Рабочая программа по литературе для 8 классов
рабочая программа (8 класс) на тему

Антонина Николаевна Узких

Настоящая  программа по литературе для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного   общего  образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_3._8_kl._rab._progr._lit-_ra_.doc686 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

        Настоящая  программа по литературе для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного   общего  образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого,  рекомендованной Министерством образования РФ.  

       Программа детализирует и     раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся   средствами учебного предмета  в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, включает региональный компонент.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем  учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы,  календарно – тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и

эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,  единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
  • формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном  чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической    и зарубежной литературы.

 Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями

о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным,  воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу  прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость  активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны  классическими     с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.

 Следовательно, цель литературного образования в школе   состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами

мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические  идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).

Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений,  развития культуры устной и письменной речи.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения,  отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

                                                                     Раздел II. Содержание тем учебного курса.

8 класс (70 часов)

Введение. (1час). Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

I

Народные песни (2 часа)

Для чтения и изучения:

Исторические песни

Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных  стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии.

 Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.

Для самостоятельного чтения:

 (Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон»)

К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».

II

Древнерусская литература (4 часа)

Для чтения и бесед:

Жития

Житие Сергия Радонежского (фрагменты).

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

  Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

III

  Русская литература XIX – начала ХХ века (32 ч. + 4ч. + 3ч.)

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

Для чтения и изучения:

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в  ее характере.  Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

Историческая  правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести.

Теория литературы: образ-характер. Художественный вымысел в литературе.

Для самостоятельного чтения:

А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и изучения:

Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы.

 Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая  правда жизни в стихотворении «Завещание».

«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).  Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).

Для самостоятельного чтения:

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».

Н.В.Гоголь.  Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения  изучения:

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик,  роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения:

«Женитьба».

И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.

Для чтения и изучения:

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Л.Н.Толстой.  Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения:

«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее    вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и изучения:

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для чтения и бесед:

Лирика и проза писателя.  Рассказ «Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение.

М.Горький. Вера писателя в человека.

Для чтения и изучения:

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

«Заветы отца». Смысл сказок Горького.

Теория литературы: конфликт в художественном произведении.

Для самостоятельного чтения:

«Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии»  (по выбору учащихся).

IV

Литература ХХ века (8 ч. + 2ч. + 1ч.)

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения:

«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.

К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения:

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль « ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа.

Теория литературы: роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения:

«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и др. (по выбору уч-ся).

А.Т.Твардовский. Слово о поэте.

Для чтения и изучения:

«Василий Теркин»  (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).

    История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.

Теория литературы: образ автора в художественном произведении.

Для самостоятельного чтения:

«Василий Теркин» (полный текст).

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

  «Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

Для самостоятельного чтения:

«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы (по выбору учащихся).

Н.М.Рубцов. Слово о поэте.

Для чтения и бесед:

«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

V.   Из зарубежной литературы (9 ч. +2 ч.)

Литература эпохи Возрождения

В.Шекспир. Слово о драматурге.

Для чтения и бесед:

«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Теория литературы: трагедия.

М.Сервантес. Слово о писателе.

«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Раздел 4 . Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

  1.  Тексты художественного произведения.
  2.  Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
  3.  Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  4.  Основные  признаки   понятий:  художественный  образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
  5.  Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  1.  Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  2.  Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  3.  Различать эпические, лирические и драматические произведения.
  4.  Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  5.  Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
  6.  Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
  7.  Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
  8.  Давать анализ отдельного эпизода.

Перечень учебно – методических материалов

1. Организация и содержание методической работы в школе / Т.И.Галкина, Н.В. Сухенко. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.

2. Программы общеобразовательных учреждений "Литература. 5-11 классы"/Под редакцией Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого, М., Мнемозина 2013.  

3. Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2013.

4.  Литература. 8   класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Комплект в 2 частях /  Под ред. Г. И. Беленького. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 14 -  изд. - М.: Мнемозина, 2014.

5.
Немысова Е.А. Хантыйская литература в школе ХМАО и ЯНАО. Учебная хрестоматия 1996 г.

7. Современная литература Югры: хрестоматия для учащихся. Для внеклассного чтения. / Сост. А.Н. Семёнов. – Екатеринбург: ООО «Баско», 2008.

