Рабочая программа по литературе для 8 классов
рабочая программа (8 класс) на тему

Антонина Николаевна Узких

Настоящая  программа по литературе для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного   общего  образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_3._8_kl._rab._progr._lit-_ra_.doc686 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

        Настоящая  программа по литературе для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного   общего  образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого,  рекомендованной Министерством образования РФ.  

       Программа детализирует и     раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся   средствами учебного предмета  в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, включает региональный компонент.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем  учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы,  календарно – тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и

эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,  единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
  • формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном  чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической    и зарубежной литературы.

 Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями

о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным,  воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу  прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость  активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны  классическими     с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.

 Следовательно, цель литературного образования в школе   состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами

мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические  идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).

Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений,  развития культуры устной и письменной речи.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения,  отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

                                                                     Раздел II. Содержание тем учебного курса.

8 класс (70 часов)

Введение. (1час). Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

I

Народные песни (2 часа)

Для чтения и изучения:

Исторические песни

Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных  стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии.

 Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.

Для самостоятельного чтения:

 (Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон»)

К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».

II

Древнерусская литература (4 часа)

Для чтения и бесед:

Жития

Житие Сергия Радонежского (фрагменты).

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

  Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

III

  Русская литература XIX – начала ХХ века (32 ч. + 4ч. + 3ч.)

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

Для чтения и изучения:

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в  ее характере.  Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

Историческая  правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести.

Теория литературы: образ-характер. Художественный вымысел в литературе.

Для самостоятельного чтения:

А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и изучения:

Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы.

 Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая  правда жизни в стихотворении «Завещание».

«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).  Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).

Для самостоятельного чтения:

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».

Н.В.Гоголь.  Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения  изучения:

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик,  роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения:

«Женитьба».

И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.

Для чтения и изучения:

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Л.Н.Толстой.  Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения:

«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее    вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и изучения:

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для чтения и бесед:

Лирика и проза писателя.  Рассказ «Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение.

М.Горький. Вера писателя в человека.

Для чтения и изучения:

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

«Заветы отца». Смысл сказок Горького.

Теория литературы: конфликт в художественном произведении.

Для самостоятельного чтения:

«Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии»  (по выбору учащихся).

IV

Литература ХХ века (8 ч. + 2ч. + 1ч.)

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения:

«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.

К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения:

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль « ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа.

Теория литературы: роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения:

«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и др. (по выбору уч-ся).

А.Т.Твардовский. Слово о поэте.

Для чтения и изучения:

«Василий Теркин»  (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).

    История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.

Теория литературы: образ автора в художественном произведении.

Для самостоятельного чтения:

«Василий Теркин» (полный текст).

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

  «Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

Для самостоятельного чтения:

«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы (по выбору учащихся).

Н.М.Рубцов. Слово о поэте.

Для чтения и бесед:

«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

V.   Из зарубежной литературы (9 ч. +2 ч.)

Литература эпохи Возрождения

В.Шекспир. Слово о драматурге.

Для чтения и бесед:

«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Теория литературы: трагедия.

М.Сервантес. Слово о писателе.

«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Раздел 4 . Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

  1.  Тексты художественного произведения.
  2.  Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
  3.  Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  4.  Основные  признаки   понятий:  художественный  образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
  5.  Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  1.  Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  2.  Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  3.  Различать эпические, лирические и драматические произведения.
  4.  Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  5.  Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
  6.  Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
  7.  Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
  8.  Давать анализ отдельного эпизода.

Перечень учебно – методических материалов

1. Организация и содержание методической работы в школе / Т.И.Галкина, Н.В. Сухенко. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.

2. Программы общеобразовательных учреждений "Литература. 5-11 классы"/Под редакцией Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого, М., Мнемозина 2013.  

3. Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2013.

4.  Литература. 8   класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Комплект в 2 частях /  Под ред. Г. И. Беленького. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 14 -  изд. - М.: Мнемозина, 2014.

5.
Немысова Е.А. Хантыйская литература в школе ХМАО и ЯНАО. Учебная хрестоматия 1996 г.

7. Современная литература Югры: хрестоматия для учащихся. Для внеклассного чтения. / Сост. А.Н. Семёнов. – Екатеринбург: ООО «Баско», 2008.

