"Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью посредством проектной деятельности кружка"
проект (8 класс) по теме

Плешкова Светлана Владимировна

Проектная деятельность кружковой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное  учреждение  Республики  Марий  Эл  «Нартасская школа – интернат»

Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью посредством проектной деятельности кружка.

H:\Новая папка\IMG_20180917_184136.jpg

                                                              Составила и подготовила:

                                                            воспитатель 1 категории

                                           Плешкова С.В.

2018г.

пос. Нартас

Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью посредством проектной деятельности кружка.

    Введение:

            Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство формирования  их художественной культуры, но и для оказания на них лечебного воздействия с целью профилактики и коррекции отклонений в развитии двигательной, познавательной, эмоциональной, личностной сферы (например, арт-терапия).

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также способность создавать «прекрасное». Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляют сущность работы по эстетическому  воспитанию.  Эстетическое воспитание в школе-интернат неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. Эстетические впечатления и переживания, вкус к прекрасному, формируется у детей с умственной отсталостью под влиянием всего уклада жизни в школе-интернате; учебно-трудовой деятельности, эстетического оформления бытовой обстановки, общение с природой, культурой взаимоотношений с педагогами. В ходе воспитания в семье и в школе должны прививаться «привычки к простой и красивой одежде, удобной домашней обстановке, к красивым предметам», «привычки быть опрятным, носить чистую одежду». Эстетика быта тесно связана с трудом по самообслуживанию. Воспитанникам объясняют, чтобы сделать интернат и свои комнаты красивыми, надо, прежде всего, поддерживать в нём чистоту и порядок, опрятно и красиво заправлять кровать, каждую вещь класть на своё место. Большие возможности для формирования эстетических чувств и вкуса предоставляет любая трудовая деятельность. В. А.Сухомлинский, писал: «Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-либо красивое, необычное. Это естественное стремление ребёнка надо всячески развивать»

     Педагог в своей деятельности исходит из того, что воспитание школьников, особенно с умственной отсталостью – это прежде всего формирование всесторонне развитой личности. И наша задача - помочь детям увидеть прекрасное во всём, что их окружает. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие   занятия детей с умственной отсталостью способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

      Наиболее широкие возможности для эстетического воспитания во внеклассное время имеют различные кружки, объединяющие у/о детей по склонностям и интересам. Активная работа любого кружка способствует воспитанию  эстетической культуры  и  трудолюбия  учащихся,  расширению  их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.  Практика  работы  показывает,  что  рациональная  организация  внутришкольной  кружковой  работы  способствует  более  глубокому  и  всестороннему развитию у/о учащихся, помогает положительно решать задачи  коррекции   и   компенсации   различных   дефектов  развития. Занятия в кружке по эстетическому воспитанию с у/о воспитанниками школы - интерната, помогают им не только приобщиться к общественному труду, но и способствуют их социализации в обществе. Полученные навыки призваны вхождению у/о воспитанников школы-интерната в жизнь.

      В своей работе широко использую такой вид работы как проектную деятельность, как один из методов уже известный у/о школьникам на занятиях кружка.

    Занимаясь в кружке  «Сувениры своими руками» у воспитанников возникает множество вопросов, связанных не только с технологией изготовления изделий, но и с историей зарождения и развития народного творчества.

Работа над проектом включает следующие этапы:

1. Выбор и обоснование проекта.

2. История  проекта техники «пейп-арт.

3. Особенности  техники Пейп-арт.

4. Банк идей и предложений

5. Инструменты и оборудование

6. Технология изготовления

7. Технологическая карта

8. Экономический расчет

9. Экологическая оценка проекта

10. Оценка проекта.

11.Заключение

  1. Выбор и обоснование проекта.

     Идея данного творческого проекта возникла у воспитанников посещающих занятия кружка «Сувениры своими руками».   Где изучают различные техники декоративно-прикладного творчества такие как декупаж, знакомятся и изготавливают изделия из фоамирана и осваивают новую  технику «пей-арт». Воспитанникам захотелось что-то сделать самим, закрепив полученные знания в кружковой деятельности.

