ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
учебно-методический материал на тему

Тимаськова Ирина Семеновна

Организация работы образовательного учреждения с учащимися, имеющими высокий уровень учебной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odarennye_deti.2019.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        «Утверждаю»    

Директор МОУ ЗСОШ №6

                                                                                            В.К.Исрафилова

                                 _______________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ЗАИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» ЗАИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

                          Автор: учитель русского языка и

литературы

  Тимаськова И.С.

                                                                   

2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Организации работы образовательного учреждения с учащимися, имеющими высокий уровень учебной мотивации.

  1.  Деятельность педагогического коллектива.

               2.1. Методы работы с одаренными детьми.

  1.           2.2. Выявление и развитие креативных способностей  
  2.           учащихся.
  3.           2.3. Стратегия реализации программы «Одаренные дети».

  1. Психолого-педагогическое сопровождение мотивированных учащихся.

Заключение.

Приложение.  

Введение

Ученые считают, что всякая деятельность требует от человека обладания определенными качествами. Эти качества помогают человеку справляться с деятельностью и как бы определяют его пригодность к ней. Они показывают, насколько успешно человек сможет ее выполнить. В психологии такие индивидуально-психологические особенности называют способностями человека.

Психологи называют способностями только такие качества, которые во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируются - различаются. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако собственно способности тут ни причем. Первое качество непсихологично, а второе является общим для всех людей.

Способных людей от неспособных отличают более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности - сложное образование, зависящее и включающее в себя не только различные психические процессы, но и все развитие личности.

По отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступает некая возможность, которая может состояться, а может и нет. Способности - это тоже только возможность освоения знаний, умений и навыков, а воплотится ли она в действительности, зависит  от ряда условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и др.) способности заглохнут, так и не развившись. Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены.

Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью.  

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы педагогов, ученых, родителей и учащихся. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся в школе. Данная работа проводится на основе программы «Одаренные дети», разработанной авторским коллективом педагогов школы, на основе федеральной целевой программы «Дети России» Программа базируется на использовании многообразия интеллектуальных, психологических, материально-технический возможностей образовательного учреждения.

  1. Организации работы образовательного учреждения с учащимися, имеющими высокий уровень учебной мотивации

С целью создания и совершенствования пространства для инновационного развития школы была поставлена задача разработать программу работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал, для определения ступеней роста нашего образовательного учреждения, исходя из общих направлений модернизации столичного образования и реализации Программы развития школы.

Задача современного образования - формирование личности учащегося, сочетающей мировоззренческую культуру, нравственные и духовные качества, творческую индивидуальность, высокий интеллектуальный уровень развития, способность к самореализации и самоопределению в обществе. Обучение в школе предполагает наличие равных возможностей для обучения и развития своих способностей.

Качество образования - это такой уровень его результативности, который востребован обществом, государством, рынком труда, семьей.

Современный человек будет наиболее успешным, если в процессе обучения в школе овладеет базовыми компетенциями для дальнейшего продолжения образования в вузах.

Исходя из данных требований, необходимо сосредоточить усилия педагогического коллектива на решении задач обучения учащихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной мотивации. Это может выражаться в построении эффективной модели учебного плана универсального, многопрофильного вариативного образования в инновационно-экспериментальном пространстве ОУ.

Условия успешной реализации программы работы с высокомотивированными учащимися:

  • создание условий в ОУ для интеграции детей в мир современных знаний;
  • освоение новых информационно-коммуникационных технологий;
  • воспитание у учащихся положительной мотивации к введению инноваций;
  • обучение новым способам учебной деятельности и умениям пользоваться новейшими знаниями.

Работу с мотивированными учащимися необходимо проводить с учетом знания уровней и особенностей одаренности личности. Выделяется: общая (умственная) и специальная одаренность.

Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности.

Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности.

Принципы работы с учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной мотивации:

  • максимального разнообразия возможностей развития личности;
  • возрастания роли внеурочной деятельности;
  • индивидуализации, дифференциации обучения;
  • создания условий для самостоятельной работы учащегося; свободы выбора дополнительных образовательных услуг.

Цель программы:

Создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребенка, преобразования ее в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к той или иной форме учебной деятельности.

