Программа по декоративно-прикладному искусству "Палитра"
рабочая программа на тему

Программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_palitra.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Управление социальной защиты населения Белгородской области

Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский центр развития и социализации ребёнка»

309000 Белгородская область, п. Прохоровка, ул. Парковая, дом 49

Телефон (факс) - 8 47  242 (2-16-93)

__________________________________________________________________________________________________________

Программа дополнительного образования по

 декоративно-прикладному искусству "Палитра"

   

Срок реализации программы: 2 года

Возраст воспитанниц: 9-17 лет

Автор: Таволжанская Е.А.

Прохоровка, 2017 г.

Пояснительная записка

 Составной частью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование школьника. Эмоционально-чувственное восприятие действительности, художественное творчество – самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой самосознания, активного назначения, познания мира.

Актуальность

      Художественное воспитание - это залог дальнейшего развития интереса  к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.

Цели обучения

1. Организация и систематическое развитие художественно-творческой деятельности детей.

2.Овладение учащимися элементарных основ реалистического рисунка.

3.Развитие углубленных художественных способностей детей, их воображения, пространственных представлений, творческой активности.

4.Развитие умений и навыков изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения, художественного образного восприятия.

5. Воспитание интереса и любви к искусству, формирование художественно-творческой активности детей.

Задачи обучения

  1. Развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью пластического искусства в повседневном окружении, в создании всего предметного мира.
  2. Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами художественной выразительности на основе синтеза произведений художественного и декоративного искусства.
  3. Углубленное изучение характера орнаментов центров народного промысла.  Приобщение детей к общественно-полезной деятельности, воспитание у них интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, художественного вкуса.

Принципы обучения

    Программа занятий по изобразительному искусству рассчитана на два года. Программа включает в себя направление по обучению  детей  графическому, живописному изображению, декоративной росписи различных орнаментов центров  народного промысла, а также овладению нетрадиционной  техникой изображения.

    Привлекаются дети от 9 лет до 17 лет. Занятия проходят по 1 часу два раза в неделю. Работа на занятиях проводится в основном фронтально, но часто требуется и индивидуальный подход к  воспитанникам. Занятия проводятся с учетом времени года, состояния погодных условий, событий  в жизни общества, а главное, интересов детей. Методы работы руководителя зависят от возрастной группы учащихся. Так, например, если для детей младшего школьного возраста при работе над композиционным построением даются задания по комбинации деталей из цветной бумаги, то для детей старшего возраста возможен усложненный вариант изучения данной темы- с прорисовкой всех деталей. Таким образом, учащиеся выполняют одинаковые задания, но различные по степени сложности.

   Для закрепления изучаемого материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса детей предусмотрены экскурсии в природу, музеи и выставочные залы.

Использование элементов педагогических

образовательных технологий

        Изучаются возможности простого карандаша (графика), акварели, гуаши (живопись). Дети знакомятся с  техникой  выполнения портрета, пейзажа, натюрморта, фигуры человека, мимики человека, изображение животных и птиц. Работы выполняются с применением  различной техники – графики, живописи, точечной техники, трафарета, набрызга, монотипия, печатанья листьями, методом тычка, рисования пальцами и др..

       На вводных занятиях руководитель рассказывает о содержании работ в текущем году, знакомит с распорядком работы в кабинете.

     Для воспитания творческой активности кружковцев все этапы работы сопровождаются поиском и сбором материала, который может быть представлен в виде карандашных набросков, зарисовок акварелью и гуашью, открыток, фотографий. Этот материал целесообразно хранить кружковцам в своих творческих папках.

     В начале изучения материала каждого раздела программы руководитель рассказывает о народных мастерах, приводит исторические справки и примеры из литературы а также сообщает о сборе необходимого материала для работы. Такие сообщения способствуют пробуждению интереса к росписи и создают у школьников творческий настрой.

     Большое воспитательное значение имеет оформление помещения, где ведутся занятия. Лучшие работы детей рекомендуется представлять на стендах, которые следует оформлять в едином стиле. Руководитель подбирает коллекцию журналов и литературы по темам, готовит рисунки-образцы и учебный материал по темам планирования.

