на середине.

а) Экзерсис у станка:

- dtmi plie и relieve на пальцы во всех позициях;

- battement tendu;  

- rond;

2.2. Развитие устойчивости, развитие балетного шага.

2.3. Изучение и усвоение движений на полупальцах.

2.4. Изучение поворотов у станка и на середине.

в) Экзерсис на середине зала:

- маленькое adagio (tan lie. Port de bras в различных комбинациях и позах);

- battement tendu;

- rond;

2.5. Освоение новых упражнений в экзерсисе у станка и на середине зала.

- double pa assemble в позах;

- tour на середине зала;

- glissade en tournament en dehors et en dedans по ½ по прямой и по диагонали;

- pa schene tour  en dehors (по диагонали).

2.6. Изучение прыжков и исполнение их в танцевальных комбинациях.

Теория: знание исполнения отдельных движений и предупреждение наиболее часто встречающихся ошибок в исполнении того или иного па, знание терминологии.

Практика: комбинации, экзерсис, этюды, вращение и туры, танцевальные позы и т.п.

  1. Народно сценический танец.

Цели и задачи: приобретение опыта, накопление теоретических и практических знаний в области народного танца.

  1. Взаимосвязь и различия народного и классического танцев.
  2. Народный танец – вид искусства хореографии. Народный танец и музыка.
  3. Постановка корпуса, рук и головы в народно-сценическом танце.
  4. Изучение простейших элементов движений на середине зала.
  5. Терминология народного танца.
  6. Изучение движений и элементов народного танца.

Теория: объяснение темы, расклад отдельного движения, правила исполнения, знание элементов и движения.

Практика: упражнения у станка (плие в характере, батман тандю, каблучное, флик фляк и т.д.). Элементы русского танца.

Актерское мастерство.

Цели и задачи:

-  научить слушать и представлять созданный смысл, образ, идею композиторов музыкальных произведений.

- психологическая и чувственная подготовленность танцовщика к выступлению на сцене.

- развить уверенность и психологическую готовность к выступлению.

- научить сценически правильно отображать заданные эмоции и чувства.

- уметь практически применять актерское мастерство в конкретно исполняемой хореографической композиции.

- внушить уверенность в своих силах каждому кружковцу.

- оживить чувства заложенные в человеке-актере.

Теория: объяснение темы, показ, примеры, беседа, рассказ, иллюстрации.

Практика: прослушивание музыки, творческие задания, упражнения. Игры-задания, тренинги, этюды, психотренинги, аутотренинги, сценки.

  1. История танца и балета.

Цели и задачи: развить интерес к хореографическому искусству, воспитать культурно-образованную личность.

Теория: беседа-диалог, рассказ, самостоятельное чтение иллюстрации, прослушивание музыки.

  1. Современный (эстрадный) танец.

Цели и задачи: знакомство, приобретение опыта, накопление практических навыков и умений жанра эстрадного танца.

Теория: история эстрадного танца вообще и в отдельности каждого изучаемого.

Практика: знакомство с музыкой, прослушивание, показ движений, композиции изучаемых танцев.

6. Упражнения для развития тела

6.1.Упражнения для улучшения гибкости шеи.

6.2.Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и пояса и подвижности плечевых суставов.

6.3.Упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья.

6.4.Упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья.

6.5.Упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника.

6.6.Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

6.7.Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов.

6.8.Упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

6.9.Упражнения у палки для растяжки и формирования танцевального шага.

6.10.Упражнение для исправления осанки.

6.11.Прыжки со скакалкой .

7. Партерный экзерсис

7.1.Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

7.2.Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава.

7.3.Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.

7.4.Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

7.5.Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

7.6.Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.

7.7.Упражнения на улучшение гибкости коленных суставов.

7.8.Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы.

7.9.Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага.

7.10.Упражнения на исправление осанки.

8. Изучение танца и его направлений

        Учебный год делится на три этапа:

- Элементы классического и историко-бытового танца;

- Элементы народного танца;

- Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей.

        Классический экзерсис меняется в соответствии с уровнем подготовки.

        Элементы историко-бытового, народного, джазового танца, а так же современных танцевальных стилей изучается в соответствии с репертуарным планом.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.

        

        Различные виды совместной деятельности способствуют:

  • - формированию способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя.

  • - приобретению разнообразных знаний и опыта, как основы для жизненного самоопределения.

  • - формированию способности к рефлексии, самооценке; созданию условий для правового поведения и компенсации нарушений общения в семье, школе.

  • -  реализации своих возможностей.

  • - проявлению инициативы и активности в совместной деятельности.

  • - творческому подходу к деятельности.

Сознание групповой принадлежности, солидарности дает ребенку  осознание корпоративной культуры, чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, создает атмосферу доверия, взаимопонимания, взаимопомощи.

Проверка результативности может быть проведена в форме конкурсно-концертной деятельности, тестирования, использования активных методов работы по самоанализу, наблюдения.

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

        Итоги подводятся в форме проведения КТД (коллективно-творческих дел),   мероприятий, отчетного концерта и участия в городских акциях, конкурсах, фестивалях.

        Основной  формой подведения итогов  является «Оценка возможностей».

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • - Поиск, изобретение, конструирование нестандартных дел, игр, способствующие развитию внутреннего мира личности, формированию нравственных отношений.
  • - Пропаганда и поддержка гуманистических, интеллектуальных, воспитывающих игр, мероприятий.

Для успешного материального обеспечения так же требуется определенное материальное обеспечение.

  1. Хореографический зал оборудованный станками и зеркальной стенкой.
  2. Компьютер, колонки.
  3. Скакалки.
  4. Костюмы соответствующие исполняемым номерам и необходимые атрибуты.

Список литературы

  1. «Вестник образования» Август №15 2003г.
  2. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №6 Москва 1988г.
  3. И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова «Гимнастика для детей» Санкт-Петербург «Сова», Москва «ЭКСМО» 2004г.
  4. Е.Г. Попова «Общеразвивающие упражнения в гимнастике» Москва «Терра спорт» 2000г.
  5. Б.В. Сермеев «Спортсменам о воспитании гибкости» Москва «Физкультура и спорт» 1970г.
  6. О.В. Ерохина «Школа танцев для детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2003г.
  7.  Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать» Москва ГИЦ «Владос» 2004г.
  8. А.Т. Брыкин «Гимнастика» Москва «Физкультура и спорт» 1971г.
  9. Кристофер Освальд, Стенли Баско «Стретчинг для всех» Москва «Эксмо-пресс» 2002г.
  10. В.А. Звездочкин «Классический танец» Ростов-на-Дону «Феникс» 2005г.
  11. Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца»/ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, - 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...