Доклад "Самоконтроль на уроке физической культуры"
статья на тему

Маласова Ольга Николаевна

Движение – это путь не только к здоровью, но к интеллекту. При этом жизненно необходимо контролировать свои нагрузки и свои ощущения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samokontrol_na_uroke_fizicheskoy_kultury.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Доклад на тему:

«Самоконтроль на уроках физической культуры и во внеурочное время»

                                                          Подготовила: Маласова О.Н.,

                                                         учитель физической культуры

2016

            Сегодняшнее состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает крайне серьезную тревогу. По данным Минздрава России, только 5% выпускников общеобразовательных школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больными, 50% имеют морфофизические отклонения, до 80% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Ежегодно около35% юношей невозможно призвать на военную службу по медицинским показателям.

            Здоровье – это не только медицинская категория. И зависит оно от самых различных факторов, один из них - саморегуляция. Доктор медицинских наук В.Ф. Базарный утверждает, что здоровье -  категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психологических характеристик. Такие резервы, жизнеспособности формируются в процессе воспитания, как на уроках физкультуры, так и за его пределами. Получая физические нагрузки, ребенок должен учиться контролировать свое состояние. Даже не смотря на то, что дети от природы обладают более совершенной системой саморегуляции, чем взрослые. В отличие от взрослых, сформировшийся организм которых развивается под воздействием только внешней среды, ребенок растет и развивается во взаимодействии двух сфер - внутренней (генетические факторы естественного роста) и внешней (условия жизни, занятия физкультурой и спортом). Повышенная способность ребенка к саморегулированию позволяет ему более рационально сочетать воздействие внешней среды с внутренними факторами естественного роста, защищая, таким образом еще не сформировавшийся организм от губительных перегрузок. Ребенку необходимо знать, как правильно контролировать свое состояние.  

         Физическая нагрузка – это реакция организма на выполненную работу.                                                                                                      Величина нагрузки определяется степенью усталости человека. В быту мы судим о своем состоянии в основном по самочувствию и, как правило, не ошибаемся. Прислушиваться к своим ощущениям, можно и в жизни, и при занятиях физическими упражнениями.  Ребенок, в силу возрастных особенностей, не всегда может сознательно контролировать свою физическую активность, чтобы защитить себя от перегрузок. Умение контролировать свое самочувствие составляет часть физической культуры, которую человек должен усвоить с детского возраста. Самоконтроль, чаще всего, осуществляется стихийно и неосознанно. Одна из задач учителя физического воспитания – сделать этот процесс осознанным и целенаправленным. Большое значение в физической культуре имеет сознательное отношение самих занимающихся к регулярному и методически правильному использованию физических упражнений. Именно поэтому ведущую методическую роль приобретает самоконтроль занимающихся. Каждый школьник должен уметь пользоваться простейшими приемами наблюдений. Условно они подразделяются на объективные (масса тела, жизненная емкость легких, частота сердечно-сосудистых сокращений) и субъективные (самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения). Осваивать с учащимися данную тему необходимо начинать в начальной школе. Последовательно обучать детей определять отрезки времени в интервалах 5, 10, 15, 20 сек.; самостоятельно фиксировать секундомером отрезки времени 3, 5, 10 сек. и т.д. Обучать детей самоконтролю лучше с 2 класса. А начиная с 5 класса учащиеся должны самостоятельно определять продолжительность выполнения упражнений во времени, учиться измерять частоту сердечных сокращений. Самоконтроль необходимо вести постоянно и регулярно во все периоды занятий физическими упражнениями и во время отдыха. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом благотворно влияют на деятельность всех отделов нервной системы, и в первую очередь на деятельность центральной нервной системы.

       Дети должны знать, что занятия физической культурой и спортом принесут большую пользу, если следить за тем, какое воздействие оказывают физические нагрузки на их организм. Самочувствие и работоспособность, точно зеркало, отражают общее состояние здоровья организма ребенка.   Занимаясь физической культурой, дети должны помнить о том, как  упражнения влияют на организм и на этой основе управлять их воздействием. Так же необходимо знать о методах субъективного самоконтроля.

