Программа работы с одаренными детьми
материал по теме

План работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_odarennymi.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Учитель химии и биологии:

Латфуллина Р.Н.

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ № 108»

_____________ Нуранеев Л.И.

«_____»____________ 2017 г

Программа

«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Информационная карта программы

Полное название программы: Программа «Работа с одаренными детьми».

Цель программы: - выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие способностей.

Задачи программы:

  1. выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно химии и биологии;
  2. создать условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии, ИКТ);
  3. расширить возможности для участия способных и одарённых детей в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, дистанционных конкурсах.
  4. реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизации их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  5. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей;

Срок реализации программы:   2017 – 2022 годы. 

Актуальность создания программы

        Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно-мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.

Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан.

Недостатком традиционной системы обучения была  стандартизация многих моментов: единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе:

  • невысокая учебная мотивация школьников,
  • учение ниже своих способностей,
  • пассивность и беспомощность учащихся
  • и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.

 Ожидаемый результат:

  • личностное развитие детей;
  • адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
  • удовлетворенность детей своей деятельностью;
  • совершенствование исследовательских навыков детей;
  • интеллектуальное и творческое обогащение детей;
  • опыт исследовательской и творческо-мыслительной деятельности;
  • умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета;

Понятие одаренности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способности  — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

 Талант — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность—высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одним из постоянно дискутирующихся вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка путем создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление; в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Виды одаренности

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
  • степень сформированности;
  • форма проявлений;
  • широта проявлений в различных видах деятельности;
  • особенности возрастного развития.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Признаки, отличающие одаренных учеников

  1. отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт;
  2. имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  3. имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  4. обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна;
  5. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
  6. умеют пользоваться накопленными знаниями;
  7. имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры;
  8. проблемность, она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности;
  9. активно и всегда чем-либо заняты, занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
  10. настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  11. благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  12. умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  13. некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени;
  14. сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано;
  15. остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу;
  16. не могут четко развести реальность и фантазию;
  17. хорошо развито чувство юмора.

В основу разработки содержания и организация работы с одарёнными детьми закладываются следующие принципы:

1. «Насыщение» образовательного процесса творческой мыслительной активностью учащихся на основе использования личностноразвивающих технологий исследовательского характера.
2. Содержание деятельности не должно ограничиваться «жёсткими» рамками учебных программ и обеспечивать возможность включения новых тематических разделов.
3.  Основную часть содержания должны формировать крупные программные блоки, определяемые глобальными темами и проблемами.
4. Последовательная реализация междисциплинарного, межнаучного подхода, позволяющая формировать и углублять целостную картину мира, развивать творческие способности учащихся, удовлетворять их любознательность.
5. Интегративный подход к выбору тем и постановке проблем для изучения, установление внутренних взаимосвязей содержательного характера.
6. Насыщенность содержания учебно-творческой деятельностью одарённых детей.
7. Особое и постоянное внимание методологии научно-творческой деятельности, научному методу.

8.  Постановка, изучение и решение открытых тем и проблем.

Требования к организации образовательной среды:

1.Целенаправленное формирование положительной мотивации к творческой деятельности.
2. Совместная творческая деятельность учащегося и педагога как основа формирования творческого поведения.

3.Создание атмосферы доброжелательной критики, атмосферы сомнения по отношению к общепринятым и реально предлагаемым предположениям, допущениям, идеям.

4. Формирование адекватной самооценки одарённых учащихся, приобретение опыта побед и поражений, неизбежных в творчестве.

5.Содействие развитию умений находить, формулировать и переопределять проблемы, искать ошибки в своих размышлениях.

6.Поощрение терпимости к неопределённости на отдельных этапах решения проблем, умения обсудить ее со «значимыми другими», продолжить поиск новых методов и путей решения.

7.Создание творчески ориентирующей среды, включающее:
     -разрешение учащимся делать ошибки (терпимость учителей и учеников к иному, альтернативному мнению);

     -поощрение разумного поиска (стимулирование рискованных интеллектуальных идей и решений даже в том случае, если они не дали результатов);
     -включение в программу деятельности таких заданий, с помощью которых ученики могли бы продемонстрировать и развить свой творческий потенциал;
     -поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов исследовательской, поисковой деятельности;

     -стимулирование дальнейшего развития.

     

Формы выявления одаренных детей:

  • наблюдение;
  • общение с родителями;
  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции  

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • факультативы;
  • конкурсы;
  • курсы по выбору, элективные курсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в профильных классах
  • интеллектуальные марафоны и др.