8. Презентации к урокам по всем темам курса, видеофильмы.

          9. Дидактический материал для индивидуальной работы с учащимися.

10. Комплекты тестовых (разноуровневых заданий) по каждой теме.

11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 

Интернет - источники:

http://www.proshkolu.ru,  http://metodisty.ru, Мультимедийные пособия: Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия. http://pedgazeta.ru, http://www.prodlenka.org/

Список литературы

           

      1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. –            М.: Просвещение, 2012.

      2.  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного   подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2010.

    3.    Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. –             М.:    Дрофа, 2014.

4.Е.Д. Волжина Школьные олимпиады. Литература 5 – 11 классы, 3 – е изд., Москва: Айрис – пресс, 2009.  

5. История русской литературы. ХIХ век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – Москва:  Владос, 2001.

Календарно - тематическое планирование уроков

литературы

(на 2015 – 2016 уч. год)

Составил: учитель – Узких А.Н.

 Количество часов

Всего - 70 часов; в неделю - 2 часа.

Плановых  тестов - 6;  сочинений - 6

Планирование составлено на основе  

Программы общеобразовательных учреждений "Литература. 5-11 классы"/Под редакцией

 Г.И.  Беленького, Ю.И. Лыссого  (Программы  общеобразовательных учреждений: литература:

5 – 11 классы; изд. 4- е, испр.,  доп., 2013.) 

                                     №/п

                     Дата  

Тема урока

Кол-во часов

Формы урока

Элементы содержания

Формы контроля

Оборудование

По плану

По факту

                                                                                Литература как искусство (1 час)        

1

0109

 Литература как искусство слова.

Литература и другие виды искусства.

1

Урок-лекция

Представление о литературе как одном из видов искусства, о ее месте в жизни общества и отдельного человека.

План, тезисы

Презентация

Устное народное творчество (2 часа)

2

0309

Народные песни. Исторические народные песни.

1

Комбинированный урок

Знакомство учащихся с народными песнями как жанром фольклора, понятие  об обрядовых и внеобрядовых песнях.

Творческая работа.

 (мини – сочинение)

Музыкальное сопровождение

3

0809

К.Г.Паустовский «Колотый сахар».

1

Урок-беседа

Знакомство с авторами и собирателями народных песен, Выражение души народа в лирических песнях.

Пересказ

эпизода

Презентация

Региональный компонент - 5 часов

4

1009

Разнообразие тематики легенд народов ханты и манси.

1

Урок-презентация

Знакомство с тематикой легенд.

Ответ по плану

Презентация.

5

1509

 

Фантастическое и реальное в легендах. «Легенда об однорогом олене».

1

Урок-беседа

Представления народов Севера о реальном  и фантастическом, о силах природы.

Пересказ

Презентация

По плану

По факту

6

17.09

Духовная сила героев  эпоса, их душевная красота

1

Урок-беседа

Духовная сила героев  эпоса, их душевная красота. Память о предках.

Анализ текстов

ИКТ

7

22.09

Прославление героев в мансийских легендах. Легенда об Ивыре.

1

Урок-беседа

Знакомство с героическим эпосом мансийских легенд.

Анализ легенды об Ивыре

Характеристика героя

Презентация

8

2409

Художественное своеобразие легенд. Особенности композиции.

1

Урок-беседа

Особенности композиции и своеобразие мансийских легенд.

Опрос по теме

ИКТ

Русская старина (3 часа)

9

2909

А.Н.Толстой «Земля «оттич и дедич».

1

Урок-беседа

Знакомство со статьей А. Толстого. Духовная сила сопротивления защитников Родины.

Развёрнутый ответ на вопрос

Презентация

10

01.10

Люди древней Руси. «Житие Сергия Радонежского».

1

Урок-исследование

Понятие о жанре жития. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского».

Устные выступления

Презентация

11

По плану

06.10

По факту

«Житие Аввакума, им самим написанное».

1

Урок-диспут

Знакомство с личностью протопопа Аввакума.  Причины написания жития.

Пересказ

Тест

ИКТ

                                                 

                                                       

 Литература 19 века (28 часов)

12

По плану

08.10

По факту

А.С. Пушкин Страницы биографии. Творческая история повести «Капитанская дочка».