Задачи:

  1. Развитие интеллектуальных способностей и компетентностей учащихся.
  2. Переход к новому содержанию образования.
  3. Осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика.
  4. Развитие способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности.
  5. Развитие способностей самоактуализации и самоопределения, социальной одаренности.
  6. Повышение педагогического мастерства учителей: совершенствование системы повышение квалификации, участие в инновационной деятельности ОУ, распространение педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах, участие в методической и научно-экспериментальной работе округа и города.
  7. Совершенствование и оптимизация управления инновационным пространством школы:
  • использование инноваций в организации управленческой            

            деятельности;

  • создание условий для внедрения в практику управления современных      

            развивающих,    

  • мыследеятельностных технологий управления с педагогическим    

            коллективом;

  • создание методических разработок и управленческих программ для    

                  организации работы с мотивированными и одаренными учащимися.

Сроки реализации: в течение 5 лет.

  1. Деятельность педагогического коллектива

2.1. Методы работы с одаренными детьми

     Гипотеза: Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача каждого педагога - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся педагогический коллектив школы ориентирован на работу с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению.

Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой и резкое возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему (именно такими тенденциями обладают талантливые дети).

Одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за учебных программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний. Ясно, что необходимо специальное квалифицированное педагогическое взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой личности. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на достижение самых высоких результатов такого развития.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений нашего образовательного учреждения.

Положительная динамика в работе учителей школы в данном направлении привела к возникновению проблем своевременного выявления, поддержки и развития одаренных и способных детей. Их решение обеспечивает комплексная программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Данная программа предусматривает создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

      Программа деятельности коллектива школы по работе с одаренными детьми осуществляется через реализацию комплексно-целевых программу Научное общество учащихся (НОУ), которое включает: гуманитарную секцию «Грамотей», естественно - научную «Эколог», физико-математическую  «Квант», краеведческую «Истоки».

Программа предусматривает организацию конкурсов, конференций, турниров, олимпиад, фестивалей и других образовательных проектов, а также участие в образовательных проектах регионального, республиканского и Российского уровней, которые проводятся в течение всего учебного года по отдельному плану (заочные, очные).

        Программа включает ключевые проекты, стимулирующие и активизирующие развитие творческой одаренности, разностороннего научного и интеллектуально-творческого развития.

        Основные формы работы школы – это факультативы (математическая, физическая, экологическая, лингвистическая, обществоведческая), научного общества, элективные курсы, в которые объединяются учащиеся, имеющие общие интересы в той или иной области знаний.

  1. 2.2. Выявление и развитие креативных способностей
  2. учащихся
  3. Согласно Е.И. Щеблановой, важнейшая цель психодиагностики одаренности  заключается в определении психологических способностей одаренных детей на каждом возрастном этапе и их особых требований к условиям обучения. Психодиагностика детей должна строиться на следующих принципах:
  4. 1. комплексность – учет  диагностических данных. Полученных из разных источников субъективной информации  (от учащихся, их родителей и педагогов, экспертов);
  5. 2. системность диагностического обследования и интерпритации его результатов (рассмотрение разносторонних показателей во всей сложности и неразрывности их взаимосвязей);
  6. 3. возрастной подход;
  7. 4. выявление не только реальных способностей и достижений, но и потенциальных и скрытых возможностей детей.
  8. С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или иного конкретного ребенка является  психолого – педагогический мониторинг.  

В своей работе при выявлении одаренных детей

мы используем следующие методы исследования способностей:

способности и выбор профессии, оценка способностей школьника, оцените свой творческий потенциал, школьный тест умственного развития (ШТУР) (разработан учеными НИИ ОПП РАН). (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

  1. Стратегия реализации программы «Одаренные дети»

Описание программы

«Одаренные дети»

Направления деятельности

 

Организационная структура Научное общество учащихся (НОУ):

  1. Научное общество учащихся (НОУ) - в состав общества входят педагоги и учащиеся, победившие на школьных выборах.
  2. Руководители ШМО, кураторы-педагоги Малой академии под руководством которых дети осуществляют свою деятельность по соответствующим направлениям.

Функции Научного общества учащихся:

  • составляет план общешкольных мероприятий по всем направлениям;
  • определяет тематику работы направлений в зависимости от возраста, учебной программы, интересов и пр.;

-  к каждом направлении по каждому курсу, предмету, проекту предлагает  

   обучающимся на выбор несколько тем или видов деятельности, в которых они    

    могли бы реализовать и развить свои способности;

  • осуществляет контроль за ходом реализации и проведения запланированных мероприятий;
  • оценивает деятельность учащихся в соответствии с разработанной рейтинговой системой;
  • утверждает номинации и в конце года определяет победителей среди учащихся;
  • присваивает учащимся звание «Лучший ученик в области...», которое зависит от количества и качества выполненных ими работ.