8. Презентации к урокам по всем темам курса, видеофильмы.

          9. Дидактический материал для индивидуальной работы с учащимися.

10. Комплекты тестовых (разноуровневых заданий) по каждой теме.

11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 

Интернет - источники:

http://www.proshkolu.ru,  http://metodisty.ru, Мультимедийные пособия: Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия. http://pedgazeta.ru, http://www.prodlenka.org/

Список литературы

           

      1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. –            М.: Просвещение, 2012.

      2.  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного   подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2010.

    3.    Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. –             М.:    Дрофа, 2014.

4.Е.Д. Волжина Школьные олимпиады. Литература 5 – 11 классы, 3 – е изд., Москва: Айрис – пресс, 2009.  

5. История русской литературы. ХIХ век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – Москва:  Владос, 2001.

Календарно - тематическое планирование уроков

литературы

(на 2015 – 2016 уч. год)

Составил: учитель – Узких А.Н.

 Количество часов

Всего - 70 часов; в неделю - 2 часа.

Плановых  тестов - 6;  сочинений - 6

Планирование составлено на основе  

Программы общеобразовательных учреждений "Литература. 5-11 классы"/Под редакцией

 Г.И.  Беленького, Ю.И. Лыссого  (Программы  общеобразовательных учреждений: литература:

5 – 11 классы; изд. 4- е, испр.,  доп., 2013.) 

                                     №/п

                     Дата  

Тема урока

Кол-во часов

Формы урока

Элементы содержания

Формы контроля

Оборудование

По плану

По факту

                                                                                Литература как искусство (1 час)        

1

0109

 Литература как искусство слова.

Литература и другие виды искусства.

1

Урок-лекция

Представление о литературе как одном из видов искусства, о ее месте в жизни общества и отдельного человека.

План, тезисы

Презентация

Устное народное творчество (2 часа)

2

0309

Народные песни. Исторические народные песни.

1

Комбинированный урок

Знакомство учащихся с народными песнями как жанром фольклора, понятие  об обрядовых и внеобрядовых песнях.

Творческая работа.

 (мини – сочинение)

Музыкальное сопровождение

3

0809

К.Г.Паустовский «Колотый сахар».

1

Урок-беседа

Знакомство с авторами и собирателями народных песен, Выражение души народа в лирических песнях.

Пересказ

эпизода

Презентация

Региональный компонент - 5 часов

4

1009

Разнообразие тематики легенд народов ханты и манси.

1

Урок-презентация

Знакомство с тематикой легенд.

Ответ по плану

Презентация.

5

1509

 

Фантастическое и реальное в легендах. «Легенда об однорогом олене».

1

Урок-беседа

Представления народов Севера о реальном  и фантастическом, о силах природы.

Пересказ

Презентация

По плану

По факту

6

17.09

Духовная сила героев  эпоса, их душевная красота

1

Урок-беседа

Духовная сила героев  эпоса, их душевная красота. Память о предках.

Анализ текстов

ИКТ

7

22.09

Прославление героев в мансийских легендах. Легенда об Ивыре.

1

Урок-беседа

Знакомство с героическим эпосом мансийских легенд.

Анализ легенды об Ивыре

Характеристика героя

Презентация

8

2409

Художественное своеобразие легенд. Особенности композиции.

1

Урок-беседа

Особенности композиции и своеобразие мансийских легенд.

Опрос по теме

ИКТ

Русская старина (3 часа)

9

2909

А.Н.Толстой «Земля «оттич и дедич».

1

Урок-беседа

Знакомство со статьей А. Толстого. Духовная сила сопротивления защитников Родины.

Развёрнутый ответ на вопрос

Презентация

10

01.10

Люди древней Руси. «Житие Сергия Радонежского».

1

Урок-исследование

Понятие о жанре жития. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского».

Устные выступления

Презентация

11

По плану

06.10

По факту

«Житие Аввакума, им самим написанное».

1

Урок-диспут

Знакомство с личностью протопопа Аввакума.  Причины написания жития.

Пересказ

Тест

ИКТ

                                                 

                                                       

 Литература 19 века (28 часов)

12

По плану

08.10

По факту

А.С. Пушкин Страницы биографии. Творческая история повести «Капитанская дочка».

