РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности « Игра»
методическая разработка на тему

Роженцева Лариса Вадимовна

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого и интеллектуального потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творческого мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_igra.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

Асбестовского городского округа

ПРИНЯТО                                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

методическим советом                                                                                     Директор МАОУ СОШ № 21

МАОУ СОШ № 21                                                                                            ____________Е.П.Смирнова

Протокол № 1                                                                                                         приказ №  _____________

от «02» сентября 2013 г.                                                                                           от «02» сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности « Игра»

_______________________________________________

(Ступень образования)

_____ класс

на 2013-2014 учебный год

Составитель:

Ф.________________

И.________________

О.________________

_________категория

Асбестовский городской округ

2013 г.

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого и интеллектуального потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творческого мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает следующую логику: приобретение обучающимся  социального знания (первый уровень результатов) – переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов) – приобретение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).

Актуальность использования игры во внеурочной деятельности школьников обусловлена рядом обстоятельств.

Первое обстоятельство — это повышение интерактивности педагогических средств, увеличение доли игровых и виртуальных тренажёров, которые позволяют воссоздавать значительное число условий решения тех или иных задач.

Второе обстоятельство связано с тем, что современному человеку нужно формировать особые условия, позволяющие сбросить напряжение, отвлечься от повседневных проблем, т. е. необходимо специально регулировать ситуации релаксации, развлечения и активного отдыха, осваивать соответствующие способы и воспроизводить их в повседневности.

Третье обстоятельство исходит из современного осознания сложности, многомерности мира. Необходимо не просто передавать это знание подрастающему поколению, а напрямую включать детей и подростков в такие практики, где разнообразие значений, игра смыслов заставят выбирать собственную позицию и роль.

Четвёртое обстоятельство — снижение роли и значения общественных объединений и, как следствие, обеднение опыта взаимодействия у нынешних школьников.

Теоретическую основу программы составили такие гуманитарные и социогуманитарные концепции, как антропология, гуманистическая психология, идеи групповой игровой терапии и групповой психотерапии. В русле названных подходов ярко проявляются такие аспекты педагогически целесообразного использования игры, как:

  • значение имитируемых событий;
  • психодраматичность игрового действия (избавление индивида от субъективных барьеров общения);
  • совокупность субъективных и коллективных обстоятельств праздника (компенсация специфики будней — отсутствия яркости, необычности; нарушение повседневной нормативности, обретение возможностей для релаксации, отдыха);
  • искусственное расширение произвольности;
  • нравственное значение собственных поступков (обретение установок осознанного нравственного поведения).

Многие исследователи соотносят особое существование человека в игре с существованием в обстановке праздника. Так же, как и праздник, игра противопоставляется однообразию повседневности, будням, в игре наличествует праздничное веселье, коллективная радость. Поэтому назначением игры можно считать снятие психического напряжения, гармонизацию эмоционально-психологического состояния человека и общества. Своё предназначение игра выполняет за счёт создания особого увлекательного мира, в котором множество участников объединяется в «пульсирующую в ритме» общность.

Участие школьника в игре даёт ему возможность осмыслить значение собственных поступков (устранение соперника (конкурента), обман партнёра в целях выигрыша и т. д.). Любая игра позволяет осуществлять пробы нравственной позиции. Воспитательное значение несёт и отношение участника к правилам игры.

Одним из определяющих достоинств игровой деятельности школьников является освоение ими такой специфической разновидности взаимодействия, как партнёрство. Партнёры — вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Партнёрство предполагает сохранение каждым партнёром собственных особенных интересов и поиск локальных обстоятельств, когда цели могут быть сопряжены (на время, в определённом месте, при определённых условиях). Партнёрство невозможно представить без переговоров и взаимоконтроля за соблюдением договорённостей — всё это имеется в игре и может стать предметом осмысления учащимися.

Примерная внеурочная программа игровой деятельности школьников основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности.

Принцип природосообразности предполагает, что игровая деятельность школьника согласуется с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность — одна из важнейших конкретизации принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно- культурные (достижение определённого уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи.

Принцип культуросообразности предполагает, что игра школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Трактовка принципа коллективности применительно к игровой деятельности предполагает, что детская игра, как правило, осуществляется в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого игрового взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных понимания, признания и принятия.

Программа предусматривает следующие виды игр:

  • интеллектуально-познавательная;
  • подвижная;
  • настольная;
  • игра-драматизация;
  • ситуативная игра-упражнение;
  • игра на кооперацию;
  • комплексная игра на местности;
  • комплексная игра-приключение.

Содержание деятельности

Первый год занятий (5 класс)

Открытие игры. Человек и игра. Процесс участия в игре. Игровые задачи и решение игровых задач. Игровая роль и правила игры: предписания и ограничения.

Интеллектуально-познавательные игры. Разнообразие правил интеллектуально-познавательных игр. Подготовка к участию в интеллектуально-познавательных играх. Познавательные игры по различным областям знаний.

Настольные игры. Разнообразие игровых полей, правил и механизмов в настольных играх. Виды настольных игр: гонки, битвы за пространство, преследование, замещение. Тематические игры («Монополия»). Планирование индивидуального успеха в настольной игре.

