Рабочая программа по литературе для 8 классов
рабочая программа (8 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_3._8_kl._rab._progr._lit-_ra_.doc | 686 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, включает региональный компонент.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы, календарно – тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
- формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями
о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами
мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).
Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
8 класс (70 часов)
Введение. (1час). Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.
I
Народные песни (2 часа)
Для чтения и изучения:
Исторические песни
Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни
«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии.
Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.
Для самостоятельного чтения:
(Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон»)
К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».
II
Древнерусская литература (4 часа)
Для чтения и бесед:
Жития
Житие Сергия Радонежского (фрагменты).
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.
III
Русская литература XIX – начала ХХ века (32 ч. + 4ч. + 3ч.)
А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.
Для чтения и изучения:
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.
Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.
Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести.
Теория литературы: образ-характер. Художественный вымысел в литературе.
Для самостоятельного чтения:
А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).
М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.
Для чтения и изучения:
Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы.
Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание».
«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).
Для самостоятельного чтения:
«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».
Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.
Для чтения изучения:
«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.
Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.
Для самостоятельного чтения:
«Женитьба».
И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.
Для чтения и изучения:
«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.
Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.
Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.
Для чтения и изучения:
«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.
Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.
В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.
Для чтения и изучения:
«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.
«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
Для чтения и бесед:
Лирика и проза писателя. Рассказ «Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение.
М.Горький. Вера писателя в человека.
Для чтения и изучения:
«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.
«Заветы отца». Смысл сказок Горького.
Теория литературы: конфликт в художественном произведении.
Для самостоятельного чтения:
«Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии» (по выбору учащихся).
IV
Литература ХХ века (8 ч. + 2ч. + 1ч.)
Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения:
«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».
Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.
К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.
Для чтения и изучения:
«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль « ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа.
Теория литературы: роль воображения в художественном творчестве.
Для самостоятельного чтения:
«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и др. (по выбору уч-ся).
А.Т.Твардовский. Слово о поэте.
Для чтения и изучения:
«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).
История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.
Теория литературы: образ автора в художественном произведении.
Для самостоятельного чтения:
«Василий Теркин» (полный текст).
В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.
«Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.
«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?
Для самостоятельного чтения:
«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы (по выбору учащихся).
Н.М.Рубцов. Слово о поэте.
Для чтения и бесед:
«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».
Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».
V. Из зарубежной литературы (9 ч. +2 ч.)
Литература эпохи Возрождения
В.Шекспир. Слово о драматурге.
Для чтения и бесед:
«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.
Теория литературы: трагедия.
М.Сервантес. Слово о писателе.
«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
Раздел 4 . Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- Тексты художественного произведения.
- Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
- Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические, лирические и драматические произведения.
- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
- Давать анализ отдельного эпизода.
Перечень учебно – методических материалов
1. Организация и содержание методической работы в школе / Т.И.Галкина, Н.В. Сухенко. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.
2. Программы общеобразовательных учреждений "Литература. 5-11 классы"/Под редакцией Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого, М., Мнемозина 2013.
3. Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2013.
4. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Комплект в 2 частях / Под ред. Г. И. Беленького. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 14 - изд. - М.: Мнемозина, 2014.
5. Немысова Е.А. Хантыйская литература в школе ХМАО и ЯНАО. Учебная хрестоматия 1996 г.
7. Современная литература Югры: хрестоматия для учащихся. Для внеклассного чтения. / Сост. А.Н. Семёнов. – Екатеринбург: ООО «Баско», 2008.
8. Презентации к урокам по всем темам курса, видеофильмы.
9. Дидактический материал для индивидуальной работы с учащимися.
10. Комплекты тестовых (разноуровневых заданий) по каждой теме.
11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Интернет - источники:
http://www.proshkolu.ru, http://metodisty.ru, Мультимедийные пособия: Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия. http://pedgazeta.ru, http://www.prodlenka.org/
Список литературы
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2010.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2014.
4.Е.Д. Волжина Школьные олимпиады. Литература 5 – 11 классы, 3 – е изд., Москва: Айрис – пресс, 2009.
5. История русской литературы. ХIХ век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – Москва: Владос, 2001.