   При обсуждении темы проекта воспитанники пришли к выводу, что дом, в котором мы живём, работаем и отдыхаем должен быть удобным, уютным и конечно - красивым. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства.  Увлекаясь изготовлением поделок, можно создать красивый и неповторимый интерьер дома (квартиры), который присущ только ему (ей) и здесь каждая вещь находится на своём месте и выполняет присущие ей функции, не выпячиваясь и не подавляя собой другие. Каждое рукотворное изделие должно быть изготовлено по заранее продуманному плану, для конкретной цели и в определённом цветовом оформлении. В разработке нашего проекта мы исходили из следующих факторов: более востребованы изделия, сделанные вручную, например, сувениры, резные панно, багеты и рамки, шкатулки и многое другое. Такие предметы являются прекрасными мелочами, дополняя интерьер дома.  В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и материалы и пытаются создавать особые и неповторимые изделия. Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. На данный момент пользуются большим спросом эксклюзивные изделия, наметилась тенденция к украшению интерьера дизайнерскими изделиями в различных техниках. Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым техникам декоративно - прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство – это самое интересное занятие. Осваивая различные новые техники, мы совершенствуем себя и, согласно древнейшим учениям, направляем свою энергию в нужное русло. А уж если результат получается действительно достойным – то и моральное удовлетворение не заставит себя долго ждать. Освоение новой, модной техники под названием пейп-арт поможет узнать тонкости невероятно красивого искусства, благодаря которому можно гармонизировать окружающее пространство и мир вокруг себя. Тема, несомненно, актуальна.

   Наш общий дом это школа – интернат и  наши маленькие  комнаты в которых мы проводим больше времени. Воспитанники изъявили желание  украсить  комнату оригинальной дизайнерской вазой, так как они выполнили творческий проект «Пионы из фоамирана»,  а оказалось, что поставить их некуда. В  магазинах,  в сетях интернет ребята видели вазы - изготовленные из различных материалов, но они стоят дорого. А хотелось, что-то особенное, индивидуальное. Обсудив все варианты, мы детьми  остановились на выполнении объемного украшения интерьера «Дизайнерская ваза», которая  удовлетворит требованиям и впишется в интерьер комнаты.  ( Работа со слайдами) 

Цель: декорировать стеклянную бутылку под вазу в  технике «пейп-арт»

Задачи:

1.Разработать и выполнить творческий  проект;

2.Узнать о создателе техники и об изготовлении основного материала для творчества – салфеточных нитей;

3.Совершенствовать навыки и умения в выбранной нами технике пейп-арт.

4.По проекту декорировать вазу,  которая отлично впишется в интерьер комнаты;

5.Оценить проделанную работу.


1. История  проекта техники «пейп-арт»  (слайд №2, №3)

      PAPER-ART или пейп-арт -  в переводе с английского языка означает бумажное искусство. Техника «Пейп-арт» возникла в 2006 году, когда руководитель николаевской студии художественного и литературного творчества, художник, поэтесса и дизайнер Татьяна Сорокина решила привнести в занятия со своими воспитанниками что-то новое и необычное. В результате этого стремления и увлеченности и родилась техника, сначала получившая название «Салфеточная пластика», а позже – «Пейп-арт».

 (слайд №3)

    Новая техника «Пейп-арт» быстро разошлась по миру и сейчас активно используется  многими  мастерами в своих работах.

Её суть состоит в том, что из тонкой бумаги или салфеток,  делаются бумажные нити, которыми выкладывается изображение на плоской поверхности предмета. После высыхания изображение может быть окрашено и закреплено лаком.