1

Урок-презентация

Основные сведения о Пушкине.  Знакомство с творческой историей повести «Капитанская дочка»

Выступления учащихся

ИКТ

13

По плану

13.10

По факту

Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1-2 глав.

1

Урок-практикум

Жанровые особенности произведения.

 Этапы формирования характера Петра Гринева.

Анализ эпизодов

Анализ текста

Таблица

Иллюстрации к повести

14

По плану

15.10

 По факту

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Разбор 3-5 глав.

1

Урок-диспут

Путь духовного становления Гринева. Проблема чести и нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Анализ текста

Устный рассказ о герое

Презентация

15

20.10

Падение Белогорской крепости. Разбор 6-7 глав.

1

Урок-диалог

Изменения взгляда рассказчика на жизнь. Какими он видит людей и события на разных этапах своего развития

Экспресс – опрос

ИКТ

16

По плану

22.10

По факту

Изображение народной войны. Образ Е. Пугачёва. Разбор 8-14 глав.

1

Комбинированный урок

Изображение народной войны в повести.   Встречи Гринева с Пугачёвым.  Характеры героев. Художественные особенности повести.

Анализ эпизодов

ИКТ

Р/м

17

По плану

27.10

По факту

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

Повтори-

тельно-обобщающий урок

Наблюдение над характером Маши Мироновой,  связь её образа с общей идеей повести, утверждением благородства, чести, любви. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

Анализ текста

Тест

Презентация

Р/м

18

По плану

29.10

По факту

Р/Р Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок- развития речи

Подготовка к написанию сочинений на темы: «Гринёв и Швабрин, «Что привлекает  Гринёва в Пугачёве?», «Как открывается читателю характер Маши Мироновой?»

Сочинение

Д/М

19

По плану

10.11

По факту

Вн.чт. А.С. Пушкин «Метель».

1

Урок-беседа

Знакомство с повестью Пушкина «Метель». Обстоятельства, с которыми  сталкиваются герои, как они предопределяют их характеры.  

Анализ эпизодов

Презентация.

Фильм

20

По плану

12.11

По факту

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба.

1

Урок-презентация

Биографии поэта. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Кавказ».

Развёрнутый ответ на вопрос

Презентация

21

По плану

17.11

По факту

Тема узничества в лирике Лермонтова.

1

Урок-практикум

Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед». Представление о лирическом герое, о теме узничества в лирике поэта.

Чтение наизусть

Презентация

22

По плану

22.11

По факту

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения.

1

Комбинированный урок

История создания поэмы, тема и идея произведения,  его структурные особенности.

Выступления на заданную тему

Презентация

23

По плану

24.11

По факту

Образ Мцыри в поэме.

1

Урок-практикум

Характеристика Мцыри, замысел автора, способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Характеристика образа

Презентация.

24

По плану

26.11.

По факту

Своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

Обобщающий урок

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Особенности поэмы «Мцыри» как романтического произведения.

Характеристика героя.

Тест

ИКТ

25

По плану

01.12.

По факту

Р/р Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

1

Урок-сочинение

Р.р. Обучение сочинению по поэме «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри».

Сочинение

ИКТ

Р/м

26

По плану

03.12

По факту

Н.В. Гоголь-писатель - сатирик. Идейный замысел и особенности композиции в комедии «Ревизор».

1

Урок-семинар

Сведения о Гоголе как писателе-сатирике. Понятие о драматическом произведении, идейный замысел комедии, особенности её композиции.

Выступления учащихся

Презентация

27

По плану

08.12

По факту

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

1

Урок-практикум

Жизненная основа комедии. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

Анализ эпизодов

Чтение по ролям

ИКТ

Р/м

28

По плану

10.12

По факту

Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и «хлестаковщина».

1

Урок-мастерская

Особенности характера Хлестакова и приемы его создания. Понятие «хлестаковщина».

Анализ сцен.

Тест

Д/М

фильм

29

По плану

15.12

По факту

Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 9 действия.

1

Урок-диалог

Поведение чиновников на приёме у  «ревизора». Страх перед ревизором – основа  комедийного действия.

Чтение по ролям.