Функции кураторов:

  • куратор представляет в Научное общество учащихся выбор тем или видов деятельности по своему предмету, курсу, проекту;
  • мотивирует обучающихся;
  • объясняет цели своего направления, помогает сделать выбор;
  • наблюдает, консультирует, направляет процесс выполнения учащимися работы, участвует в анализе и оценке результатов деятельности;

-        участвует в разработке рейтинговой оценки деятельности учащихся.
Функции учащихся:

  • осуществляют выбор направлений, тем и видов деятельности, в которых они хотели бы реализовать и развить свои способности;
  • осуществляют выбор деятельности, количества и уровня сложности.
  • участвуют в коллективном самоанализе и самооценке;
  • защищают или представляют свою работу в НОУ, на общешкольной выставке, в газете «Лестница»; конференции, предметной неделе, на районных, областных и всероссийских конкурсах.

Принципы работы с членами НОУ:

  • индивидуальный подход (наличие индивидуального плана обучения учащихся - высший уровень);
  • принцип опережающего обучения;
  • принцип комфортности в любой деятельности;
  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
  • возрастание роли внеурочной деятельности;
  • принцип развивающего обучения.

III. Психолого-педагогическое сопровождение

мотивированных  учащихся

Б.М. Теплов[1] выделил следующие три основных признака понятия «способность»:

«Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Н. Коупленд[2] отмечал, что «обычный человек использует только десять процентов своих физических и умственных способностей. Разница между той силой, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, - это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть».

В связи с этим психологи делят способности на потенциальные и актуальные.

Потенциальные способности - это такие, которые сейчас не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным, или реализованным, способностям относят не только те, которые проявляются и развиваются в разных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуется в настоящем конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности можно рассмотреть как косвенный показатель характера социальных условий, в которых существует индивид. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличают прежде всего внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственны настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальные, литературные и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная, изолированная способность, даже если она очень развита, не может быть названа талантом.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Право называться гением за всю историю цивилизации получили не более 400 человек.

 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Наблюдения показывают, что самая общая психологическая особенность детей с ранним расцветом умственных способностей - высокая активность ума, расположенность к умственным усилиям, т.е. повышенная склонность к умственной деятельности. Непрерывная тяга к деятельности является стороной способностей и одним из двигателей их развития. Одаренные дети проявляют громадное упорство в области своих интересов.

Рассматривая уровни способностей, следует обратить внимание и на другую сторону - случаи их снижения, получившие название олигофрении. Олигофрения также имеет несколько уровней проявления.

Если умственное развитие человека остановилось до того, как достигло обычного для людей уровня, то его называют умственно отсталым. Умственная отсталость, или слабоумие, это не болезнь, а лишь признак того, что в организме не все в порядке. Слабоумие имеет разные причины, и не все из них достаточно изучены. Психологи выделяют около двухсот факторов, способствующих развитию слабоумия.

Одним из показателей умственной отсталости являются результаты тестирования. И если у развитого среднего человека нормальный  IQ считается равным 100, то индивид с показателем умственного развития ниже 70 и к тому же неспособный самостоятельно справляться с проблемами повседневной жизни считается слабоумным. Показатель умственного развития у значительно умственно отсталых (имбецильность) и глубоко отсталых (идиотия) опускается ниже отметки 35. Умственные возможности этих людей не выше, чем у нормальных 5-летних детей. Они не могут обслуживать себя сами и не способны защититься от опасности. Кто-то должен постоянно присматривать за ними.

        Многие школьники имеют особенности формирования познавательной деятельности, психосоциального и эмоционального развития, а потому требуют и пристального изучения, и особого педагогического подхода. Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: Мотивация + Интеллект + Креативность = Детская одаренность.

Такое понимание одаренности позволяет нам высказать собственные идеи, которые легли в основу разработки теории и практической педагогической работы по развитию детской одаренности:

  1. Способность к мышлению и творчеству (конечно, в разной степени) дается природой каждому человеку, а потому педагогическая проблема заключается в создании в массовой школе условий, позволяющих реализовать личностный потенциал всех учащихся, то есть детскую одаренность. «...Подобно тому, как у дерева и крона в целом, и каждая их многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается из единого, общего основания - корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью».
  2. Поскольку одаренность является не константной, как бы застывшим показателем, обрекающим человека на успех, а динамической, постоянно изменяющейся характеристикой личности, то проблема заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания.
  3. Мы считаем, что исходя из методологии личностно-ориентированного образования акцент в деятельности педагога должен быть сделан на мотивацию учения, а лишь затем на приемы и методы обучения. Как показывает практика, люди, целенаправленно решающие личностно значимые задачи, даже являясь менее способными, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарен, но менее заинтересован. Именно поэтому в современных условиях усилия педагогов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые требуются самому человеку для успешного продвижения к целям, которые он себе поставил.