     Виды занятий: экскурсии, конкурсы, анализ своих работ, оформление выставок, посещение  музеев и выставочных залов. 

Проверка результативности

 Основными критериями эффективности занятий по данной программе является оценка знаний и умений воспитанников; используются следующие  формы контроля:

-наблюдение за детьми в процессе работы;

- взаимоконтроль воспитанников;

- участие в районных и областных конкурсах.

    На заключительных занятиях по каждому этапу работы проводится анализ выполненных детьми изделий. В оценки работ учитываются элементы творчества, смысловое значение выбранной темы, композиционное построение, цветовое решение, качество выполнения  работы. Критерии оценки воспитанников определяются тремя уровнями: высокий, средний уровень и ниже среднего.

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

пп

Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

1

Как прекрасен этот мир. Осень.

20

2.

Зимние мотивы.

8

3.

Декоративное рисование. Орнамент. Композиция. Цвет в росписи.

6

4.

Хохломские мотивы.

21

5.

Декоративные композиции.

17

1.

Изображение человека

13

2.

Декоративное рисование. Городецкие мотивы.

19

3.

Роспись изделий малых форм.

10

4.

Работа над выбранной темой.

15

5.

Тематическое рисование.

15

Всего часов:

72

72

Прогнозируемые результаты 1-го года обучения

                                    Должны знать:

-последовательность изображения рисунка(построение, прорисовку, уточнение общих очертаний и форм);

- элементы перспективы, светотени, композиции;- разные приемы работы акварелью, гуашью, карандашом;- последовательность графического и живописного изображения.

                                              Должны уметь:

-использовать красоту материалов при выполнении своих работ;

-владеть элементарными навыками работы гуашью, акварелью, мелками и  другими средствами, конструирования из различных природных материалов;

- передавать гармоничное  сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний.

                         

                        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ПЕРВОГО ГОДА  ОБУЧЕНИЯ

Дата проведения

Тема

Общее

количество

часов

В том числе

теоретиче-

ские занятия

практиче-ские занятия

1

2

3

4

5

1.Вводное занятие

1.Возможности карандаша, акварели, гуаши.

1

1ч-Беседа о возможностях карандаша, акварели и гуаши.

Техника безопасности при работе с красками.

-

-

2.Экскурсия в природу

2

2ч- Наблюдение за формой и цветом осенней природы.

-

2.Мы рисуем осень

1.Рисование осенних листьев с натуры. (печатанье листьям)

3

1ч-Беседа о форме и цвете осенних листьев.

2ч-Изображение осенних листьев по памяти или с натуры. Техника(печатанье

2.Рисование с натуры на тему «Красота осенних деревьев»

3

Беседа о форме и цвете осенних деревьев.

2ч-Изображение осенних деревьев с помощью карандаша.

3.Рисование с натуры осеннего букета  (широкий мазок)

3

1ч-Беседа и наблюдение за формой цветов  осеннего букета.

2ч-Изображение осеннего букета с помощью техники-широкий мазок.

4.Рисование  на тему «дары осени» (клякса)

3

1ч-Беседа о форме овощей и фруктов по памяти .

2ч-Изображение фруктов и овощей с помощью техники- клякса.

5.Рисование осеннего пейзажа  (рисование пальцами)

3

1ч-Беседа о красоте и особенностях осеннего пейзажа

2ч-Изображение осеннего пейзажа с помощью техники (рисование пальцами).

6.Анализ работ, подготовка выставки

                         

 Итого:

2

20

1ч-Подведение итогов, защита работ.

9

1ч-Оформление выставки.

11

3.Зимние мотивы

1.Экскурсия в природу

1

1ч-.Экскурсия в зимнюю природу. Беседа о красоте зимнего пейзажа.

-

2.Зимний пейзаж (монотипие)

3

1ч-Беседа об особенностях зимней природы.

2ч- Работа над зимним пейзажем в технике – монотипие.

