Роль концертмейстера дополнительного образования в формировании толерантности посредствам творческого потенциала образовательной программы
статья по теме

Высшим результатом образования является терпимость.
Хелен Келлер, американская писательница ХХ в.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kontsertmeystera_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр эстетического воспитания детей и молодёжи “Центр на Брянцева” Санкт-Петербург

Статья по теме:

“Роль концертмейстера дополнительного образования в формировании

толерантности посредством творческого потенциала образовательной программы”     

(на примере работы с учащимися “Хореографическая студия танца”)

Концертмейстер дополнительного образования: Лосева И. В. 2018 год, Санкт-Петербург

И. В. Лосевой

“Надо учить любить и изучать великое искусство музыки. Оно откроет детям целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает их духовно богаче. Они увидят жизнь в новых тонах и красках” (Д. Д. Шостакович).

Толерантность (от лат. Слова tolerantia) – терпение – социологической термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность неравносильна безразличию.

Толерантность – стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общественных мнений.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение, потворство.

Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а так же навязывания своих убеждений другим людям.

Образовательная толерантность – беспристрастное, т. е. справедливое отношение высокообразованных людей к высказываниям и поведению людей с более низким уровнем образования и наоборот.

Нет ничего более приятного, чем благодарность воспитанников.

Самое ценное вознаграждение для меня – это тёплые слова и улыбки в адрес исполняемого мною музыкального сопровождения.

Сложно выразить эмоции, наполняющие меня, когда слышу: “Спасибо вам за музыку”. Делая обработки, отдавая свои силы, знаю, что это не напрасно, ведь всему, чему я учу детей через музыку посредством творческого потенциала образовательной программы и благодаря опыту, я считаю, способствует формированию толерантности. Разрабатывая план урока, я делаю акценты на патриотизме и толерантности. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к своей земле, не знает истории и культуры своего народа не может быть гражданином и патриотом. Важно доказать детям, что только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

На уроках ритмики, хореографии и современного танца дети разучивают и исполняют экзерсисы и танцы под высокохудожественные музыкальные произведения различных жанров русской, зарубежной классики, современных композиторов, и в этот момент я вижу блеск в их глазах, сияющие улыбки.

Наш хореографический зал – это небольшой театр, где дети учатся актёрскому мастерству. Они учатся не бояться сцены, правильно себя "подавать" в зрительный зал. Мы ставим музыкально – театральные сценки, позволяющие детям попробовать себя в разных ролях.

Существует ещё такая форма работы, как репетиция. Когда намечается какой-нибудь концерт или праздник, мы с детьми выбираем репертуар, соответствующий тематике мероприятия, и готовим сценарий танцев, которые реализуются на сцене. Таким образом дети быстрее адаптируются и соответственно пропадает боязнь сцены. Дети учатся работать в коллективе, оценивать работу друг друга и свою на примере других. На уроках мы оставляем время, чтобы затронуть различные темы, например, о важности развития личности, о семейных ценностях, о мужестве, о воспитании в себе духа толерантности, о культурном достоянии нашей страны, о дружественных взаимоотношениях участников единого коллектива – организма: воспитанники, педагог, концертмейстер, в котором все звенья работаю активно, уважают и понимают друг друга.

Моя работа – это система моего взаимодействия с учениками. Это погружение в мир прекрасного, необычного. Вся моя деятельность связана с музыкальной культурой, с миром духовных ценностей.

Я стараюсь привлечь и воспитать в каждом ребёнке любовь и уважение к культуре в целом.

Раздел моей образовательной программы “Музыка моего народа”  имеет особое значение для толерантного воспитания учащегося. Дети знакомятся с характерными особенностями русской музыки, учатся любить народную музыку. И раздел образовательной программы “Музыка народов мира” показателен для толерантного воспитания детей, где происходит расширение представлений об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства народов мира. Ведь язык музыки понятен всем народам, т. е. между музыкой разных народов не существует непреходящих границ. Подбирая и обрабатывая соответствующий музыкальный материал (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), тем самым я способствую воспитанию толерантности.

Музыкальное сопровождение даёт возможность детям почувствовать глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния, взаимообогащения национальных музыкальных культур.

С самого начала учебного года детям необходимо говорить о качествах истинного патриота и толерантного человека. Через музыку, музыкальные инструменты, представляется возможность познакомить детей с культурой разных стран. При этом необходимо говорить  о том, что важно интересоваться и уважать чужую культуру, напоминать, что Россия – многонациональная страна.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из острых в школе и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что все мы разные, и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

“Давайте не забывать о том, что Цель музыки – трогать сердца”

(Иоган Себастьян Бах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Мир вокруг нас" творческого объединения "Родничок"

Образовательная программа "Мир вокруг нас" имеет эколого-биологическую направленность и предусматривает организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реа...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Роль педагога дополнительного образования в творческой деятельности учащихся

Роль педагога дополнительного образования в творческой деятельности учащихся...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

«Роль педагога дополнительного образования в выявлении и развитии творчески одаренных детей»

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...