Данные говорят о том, что школьники, имеющие богатый личностный потенциал, не находят возможностей для его раскрытия и реализации в массовой общеобразовательной школе. Учитель школы заинтересован, прежде всего, в изучении учебного материала в соответствии с программными требованиями, часто бывает не вооружен знаниями возрастной и педагогической психологии, методикой работы с учащимися с высокой мотивацией учения.

Опыт работы по развитию детской одаренности, накопленный педагогами нашего региона, позволяет в определенной степени решить эту проблему. В ходе исследовательской работы были апробированы разнообразные формы работы с учащимися с высокой мотивацией, что отражается в разработке системы психологической подготовки.

Мы полагаем, создание такой системы психолого-педагогической поддержки детской одаренности в общеобразовательной школе является одной из важнейших задач современной педагогической практики, так как создает условия для самореализации ребенка.

Заключение

       Основными задачами программы являются активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы учащихся, вовлечение их в научно-исследовательскую, изобретательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность; стимулирование достижений учащихся; подведение итогов творческой работы детей, выявление талантливых, одаренных учащихся в различных областях, включение одаренной молодежи в исследование актуальных научных, технических, эстетических и духовно-нравственных проблем.        

       Реализация программы по работе с одаренными детьми позволила:

  • включить в работу с обучающимися учителей компетентных, умеющих самостоятельно решать возникающие проблемы, стремящихся к интеллектуальному самосовершенствованию,  охотно работающих над  пополнением собственных знаний, увлеченных своим делом, способных к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • разнообразить формы работы с одаренными детьми;
  • достичь положительного результата при участии школьников в различных мероприятиях;
  • создать банк результатов участия детей в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях и др.;
  • успешно организовать сотрудничество школы с учреждениями города и области;
  • активизировать систему работы с родителями по поддержке таланта и  одаренности их детей. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

         

        

Приложение 1.

Взрослый словарик

Вдохновение - состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Когнитивная беспомощность - психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, обладая умениями и навыками, необходимыми для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней.

Коэффициент интеллектуальности - обозначаемое символом IQ отношение так называемого умственного возраста (УВ) к истинному, хронологическому возрасту (ИВ) данного лица.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеческих знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей.

Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу.

Профессиональная ориентация - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий.

Психодиагностика - область исследований, связанных с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно поверенных методов, дающих достоверную информацию о них.

Сензитивность возрастная - присущее каждому конкретному возрастному периоду оптимальных сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием для успешного выполнения какой-либо деятельности.

Способности специальные - психологические особенности, которые создают возможность для успешного осуществления определенного вида деятельности.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Тесты интеллекта - методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности.

Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека.

Умственные действия - действия, которые человек выполняет во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе на слышимую речь.

Умственного развития уровень - совокупность знаний и умений, а также оформившихся при усвоении умственных действий.

Приложение 2.

СПОСОБНОСТИ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Выполнить поочередно шесть наборов заданий (субтестов). Каждый субтест выполняется за ограниченный промежуток времени:

  1. Осведомленность 1 – 8 минут.
  2. Осведомленность 2 – 4 минуты.
  3. Аналогии – 10 минут.
  4. Классификации – 7 минут.
  5. Обобщения – 8 минут.

Числовые ряды – 7 минут. Исторически сложилось два подхода к этому вопросу, которые французский психолог А. Леон назвал диагностическим и воспитательным. Первый подход - диагностический - сводит выбор человеком профессиональной пригодности. А. Леон считает эту теорию механической. В ее основе лежит взгляд на способности как на постоянные, неизменно-стабильные образования, мало подверженные влияниям среды и развитию. Человеку, выбирающему профессию, отводится пассивная роль, активен консультант, делающий прогноз.

Второй подход - воспитательный - направлен на подготовку человека к будущей профессиональной жизни, его самоопределение. Основная роль отводится изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельности.

Решение проблемы выбора профессии возможно только при ее комплексном рассмотрении. Оба подхода представляют собой звенья одной цепочки: сначала надо определить способности человека, а затем помочь ему в подготовке к будущей профессии.

Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Е.А. Климов[3] выделил 4 степени профессиональной пригодности:

1 - непригодность человека к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой;

2 - годность к той или иной профессии или группе их. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний;

3 - соответствие способностей человека данной области деятельности: нет противопоказаний, а имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий;

4 - призвание к данной профессиональной области деятельности - это высший уровень профессиональной пригодности человека как труженика. Данная степень характеризуется тем, что во всех основных элементах структуры способностей человека есть явные признаки соответствия человека требованиям данной деятельности.

Психолог С.Л, Рубинштейн[4] так сформулировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диагнозом новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей».

Для развития тех или иных способностей необходимо создать ребенку условия, которые развивали в нем именно то, что в данный момент может наиболее эффективно развиваться. Другими словами, следует принимать во внимание его чувствительность к тем или иным воздействиям, или по выражению психологов, его сензитивность. Применяя все сказанное к способностям, можно предположить, что и они имеют свои сензитивные периоды или отдельные моменты, в которые получают (не получают) своего рода толчки к развитию.

Еще одним важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умения максимально напрягаться при достижении цели. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек достигает предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Важно соблюдать еще одно условие: формирующейся личности необходимо предоставлять большую свободу в выборе видов деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы и др. Но предоставление ребенку свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.

Неотъемлемый компонент способностей - повышенное стремление к цели, мотивация достижения.

Все это говорит о необходимости изучения способностей и условий их развития комплексно на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом.

Задание 1. Оценка способностей школьника

Перед началом работы педагог раздает контрольные листы следующей формы:

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Далее педагог зачитывает вопросы, а дети проставляют ответы рядом с цифрой.

- Верно ли, что в детстве ты очень любил:

  1. подолгу играть в подвижные игры;
  2. продумывать игры и верховодить в них;
  3. играть в шашки, шахматы;
  4. ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри;
  5. читать стихи или петь песни;
  6. разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;
  7. слушать или сочинять сказки или истории;
  8. рисовать сам или наблюдать;
  9. слушать или сочинять сказки или истории?

- Нравится ли тебе сейчас:

  1. заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции;
  2. добровольно брать на себя обязанности организатора дела;
  3. помогать ребятам решать математические задачи;
  4. читать об известных открытиях и изобретениях;
  5. участвовать в художественной самодеятельности;
  6. помогать другим людям разбираться в их проблемах;
  7. читать или узнавать что-то новое об искусстве;
  8. заниматься в изостудии, изокружке;
  9. писать сочинение на свободную тему?

- Получаешь ли ты особое удовольствие:

  1. от участия и борьбы в спортсоревновании;
  2. от своего умения расставить людей, распределить работу;
  3. от решения трудных математических задач;
  4. от исправления бытовых электро- и радиоприборов;
  5. от игры на сцене;
  6. от общения с людьми;
  7. от знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;
  8. от посещения художественной выставки;
  9. от пересказа какого-то события из прочитанной книги или эпизода, увиденного тобой в жизни?

- Часто ли тебя тянет:

  1. к длительным физическим упражнениям;
  2. к делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;
  3. к разгадыванию математических шарад;
  4. к изготовлению каких-либо моделей;
  5. участвовать в постановке спектаклей;
  6. помочь людям, посочувствовать им;
  7. поиграть на музыкальном инструменте;
  8. порисовать красками или карандашами;
  9. писать стихи или вести дневник;

- Любишь ли ты долгое время:

  1. заниматься спортом или физическим трудом;
  2. энергично работать вместе с другими;
  3. заниматься черчением или шахматами;
  4. копаться в механизмах, приборах;
  5. заботиться о младших, слабых или больных людях;
  6. думать над судьбами людей;
  7. исполнять музыкальные пьесы;
  8. рисовать, лепить, фантазируя при этом;
  9. готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Интерпретация

Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности:

I.       Физические  (1, 10, 19, 28, 37);

        II.      Организационные (2, 11, 20, 29, 38);

        III.     Математические (3, 12, 21, 30, 39);

IV.     Конструктивно-технические (4, 13, 22, 31, 40);

V.      Эмоционально-изобразительные (артистические) (5, 14, 23, 32, 41);

VI.     Коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42);

VII.    Музыкальные (7, 16, 25, 34, 43);

VIII.   Художественно-изобразительные (8. 17, 26, 35, 44);

IX.     Филологические (9, 18, 27, 36, 45).

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

Задание 2. Оцените свой творческий потенциал

Выберите один из предложенных вариантов ответов:

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

    а) да;

    б) нет;

    в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

    а) да, в большинстве случаев;

    б) нет;

    в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберите?

    а) да;

    б) откуда у меня могут быть такие идей?

