Развивающее обучение
статья на тему

Салова Татьяна Сергеевна

Статья дает обзор приемам, способствующим развивающему обучению школьников на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_festival.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

У Мантейни есть высказывание:

"Прежде всех знаний и наук лежит школа добра, а иначе все во зло"

Тогда чему я должна научить своего ученика? Экологии, химии, биологии? Нет.

"Самого себя совершенствовать, самого себя образовывать и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества - вот в чем обязанность человека".                                             Иммануил Кант.

Воплотить данное высказывание в жизнь помогает технология развивающего обучения. Эта технология не является сверхновой из современного перечня применяемых технологий. Несмотря на это, в учебный процесс она внедряется достаточно долго и тяжело, так как не секрет, что большинство учителей приоритетным направлением своей работы выбирают чаще всего формирование прочных знаний учащихся по предмету. Однако современная система образования отвечает не только качество знаний учащихся, но и за способность современного выпускника к адаптации в сложном информационном мире. Здесь возникают некоторые «шероховатости», которые,  на мой взгляд, помогает сгладить именно развивающее обучение.

Смысл данной технологии сводится к тому, чтобы создать условия для оптимального обучения и развития каждого ученика с учетом его учебных возможностей, индивидуальных склонностей и интересов.

В соответствии с этим цель развивающего обучения сводится к формированию свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.  

Как  же приблизиться к реализации  поставленных целей?  Начинать работу необходимо с определённого подготовительного этапа – составления представления о детском коллективе. Здесь нужно обратить внимание на следующие вопросы:

• личностно-психологические особенности каждого учащегося;

• соотношение способности и обучаемости;

• мотивации отношения к учебному процессу;

• взаимоотношения между ребятами в классе;

• семья ученика и т. д.

Для работы в этом направлении можно использовать все формы диагностики: тесты, беседы, наблюдения, эксперименты.

Без психолого-педагогической диагностики работать в системе развивающего обучения невозможно - учитель должен знать, что ученик обладает, как любой человек, врожденными особенностями, определяющими характер его психики,  степень его уравновешенности, эмоциональной подвижности.

Все это необходимо учитывать при организации работы в рамках своего учебного предмета.

Начинаю свой  урок  я, как правило, с введения детей в науку биологию. Можно предложить разные варианты для организации учащихся после предыдущих уроков и шумных перемен. Это кроссворды, занимательные вопросы, новости науки. Часто оказываются уместными  сказки философского характера или притчи.

" К одному мыслителю пришел высокопоставленный чиновник и высокомерно спрашивает : " Ну, в чем же суть твоего учения? ". Учитель в свою очередь предложил гостю чашку чая. Он наливает чай, чашка полна, а мудрец продолжает наливать. " Что ты делаешь, - возмутился гость, - ведь чашка полна? " На что мудрец отвечает. " Вот ты пришел ко мне, как эта чаша полный уверенности в своей мудрости  и величии, а хочешь, что бы я вложил в тебя новые знания". Ребята, я думаю, сегодня мы не будем "самоуверенными чиновниками" и будем открыты для нового...

В ходе урока развивающее обучение  уместно на различных этапах, начиная с организационного момента  и заканчивая подведением итогов урока.  

А почему бы во время объяснения не применить вопрос-стихотворение, тематическую загадку, или ребус?  Это будет дополнительно организовывать учащихся и одновременно настраивать их на творческую работу.

«Навозну кучу разрывая,

 Петух нашёл жемчужное зерно.

И ну хулить его: Какая вещь пустая!

На что оно?»  

                                                        И.Крылов «Петух и жемчужное зерно»

Задаю вопрос : прав ли петух? Дайте биологическое объяснение значимости жемчужного зерна для петуха. Ребята довольно легко связывают в своем ответе это зерно с закономерностями пищеварения у птиц.

Или для запоминания учащимися латинского термина Арахнидовые при изучении Паукообразных, рассказываю древнегреческую легенду о девушке Арахне, которая могла плести  чудные кружева. Это из-за ревности к её мастерству, богиня Афина превратила девушку в паука. В ходе рассказа имя Арахна повторяется многократно, поэтому учащиеся без труда запоминают термин.