    Основная изюминка пейп-арта – создание имитации дорогостоящих художественных работ, таких как ткачество, чеканка, вышивка. (слайд №4,5) Современные мастера активно используют  пейп-арт для создания различных  арт-объектов. Чаще всего это декорирование посуды, шкатулок или же создание картин. Такой вид искусства как пейп-арт дает  возможность сделать из простой бумаги нечто совершенно иное, сотворить иллюзию её превращения в металл и создать неповторимые произведения, которые несомненно станут прекрасным украшением  любого интерьера,  а также необычным и запоминающимся подарком близкому человеку

2. Особенности  техники Пейп-арт»  (слайд №6, 7)

Исходный материал в технике «Пейп-арт»  -  жгутики-ниточки.  Жгутик получается способом скручивания мягких видов бумаги. Лучше использовать столовые бумажные салфетки. Жгутик может смачиваться водой или клеем. Движения, выполняемые при скручивании жгутика, напоминают прядение из шерсти или другого волокна. В этой операции участвуют обе руки и задействованы многие группы мышц, поэтому эта техника особенно полезна для у/о детей. Салфетки хорошо сочетаются с любыми материалами: пластикой, яичной скорлупой, бисером, замшей, природным материалом. Готовые работы можно покрывать любыми лаками – акриловыми, нитролаками, масляными. (слайд №8,9,10)

3. Банк идей и предложений

   В продаже можно найти самые разные модели ваз.  Но мы решили украсить  вазу (используя простую стеклянную бутылку из под сока). Исследуя все возможные варианты оформления вазы,  решили украсить ее в технике «пейп-арт» и в качестве образца взяли работу под №2.  Конечно это очень трудоемкая, требующая аккуратности, точности работа, но за то она очень интересная и занимательная, здесь можно пофантазировать и реализовать свои идеи в реальность. 

   4. Инструменты и оборудование  (слайд №11)

Для выполнения вазы нам потребуются следующие материалы и инструменты:

  1. клей ПВА;
  2. вода;
  3. бумажные салфетки;
  4. черная краска акриловая;
  5. кисточка;
  6. краска акриловая металлик;
  7. губка для мытья посуды;
  8. стеклянная тара;
  9. лак акриловый на водной основе;
  10.  яичная скорлупа;
  11. ножницы;
  12. карандаш, зубочистка

5. Техника безопасности при работе с акриловыми красками, лаками  (слайд №12)

  • Банки с красками нельзя хранить вблизи отопительных приборов или на солнечном свету.
  • После выполнения покраски плотно закрыть крышкой
  • Банки с красками нельзя хранить вблизи отопительных приборов или на солнечном свету.
  • После выполнения покраски плотно закрыть крышкой

6. Технология изготовления    (слайд №13 -№17)

   Для оформления вазы необходимо выбрать основу, для этого мы  взяли стеклянную бутылку. Бутылку вымыли, прочистили от наклеек, просушили и обезжирили средством для мытья посуды. Развели  клей ПВА с водой 1/1.  Кисточкой приклеили  салфетки  кусочками клеем ПВА,  на стеклянную бутылку формируя складки, для проявления узоров. Сверху прошлись снова клеем для закрепления. Сушили 24 часа около батареи. Придумали эскиз. С помощью карандаша нарисовали рисунок.  Заготовили  салфеточные жгутики, шарики из салфеток и клея ПВА. Работу начали со дна бутылки. Для этого мы решили использовать яичную скорлупу. Скорлупу вымыли, очистили от пленки, просушили. Дно бутылки замазали клеем и приклеили кусочками скорлупу. Просушили. Далее приклеили горловину скорлупой и декорировали жгутиками. Продолжили работать по рисунку, используя  листья из замша,  шарики (имитация ягод и листья  винограда). Виноградная лоза салфеточные нити.  Просушили 24 часа.  Затем изделие покрыли черной акриловой  краской.  После просушки при помощи губки на поверхность изделия  легким примакиванием нанесли акриловую краску «Металлик». Этим мы добились  эффект «под старину». Вазу покрыли лаком.

7.Технологическая карта  

п/п

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Оборудование,материалы и инструменты

1

Выбрали основу, очистили все наклейки, вымыли, обезжирили тару.