3.Роспись праздни костюмов (трафарет, набрызг)

чных

2

1ч-Беседа об особенностях праздничных костюмов.

1ч-.Роспись костюмов, вырезанных из бумаги.

 4.Рисование на тему «Новогодний карнавал»(соль)

1

Беседа о праздничном карнавале

1ч-Изображениепразничного карнавала в технике (соль)

5.Анализ работ. Подготовка выставки.

1

Подведение итогов.

1ч.-Оформление выставки.

Итого:

8

3

5

4.Декоративное рисование

Орнамент, композиция, цвет в росписи

1.Вводное занятие

1ч-

1чТехника безопасности.-

-

2.Краткие сведения по цветоведению

1

Беседа о цветоведении, о росписи различных направлений.

1ч-набросок простым карандашом

3.Краткие сведения о композиции

1ч-

краткие сведения о композиции

1ч-набросок простым карандашом

4.Ознакомление с различными орнаментами

Систематизация орнамента

 

ИТОГО:

6

1ч-Ознакомление с различными видами орнаментов

-

2

2ч-практичесие занятия- изображение различных видов орнаментов

4

Работа над росписью по хохломским мотивам.

1.Изучение техники росписи хохломских мастеров

4

1ч-беседа о технике различных мастеров Хохломы

3ч-изображение хохломских узоров

2.Цветовое решение в работах мастеров (широкий мазок)

4

1ч-изучение хохломской росписи в цвете

3ч-использование техники-мазок

3.Составление композиции с применением хохломских мотивов

4

1ч-изучение хохломских мотивов

3ч-изображение хохломских мотивов

4.Изучение материала

1

-Изучение росписи изделий

1ч-роспись изделия

5.Роспись изделия

                     

  Итого:

5.Декоративные композиции.

8

21

1ч-роспись  изделий из дерева

4

7-ч-роспись изделий из дерева

17

1.Экскурсия в Дом ремесел

2

2ч-экскурсия, ознакомление с видами ремесел

-

2.Рисование декоративных форм (сказочная птица)

2

-

2ч-рисование сказочной птицы

3.Элементы узора (купавка, розан) (клеевая техника)

2

-

2ч-изображение купавки в технике(клеевая)

4.Рисование по образцам городецкой росписи

3

1ч-ознакомление с особенностями городецкой росписи

2ч-рисование с использованием элементов городецкой росписи

5.Рисование с натуры и по представлению( птицы)

2

-

2ч-рисование птиц по представлению или по памяти

6.Экскурсия в природу.

2

2ч- беседа о красоте весеннего пейзажа

-

7.Рисование животных по представлению (рис.пальцами)

2

-

2ч-рисование животных в технике (пальцами)

8.Анализ работ. Подготовка к выставке.

2

1ч-подведение итогов проделанной работы.

1ч- оформление выставки.

                          Итого:

17

6

11

                          Всего:

72

24

48

Содержание программы 1-го года обучения

            В процессе обучения на первом этапе дети овладевают навыками и умениями работы с кистью, красками, уходом за материалом и инструментом, знакомятся с элементами графической грамоты, основами цветоведения, композиции. При изучении этого раздела обращается внимание детей на метод сбора материала и его систематизацию.  Материалом могут служить карандашные наброски, зарисовки акварелью, гуашью, открытки, репродукции. Акцентируется внимание учащихся на сборе орнаментов Хохломы и Городца.

   Вводное занятие. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Демонстрация изделий народных мастеров и изделий, изготовленных  детьми в кружке в предыдущие годы. Значение расписных изделий народных мастеров в быту  крестьянина и в современном интерьере.

  Ознакомление детей с содержанием предстоящей работы в кружке. Знакомство с кабинетом и его оборудованием, с правилами внутреннего распорядка. Организация рабочего места для работы. Правила безопасности труда. Организационные работы.

    Краткие сведения по цветоведению. Цветоведение как область науки. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенные цвета. Светлота. Основные и дополнительные, родственные цвета. Цветовой контраст. Цвет и его значение в произведении. Физическое, эмоционально-психологическое и символическое значение цвета.