               Осуществляя ежедневные наблюдения, необходимо в первую очередь обращать внимание на характер и особенности ночногои самочувствие после пробуждения. Если организм работает нормально и не испытывает больших перегрузок и перенапряжений, то человек быстро засыпает и режим его сна глубокий, ровный, спокойный. После такого сна, который продолжается в среднем 7-8 часов, пробуждение человека проходит относительно быстро, он чувствует себя отдохнувшим и бодрым, встает с постели в хорошем настроении. Если происходит нарушение сна, то все это может свидетельствовать о довольно сильном утомлении организма, чрезмерном возбуждении центральной нервной системы и малой активности восстановительных процедур. В таком случае необходимо изменить содержание режима дня, снизить дневную нагрузку и увеличить время отдыха. Если не обращать внимания на характер и особенности ночного сна и не принимать соответствующих мер, то возникающее и продолжающееся длительное время перенапряжение может привести к негативным последствиям. К ослаблению организма, развитию различных острых заболеваний и обострению хронических болезней, возможности возникновения несчастных случаев и травм во время занятий физической культурой и спортом.

        Так же необходимо контролировать самочувствие. Как правило, оно

хорошо отражает влияние занятий физическими упражнениями на организм. Различают хорошее, удовлетворительное и плохое самочувствие.

        Настроение, как показатель внутреннего, душевного состояния

оценивается по тем же категориям, что и самочувствие.

       Аппетит. По показателю аппетита можно судить об эффективности тренировочных занятий. Аппетит бывает: хороший, удовлетворительный и плохой.

       Болевые ощущения. В результате чрезмерной физической нагрузки, переутомления, а также при нарушении режима дня могут наступить болевые ощущения: боль в пояснице, в области сердца, головная боль.

      К объективным показателям самоконтроля относятся те, которые выражаются в цифровых обозначениях – это масса тела, рост, жизненная емкость легких и частота сердечно-сосудистых сокращений.

       Так же можно контролировать свое состояние по внешним признакам, таким как окраска кожи лица и туловища, потливость, дыхание, движения и внимание.

       В 6 классе на уроках физической культуры проводились наблюдения по таким показателям:

   - измерение пульса,

   - подсчет частоты дыхания,

   - определение внешних признаков утомления,

   - болевые ощущения.

       Ребята учились проводить вышеизложенные измерения постепенно. Многим в начале исследования все давалось очень трудно. Ребята путались, не успевали произвести подсчет и постоянно отвлекались. Первое, что мы  учились выполнять – это измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Исследование пульса является одним из наиболее доступных объективных методов изучения функции сердечно - сосудистой системы.

Существует несколько способов измерения пульса:

    а) тремя пальцами на запястье;

    б) большим и указательным пальцами на шее;

    в) кончиками пальцев на виске;

    г) ладонью к груди в области сердца.      

       Первым способом, пользуются, когда человек находится в спокойном состоянии. После физических упражнений нащупать на запястье руки и посчитать пульс бывает трудно. Тогда пользуются одним из оставшихся трех способов.                                                                                                                                                                                                    В результате исследований были получены следующие данные: из 12 испытуемых у 5 в покое пульс не превышает 70 ударов в минуту. Еще у 4 человек колеблется от 80 до 89 ударов. Пульс остальных 3 учащихся выше 90 ударов в минуту, что говорит об их плохом физическом развитии.

       Любая физическая нагрузка повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС), и чем нагрузка больше, тем пульс чаще. В спокойном состоянии пульс составляет 70 – 80 уд/мин. При выполнении легкой физической нагрузки пульс достигает 100 – 120 уд/мин, при средней – 130 – 150, при большой до 200 уд/мин.  У ребят, занимающихся   физическими

упражнениями, оздоровительным бегом и спортом пульс после занятий приходит в норму через 3 – 5 минут, а после больших нагрузок через 10 мин.

Время восстановления пульса до исходного уровня за 3 минуты считается хорошим, 4-5 минут -  удовлетворительным, 6 минут и более –неудовлетворительным.

       Из 12 испытуемых мною учащихся пульс возвращается к изначальной цифре за 3 минуты у 7 человек, у 3 через 5 мин и у 2 через 6 минут. Все

эти цифры получены после не большой нагрузки – теста на приседание.

         Большинство детей легко усвоили способы измерения пульса. Единственное затруднение, с которым пришлось столкнуться – это невнимательность ребят, из-за чего сложно было проводить измерения сразу же после полученной нагрузки. Прослушав объяснение, как правильно это делать и где лучше прощупывается пульс, некоторые ребята пытались измерять его после нагрузки тем же способом, что и в покое. Не все ребята хорошо и правильно справились с заданием. Некоторым требуется больше внимания, так как они в силу своих психических особенностей невнимательны, им очень трудно сосредоточиться.       

          На уроке так же ребята учились производить подсчет частоты дыхания. Этот способ измерений ребята освоили лучше и быстрее, чем измерение пульса.