Отдельным приёмом, способствующим развитию ученика, является форма преподнесения нового материала.  Здесь уместны проблемные вопросы и ситуации, поисковая деятельность, исследовательская работа  и т.д. Очевидно, что ребёнок полнее овладеет материалом в том случае, когда увидит протекание определённого  процесса или механизма в ходе конкретного практического действия. Но очень часто осуществить это в школьных условиях весьма проблематично, тогда на помощь педагогу приходят медиа - ресурсы. На сегодняшний день существует достаточно большое количество материала, который необходимо внедрять в процесс обучения. Это и интерактивные иллюстрации, схемы, анимационные модели и видеофрагменты.

Применение видео имеет целый ряд преимуществ:

  • наглядность подачи информации;
  • яркость, выразительность, образность, эстетичность изучаемых биологических объектов и явлений;
  • сильное воздействие на эмоционально-чувственную сферу;
  • большое активизирующее воздействие на интеллектуальную сферу;
  • учащиеся могут одновременно видеть, слышать, записывать, обдумывать;
  • формирование у учащихся образной, зрительной, слуховой и эмоциональной памяти;
  • возможность охватить большой объем материала  за относительно короткое время;
  •   максимальная концентрация внимания учащихся, развитие у них наблюдательности, умения одновременно выполнять несколько действий: просмотр видеофильма, отбор необходимой информации, краткие записи.

Помимо развивающего значения, данный приём  организовывает активные формы деятельности учащихся на уроке, что, несомненно, повышает эффективность школьных занятий и их привлекательность для учеников, а также вносит разнообразие  в  учебный процесс.

Развитию ученика способствует так же повышение его  самостоятельности

при усвоении новых знаний. Эксперимент в этом случае имеет большое преимущество по сравнению с рассказом учителя  или таблицей, так как задействованы при этом будут  многие органы чувств. Происходит всестороннее восприятие учащимися изучаемого объекта или явления: внешний вид, цвет, размер, объём, динамика. Видимая простота  любого опыта выводит науку из лаборатории в повседневную жизнь.

Несмотря на вышесказанное, всегда следует помнить, что биология – одна из сложнейших общеобразовательных дисциплин, поэтому овладеть школьным курсом биологии невозможно, если у ребёнка недостаточно развиты внимание, память, речь, мышление и т.д., поэтому в процесс обучения необходимо внедрять  определённые приёмы, направленные на их развитие. Именно через учебные задания перед учеником ставится некая проблема, для решения которой необходимо вовлечения всех перечисленных психических процессов человека. Поэтому  система верно составленных заданий является механизмом, с помощью которого можно предвидеть учебные результаты.

Предлагаю задания, которые я использую в своей работе. Все они  могут применяться как на этапе закрепления, так и проверки знаний. Кроме того, их можно использовать и в качестве домашнего задания  - тогда оно будет интересным и нестандартным, и ребёнок не забудет его выполнить.

 Задания, ведущие к  развитию внимания:

 

  1. На пропуски звена (элемента)

Вставьте пропущенное звено в последовательность:

а) рот → глотка → …… →желудок → двенадцатиперстная кишка → тонкая кишка → …… прямая кишка.

б) процесс фотосинтеза: углекислый газ + вода → …… + органические вещества.

  1. На лишние данные

Вычеркните лишнее слово, объясните свой выбор

   а) трахеи, жабры, устьица, лёгкие.

   б) артерии, лёгкие, вены, капилляры.

  1.  На исправление ошибок

В предложенном тексте найдите ошибки и предложите правильное решение.

    б)  Инфузория-туфелька является наиболее сложно организованным Простейшим. Все инфузории относятся к типу Саркодовые и передвигаются при помощи двух жгутиков. В теле инфузорий имеются две сократительные вакуоли, отвечающие за переваривание пищи. Размножаются инфузории только бесполым путём.

  1. Корректурная проба 

         а) найти все термины по теме «Отряд Чешуекрылые» в последовательности букв, дайте им поясненения (письменно).

ившбиаорнпвпмряйцоивпевсьжымстымсниатовлыбгусеницаимгврпшгрпанкуколкатвгапугшкбабочкалврпввоинашелкопрядгршгппгпщовпаптлшприщашо.