Календарно - тематическое планирование уроков
литературы
(на 2015 – 2016 уч. год)
Составил: учитель – Узких А.Н.
Количество часов
Всего - 70 часов; в неделю - 2 часа.
Плановых тестов - 6; сочинений - 6
Планирование составлено на основе
Программы общеобразовательных учреждений "Литература. 5-11 классы"/Под редакцией
Г.И. Беленького, Ю.И. Лыссого (Программы общеобразовательных учреждений: литература:
5 – 11 классы; изд. 4- е, испр., доп., 2013.)
№/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Формы урока | Элементы содержания | Формы контроля | Оборудование | ||||
По плану | По факту | ||||||||||
Литература как искусство (1 час) | |||||||||||
1 | 0109 | Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. | 1 | Урок-лекция | Представление о литературе как одном из видов искусства, о ее месте в жизни общества и отдельного человека. | План, тезисы | Презентация | ||||
Устное народное творчество (2 часа) | |||||||||||
2 | 0309 | Народные песни. Исторические народные песни. | 1 | Комбинированный урок | Знакомство учащихся с народными песнями как жанром фольклора, понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях. | Творческая работа. (мини – сочинение) | Музыкальное сопровождение | ||||
3 | 0809 | К.Г.Паустовский «Колотый сахар». | 1 | Урок-беседа | Знакомство с авторами и собирателями народных песен, Выражение души народа в лирических песнях. | Пересказ эпизода | Презентация | ||||
Региональный компонент - 5 часов | |||||||||||
4 | 1009 | Разнообразие тематики легенд народов ханты и манси. | 1 | Урок-презентация | Знакомство с тематикой легенд. | Ответ по плану | Презентация. | ||||
5 | 1509
| Фантастическое и реальное в легендах. «Легенда об однорогом олене». | 1 | Урок-беседа | Представления народов Севера о реальном и фантастическом, о силах природы. | Пересказ | Презентация | ||||
По плану | По факту | ||||||||||
6 | 17.09 | Духовная сила героев эпоса, их душевная красота | 1 | Урок-беседа | Духовная сила героев эпоса, их душевная красота. Память о предках. | Анализ текстов | ИКТ | ||||
7 | 22.09 | Прославление героев в мансийских легендах. Легенда об Ивыре. | 1 | Урок-беседа | Знакомство с героическим эпосом мансийских легенд. Анализ легенды об Ивыре | Характеристика героя | Презентация | ||||
8 | 2409 | Художественное своеобразие легенд. Особенности композиции. | 1 | Урок-беседа | Особенности композиции и своеобразие мансийских легенд. | Опрос по теме | ИКТ | ||||
Русская старина (3 часа) | |||||||||||
9 | 2909 | А.Н.Толстой «Земля «оттич и дедич». | 1 | Урок-беседа | Знакомство со статьей А. Толстого. Духовная сила сопротивления защитников Родины. | Развёрнутый ответ на вопрос | Презентация | ||||
10 | 01.10 | Люди древней Руси. «Житие Сергия Радонежского». | 1 | Урок-исследование | Понятие о жанре жития. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». | Устные выступления | Презентация | ||||
11 | По плану 06.10 | По факту | «Житие Аввакума, им самим написанное». | 1 | Урок-диспут | Знакомство с личностью протопопа Аввакума. Причины написания жития. | Пересказ Тест | ИКТ | |||
Литература 19 века (28 часов) | |||||||||||
12 | По плану 08.10 | По факту | А.С. Пушкин Страницы биографии. Творческая история повести «Капитанская дочка». | 1 | Урок-презентация | Основные сведения о Пушкине. Знакомство с творческой историей повести «Капитанская дочка» | Выступления учащихся | ИКТ | |||
13 | По плану 13.10 | По факту | Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1-2 глав. | 1 | Урок-практикум | Жанровые особенности произведения. Этапы формирования характера Петра Гринева. | Анализ эпизодов Анализ текста | Таблица Иллюстрации к повести | |||
14 | По плану 15.10 | По факту | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Разбор 3-5 глав. | 1 | Урок-диспут | Путь духовного становления Гринева. Проблема чести и нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Анализ текста Устный рассказ о герое | Презентация | |||
15 | 20.10 | Падение Белогорской крепости. Разбор 6-7 глав. | 1 | Урок-диалог | Изменения взгляда рассказчика на жизнь. Какими он видит людей и события на разных этапах своего развития | Экспресс – опрос | ИКТ | ||||