1

Урок-презентация

Основные сведения о Пушкине.  Знакомство с творческой историей повести «Капитанская дочка»

Выступления учащихся

ИКТ

13

По плану

13.10

По факту

Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1-2 глав.

1

Урок-практикум

Жанровые особенности произведения.

 Этапы формирования характера Петра Гринева.

Анализ эпизодов

Анализ текста

Таблица

Иллюстрации к повести

14

По плану

15.10

 По факту

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Разбор 3-5 глав.

1

Урок-диспут

Путь духовного становления Гринева. Проблема чести и нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Анализ текста

Устный рассказ о герое

Презентация

15

20.10

Падение Белогорской крепости. Разбор 6-7 глав.

1

Урок-диалог

Изменения взгляда рассказчика на жизнь. Какими он видит людей и события на разных этапах своего развития

Экспресс – опрос

ИКТ

16

По плану

22.10

По факту

Изображение народной войны. Образ Е. Пугачёва. Разбор 8-14 глав.

1

Комбинированный урок

Изображение народной войны в повести.   Встречи Гринева с Пугачёвым.  Характеры героев. Художественные особенности повести.

Анализ эпизодов

ИКТ

Р/м

17

По плану

27.10

По факту

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

Повтори-

тельно-обобщающий урок

Наблюдение над характером Маши Мироновой,  связь её образа с общей идеей повести, утверждением благородства, чести, любви. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

Анализ текста

Тест

Презентация

Р/м

18

По плану

29.10

По факту

Р/Р Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок- развития речи

Подготовка к написанию сочинений на темы: «Гринёв и Швабрин, «Что привлекает  Гринёва в Пугачёве?», «Как открывается читателю характер Маши Мироновой?»

Сочинение

Д/М

19

По плану

10.11

По факту

Вн.чт. А.С. Пушкин «Метель».

1

Урок-беседа

Знакомство с повестью Пушкина «Метель». Обстоятельства, с которыми  сталкиваются герои, как они предопределяют их характеры.  

Анализ эпизодов

Презентация.

Фильм

20

По плану

12.11

По факту

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба.

1

Урок-презентация

Биографии поэта. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Кавказ».

Развёрнутый ответ на вопрос

Презентация

21

По плану

17.11

По факту

Тема узничества в лирике Лермонтова.

1

Урок-практикум

Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед». Представление о лирическом герое, о теме узничества в лирике поэта.

Чтение наизусть

Презентация

22

По плану

22.11

По факту

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения.

1

Комбинированный урок

История создания поэмы, тема и идея произведения,  его структурные особенности.

Выступления на заданную тему

Презентация

23

По плану

24.11

По факту

Образ Мцыри в поэме.

1

Урок-практикум

Характеристика Мцыри, замысел автора, способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Характеристика образа

Презентация.

24

По плану

26.11.

По факту

Своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

Обобщающий урок

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Особенности поэмы «Мцыри» как романтического произведения.

Характеристика героя.

Тест

ИКТ

25

По плану

01.12.

По факту

Р/р Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

1

Урок-сочинение

Р.р. Обучение сочинению по поэме «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри».

Сочинение

ИКТ

Р/м

26

По плану

03.12

По факту

Н.В. Гоголь-писатель - сатирик. Идейный замысел и особенности композиции в комедии «Ревизор».

1

Урок-семинар

Сведения о Гоголе как писателе-сатирике. Понятие о драматическом произведении, идейный замысел комедии, особенности её композиции.

Выступления учащихся

Презентация

27

По плану

08.12

По факту

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

1

Урок-практикум

Жизненная основа комедии. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

Анализ эпизодов

Чтение по ролям

ИКТ

Р/м

28

По плану

10.12

По факту

Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и «хлестаковщина».

1

Урок-мастерская

Особенности характера Хлестакова и приемы его создания. Понятие «хлестаковщина».

Анализ сцен.

Тест

Д/М

фильм

29

По плану

15.12

По факту

Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 9 действия.

1

Урок-диалог

Поведение чиновников на приёме у  «ревизора». Страх перед ревизором – основа  комедийного действия.

Чтение по ролям.