C:\Users\Admin\Desktop\обтр\20160927_195718.jpg

Стеклянная тара

2

Развели клей ПВА с водой 1/1.  Кисточкой приклеивали  салфетки  кусочками,  на стеклянную бутылку формируя складки, для проявления узоров. Сверху прошлись  снова клеем для закрепления. Сушили 24 часа около батареи.

C:\Users\Admin\Desktop\обтр\1477331088835.jpg

Кисточка, клей ПВА.

3.

Придумали  эскиз. С помощью карандаша нарисовали рисунок. Работу начали со дна бутылки. Оклеили яичной скорлупой. Просушили. Далее приклеили горловину скорлупой. Просушили.

C:\Users\Admin\Desktop\обтр\1477214050821.jpg C:\Users\Admin\Desktop\обтр\1477331053903.jpg

Карандаш, бумага, зубочистка, яичная скорлупа, клей ПВА.

4.

Заготовили  салфеточные жгутики и шарики из салфеток (виноград).

C:\Users\Admin\Desktop\обтр\1477331084014.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\обтр\1477331081146.jpg

Салфетки, клей ПВА.

5.

Вырезали из замша листья винограда.  

C:\Users\Admin\Desktop\обтр\1477331115721.jpg

 Ножницы, шаблон.

6.

Продолжили работать по рисунку, используя листья из замша,  шарики (имитация ягод и листья  винограда). Виноградная лоза салфеточные нити.  Просушка 24 часа.

C:\Users\Admin\Desktop\обтр\1477455705362.jpg

Салфеточные нити,  листья из замша, клей ПВА, кисточка.

7.

Изделие покрыли черной краской. Сушили до высыхания.

C:\Users\Admin\Desktop\обтр\20161106_175537.jpg

Краска акриловая, колер, кисточка.

8.

На поверхность  сухова изделия нанесли  акриловую краску «металлик». Вазу покрыли лаком по дереву. Поставили до полного просушивания.

H:\Новая папка\IMG_20180917_184136.jpg

Губка для мытья посуды, краска «металлик». Лак, кисточка.

8. Экономический расчет:  (слайд №18)

 Вывод: по экономическим расчетам  наша ваза обошлась в 152 рубля. Стоимость вазы (интернет) от 600 – 1000 рублей. Поэтому  наша работа экономичная. 

9. Экологическая оценка проекта

     Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов принадлежит к числу наиболее сложных и актуальных задач современности. Выполняя проект, мы  учитывали, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и окружающим. Вторым условием является, не засорять нашу природу отходами производства.  Выбирая стеклотару для нашего проекта, мы  фактические отходы превратила в дизайнерское изделие.  Считаем, наше  изделие экологически чистым, так как ваза изготовлена из экологически чистых материалов.

10. Самооценка

Мы  считаем, что  справились с поставленной целью. Изготовили  дизайнерскую вазу. Работа получилась очень красивой, оригинальной, а самое главное  -  это очень увлекательно.  При выполнении этой работы воспитанники  закрепили ещё раз свои трудовые умения и навыки и получили эстетическое удовольствие.

11 .Заключение

    Техника «пейп-арт», хотя и появилась совсем недавно, уже нашла своих поклонников. Изделия, выполненные в этой технике интересные, стильные. Большинство элементов просты в исполнении, что является большим плюсом. Мы с воспитанниками поняли, что «Пейп-арт» не требует дорогостоящих материалов и предоставляет возможность реализовать свои творческие идеи без вреда природе и без особых усилий.  Наша  ваза  является частью интерьера нашей  комнаты и на этом мы свою работу не прекращаем, будем работать над новыми идеями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью".

Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью....

«Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью в процессе проектной деятельности»

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм воспитания и обучения является метод проектов, который открывает значительные воз...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».

Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....

Методика обучения изодеятельности детей с умственной отсталостью посредством игровых методов и приемов

Необходимость использования игры в обучении детей с проблемами в развитии – истина неоспоримая. Учащиеся младшего школьного возраста легче обучаются «играючи».   При постро...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната "

Гражданско- патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образов...

Презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью посредством техники Бисероплетения"

Развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овлад...