    в) может быть, и не значительный прогресс, но кое какой успех возможен.

4. Считаете ли вы, что в будущем станете играть такую важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

    а) да, наверняка;

    б) очень маловероятно;

    в) может быть.

5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?

    а) конечно;

    б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

    в) чаще уверен, чем не уверен.

6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом? Таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, которое абсолютно не знаете?

    а) да, всякое неизвестное меня привлекает;

    б) нет;

    в) все зависит от самого дела и обстоятельств.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

    а) да;

    б) что получится, то и хорошо;

    в) если это не очень трудно, то да.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

    а) да;

    б) нет, надо учиться самому основному;

    в) нет, только удовлетворю свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

    а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

    б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите ее нереальность;

    в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.

10. Профессию надо выбирать исходя из:

      а) своих возможностей и перспектив для себя;

      б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

      в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

       а) да;

       б) нет;

       в) если место понравилось и запомнилось, то да.

12. Можете ли вы сразу после беседы вспомнить все, что говорилось?

      а) да;

      б) нет;

      в) вспомню все, что мне интересно.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли повторить его по слогам без ошибок, даже не зная значения?

      а) да;

      б) нет;

      в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

      а) оставаться наедине, размышлять;

      б) находиться в компании;

      в) мне безразлично, буду я один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только, когда:

      а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

      б) вы более или менее довольны сделанным;

      в) дело кажется сделанным, хотя его можно сделать еще лучше. Но зачем?

16 Когда вы один, вы:

     а) любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных;

     б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

      в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

      а) независимо от того, где и с кем находитесь;

      б) только наедине;

      в) только там, где тишина.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:

      а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;

      б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;

      в) измените свое мнение, если сопротивление будет слишком сильным.

Теперь подсчитывайте баллы.

За ответ «а» начисляется 3 балла, за ответ «б» - 1 балл, за ответ «в» - 2 балла. вопросы диагностировали границы вашей любознательности, уверенности в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредотачиваться. Эти показатели и есть качества творческого потенциала.

Если вы набрали 48 и более баллов, то в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей.

Если вы на деле можете применить ваши способности, то вам будут доступны самые разнообразные формы творчества.

Если вы набрали 24 - 47 баллов, то у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но существуют и барьеры вашего творчества. Самый опасный барьер - страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение - основу творчества. Страх может быть и социальный - страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения со стороны окружающих. Боязнь осуждения за новое, непривычные для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.

ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР)

(разработан учеными НИИ ОПП РАН)

Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста.

  1. Ход проведения. Учащимся зачитывается следующая инструкция: «Сейчас Вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить Ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от тех, что Вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий Вам понадобятся ручка и бланки, которые я Вам раздам. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание текста и на примерах объясняется способ его решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок». После того, как исследователь убеждается в том, что учащиеся подготовлены к работе с тестом, школьникам предлагается

Перед выполнением учащимися каждого субтеста зачитывается описание и разбираются примеры очередного субтеста. Далее экспериментатор спрашивает: «Есть ли вопросы?» при их отсутствии дается указание начать выполнение заданий. По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, исследователь прерывает работу испытуемых и зачитывает инструкцию к следующему субтесту.

Наборы заданий субтестов

Описание и примеры набора заданий №1

В каждом из предложений не хватает одного слова. Из пяти приведенных слов вы должны подчеркнуть одно слово, которое правильно дополняет данное предложение (в примерах правильный ответ выделен другим шрифтом).

Примеры:

  1. одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и …

а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.

Правильный ответ -  выделенное слово «жизнеописание».

  1. Противоположным к слову «отрицательный» будет слово…

а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.

Правильный ответ – выделенное слово «положительный».

Набор заданий №1

1. Начальные буквы имени и отчества называются…

а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.

2. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада – это …

а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

3. Система взглядов на природу и общество есть…

а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.

4. Гуманный – это…

а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется…

а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.

6. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и …

а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.

7. Свод законов, относящихся  к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется…

а) резолюцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.

  1. Противоположностью понятия «лицемерный» будет…

а) искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый; д) решительный.

  1. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о…

а) компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии.

  1.  Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему – это…

а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость; д) черствость.

  1.  Начитанность, глубокие и широкие познания – это…

а) интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.

  1.  Этика – это учение о …

а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д; искусстве.

  1.  Противоположностью понятия «идентичный» будет…

а) тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) различный; д) изолированный.

  1.  Цивилизация – это…

а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.

  1.  Оппозиция – это…

а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.