       В покое, частота дыхания в среднем составляет 12 – 16 раз в минуту. После физической нагрузки происходит учащение дыхания. При средней нагрузке – до 18 – 20 раз в минуту, при значительной до 20 – 30 раз в 1 минуту. Подсчитывать будем частоту дыхания за 30 секунд и умножать на 2. Количество дыхания считают обычно, положив ладонь руки спереди на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Каждый вдох и каждый выдох составляют один дыхательный цикл.

       Я провела измерение частоты дыхания после бега на 300 м (девочки) и 500 м (мальчики). До нагрузки частота дыхания составляла у 6 человек (из 12) 12- 14раз в минуту, у 4 человек – 15 – 16 раз, у 2 ребят 17 – 19 раз. После завершения дистанции ребята самостоятельно не только проводили измерения, но и сами засекали время. Полученные данные показали, что эта

нагрузка для некоторых ребят является существенной. Частота дыхания у 4 ребят была 20 - 22 раза в минуту, у 5 человек – 25 - 27 раз, у 3 человек 32 – 34 раза.

       Зрительно оценив правильность выполнения подсчета дыхания, я могу сказать, что этот способ самоконтроля ребята освоили хорошо.

       Но определять степень утомления можно не только измерив пульс или частоту дыхания, но и по внешним признакам. Важно знать все эти признаки, чтобы вовремя снизить нагрузку во время самостоятельных занятий. Это могут быть покраснения кожи лица, сменяющееся сильным потоотделением, посинение губ; усиленное потоотделение; неточные, вялые движения.

             В процессе обучения ребята получают знания не только о пользе занятий физическими упражнениями, но и о том, что они могут нанести вред. Учащиеся должны знать – не контролируемые и не регулярные нагрузки влияют на весь организм, но в первую очередь страдает сердце и нервная система. Уже в пятом классе ребята знают, если в занятиях сделан перерыв, то после первых занятий физическими упражнениями могут появиться болевые ощущения, которые в дальнейшем исчезают. Боль в мышцах показатель того, что учащийся не занимался физическими упражнениями. Поэтому, после перерыва (сделанного по любой предчине) необходимо наращивать нагрузку постепенно. Этому ребята обучаются, начиная с 2 класса. На уроках дается понятие о том, что начинать выполнение упражнений необходимо с малого количества повторений, постепенно увеличивая их.

       В результате физической нагрузки может возникнуть перенапряжение, характеризующееся слабостью, головокружением, слабой болью в мышцах. Нужно записывать, при каких нагрузках возникают эти явления в дневник самонаблюдения, чтобы не допускать перенапряжений во время самостоятельных занятий. На уроках физической культуры болевые ощущения выявлялись в процессе беседы. Ребята рассказывают о том, что происходит с их организмом, где именно появились болевые ощущения. В начале исследований лишь у 5 учащихся из 12 не возникали болевые ощущения. Остальные жаловались на боль в мышцах, которая не проходила долгое время.  На уроках физической культуры ребята учились правильно выполнять упражнения и определять для себя нагрузку. Я постепенно увеличивала количество повторений различных упражнений. После чего мы с ребятами разговаривали о том, как это повлияла на их болевые ощущения. После этого учащиеся получили задание – во время самостоятельных занятий записывать в дневники самонаблюдения свои ощущения. Каждые две недели ребятам предлагаю увеличить нагрузку. К концу исследования были получены хорошие результаты. Из 12 ребят болевые ощущения, после незначительного увеличения нагрузки, перестали возникать у 7 человек, у 4 человек возникают, но лишь у 1, мышечная боль не проходит достаточно долго.

         Также в процессе беседы я получала сведения и о настроении ребят, их аппетите и сне. Желание заниматься физической культурой и спортом есть у

большинства ребят. Как правило, это дети подвижные, которые с удовольствием выполняют любые предложенные им упражнения. Отсутствует желание к занятиям у малоподвижных ребят и, как правило, такие ребята не занимаются самостоятельно, и не посещают спортивные секции.

         В начале каждого учебного года, с помощью школьной медицинской сестры, проводятся измерения роста и веса. Все эти данные заносятся в протокол карты здоровья ребенка. А в течение года дети измеряют рост, вес и окружность груди самостоятельно. Ребята уже усваивают к 7 классу, что вес должен соответствовать росту.

Исследования в 7 классе показали, что большинство детей могут выполнять физические упражнения не только под руководством учителя, но и самостоятельно. Они имеют навыки в проведении самоконтроля. Знают, что режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учеба и занятия спортом), прием пищи. Могут правильно  регулировать нагрузку, идти  от простых упражнений к сложным,   увеличивать количество повторений и длину дистанций постепенно начиная с минимальной. Ребята следят за тем, как растут их результаты в беге, прыжках, подтягивании и т.п. В этом возрасте учащиеся способны к самостоятельному творческому мышлению, рассуждению, сравнению, к выводам и обобщениям.