    Изображение  осеннего пейзажа. Освоение техники «Печатанье листьями» и «Широкий мазок». Цветовое решение. Рисование с натуры. Экскурсия в природу. Детальное изображение осенних цветов, фруктов, овощей. Тематическое рисование. Передача настроения с помощью цветовой гаммы.

    Зимний пейзаж. Освоение техники «Рисование солью. Экскурсия в природу. Изготовление карнавальных костюмов для карнавала. Работа простым карандашом , акварелью, гуашью. Использование техники «Набрызга», «Монотипие» и «Трафарет».

   Цветовое решение в орнаменте Хохломы и Городца (примеры).

     Практическая работа. Основные цвета. Выкраска основных цветов. Родственные цвета. Прямоугольники (нарисованные на бумаге) заливаются основными цветами и рядом наносится родственный цвет. Дополнительные цвета.

     Задания для самостоятельной работы: привести примеры цветового контраста.

     Краткие сведения о композиции. Основные законы композиции. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного цвета, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность, масштабность.

     Практическая работа. Композиционное построение. По заданному элементу построить орнамент, применяя принцип симметричного построения. Применение  «клеевой техники».

     Ознакомление с различными орнаментами. Орнамент как средство художественно выражения в искусстве. Ознакомление с хохломскими орнаментами. Принцип композиционного построения орнамента. Цветовое решение. Характерные признаки орнаментов. Демонстрация изделий народных мастеров, открыток, зарисовок детей, репродукций по теме.

     Практическая работа. Зарисовка орнаментов. Собранный материал и свои зарисовки, сделанные на предыдущих занятиях, классифицировать по направлениям художественных промыслов.

    Работа над росписью по хохломским мотивам. При изучении материала этого раздела дети более детально знакомятся с орнаментом Хохломы, разновидностями приемов хохломской росписи. Значение золотистого фона изделий. Экскурсии в музей. Зарисовка элементов хохломского орнамента с применением традиционных сочетаний.

   При построении композиции в круге, квадрате, овале с симметричным рисунком начинают работу с обозначения центра композиции. Затем делят по кольцу на равные части.

   Экскурсия в природу. Изображение птиц и животных с применением «техники пальцами» и  «метод тычка». Подготовка и оформление выставок.                                  

2-й год обучения.

 Должны знать:

- о средствах передачи  в изображении  строения и перспективных изменений  предметов, цвета с учетом источника освещения;

- о средствах выразительности,  о применении цветового контраста, теплого и холодного колорита;

- о технике росписи мастеров Хохломы и Городца.

 Должны уметь:

- владеть навыками пространственного изображения- передавать глубину пространства и величину в пространстве;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

- использовать линию симметрии в рисунках и узора;

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- сравнивать свой графических и живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;

- рисовать по памяти и по представлению  отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов.                     

                 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВТОРОГО  ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Дата  проведения

Тема

Общее количество часов

В том числе

теоретических

Практических

1

2

3

4

5

1.Изображение человека.

1.Беседа о предстоящей работе на год.

1

1ч-техника безопасности, беседа о предстоящей работе на год

-

2. Изображение фигуры человека. Пропорции .

2

1ч-изучение пропорций человека

1ч-Практическая работа .Набросок фигуры человека

3. Рисование фигуры человека с натуры.

4

1ч- изучение правил изображения человека с натуры

3ч- изображение фигуры человека с натуры

4. Иллюстрации к сказке.

2

1ч- беседа о выбранной теме для иллюстрирования

1ч- набросок иллюстрации к сказке

5.Изображение своего друга по памяти или с натуры.

3

1ч- правила изображения человека по памяти

2ч- набросок человека с натуры или по памяти

6. Анализ работ. Оформление выставки.

                    Итого:

1

13

Подведение итогов

5

1ч- выставка рисунков

8

2.2

2.Декоративное рисование.

Городецкие мотивы.

1.Изучение техники росписи мастеров Городца.

4

1ч-изучение техники Городецкой росписи

3ч-набросок элементов городецкой росписи

2.Цветовое решение городецких росписей.

