Самоанализ работы учителя русского языка и литературы над темой самообразования
материал на тему

Антонина Николаевна Узких

Материал содержит план самообразования над методической темой " Применение новых образовательных технологий и формирование коммуникативных навыков, языковой компетентности у обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ работы учителя русского языка и литературы  

                                         над методической темой

                                    в  2017 – 2018 учебном году

        В 2017-2018 учебном году  была продолжена  работа над методической темой «Применение новых образовательных технологий и формирование коммуникативных навыков,  языковой компетентности у обучающихся».  

Когда начата работа над темой: 2015-2016 учебный год

Когда предполагается закончить работу над темой:

2019-2020 учебный год. 

Актуальность темы.

    В основе Концепции образования МБОУ «СШ №6» заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его способностей и права на саморазвитие. Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности ученика. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов, от процесса его самообразования.

Сформировать качественно новые образовательные результаты возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Создание собственного образовательного продукта, работа с различными источниками информации, другие виды деятельности обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.

Реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.

Цель: повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы и развитие благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к учебе.

Задачи самообразования по теме:

- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

- изучить опыт педагогов, школы, города, страны;

- овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их   в учебно-воспитательный процесс;

- вести мониторинг саморазвития школьников;

- обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

 - разработать систему изучения новых тем и контроля знаний учащихся в технологии деятельностного обучения;

- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля  за знаниями учащихся;

- разработать систему контроля, диагностики и мониторинга развития личностной сферы - мониторинг познавательных интересов, диагностика обучаемости  и обученности, зоны ближайшего развития.

            Основные вопросы, намеченные для изучения:

  • Изучение эффективных методов  работы с учащимися, высокой мотивации и  требующими коррекции знаний.
  • Научить применять каждого ученика стандартные знания в нестандартных ситуациях.
  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  •  Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

План мероприятий

Примерный срок (год) реализации

2015 - 2016г -   Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

                           Изучение методической литературы.

2017 – 2018гг. - Изучение учебно-методической литературы  в глобальной сети,  профессиональных газетах и журналах, внедрение в практику приёмом и методов развития критического мышления.  Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.  Внедрение в учебный процесс новых технологий, направленных  на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, нового стиля общения.                              

  1. 2019 – 2020гг. -  Внедрение в практику методов и форм    компетентностного
  2.                              подхода на уроках литературы, новых технологий, направленных
  3.          на развитие критического мышления, коммуникативных навыков.                 - Изучение эффективных   методов  работы с учащимися,  требующими   коррекции знаний    в ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
  4.                            - Обмен опытом по результатам самообразования;

В ходе самообразования  в 2017 – 2018 уч. году  изучена следующая литература:

 1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

5. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа, 2004

6. Шубина Т.И.  Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru//

7.  Приёмы и методы технологии критического мышления, обучение в группах.

     - Литература по психологии.

     -  По ресурсам интернета - Изучение и  применение  новых  образовательных           технологий в работе учителей школы, региона,  страны в области обучения и воспитания.

    - Использование возможностей Интернет на уроке.

Результаты работы по теме самообразования

  1. Повысила в 2018 г. квалификацию в НП «Европейская школа бизнеса МВА – центр» в объёме 108 часов.
  2. По программе повышения квалификации «Современный урок как основная форма организации процесса обучения и пути совершенствования в условиях реализации ФГОС. Регистрационный № 1381347

Подтвердила свою профессиональную компетенцию 31.03.18.,  пройдя  педагогическое тестирование  « Факторы неуспеваемости школьников».

Получила сертификат отличия 1 степени. Регистрационный № 017705391.

  Созданы:

 - Мультимедийные презентации для  проведения уроков, внеклассных мероприятий;

-  тестовые задания по всем темам русского языка и литературы     в , 5, 6, 7, 8, 9  классах;

 - созданы  диагностические работы по трудным темам орфографии и  пунктуации;  

- составлены  разработки в электронном варианте и использованы   в обучении   русскому языку и литературе;

- усовершенствована система подготовки учащихся к экзаменам в форме  ОГЭ;

 - проведены срезы с помощью тестов, педагогических наблюдений на начальном этапе   эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий, которые дали положительные результаты;

- разработана  система контроля, диагностики и мониторинга развития личностной сферы;

 - мониторинг познавательных интересов, диагностика обучаемости  и обученности, зоны ближайшего развития;

-  представлен опыт (выступление перед коллегами на заседаниях  МО и педагогическом совете) по темам:

- «Системно-деятельностный подход в преподавании  русского языка и литературы».

  - «Технология подготовки учащихся     к ОГЭ по русскому языку.

   - « Приёмы технологии развития критического мышления на уроках литературы».                             Проведёны открытые уроки литературы с использованием приёмов данной технологии.

- Представлены на сайтах  Интернета 4 методические разработки из опыта работы.

- Созданы образовательные маршруты для обучающихся с высокой мотивацией и слабоуспевающих.

 - Повысилась активность  и результативность участия обучающихся в  конкурсах и олимпиадах по предмету на Всероссийском уровне.

  1. В ходе  работы над темой удалось внедрить в учебный процесс  технологию проблемно – диалогичекого обучения и приёмы  развития критического мышления на уроках  литературы, методы и формы компетентностного подхода на уроках.

 .  Как результат повышение интереса к предмету и  качества знаний обучающихся.

Результаты освоения обучающимися образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых в образовательном учреждении, позволяют судить о том, что уровень качества образования обучающихся по русскому языку имеет положительную динамику, что подтверждают следующие показатели:

Таблица 1 - Диагностика знаний учащихся по русскому языку  

Учебный год

Кол – во

уч  -   ся

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

% обучен.

Кол – во часов по программе

Выполнение программы

2014-2015

50

7Б, В кл.

1

25

22

0

55%

100%

175 ч.

выполнена

2015-2016

51

8Б, 8В кл

2

27

21

0

58,8%

100%

105 ч.

выполнена

2016-2017

51

9Б, 9В

4

29

18

0

63,7%

100%

70 ч.

выполнена

2017-2018

Не преподаю русский язык

Таблица 2 – Диагностика знаний учащихся по литературе

Уч.

год

Классы

Кол – во уч -ся

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

% обучен.

Кол – во часов по программе

Выполнение программы

2015 - 2016

7А, Б, В

8Б, В

145

24

64

57

0

60%

100%

70 ч.

70 ч.

Выполнена

Выполнена

2016 - 2017

5А, Б, В

9Б, В

130

30

65

35

0

71%

100%

105 ч.

105 ч.

Выполнена

2017-

2018

5А, Б, В

6А, Б, В

154

38

75

41

0

75%

100%

105 ч.

105 ч.

Выполнена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»

План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»  2006-2011 гг....

Самоанализ деятельности учителя русского языка и литературы за учебный год

В помощь учителям русского языка и литературы при написании самоанализа...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...