Ситуативно-ролевые игры (павильонные). Сущность (соревнование в решении коммуникативных задач), правила ролевой игры. Игровая задача в ролевой игре (контакт, влияние на собеседника, переговоры, инструктаж, интервью). Упражнение в решении игровых задач. Индивидуальный успех в ролевой игре. Игровые роли в ролевой игре. Типология ролей или типология игроков? Самопознание участника ролевой игры: самоидентификация с типом игроков, уточнение индивидуального варианта решения коммуникативных задач.

Ситуативно-ролевые игры (полигонные). Сущность и правила полигонной игры. Жизнь в палаточном лагере. Индивидуальная безопасность участия в полигонной игре. Командная полигонная игра. Использование игрового оружия. Игровое фехтование. Игровой костюм, изготовление игрового костюма.

Второй год занятий (6 класс)

Открытие игры. Продолжение. Человек как участник игры. Индивидуальные ресурсы игрового успеха, индивидуальные барьеры в решении игровых задач. Моральные рамки в достижении победы в игре.

Игры-квесты. Сущность игры-квесты («Бродилки»). Виртуальный и реальный игровой квест. Движение по маршруту для выполнения поручения. Главная цель и второстепенные задания. Использование артефактов. Подсказки в квестах.

Компьютерные игры. Индивидуальный план игры. Игры-симуляции. Компьютерные игры-стратегии. Пошаговые стратегии и игры в реальном времени. Компьютерные игры-квесты.

Ситуативно-ролевые игры (павильонные). Общее и особенное в решении игровых задач в ролевой игре. Оформление индивидуальных возможностей и ограничений в решении коммуникативных задач. Использование индивидуальных возможностей и компенсации ограничений в игровой коммуникации. Программирование самосовершенствования в коммуникативной сфере. Реализация собственной программы самосовершенствования в ролевых играх.

Ситуативно-ролевые игры (полигонные). Индивидуальная безопасность участия в полигонной игре. Работа в игровой команде. Руководство деятельностью игровой группы и подчинение. Игровое фехтование. Соревнование в игровом фехтовании. Игровой мир. Вживание в игровой мир. Игровой костюм и вживание в игровой мир.

Третий год занятий (7 класс)

Новое открытие игры. Игра как область отдыха и самосовершенствования человека. Человек играющий. Индивидуальная культура игры человека и игровые культуры.

Интеллектуально-познавательные игры. Разработки вопросов для интеллектуально-познавательной игры. Разработка идеи, схемы (правил) и антуража игры. Подготовка игроков к интеллектуально-познавательной игре. Проведение игры.

Игры-квесты. Подсказки и головоломки. Категории подсказок. Использование подсказок в игре-квесте.

Сетевые игры-стратегии. Глобальные стратегии. Роль экономики в играх-стратегиях. Компьютерные ролевые игры. Саморегулирование расходования индивидуального бюджета времени на компьютерные игры. Игровая зависимость.

Ситуативно-ролевые игры (павильонные). Индивидуальные особенности общения и мир человеческих профессий. Подбор области профессиональной самореализации в соответствии с индивидуальными особенностями общения. Общение: притворство и естественность. Манипуляция и блокирование манипуляции. Тактические коммуникативные задачи и стратегические жизненные ориентиры.

Ситуативно-ролевые игры (полигонные). Индивидуальная безопасность участия в полигонной игре. Командная полигонная игра. Работа в игровой команде. Руководство деятельностью игровой группы. Игровое фехтование. Соревнование в игровом фехтовании. Игровая экономика в полигонной игре.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты игровой деятельности школьников распределяются по трём уровням.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремления к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата проведения

Первый год занятий (5 класс)

1

Открытие игры

2

2

Интеллектуально-познавательные игры

8

3

Настольные игры

8

4

Ситуативно-ролевые игры (павильонные)

8

5

Ситуативно-ролевые игры (полигонные)

8

Итого

34

Второй год занятий (6 класс)

1

Открытие игры. Продолжение

2

2

Игры-квесты

8

3

Компьютерные игры

8

4

Ситуативно-ролевые игры (павильонные)

8

5

Ситуативно-ролевые игры (полигонные)

8

Итого

34

Третий год занятий (7 класс)

1

Новое открытие игры

2

2

Интеллектуально-познавательные игры

10

3

Игры-квесты

12

4

Сетевые игры-стратегии

10

5

Ситуативно-ролевые игры (павильонные)

10

б

Ситуативно-ролевые игры (полигонные)

24

Итого

68

ВСЕГО

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игра - восьмое чудо света".

            Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Игры с песком"

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.Особые образовательные потребности обучающихся.Коррекция познавательной деятельнсти у детей.Перспект...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Актуальность: Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.Новизна        д...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры с мячом"

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры Великобритании"

Рабочая прокрамма по ВУД посвящена играм подвижным и настольным, популярным среди детей в Великобритании...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Игра - дело серьёзное»

Данная программа позволяет учащимся в игровой форме ознакомиться со многими интересными вопросами по предметам, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об окружающем ...