16 | По плану 22.10 | По факту | Изображение народной войны. Образ Е. Пугачёва. Разбор 8-14 глав. | 1 | Комбинированный урок | Изображение народной войны в повести. Встречи Гринева с Пугачёвым. Характеры героев. Художественные особенности повести. | Анализ эпизодов | ИКТ Р/м | |||
17 | По плану 27.10 | По факту | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | 1 | Повтори- тельно-обобщающий урок | Наблюдение над характером Маши Мироновой, связь её образа с общей идеей повести, утверждением благородства, чести, любви. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина | Анализ текста Тест | Презентация Р/м | |||
18 | По плану 29.10 | По факту | Р/Р Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Урок- развития речи | Подготовка к написанию сочинений на темы: «Гринёв и Швабрин, «Что привлекает Гринёва в Пугачёве?», «Как открывается читателю характер Маши Мироновой?» | Сочинение | Д/М | |||
19 | По плану 10.11 | По факту | Вн.чт. А.С. Пушкин «Метель». | 1 | Урок-беседа | Знакомство с повестью Пушкина «Метель». Обстоятельства, с которыми сталкиваются герои, как они предопределяют их характеры. | Анализ эпизодов | Презентация. Фильм | |||
20 | По плану 12.11 | По факту | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. | 1 | Урок-презентация | Биографии поэта. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Кавказ». | Развёрнутый ответ на вопрос | Презентация | |||
21 | По плану 17.11 | По факту | Тема узничества в лирике Лермонтова. | 1 | Урок-практикум | Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед». Представление о лирическом герое, о теме узничества в лирике поэта. | Чтение наизусть | Презентация | |||
22 | По плану 22.11 | По факту | М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения. | 1 | Комбинированный урок | История создания поэмы, тема и идея произведения, его структурные особенности. | Выступления на заданную тему | Презентация | |||
23 | По плану 24.11 | По факту | Образ Мцыри в поэме. | 1 | Урок-практикум | Характеристика Мцыри, замысел автора, способы раскрытия образа главного героя поэмы. | Характеристика образа | Презентация. | |||
24 | По плану 26.11. | По факту | Своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 1 | Обобщающий урок | Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Особенности поэмы «Мцыри» как романтического произведения. | Характеристика героя. Тест | ИКТ | |||
25 | По плану 01.12. | По факту | Р/р Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | 1 | Урок-сочинение | Р.р. Обучение сочинению по поэме «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри». | Сочинение | ИКТ Р/м | |||
26 | По плану 03.12 | По факту | Н.В. Гоголь-писатель - сатирик. Идейный замысел и особенности композиции в комедии «Ревизор». | 1 | Урок-семинар | Сведения о Гоголе как писателе-сатирике. Понятие о драматическом произведении, идейный замысел комедии, особенности её композиции. | Выступления учащихся | Презентация | |||
27 | По плану 08.12 | По факту | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». | 1 | Урок-практикум | Жизненная основа комедии. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | Анализ эпизодов Чтение по ролям | ИКТ Р/м | |||
28 | По плану 10.12 | По факту | Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и «хлестаковщина». | 1 | Урок-мастерская | Особенности характера Хлестакова и приемы его создания. Понятие «хлестаковщина». | Анализ сцен. Тест | Д/М фильм | |||
29 | По плану 15.12 | По факту | Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 9 действия. | 1 | Урок-диалог | Поведение чиновников на приёме у «ревизора». Страх перед ревизором – основа комедийного действия. | Чтение по ролям. Характеристика героев | ИКТ Р/м | |||
30 | По плану 17.12. | По факту | Р\р Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | 1 | Урок-сочинение | Работа над сочинением. Развитие связной речи учащихся. | Сочинение | Р/М | |||
31 | По плану 22.12 | По факту | И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». | 1 | Урок-презентация | Подготовка учащихся к восприятию повести «Ася», знакомство с фактами биографии и творчества писателя. | Экспресс - опрос | Презентация | |||