Характеристика героев

ИКТ

Р/м

30

По плану

17.12.

По факту

Р\р Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

Урок-сочинение

Работа над сочинением. Развитие связной речи учащихся.

Сочинение

Р/М

31

По плану

22.12

По факту

И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

1

Урок-презентация

Подготовка учащихся к восприятию повести «Ася», знакомство с фактами биографии и творчества писателя.

Экспресс - опрос

Презентация

32

По плану

24.12

По факту

История любви как основа сюжета повести «Ася». Образ героя-повествователя.

1

Урок-беседа

Развитие любовного чувства Аси и господина Н.Н. Психологическое состояние героев.

Анализ текста

Таблица

33

По плану

29.12.

По факту

Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася».

1

Урок-практикум

Анализ эпизодов

Развёрнутый ответ на вопрос

Презентация

34

По плану

14.01.

По факту

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси.

1

Обобщающий урок

Обобщение и углубление знаний об образе главной героини. Психологизм и лиризм повести.

Тест

Контрольная работа

Презентация

35

По плану

19.01

По факту

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя.

1

Урок-презентация

Основные биографические сведения о жизни писателя. История создания рассказа «После бала»

Выступления учащихся

Презентация

36

По плану

21.01

По факту

Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа «После бала».

1

Урок-практикум

Особенности рассказа, контраст, его роль в раскрытии идеи произведения. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Анализ текста

Таблица

37

По плану

26.01

По факту

Автор и рассказчик в произведении.

1

Обобщающий урок

Главная мысль рассказа: человек должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в жизни.

Устные выступления.

Схема, таблица

38

По плану

28.01.

По факту

Р\р Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

1

Урок-сочинение

Развитие связной речи учащихся, умение аргументировать свои мысли

Сочинение

39

По плану

02.02

По факту

Этапы жизненного пути В.Г.Короленко. История создания очерка «Парадокс»

1

Урок-презентация

Основные этапы жизненного пути В.Г. Короленко,  жизненная позиция писателя.

Тезисы лекции

Презентация

40

По плану

04.02

По факту

Проблема смысла жизни и назначении человека в очерке «Парадокс».

1

Урок-диспут

Тема нравственного .взросления юных героев, расширения их кругозора и жизненного опыта.

Развёрнутый ответ на вопрос

Презентация

41-

42

По плану

09.02

 

По плану

11.02.

По факту

По факту

Вн.чт. В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Судьба главного героя повести «Слепой музыкант».

1

1

Урок-беседа

Духовное обновление обиженного судьбой человека, его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения.

Горький и тернистый путь главного героя к осознанию своего предназначения.

Пересказ повести

Тест

Презентация,

фильм

43

По плану

16.02

И.А. Бунин. Страницы биографии. Лирика И.А.Бунина.

1

Урок-презентация

Факты биографии поэта, мотивы его лирики.

Выразительное чтение

Презентация

44

По плану

18.02

И.А. Бунин. Рассказ «Сверчок»

1

Урок-беседа

Особенности построения рассказа,  художественные детали, передающие душевные переживания Сверчка.

Анализ рассказа

Презентация

45

По плану

25.02

М.Горький «Песня о Соколе».

1

Урок-исследование

Анализ  «Песни о Соколе». Роль печального пейзажа в «Песне…»

Хар- ка Ужа и Сокола

ИКТ

46

По плану

01.03.

Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе».

1

Урок-диспут

Смысл противопоставления Сокола и Ужа, авторская позиция и способы ее выражения.

Чтение наизусть

Звукозапись

47

По плану

03.03

По факту

М.Горький «Заветы отца».

1

Урок-беседа

Анализ  рассказа Горького «Заветы отца». Авторская позиция и способы ее выражения.

Развёрнутый ответ на вопрос

ИКТ

48

По плану

10.03.

По факту

Н.А.Заболоцкий. Личность поэта, знакомство с лирикой.

1

Урок-презентация

Представление  Заболоцкого как о человека и поэта. Особенности  лирики поэта.

План

Презентация

49

По плану

15.03

По факту

Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

1

Урок-практикум

Сопоставительный анализ поэтических произведений разных авторов А.Ахматовой, Б.Пастернака и Н.Заболоцкого.

