Формирование социальных компетенций обучающихся.
статья на тему

Пышненко Оксана Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsialnyh_kompitentsiy.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальных

компетенций обучающихся.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

Социальная компетентность – это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять своё поведение в зависимости от ситуации.

В настоящее время все более актуальными становятся вопросы воспитания подрастающего поколения в принципиально новых условиях жизни нашей страны. В условиях становления информационного общества дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальный инновационный феномен системы современного образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов. Главной задачей модернизации российского образования является обеспечение современного качества содержания образования. В решении этой задачи дополнительное образование играет роль наиболее эффективной формы развития склонностей, способностей, интересов, социального самоопределения детей. Ни у кого не возникает сомнения, что именно от педагогов дополнительного образования зависит раскрытие потенциальных возможностей обучающихся, которые принимают участие в дополнительном образовании, чтобы удовлетворить свою любознательность, на практике познакомиться с разными видами творческой деятельности, найти ответы на многие вопросы. Поэтому педагогам необходимо учитывать в своей работе потребности современного поколения детей.

Сформировать социальную компетентность обучающегося – значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний. Компетентность — результат образования обучащихся, который предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга действий. Социальная компетенция определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. Понятно, что она может формироваться только при условии личностной заинтересованности обучащихся в определённом виде деятельности. Поэтому, если в результате мы хотим видеть компетентного в социальных вопросах и адаптированного к жизни в современном обществе, ребёнка, то мы не должны принуждать, а мотивировать к выполнению той или иной деятельности. Одним из основных средств такой мотивации и является дополнительное образование. Система дополнительного образования уже по своей сути является инновационной, т.к. творческая деятельность уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования ребенка.

Для формирования социальной компетентности нам с вами необходимо:

  • пересмотреть взгляды на возможности каждого ребенка, ибо все обучающиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;
  • переформулировать цели образования; на первый план должна выходить задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;
  • изменить методы обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентности обучающихся в зависимости от их личных наклонностей и интересов;
  • отказаться от традиционных процедур оценивания обучающихся;
  • организация социально значимой деятельности на основе свободного выбора обучающегося;
  • развитие социальной активности;

Формированию социальных компетентностей у обучающихся способствует так же и использование современных педагогических технологий :

  • проектные технологии (создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление);
  • игровые технологии (моделирование ситуаций, овладение опытом деятельности, сходным с тем, который обучающиеся получили бы в действительности);
  • дискуссия (развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры обучающихся, стимулирование инициативы, развитие рефлексивного мышления);
  • коллективно-творческая деятельность (развитие организаторских, лидерских качеств обучающихся, умение взаимодействовать в группе);
  • информационно-коммуникационные технологии (формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающихся);
  • социальное проектирование (включение в активную деятельность, развитие коммуникативных, организаторских, творческих способностей, принятие общечеловеческих ценностей, умение работать в команде).

Социальная компетентность определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем.

При таком понимании компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности обучающихся в данном виде деятельности. Поэтому если педагог хочет в качестве образовательного результата иметь компетентность обучающихся, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности.

Каждое наше занятие:

  • служит повышению активности обучающихся как субъекта обучения;
  • даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и обучающимися;
  • создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание;
  • ориентирует деятельность обучающихся на успех;
  • предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности;
  • отражает общечеловеческие ценности.

Таким образом, уважаемые коллеги, именно нам с вами, работающим в системе дополнительного образования, принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств

В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....

Сообщение "Разноуровневый дифференцированный подход при реализации содержания урока как условие формирования у обучающихся самостоятельности и инициативы"

"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву" - одна из главных задач при применении разноуровневого дифференцированного подхода....

Пути формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках обществознания

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе  разработки ФГОС общего образования, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универс...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Презентация реализации педагогического проекта по теме " Формирование ОКК обучающихся в рамках развивающей обучающей среды "Обучение хореографии"

В данной презентации представлены материалы по реализации педагогического проекта с обучающимися и их родителями....

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СОО. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель развития УУД у обучающихся СОО —обеспечить организационно-методические условия для реализации системно-деятельностного подхода таким образом, чтобы приобретенные компетенции могли само...