Характеристика героев

ИКТ

Р/м

30

По плану

17.12.

По факту

Р\р Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

Урок-сочинение

Работа над сочинением. Развитие связной речи учащихся.

Сочинение

Р/М

31

По плану

22.12

По факту

И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

1

Урок-презентация

Подготовка учащихся к восприятию повести «Ася», знакомство с фактами биографии и творчества писателя.

Экспресс - опрос

Презентация

32

По плану

24.12

По факту

История любви как основа сюжета повести «Ася». Образ героя-повествователя.

1

Урок-беседа

Развитие любовного чувства Аси и господина Н.Н. Психологическое состояние героев.

Анализ текста

Таблица

33

По плану

29.12.

По факту

Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася».

1

Урок-практикум

Анализ эпизодов

Развёрнутый ответ на вопрос

Презентация

34

По плану

14.01.

По факту

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси.

1

Обобщающий урок

Обобщение и углубление знаний об образе главной героини. Психологизм и лиризм повести.

Тест

Контрольная работа

Презентация

35

По плану

19.01

По факту

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя.

1

Урок-презентация

Основные биографические сведения о жизни писателя. История создания рассказа «После бала»

Выступления учащихся

Презентация

36

По плану

21.01

По факту

Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа «После бала».

1

Урок-практикум

Особенности рассказа, контраст, его роль в раскрытии идеи произведения. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Анализ текста

Таблица

37

По плану

26.01

По факту

Автор и рассказчик в произведении.

1

Обобщающий урок

Главная мысль рассказа: человек должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в жизни.

Устные выступления.

Схема, таблица

38

По плану

28.01.

По факту

Р\р Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

1

Урок-сочинение

Развитие связной речи учащихся, умение аргументировать свои мысли

Сочинение

39

По плану

02.02

По факту

Этапы жизненного пути В.Г.Короленко. История создания очерка «Парадокс»

1

Урок-презентация

Основные этапы жизненного пути В.Г. Короленко,  жизненная позиция писателя.

Тезисы лекции

Презентация

40

По плану

04.02

По факту

Проблема смысла жизни и назначении человека в очерке «Парадокс».

1

Урок-диспут

Тема нравственного .взросления юных героев, расширения их кругозора и жизненного опыта.

Развёрнутый ответ на вопрос

Презентация

41-

42

По плану

09.02

 

По плану

11.02.

По факту

По факту

Вн.чт. В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Судьба главного героя повести «Слепой музыкант».

1

1

Урок-беседа

Духовное обновление обиженного судьбой человека, его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения.

Горький и тернистый путь главного героя к осознанию своего предназначения.

Пересказ повести

Тест

Презентация,

фильм

43

По плану

16.02

И.А. Бунин. Страницы биографии. Лирика И.А.Бунина.

1

Урок-презентация

Факты биографии поэта, мотивы его лирики.

Выразительное чтение

Презентация

44

По плану

18.02

И.А. Бунин. Рассказ «Сверчок»

1

Урок-беседа

Особенности построения рассказа,  художественные детали, передающие душевные переживания Сверчка.

Анализ рассказа

Презентация

45

По плану

25.02

М.Горький «Песня о Соколе».

1

Урок-исследование

Анализ  «Песни о Соколе». Роль печального пейзажа в «Песне…»

Хар- ка Ужа и Сокола

ИКТ

46

По плану

01.03.

Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе».

1

Урок-диспут

Смысл противопоставления Сокола и Ужа, авторская позиция и способы ее выражения.

Чтение наизусть

Звукозапись

47

По плану

03.03

По факту

М.Горький «Заветы отца».

1

Урок-беседа

Анализ  рассказа Горького «Заветы отца». Авторская позиция и способы ее выражения.

Развёрнутый ответ на вопрос

ИКТ

48

По плану

10.03.

По факту

Н.А.Заболоцкий. Личность поэта, знакомство с лирикой.

1

Урок-презентация

Представление  Заболоцкого как о человека и поэта. Особенности  лирики поэта.

План

Презентация

49

По плану

15.03

По факту

Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

1

Урок-практикум

Сопоставительный анализ поэтических произведений разных авторов А.Ахматовой, Б.Пастернака и Н.Заболоцкого.