32 | По плану 24.12 | По факту | История любви как основа сюжета повести «Ася». Образ героя-повествователя. | 1 | Урок-беседа | Развитие любовного чувства Аси и господина Н.Н. Психологическое состояние героев. | Анализ текста | Таблица | |||
33 | По плану 29.12. | По факту | Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася». | 1 | Урок-практикум | Анализ эпизодов | Развёрнутый ответ на вопрос | Презентация | |||
34 | По плану 14.01. | По факту | «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. | 1 | Обобщающий урок | Обобщение и углубление знаний об образе главной героини. Психологизм и лиризм повести. | Тест Контрольная работа | Презентация | |||
35 | По плану 19.01 | По факту | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. | 1 | Урок-презентация | Основные биографические сведения о жизни писателя. История создания рассказа «После бала» | Выступления учащихся | Презентация | |||
36 | По плану 21.01 | По факту | Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа «После бала». | 1 | Урок-практикум | Особенности рассказа, контраст, его роль в раскрытии идеи произведения. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. | Анализ текста | Таблица | |||
37 | По плану 26.01 | По факту | Автор и рассказчик в произведении. | 1 | Обобщающий урок | Главная мысль рассказа: человек должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в жизни. | Устные выступления. | Схема, таблица | |||
38 | По плану 28.01. | По факту | Р\р Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». | 1 | Урок-сочинение | Развитие связной речи учащихся, умение аргументировать свои мысли | Сочинение | ||||
39 | По плану 02.02 | По факту | Этапы жизненного пути В.Г.Короленко. История создания очерка «Парадокс» | 1 | Урок-презентация | Основные этапы жизненного пути В.Г. Короленко, жизненная позиция писателя. | Тезисы лекции | Презентация | |||
40 | По плану 04.02 | По факту | Проблема смысла жизни и назначении человека в очерке «Парадокс». | 1 | Урок-диспут | Тема нравственного .взросления юных героев, расширения их кругозора и жизненного опыта. | Развёрнутый ответ на вопрос | Презентация | |||
41- 42 | По плану 09.02
По плану 11.02. | По факту По факту | Вн.чт. В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Судьба главного героя повести «Слепой музыкант». | 1 1 | Урок-беседа | Духовное обновление обиженного судьбой человека, его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения. Горький и тернистый путь главного героя к осознанию своего предназначения. | Пересказ повести Тест | Презентация, фильм | |||
43 | По плану 16.02 | И.А. Бунин. Страницы биографии. Лирика И.А.Бунина. | 1 | Урок-презентация | Факты биографии поэта, мотивы его лирики. | Выразительное чтение | Презентация | ||||
44 | По плану 18.02 | И.А. Бунин. Рассказ «Сверчок» | 1 | Урок-беседа | Особенности построения рассказа, художественные детали, передающие душевные переживания Сверчка. | Анализ рассказа | Презентация | ||||
45 | По плану 25.02 | М.Горький «Песня о Соколе». | 1 | Урок-исследование | Анализ «Песни о Соколе». Роль печального пейзажа в «Песне…» | Хар- ка Ужа и Сокола | ИКТ | ||||
46 | По плану 01.03. | Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе». | 1 | Урок-диспут | Смысл противопоставления Сокола и Ужа, авторская позиция и способы ее выражения. | Чтение наизусть | Звукозапись | ||||
47 | По плану 03.03 | По факту | М.Горький «Заветы отца». | 1 | Урок-беседа | Анализ рассказа Горького «Заветы отца». Авторская позиция и способы ее выражения. | Развёрнутый ответ на вопрос | ИКТ | |||
48 | По плану 10.03. | По факту | Н.А.Заболоцкий. Личность поэта, знакомство с лирикой. | 1 | Урок-презентация | Представление Заболоцкого как о человека и поэта. Особенности лирики поэта. | План | Презентация | |||
49 | По плану 15.03 | По факту | Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого. | 1 | Урок-практикум | Сопоставительный анализ поэтических произведений разных авторов А.Ахматовой, Б.Пастернака и Н.Заболоцкого. | Выразительное чтение | Презентация | |||
50 | По плану 17.03 | По факту | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. | 1 | Урок-презентация | К.Г.Паустовский как писатель и человек. Творчество художника слова. | План лекции | Презентация | |||