  1.  Человек, который скептически относится к прогрессу, является …

а) демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д) анархистом.

  1.  Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и …

а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.

  1.  Коалиция – это…

а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.

  1.  Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и …

а) человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм; д) нравственность.

20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнивание в правах – это…

а) закон; б) эмиграция; в) воззвание; г) действие; д) эмансипация.

                          Описание и примеры набора заданий №2 

К слову, находящемуся в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним, и подчеркнуть его.

Примеры:

  1. Век – а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс.

Правильный ответ – выделенное слово «столетие»

  1. Прогноз – а) погода; б) донесение; в) предсказание; г) причина.

Правильный ответ – выделенное слово «предсказание»

Набор заданий №2

  1. Прогрессивный – а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г) отсталый.
  2. Аннулирование – а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.
  3. Идеал – а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.
  4. Аргумент – а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.
  5. Миф – а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука.
  6. Аморальный - а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.
  7. Анализ – а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.
  8. Эталон – а) копия; б) форма; в) основа; г) образец.
  9. Сферический – а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объемный.
  10.  Социальный – а) приятный; б) свободный; в) запланированный; г) общественный.
  11.  Гравитация – а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомость; г) подъем.
  12.  Аграрный – а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.
  13.  Экспорт – а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.
  14.  Эффективный – а) необходимый; б) действенный; в) решительный; г) особый.
  15.  Радикальный – а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.
  16.  Негативный – а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.
  17.  Мораль – а) этика; б) развитие; в) способность; г) право.
  18.  Модифицировать – а) работать; б) наблюдать; в) изучать; г) видоизменять.
  19.  Субъективный – а) краткий; б) общественный; в) личный; г) скрытый.
  20.  Сентиментальный – а) поэтический; б) чувствительный; в) радостный; г) странный.

Описание и примеры набора заданий №3

 Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

Примеры:

  1. Песня : композитор = Самолет :

а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель.

Правильный ответ – выделенное слово «конструктор».

  1. Добро : зло = день :

а) солнце; б) ночь; в) неделя; г) среда; д) сутки.

Правильный ответ – выделенное слово «ночь».

Набор заданий №3

  1. Глагол : спрягать = существительное :

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.

  1. Фигура : треугольник = состояние вещества :

а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула.

  1. Тепло : жизнедеятельность = кислород :

а) газ; б) вода; в) растение; г) развитие; д) дыхание.

  1. Роза : цветок = капиталисты :

а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитал; г) класс; д) фабрика.

  1. Холодно : горячо = движение :

а) инерция; б) покой; в) молекула; г) воздух; д) взаимодействие.

  1. Слагаемое : сумма = сомножители :

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число.

  1. Числительное : количество = глагол :

а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спрягать.

  1. Растение : стебель = клетка :

а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.

  1. Молния : свет = явление тяготения :

а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.

  1.  Стихотворение : поэзия = рассказ :

а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.

  1.  Север : юг = осадки :

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.

  1.  Первобытнообщинный строй : рабовладельческий строй :

а) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.

  1.  Горы : высота = климат :

а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта; д) растительность.

14. Старт : финиш = пролог :

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.

  1.  Война : смерть = частная собственность :

а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д)крепостные крестьяне.

  1.  Диаметр : радиус = окружность :

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.

  1.  Колумб : путешественник = землетрясение :

а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление.

  1.  Папоротник : спора = сосна :

а) шишка; б) иголка; в) растение г) семя; д) ель

  1.  Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон :

а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.

  1.  Рабовладельцы : буржуа = рабы :

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.

  1.  Молоток : забивать = генератор:

а) соединять; б) производить; в) включать; г) изменять; д) нагревать.

  1.  Прямоугольник : плоскость = куб :

а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сторона.

  1.  Эпителий : ткань = аорта :

а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.

  1.  Богатство : бедность = крепостная зависимость :

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.

  1.  Роман : глава = стихотворение :

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.

Описание и примеры набора заданий №4

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть.

Пример:

а) тарелка; б) чашка;  в) стол; г) кастрюля; д) чайник.

Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье   слово – мебель. Поэтому оно выделено.

Следующий пример:

а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.

Четыре слова обозначают состояние движения, а выделенное слово «сидеть»  - состояние покоя.

Набор заданий №4

  1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.
  2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.
  3. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.
  4. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.
  5. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.
  6. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.
  7. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.
  8. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.
  9. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.
  10.  а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.
  11.  а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.
  12.  а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражительность; д) размножение.
  13.  а) дождь; б) снег, в)  осадки; г) иней; д) град.
  14.  а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
  15.  а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.
  16.  а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.
  17.  а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.
  18.  а) барометр; б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.
  19.  а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.
  20.  а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.