Выразительное чтение

Презентация

50

По плану

17.03

По факту

К.Г.Паустовский. Слово о писателе.

1

Урок-презентация

 К.Г.Паустовский как  писатель и человек. Творчество художника слова.

План лекции

Презентация

51

По плану

22.03

По факту

«Телеграмма». История создания рассказа и его композиция.

1

Комбинированный урок

История создания рассказа, композиция,  своеобразие писательской манеры К.Паустовского.

Пересказ

Кадры из фильма

52

По плану

24.03.

По факту

Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа.

1

Обобщающий урок

Способы авторской характеристики Насти. Смысл названия рассказа.

Тест

Д/М

53

По плану

05.04

По факту

Р/р. Сочинение по рассказу «Телеграмма».

1

Урок развития речи

Развитие связной речи учащихся, умение аргументировать свои мысли.

Сочинение

Д/М

54

По плану

07.04

По факту

А.Т.Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин».

1

Урок-презентация

Страницы  биографии А.Т.Твардовского, замысел  поэмы «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

Тезисы лекции.

Сообщения учащихся

Презентация

55

По плану

12.04

По факту

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин». Глава «Переправа».

1

Урок-практикум

Жанровое своеобразие поэмы.

Анализ главы «Переправа».

Задания учебника

ИКТ

56

По плану

14.04

По факту

Героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина.

1

Урок-практикум

Сочетание в поэме героики и юмора, индивидуальные качества В.Теркина.   Новаторский характер образа Теркина.  

Развёрнутый ответ на вопрос

Д/М

57

По плану

19.04

По факту

В.М.Шукшин. Личность и творчество писателя.

1

Урок-презентация

Многогранная личность В.Шукшина,  творчество писателя, его герои.

План лекции

Презентация, фильм

58

По плану

21.04.

По факту

Н.Рубцов. Судьба и творчество поэта.

1

Урок-презентация

Жизнь и творчество Н.Рубцова лирика поэта.

Чтение наизусть

Презентация.

                             Зарубежная литература (6 часов)

59

По плану

26.04

По факту

У.Шекспир. Писатель и его время.

1

Урок-презентация

Представление об эпохе и театре Возрождения. Знакомство с творчеством Шекспира. Загадка Шекспира.

Выступления учащихся

Презентация

60

61

По плану

28.04

По плану

03.05.

По факту

Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт любви с сословными предрассудками.

Система образов в трагедии. Характеры героев, построение сюжета, язык действующих лиц.

 

1

1

Урок-беседа

Урок - практикум

Пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокая  гуманность трагедии.

Система образов трагедии. Причина гибели героев. Жанровые особенности трагедии.

Чтение по ролям

Характеристика героев

Кадры из фильма

Презентация

62 –

63

По плану

05.05.

10.05.

По факту

Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Анализ глав романа ««Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

   

1

1

Урок-беседа

Урок - исследование

Творчество Сервантеса.

Анализ глав романа ««Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Пересказ

Анализ сцен.

Характеристика героя

Презентация

Д/М

64-

65

По плану

12.05.

17.05.

По плану

По факту

По факту

Проспер Мериме.

Страницы биографии. Основные этапы творчества.

Сравнительный анализ легенды Мериме и стихотворением А.Пушкина.  

1

1

Урок изучение нового материала

Урок - исследование

Знакомство с   французским писателем  Проспером Мериме. Основные этапы  его творчества

Сравнительный анализ легенды Мериме и стихотворения А.Пушкина

Выступления учащихся

Презентация

Д/М

66

19.05.

24.05.

Произведение литературы как художественное единство.

Роды и виды литературы.

1

1

Урок-лекция

Вопросы теории литературы.

Произведение литературы как художественное единство.

Роды и виды литературы.

Проверочная работа

Таблица

схема

68

-

69

По плану

26.05

30.05

По факту

Изобразительно-выразительные средства художественной речи.

Стихотворная речь.

1

1

Повторительно-обобщающий урок

Изобразительно-выразительные средства художественной речи.

Определение стихотворных размеров произведений.

Тест

Презентация

Д/М

70

По плану

31.05

По факту

        Резервный урок

Итоговый урок

1

Урок контроля

Проверочная работа

Тест

Тестовые задания

6-14