Этапы работы с одаренными детьми.

1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах

3.Разработка личностно ориентированного  подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность;
  • курсы по выбору, индивидуальные консультации;
  • подготовка учащихся к олимпиадам.

1. Исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

·автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

·коммуникативную - умение вступить в общение;

·информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

·продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:

·Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.

·Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.

·Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему дело, которое для него интересно, значимо.

           

2. Проектная деятельность учащихся.

   Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.     В работе над проектом проходит шесть стадий:

  1. Подготовка.  Это определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
  2. Планирование. Оно включает в себя ряд этапов:

а) определение источников информации

б) определение способов сбора и анализа информации

в) форма отчёта

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение обязанностей между членами команды.  

  1. Исследование. Это стадия сбора информации. Сначала идет теоретическая работа, затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.)
  2. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
  3. Представление результатов. Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели и т. д. Учитель, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы.
  4. Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, качество отчёта.

При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ.  Для этого необходимо научиться  выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.

3. Курсы по выбору.

Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система  курсов по выбору для учащихся 9 – 11 классов. Курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности. В качестве предметно - ориентированного курса для учащихся 9 класса проводить элективный курс «Способы решения расчетных задач по химии». Цель курса: помочь школьникам определится в выборе профиля обучения. В курсе использую следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно–практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов.

4. Подготовка учащихся к олимпиадам.

           Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Данное определение достаточно точно отражает их суть. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы спортивного состязания, предусматривающие распределение по местам и призы. В таких интеллектуальных соревнованиях творческая и художественная составляющие практически отсутствуют. Это своего рода специализированный IQ для старшеклассников.

Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно.

           Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде  – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для школьников, живущих вдали от крупных городов и университетских центров. Следовательно, олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу.

      Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил мы готовимся к этим конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.

  Данная система работы с одаренными детьми сложилась не сразу. Я шла к ней путем проб и ошибок,  пытаясь дать детям готовые теоретические знания. Такой метод работы оказался неэффективным.

   В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками.

Знаю→могу применить→владею способами применения (знаю как применить)→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей. Выстраивая систему работы  с одаренными детьми, я опираюсь именно на эти принципы. Она не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует:

·         Саморазвитию;

·         Самореализации;

·         Освоению новых технологий, практик;

·         Развитию информационной культуры;

·         Освоению роли тьютора.

 

План мероприятий

по реализации программы «Одарённые дети»

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Организационная и нормативно – правовая деятельность

1

Исполнение приказов, положений, реализующих программу школы «Одарённые дети»

Сентябрь

Латфуллина Р.Н..

2

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Постоянно

Латфуллина Р.Н.

3

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми

Постоянно

Латфуллина Р.Н..

4

Диагностика способных детей 5-11 классов с целью выявления одарённости

Постоянно

Латфуллина Р.Н..совместно с  кл. руковод. 5-9 классов

5

Создание и пополнение базы данных на одарённых детей по предметам химия и биология

Ежегодно

Латфуллина Р.Н..

6

Создание базы данных исследовательских работ учащихся 7-11 классов

Ежегодно

Латфуллина Р.Н..

Информационно-пропагандистская деятельность

7

Публикация в СМИ, интернет-ресурсах информации о достижениях школьников в интеллектуальных и творческих конкурсах

По факту

Латфуллина Р.Н..

8

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в кружковую деятельность

Постоянно

Латфуллина Р.Н..

Научно – методическая деятельность

9

Повышение квалификации через ИПК ПРО

Постоянно

Латфуллина Р.Н..

10

Обсуждение вопросов по методике работы с одарёнными детьми на заседании МО. Участие в семинарах с целью распространения положительного опыта работы с одарёнными детьми

Постоянно

Латфуллина Р.Н..

11

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения с целью непрерывного развития  у учащихся творческого и исследовательского мышления

Постоянно

Латфуллина Р.Н..

12

Участие в методических советах по ознакомлению с основными понятиями исследовательского подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей

1 раз в год

Латфуллина Р.Н..

13

Подготовка, организация и проведение курсов, кружков

Постоянно

Латфуллина Р.Н..

14

Участие в проведении Дня науки

16 апреля

Латфуллина Р.Н..

15

Участие учащихся 7-11 классов в школьных, районных, областных, республиканских олимпиадах по химии и биологии, конкурсах, смотрах, интеллектуальных марафонах. Проведение предметных недель и декад

Постоянно

Латфуллина Р.Н..

16

Оформление  материалов в портфолио учащихся 5-9 классов

Постоянно

Латфуллина Р.Н. совместно с кл.  руководителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....