В процессе бесед я выяснила, что дети понимают значение питания и могут рассказать о том, как правильно это делать. Опрошенные мной ребята дали правильные ответы на вопросы о режиме питания. Рассказали, что кушать необходимо за 2 часа до занятий во внеурочное время

А вот за режимом дня и сном следят не все. Некоторые ребята ложатся спать поздно. Соответственно за ночь нервная система и организм в целом восстанавливаться не успевает. Отсюда сонливость днем, головокружение, невнимательность и вялость в движениях.

Ребята, которые принимали участие в исследовании, показали хорошие результаты. Я заметила, что даже незначительные сдвиги в работе над собой имеют важное  значение  для учащихся, так как подкрепляют их уверенность в своих силах, содействуют дальнейшему совершенствованию. У ребят возникает мотив и устойчивое желание заниматься физическими упражнениями и спортом.

Результаты исследования показали, что большая часть испытуемых соблюдают адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха и питания.

          Достижение более высоких результатов побуждает детей к ежедневному выполнению физических упражнений. Под влиянием регулярных занятий в условиях дома происходит функциональное и двигательное совершенствование ребенка. Самоконтроль помогает лучше познать самого себя, приучает учащегося следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков личной гигиены. Длительная недостаточная мышечная активность может вызвать ряд расстройств – ослабевает внимание и память, появляется сонливость, вялость, бессонница, снижается общая психическая активность, падает настроение, человек становится раздражительным и т.д. Из двух зол – перенапряжение или полное бездействие – последнее гораздо губительнее. Связь занятий физической культурой с укреплением здоровья известна с давних времен. Еще древние говорили: «В здоровом теле – здоровый дух».

          После проведенного исследования, я считаю, что дети, получившие навыки в самоконтроле могут не только следить за своим самочувствием, но и самостоятельно планировать занятия по общей физической подготовке.  

           Задачи, которые ставились перед началом исследования, были выполнены полностью. Мною были проведены простейшие физиологические измерения веса, роста, частоты сердечных сокращений и частоты дыхания. Также выполнена и другая задача. По окончанию исследования выяснилось – учащиеся соблюдают адекватный режим для своего организма. Но так же были выявлены и недостатки. Например, не все контролируют свой режим дня.

           Поставленные цели, также были выполнены. У учащихся сформиронны знания и представления о положительном воздействии нормированных физических нагрузок на развитие организма.

          Большинство ребят имеют хорошие навыки в самоконтроле. Умеют анализировать свои достижения. Материал о роли ненормированных (чрезмерных) нагрузок на развитие организма, усвоен ребятами удовлетворительно.

      После того как я подвела итоги полученных данных, были   выявлены дети, у которых плохое физическое развитие. Этим детям рекомендовалось посещать спортивные секции общей физической подготовки и заниматься дома физическими упражнениями. Утром выполнять комплекс утренней гимнастики, а во второй половине дня заниматься упражнениями для общего развития по 20 – 30 мин в день.

       Всем нам иногда очень хочется, чтобы появился волшебник, взмахнул своей палочкой и все бы, что мы не захотели, исполнилось! Но, к сожалению, волшебники бывают только в сказках… А в жизни, чтобы чего-нибудь достичь, надо приложить немало упорства, труда и усилий.

       Так и в занятиях физической культурой, будь то бег, плавание или гимнастика. Трудно порой бывает сделать первый шаг, «перекроить» привычный распорядок дня, выделить время для тренировки и контролировать свои действия, ощущения, самочувствие.

       Получение данных по самоконтролю могут применяться для планирования индивидуальной работы с учащимися.

        Индивидуальная работа, индивидуальный подход требуют хорошего знания человека, личных особенностей учащихся, на которых направляются воспитательные воздействия.

        С помощью полученных данных можно дать оценку развития того или иного физического качества, выявить низкие показатели (для последующей коррекции) конкретного ученика. Указать ребенку на его ошибки в занятиях. Или же убедить тех, кто не занимается физкультурой в необходимости этих занятий. Конечно, на первых порах что-то может не получиться. Но, нагружая мышечную систему, мы не только воспитываем ребенка сильным и ловким, но и развиваем его сердце, легкие и все внутренние органы.    

         Движение – это путь не только к здоровью, но к интеллекту. При этом жизненно необходимо контролировать свои нагрузки и свои ощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...