Выразительное чтение

Презентация

50

По плану

17.03

По факту

К.Г.Паустовский. Слово о писателе.

1

Урок-презентация

 К.Г.Паустовский как  писатель и человек. Творчество художника слова.

План лекции

Презентация

51

По плану

22.03

По факту

«Телеграмма». История создания рассказа и его композиция.

1

Комбинированный урок

История создания рассказа, композиция,  своеобразие писательской манеры К.Паустовского.

Пересказ

Кадры из фильма

52

По плану

24.03.

По факту

Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа.

1

Обобщающий урок

Способы авторской характеристики Насти. Смысл названия рассказа.

Тест

Д/М

53

По плану

05.04

По факту

Р/р. Сочинение по рассказу «Телеграмма».

1

Урок развития речи

Развитие связной речи учащихся, умение аргументировать свои мысли.

Сочинение

Д/М

54

По плану

07.04

По факту

А.Т.Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин».

1

Урок-презентация

Страницы  биографии А.Т.Твардовского, замысел  поэмы «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

Тезисы лекции.

Сообщения учащихся

Презентация

55

По плану

12.04

По факту

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин». Глава «Переправа».

1

Урок-практикум

Жанровое своеобразие поэмы.

Анализ главы «Переправа».

Задания учебника

ИКТ

56

По плану

14.04

По факту

Героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина.

1

Урок-практикум

Сочетание в поэме героики и юмора, индивидуальные качества В.Теркина.   Новаторский характер образа Теркина.  

Развёрнутый ответ на вопрос

Д/М

57

По плану

19.04

По факту

В.М.Шукшин. Личность и творчество писателя.

1

Урок-презентация

Многогранная личность В.Шукшина,  творчество писателя, его герои.

План лекции

Презентация, фильм

58

По плану

21.04.

По факту

Н.Рубцов. Судьба и творчество поэта.

1

Урок-презентация

Жизнь и творчество Н.Рубцова лирика поэта.

Чтение наизусть

Презентация.

                             Зарубежная литература (6 часов)

59

По плану

26.04

По факту

У.Шекспир. Писатель и его время.

1

Урок-презентация

Представление об эпохе и театре Возрождения. Знакомство с творчеством Шекспира. Загадка Шекспира.

Выступления учащихся

Презентация

60

61

По плану

28.04

По плану

03.05.

По факту

Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт любви с сословными предрассудками.

Система образов в трагедии. Характеры героев, построение сюжета, язык действующих лиц.

 

1

1

Урок-беседа

Урок - практикум

Пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокая  гуманность трагедии.

Система образов трагедии. Причина гибели героев. Жанровые особенности трагедии.

Чтение по ролям

Характеристика героев

Кадры из фильма

Презентация

62 –

63

По плану

05.05.

10.05.

По факту

Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Анализ глав романа ««Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

   

1

1

Урок-беседа

Урок - исследование

Творчество Сервантеса.

Анализ глав романа ««Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Пересказ

Анализ сцен.

Характеристика героя

Презентация

Д/М

64-

65

По плану

12.05.

17.05.

По плану

По факту

По факту

Проспер Мериме.

Страницы биографии. Основные этапы творчества.

Сравнительный анализ легенды Мериме и стихотворением А.Пушкина.  

1

1

Урок изучение нового материала

Урок - исследование

Знакомство с   французским писателем  Проспером Мериме. Основные этапы  его творчества

Сравнительный анализ легенды Мериме и стихотворения А.Пушкина

Выступления учащихся

Презентация

Д/М

66

19.05.

24.05.

Произведение литературы как художественное единство.

Роды и виды литературы.

1

1

Урок-лекция

Вопросы теории литературы.

Произведение литературы как художественное единство.

Роды и виды литературы.

Проверочная работа

Таблица

схема

68

-

69

По плану

26.05

30.05

По факту

Изобразительно-выразительные средства художественной речи.

Стихотворная речь.

1

1

Повторительно-обобщающий урок

Изобразительно-выразительные средства художественной речи.

Определение стихотворных размеров произведений.

Тест

Презентация

Д/М

70

По плану

31.05

По факту

        Резервный урок

Итоговый урок

1

Урок контроля

Проверочная работа

Тест

Тестовые задания

6-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...