51 | По плану 22.03 | По факту | «Телеграмма». История создания рассказа и его композиция. | 1 | Комбинированный урок | История создания рассказа, композиция, своеобразие писательской манеры К.Паустовского. | Пересказ | Кадры из фильма | |||
52 | По плану 24.03. | По факту | Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа. | 1 | Обобщающий урок | Способы авторской характеристики Насти. Смысл названия рассказа. | Тест | Д/М | |||
53 | По плану 05.04 | По факту | Р/р. Сочинение по рассказу «Телеграмма». | 1 | Урок развития речи | Развитие связной речи учащихся, умение аргументировать свои мысли. | Сочинение | Д/М | |||
54 | По плану 07.04 | По факту | А.Т.Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». | 1 | Урок-презентация | Страницы биографии А.Т.Твардовского, замысел поэмы «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | Тезисы лекции. Сообщения учащихся | Презентация | |||
55 | По плану 12.04 | По факту | Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин». Глава «Переправа». | 1 | Урок-практикум | Жанровое своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа». | Задания учебника | ИКТ | |||
56 | По плану 14.04 | По факту | Героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина. | 1 | Урок-практикум | Сочетание в поэме героики и юмора, индивидуальные качества В.Теркина. Новаторский характер образа Теркина. | Развёрнутый ответ на вопрос | Д/М | |||
57 | По плану 19.04 | По факту | В.М.Шукшин. Личность и творчество писателя. | 1 | Урок-презентация | Многогранная личность В.Шукшина, творчество писателя, его герои. | План лекции | Презентация, фильм | |||
58 | По плану 21.04. | По факту | Н.Рубцов. Судьба и творчество поэта. | 1 | Урок-презентация | Жизнь и творчество Н.Рубцова лирика поэта. | Чтение наизусть | Презентация. | |||
Зарубежная литература (6 часов) | |||||||||||
59 | По плану 26.04 | По факту | У.Шекспир. Писатель и его время. | 1 | Урок-презентация | Представление об эпохе и театре Возрождения. Знакомство с творчеством Шекспира. Загадка Шекспира. | Выступления учащихся | Презентация | |||
60 61 | По плану 28.04 По плану 03.05. | По факту | Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт любви с сословными предрассудками. Система образов в трагедии. Характеры героев, построение сюжета, язык действующих лиц. |
1 1 | Урок-беседа Урок - практикум | Пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокая гуманность трагедии. Система образов трагедии. Причина гибели героев. Жанровые особенности трагедии. | Чтение по ролям Характеристика героев | Кадры из фильма Презентация | |||
62 – 63 | По плану 05.05. 10.05. | По факту | Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Анализ глав романа ««Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» |
1 1 | Урок-беседа Урок - исследование | Творчество Сервантеса. Анализ глав романа ««Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». | Пересказ Анализ сцен. Характеристика героя | Презентация Д/М | |||
64- 65 | По плану 12.05. 17.05. По плану | По факту По факту | Проспер Мериме. Страницы биографии. Основные этапы творчества. Сравнительный анализ легенды Мериме и стихотворением А.Пушкина. | 1 1 | Урок изучение нового материала Урок - исследование | Знакомство с французским писателем Проспером Мериме. Основные этапы его творчества Сравнительный анализ легенды Мериме и стихотворения А.Пушкина | Выступления учащихся | Презентация Д/М | |||
66 | 19.05. 24.05. | Произведение литературы как художественное единство. Роды и виды литературы. | 1 1 | Урок-лекция | Вопросы теории литературы. Произведение литературы как художественное единство. Роды и виды литературы. | Проверочная работа | Таблица схема | ||||
68 - 69 | По плану 26.05 30.05 | По факту | Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь. | 1 1 | Повторительно-обобщающий урок | Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Определение стихотворных размеров произведений. | Тест | Презентация Д/М | |||
70 | По плану 31.05 | По факту | Резервный урок Итоговый урок | 1 | Урок контроля | Проверочная работа | Тест | Тестовые задания |
6-14