               б) Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте:

      «Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только прислал, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара – панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля! – закричал Коля, снимая джемпер, - лови, цапля, лягушек, да, считай их, будешь нашей помощницей… А вот ещё птицы, их три, да к нам  ещё целая группа приближается…

И Николай занялся посчётом: двенадцать минус три – цапли разлетались и мешали считать. Щёлкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля была совсем близко. Я помахал ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя».

Задания на развитие памяти и речевых навыков

  1. Подберите антонимы:

а) артерии                                         е) вегетативная почка

б) распад                                                       ж) корень

в) венозная кровь                                     з) многоклеточные

г) кислород                                                  

д) автотрофы                                              

  1. Составьте опорный конспект по теме: «Видоизменения корня».
  2. Разделите термины на группы и впишите их  в соответствующую колонку таблицы:

жабры, артерии, чечевички, ферменты, сердце, древесина, трахеи, хлоропласт, кровь, гетеротрофы, камбий, фотосинтез, кровеносная система, корнеплоды, микориза, вакуоль, чешуя, устьица, тычинка.

Растения

Животные

  1. Составьте мини-стихотворения подсказки для запоминания терминов:    

               

На дворе с водою бочка,  
Снаружи в клетке /
оболочка/
 

За окошком вижу горы
В микроскоп увижу /
поры/

 Если  корешок растет –
Продвигается вперед,
На конце защитный чепчик,
Называется он
/чехлик/

  1. Вставьте в текст  пропущенные слова:

а) Между организмами в биологическом сообществе устанавливаются _____________ связи. Основу пищевой цепи составляют___________ организмы. Они используют солнечную энергию для образования ______________ веществ из_____________ и воды. Производителями питаются _____________ животные, которых, в свою очередь, поедают хищные животные. Животных называют организмами - _____________. организмы – разрушители (бактерии, грибы и др.) разлагают органические вещества до _____________ , которые вновь используются __________________ . Основным источником энергии для круговорота веществ служит _____________ .

б) В черепе млекопитающих наиболее развит ____________ отдел. У жирафа и слона ____ шейных позвонков. В позвоночнике млекопитающих выделяют ____ отделов. Пояс передних конечностей состоит из__________ и ___________. Рёбра образуют _______________. Скелет передней конечности состоит из ____________,_____________, _____________. зубы обычно подразделяются на ___________ и __________. Питание зародыша у настоящих зверей происходит через ____________. У большинства млекопитающих _______________ температура тела. У всех млекопитающих _____________ сердце. Органы выделения млекопитающих _____________.

Задания на развитие воображения учащихся

  1.  Придумайте новый органоид клетки, дайте ему название, опишите его строение и возможные функции.
  2. Собрать и оформить тематический сборник пословиц и поговорок, стихов, песен о представителях какого – либо класса животных или семейства растений.
  3. Предложите новые способы защиты и охраны исчезающих видов растений и животных.
  4. Представьте ситуацию, при которой  все травоядные животные Земли погибли. Поразмышляйте, как это отразится на существовании живых организмов и планеты в целом.
  5. Придумайте существо, которое обитало бы в качественно новой среде обитания. Какими характеристиками должна обладать среда, и какие приспособления будут в связи с её особенностями у организма?
  6. Создайте рекламный буклет, пропагандирующий здоровый образ

жизни.

  1. Приведите примеры, иллюстрирующие взаимосвязь биологии и физики, биологии и математики.
  2.    Представьте планету Земля, спустя 4,5-5 млрд. лет. Какие организмы будут её населять, каково будет их строение и внешний облик?
  3.  Придумать и нарисовать рисунок – иллюстрацию к изучаемой теме, к художественному произведению о природе.
  4.  Придумать и написать вопросы к тексту параграфа.
  5.  Составить задания для викторины, интеллектуальной игры интегрированные с содержанием других школьных предметов.
  6.  Сочините рассказ или сказку о взаимосвязях организмов в биоценозе.

В качестве конкретного примера привожу  биологическую сказку «Гриб и дерево», составленную учащимися 6 класса.

"Жили были рядышком гриб и дерево. Дерево было большое, с громадной кроной и мощными корнями.

