Главные вкладки

    Занимательные факты по теме:
    А вы могли бы? Я ставлю себя под вопрос? Аджимушкайские каменоломни.

    Павленко Татьяна Александровна

     

    Мы выросли в мирное время, многое забылось, о многих ужасах Войны мы и не слышали толком ничего. Хочу поделиться с вами о посещении каменоломни в поселке Аджимушкай.

     

    Проводя свой отпуск в Анапе, у дядюшки с тетушкой, случайно услышала разговор прохожих про каменоломни, о том самом жутком и страшном месте, которое обязательно к посещению. Мне стало до боли интересно, даже можно сказать и  чуточку стыдно, так как я патриот своей Родины, которой с детства воспитали такие чувства гордости за тот героический подвиг наших солдат, ведь одним из них был мой дед, который прошел две войны – Советско-Финскую и Великую Отечественную войну. Зайдя в интернет, я решила прочитать об этом месте, и правда, это то место, которое ну просто обязательно нужно посетить, тем более в каких то 80-90 км Анапа-Керчь. Покупаю билет с маршрутом, в котором есть экскурсия в Аджимушкайские каменоломни и еду.

    Приехав на место, потрясли памятники своим размером. Но это было ничто по ощущениям, что мы испытали, спустившись в пещеру. ШОК. Была тишина, темнота и рассказ экскурсовода. Плакали все и взрослые и дети.

    Аджимушкайские каменоломни - это символ Керчи, ответ на вопрос, почему этому городу присвоили звание город-герой. Подвиг этих солдат, пять месяцев сражавшихся без медикаментов, еды, воды и боеприпасов, потряс даже меня, человека исторически подготовленного, знающего много фактов. Несмотря на все мои знания, чувственное соприкосновение с теми условиями, в которых сражались эти герои, не передать словами.

    Нельзя снимать ни на фото, не записывать на видео. Почему? Столкнулась с этим впервые. В Брестской крепости можно, в Саласпилсе можно, здесь - нельзя? Ответ экскурсовода был таков: - ФСБ запретили всякую съемку, т.к. катакомбы и сегодня - стратегический военный объект! В интернете полно фотографий, но нашей группе сказали, что нельзя. Ну, можно сказать это и не главное, главное увидеть все своими глазами и отложить там у себя, на долгую память.

    Его экспозиция рассказывает об истории героических защитников Керчи, сражавшихся в Аджимушкайских каменоломнях. Когда в мае 1942 года немецко-фашистские войска оккупировали Керченский полуостров, часть советских солдат успела переправиться на Тамань, но огромная часть защитников - около 170 тысяч человек - оказалась на захваченной врагом территории. Многие сдались в плен, но немало было и таких, кто продолжал героически сражаться, спустившись под землю - в подземные выработки, где с давних времен местные жители добывали камень для строительства. Самый большой такой подземный гарнизон собрался в каменоломнях поселка Аджимушкай, в мае 1942 года он насчитывал до 17 тысяч человек: бойцов, партийных работников, медиков и просто местных жителей, бежавших от оккупантов иногда целыми семьями. Это был настоящий гарнизон с командиром и несколькими подразделениями, штабом, медсанбатом, караульной службой. Неоднократно гарнизон организовывал атаки на врага, внезапно выходя на поверхность, громил фашистов, но под натиском превосходивших сил снова и снова был вынужден уходить под землю. Фашисты проводили против защитников многочисленные огневые и газовые атаки, взрывали входы в штольни, организовали настоящую блокаду, лишив защитников возможности пополнять запасы воды, пищи, медикаментов, боеприпасов, горючего. Однако в этих нечеловеческих условиях гарнизон продержался целых 170 дней, они вырыли под землей глубокий колодец для снабжения водой, наносили врагу ощутимые точечные удары внезапными ночными атаками из еще не известных фашистам выходов. Защитникам приходилось под землей отражать атаки врага, лечить раненных, готовить еду, хоронить убитых и умерших, готовить и проводить контратаки. Враг захватил каменоломни только в конце октября 1942 года, когда под землей остались всего 7 обессиленных защитников. Но даже и этих семерых героев враг не пощадил - все они были расстреляны. 

    Следы войны видны до сих пор... Рядом с входом огромные воронки, размер которых поражает... это ж как надо было ненавидеть людей, что бы на них сбрасывать такие бомбы.

    До чего нужно довести людей, что бы они обрекли себя и детей на смерть в этих каменоломнях? Как же надо хотеть пить, что бы выкопать руками этот 16 метровый колодец в скалах? Насколько надо быть твердыми духом, что бы умирать от газа и голода, но не сдаться в плен? Это просто ужас! Наш народ самый сильный! Поднимаясь по ступеням наверх и увидев впереди кусочек голубого неба и яркого солнца, мы все говорили одну и ту же фразу: Слава Богу, нет Войны!!!

    Сегодня эти каменоломни - мемориальный музей, где обязательно нужно побывать, чтобы своими глазами увидеть, в каких условиях героически сражался и жил подземный гарнизон. Это - сильное эмоциональное потрясение. 

    Уважаемые коллеги, фото с подземелья к сожалению нет, т.к. был запрет на сьемку, фото прикрепенные с основным содержанием материала взято с интернета)

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В.В.Маяковский "А вы могли бы?"

    Комментарий художественного текста...

    В мире вещей. Лирика раннего В. Маяковского."А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт.

    Главная проблема, которая всегда стояла перед людьми искусства: художниками и поэтами, - найти способы отражения многообразного, сложного, объемного, яркого, выразительного мира.Особый интерес предста...

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"

    Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы  в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...

    Стихотворение А. С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."

    Урок соответствует требованиям ФГОС. Лингвистический анализ стихотворения " Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."  Понимание темы, идеи, нравственного пафоса произведения. Формирование осмысл...

    Урок литературы в 7 классе «А вы могли бы...?» по произведению А. Фадеева «Молодая гвардия»

    материал включает в себя:1 - развёрнутую разработку двух исследовательских уроков по роману А. Фадеева "Молодая гвардия", в результате изучения которого учащиеся должны написать домашнее сочинение "А ...

    Внеклассное мероприятие: «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ» ко дню памяти А.С. Пушкина

    Внеклассное мероприятие: «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ» ко дню памяти А.С. Пушкина...

    Анализ стихотворения Владимира Маяковского «А вы могли бы?»

    Разработка представляет собой опорный маршрут для семантического анализа стихотворения В.В.Маяковского "А вы могли бы?" Учащиеся самостоятельно исследуют словарь произведения, делят на ...


     

    Комментарии

    Яковлева Маргарита Сергеевна

    Татьяна Александровна! Спасибо Вам за рассказ о каменоломнях, за активную работу на Вахте памяти. Мы все стараемся сохранить память о великом времени и великих людях,учим этому своих учеников. Побывав в таком месте,как то,о котором вы рассказали,вряд ли кто из учеников останется равнодушным.