Описание и примеры набора заданий №5

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Примеры:

  1. Ель – сосна.

Правильный ответ – «хвойные деревья». Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

  1. Дождь – град.

          Правильный ответ – «осадки». Это слово и следует написать.

Набор заданий №5

  1. Сказка – былина.
  2. Атом – молекула.
  3. Ботаника – зоология.
  4. Мозаика – икона.
  5. Азия – Африка.
  6. Ампер – вольт.
  7. Сердце – артерия.
  8. Копенгаген – Манагуа.
  9. Феодализм – капитализм.
  10.  Стойкость – мужество.
  11.  Канал – плотина.
  12.  Сумма – произведение.
  13.  Жиры – белки.
  14.  Облачность – осадки.
  15.  Газ – жидкость.
  16.  Наука – искусство.
  17.  Цунами – ураган.
  18.  Классицизм – реализм.
  19.  Иносказание – описание.

Описание и примеры набора заданий №6

В предлагаемых рядах чисел Вам надо определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу.

В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда Вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Первый пример: 2  4  6  8 …

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следует написать 10, которое и будет следующим числом.

Второй пример: 9  7  10  8  11  9  12 …

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. следующее число должно быть 10. его и нужно написать.

Набор заданий №6

  1. 6  9  12  15  18  21 …
  2. 9  1  7  1  5  1 …
  3. 2  3  5  6  8  9 …
  4. 10  12  9  11  8  10 …
  5. 1  3  6  8  16  18 …
  6. 3  4  6  9  13  18 …
  7. 15  13  16  12  17  11 …
  8. 1  2  4  8  16  32 …
  9. 1  2  5  10  17  26 …

10) 1  4  9  16  25  36 …

11) 1  2  6  15  31  56 …

12) 31  24  18  13  9  6 …

13) 174  171  57  54  18  15 …

14) 54  19  18  14  6  9 …

15) 301  294  49  44  11  8 …

Обработка полученных результатов. Индивидуальные показатели по каждому субтесту (за исключением №5) определяются путем подсчета количества верно выполненных заданий. Правильные ответы следующие:

№1              №2             №3             №4               №6

1б                1б               1г                1б               1) 24

2д                2б                       2а                2а               2) 3

3в                3г                3д               3б               3) 11

4б               4а                4г               4г                4) 7

5в                5в                5б                       5а               5) 36

6в                6г                6в                6в                       6) 24

7г                7б                7б               7в                7) 18

8а                8г                8а                8б                      8) 64

9а                9б                9в                9в                      9) 37

10б             10г             10д              10г             10) 49

11в             11а             11г              11д             11) 92

12б             12в             12д              12а             12) 4

13г             13в             13б              13в             13) 5

14г             14б             14д              14б             14) 2

15а             15а             15в              15г              15) 4

16в             16в             16а              16в

17г             17а             17д              17а

18д             18г             18г              18д

19а             19в             19а              19г

20д             20б              20г              20б

                     21б

                     22а

                     23в

                     24б

                     25в

Приложение 3.

Участие ЗСОШ № 6 в олимпиадах, конференциях,

согласно программы «Одаренные дети»

Название конкурса

сроки

Кол-во участников

1

 Международная игра «Русский медвежонок»

ежегодно

350 уч-ся

2

Международная математическая игра «Кенгуру»

ежегодно

360 уч-ся

3

Республиканская акция «Мин татарча сөйләшем”

Май 2019

60 уч-ся

4

Акция «Чистое слово»

ежегодно

800 уч-ся

5

Региональная научно-практическая конференция «Горизонты поиска и достижений»

ежегодно

40-50 уч-ся

6

Республиканский фестиваль творчества «Созвездие»

ежегодно

70 уч-ся

7

Олимпиады «Абитуриент ЕГПУ»

Ежегодно/март

60 уч-ся

8

Республиканский слет лидеров молодежного движения Республики Татарстан

ежегодно

2-3 уч-ся

9

Республиканский слет юных экологов и лесоводов

Июнь-июль

2 чел

10

Республиканский фестиваль «КВН»

Июнь 2019 г

20 чел

11

Республиканский конкурс научных работ «Педагогический олимп»

ежегодно

5 уч-ся


[1] Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

[2] Коупленд Н. Психология и солдат. - М., 1958. - С. 117. 

[3] Климов Е.А. Путь в профессию. - Л., 1974.

[4] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...