А гриб распространил свои тоненькие ниточки гифы под землей, и земля щедро кормила гриб влагой с минеральными веществами. Но так уж устроена жизнь, что все живое должно состоять из "живых" веществ. " Вот бы был я как дерево - зеленое, наградил бы меня бог зеленой краской, своим удивительным даром - хлорофиллом, не надо было бы мне переживать о пище. Дайте только свет солнца, углекислый газ да воду, " - так думал гриб.

Решил тогда гриб попросить дерево поделиться органическими веществами. Ответило дерево: " А что я буду иметь взамен? ".

Гриб предложил воду, ведь гриб легко добывает ее грибницей. " Мало "- ответило дерево. Расстроился гриб. А рядом стояло еще одно дерево. Было оно и поменьше, и не такое красивое, величественное. Говорит это дерево:  " Милый гриб, возьми у меня органику, ты такой маленький - много не возьмешь, а я с радостью приму от тебя воду.

Так они и стали жить поживать. Только наступили иные времена. Сухо стало, дождей - нет. Стали угнетаться все растения. И только наша парочка живет припеваючи. Пригодилась помощь гриба.

Долго терпело могучее дерево, которое отказало в помощи грибу, да не выдержало: " Помоги мне гриб ".

Тогда сказал гриб: " Пожалуйста, мне не жалко. Да  я и не злопамятный ". Наверно так появилось содружество гриба и дерева-симбиоз( микориза) ".

Когда мы обсуждали эту сказку, то все невольно пришли к мысли о сосуществовании людей, о том, как важно жить во взаимопомощи, что не всегда красивое - значит доброе, а еще о том, что добро должно порождать добро, что иногда надо отвечать добром на зло. Таким образом,  осуществляется формирование  нравственных понятий, а это тоже развитие.

Задания на развитие мыслительных способностей

  1. Сравнение

а) Сравните растительную и животную клетку. В чём сходство и в чём их различие?

б) Чем отличается питание растений и питание животных?

в) Сравните организмы человеческой аскариды и дождевого червя.

  1. Обобщение нескольких слов одним понятием или термином

а) углекислый газ, кислород, вода, глюкоза, хлорофилл (фотосинтез);

б) симбиоз, грибы, водоросли (лишайник);

  1.  Сопоставление

Впишите в таблицу цифры, обозначающие признаки, характерные для классов типа Членистоногие:

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

  1. Тело защищено хитиновым покровом.
  2. Тело подразделяется на голову, грудь, брюшко.
  3. Головной отдел слился с грудью и образует головогрудь.
  4. На голове одна пара сложных глаз.
  5. Усиков нет.
  6.  Одна пара усиков.
  7. Конечности членистые.
  8. Три пары ног.
  9. Четыре пары ног.

      10)Число конечностей разное.

  1. Задачи, предполагающие расчёт или выдвижение гипотез и их защиту

  а) Почему животные и человек запасают в основном жиры, а не углеводы? Почему для растений это не имеет существенного значения?

б) Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он ещё прожил, если бы не курил?

в) Сколько нужно пролететь пчёлам, чтобы собрать 1 кг мёда? (За один раз пчела пролетает 3 километра, на 1 кг мёда надо 100тыс взятков – порций нектара, приносимых одной пчелой за один вылет.)

А сколько цветков пчела посещает за один вылет, если 1 кг мёда бывает собран с 10 миллионов цветков?

Таким образом, в процессе обучения можно постепенно развивать основные психические процессы личности ученика. Однако не следует забывать о формировании принципа смыслового отношения к миру и функции знаний  в обществе.  Как оживляется урок, когда среди биологических понятий и терминов учитель начинает рассказывать о жизни великих людей, читает стихи, рассказывает притчи, легенды…. Это позволяет переключить внимание учеников, снять напряжение, переместить биологические знания в нишу общественной жизни, передать новую информацию из области философии, литературы, искусства.

Например,  говоря об охране животных, рассказываю о писателе                    Э. Хэмингуэйе, который написал трогательный, печальный, мудрый роман    " Старик и море". И тут же обозначаю то, как любил писатель корриду и охоту. Как однажды он описывал охоту на слонов (он лично убил 22 слона), тигров, гиен. Как можно объяснить, что в одном человеке умещается жестокость и нежность, жестокость и талант?!
    Ребята любят философствовать, а это тоже развитие.

Одним из примеров конкретного развивающего мероприятия, проведённого мною, является бинарное внеклассное мероприятие по биологии и математике в 6 классе «Новая репка». Занятие проводится в игровой форме, когда учителя перевоплощаются в сказочных Бабку и Дедку и в таком образе руководят процессом занятия. Для учащихся предусмотрена командная деятельность, причем даются чередующиеся задания, связанные то с биологией, то с математикой.

В данном мероприятии предусмотрены следующие типы заданий.

  1. Био- математическое лото;
  2. Поиск и исправление биологических ошибок;
  3. Решение логических задач по математике;
  4. Выполнение  различных математических действий;
  5. Выполнение смысловых тестов по биологии;
  6. Разгадка биологических ребусов
  7. Решение задач на смекалку.
  8. Подбор песен с упоминаниями растений.
  9. Элементарные теоретические вопросы, соединённые с игровой ситуацией.

Причем структура занятия такова, что даже если выполняется математическое действие, результат будет подчинён «биологическому» смыслу (получаемые числа указывают на глубину заделки семян, периодичность полива, рыхления, внесения удобрений и т.д.)

Как показывает практика, подобные мероприятия имеют огромное развивающее значение и всегда приветствуются ребятами.

Несомненно, такая форма имеет свои плюсы и минусы, но, несмотря на это, выполняет определённые «развивающие» функции:

  • формирование умения быстро анализировать полученную информацию, также быстро принимать решения, так как от этого зависят результаты команды;
  • формирование навыков взаимодействия и сотрудничества, культуры общения в группах;
  • развитие межличностных отношений и умения оперативно работать в коллективе.

Таким образом, игра позволяет смоделировать возможные в будущем жизненные ситуации, а соответственно и подготовить к ним ребят.

Подводя итог, можно сказать, что уроки и внеклассные  мероприятия, проведенные с использованием технологии развивающего обучения достаточно результативны. Они  не только планомерно ведут к формированию социально адаптивной личности современного человека, но и помогают формировать интерес к предмету, иллюстрировать практическую направленность обучения, а также способствует повышению качества знаний учащихся (но при обязательном сочетании данной технологии с другими современными технологиями, применяемыми в образовании). Максимальное развитие психических процессов  ребёнка обязательно обеспечит успех в будущей профессиональной деятельности, в сфере общечеловеческих отношений.

Рекомендации

При использовании развивающих заданий следует помнить следующие важные правила.

Задания следует внедрять в логическом порядке от  простых к более сложным:

  • задания, требующие воспроизведения данных (на узнавания, воспроизведение отдельных исторических фактов, биологических понятий, законов и т.д
  • задания, требующие применение мыслительных операций (выявление особенностей, перечисление и описание процессов и т.д.)
  • задания, требующие применения мыслительных действий (интерпретация, разъяснение смысла, значения и т.д.)
  • задания, требующие сообщения данных (разработка обзора, доклада; создание проекта).
  • задания, требующие творческой мыслительной деятельности (практическое приложение, решение проблемных задач и ситуаций).

Кроме того важно учитывать , что

1. Новый тип заданий можно вводить только после объяснения и демонстрации способов его решения.


2. Не следует ругать ученика за неправильные ответы. Каждый случай неудачи должен быть разобран и объяснен с точки зрения правильности и эффективности применения тех или иных мыслительных операций.


3. Оценивать отметкой выполнение задания следует только в том случае, если ученик успешно с ним справился (в оценке выполнения заданий львиная доля принадлежит не оценке знаний, а диагностике уровня сформированности общих мыслительных навыков – это, согласитесь, уже выходит за рамки «оценки по предмету»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов

“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление.  Есть все основания полагать,  что роль обучения...

Развивающее взаимодействие учителя и ученика в рамках интегративного личностно-развивающего обучения

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребёнка, то есть быть воспитуемым. Развитие же личности ребёнка предполагает и его собственную активност...

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТРАЖЕНИЕ ПЯТИ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало  с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления лич...