2

1-ч-изучение цветового решения городецкой росписи

1ч- практическое занятие по цветовому решению

3.Составление композиций.

4

1ч-изучение правил составления композиций

3ч- составление композиций

4.Подготовка предмета к росписи.

1

-

1ч-подготовка деревянного предмета к росписи

5.Роспись изделий.

                   ---------------------

                    Итого:

8

19

1ч- выбор предметов для росписи

4

7ч- роспись готовых изделий

15

3.Роспись изделий малых форм.

1.Украшение и их значение в жизни человека.

     

1

 роспись изделий малых форм

1ч- роспись изделий малых форм

2.Зарисовка цветочного орнамента.

2

1ч-образец зарисовки цветочного орнамента

1ч- зарисовка цветочного орнамента

3.Составление композиции и работа над созданием эскиза.

2

1ч- составление композиции

1ч- составление эскиза

4.

4.Изготовление заготовок

1

-

1ч-изготовление заготовок для росписи.

5.Роспись изделия.

3

-

3ч- роспись готовых изделий

6.Окончательная отделка изделия.

                          Итого:

4.Работа над выбранной темой.

1

10

1

-

2

-

1ч- отделка готового изделия

8

1ч-выбор своей темы

1.Подготовка необходимых материалов.

2.Разработка эскиза

2

-

2ч- разработка эскиза.

3.Роспись изделия

10

1ч-беседа о росписи изделия

9ч- роспись изделия

4.Организация и проведение выставки.

                          Итого:

2

15

1ч-подведение итогов работы

2

1ч-выставка работ

13

5

Тематическое рисование.

1.Вводная беседа. Натюрморт (широкий мазок)

2

1ч- беседа о правилах рисования натюрморта

1ч-рисование натюрморта в технике(широкий мазок)

2. Изображение  весеннего букета ( точечная техника)

2

1ч- изучение точечной техники

1ч- рисование весеннего букета 

3.Экскурсия в природу.

2

- беседа об особенностях весенней природы

-

4.Рисование весеннего пейзажа (техника тычка)

2

 изучение техники тычка

2ч-рисование весеннего пейзажа

5. Рисование на тему «Родной уголок»

2

1ч-выбор темы

1ч- работа с акварелью

6.Рисование узоров из декоративно

переработанных форм растительного мира.

2

-

- изображение декоративных узоров

7.Конкурс рисунков.

1

1ч- проведение конкурса рисунков

-

8. Оформление выставки.

                             Итого:

2

 15

-

6

2.Оформление итоговой выставки.

9

                              Итого:

72

19

53

Содержание программы 2-го года обучения.

      В процессе второго года обучения дети знакомятся с изображением фигуры человека, пропорций построения, рисованием с натуры, по представлению, по памяти. Содержание программы 2-го года обучения включает в себя  рисование натюрморта с использованием техники «широкий мазок», экскурсию в природу, рисование весеннего пейзажа с применением «техники тычка» и «точечной техники», а также иллюстрирование сказок с изображением человека.

     Более подробно изучается техника росписи мастеров Городца. Городец- центр народного художественного промысла. Умельцы городецкой росписи.

Изучение кистевых приемов письма городецкой росписи. Развитие навыков и умений в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Городца.

   Практическая работа. Упражнения кружковцев в исполнении элементов городецкой росписи. Применение не более 2-3 цветов.

   Цветовое решение. Фон и его значение в городецких росписях.

   Составление композиций. Закрепление  знаний и умений по композиционному построению орнамента. Цветовое решение эскиза. Умение составления гармоничного сочетания цвета в композиции. Изготовление графического рисунка.

  Практическая работа. Изучение композиционных решений в городецких росписях. Разработка эскизов в цвете. Подготовка доски к росписи. Перевод рисунка на поверхность заготовки. Роспись изделия. Обработка древесины лаком. Анализ работ. Смысловое решение композиции. Гармоничное сочетание цветов в работе. Качество выполнения росписи.

   Практическая работа.  Нанесение краски широкими мазками на намеченные части (фигуры людей, животных, цветов). Получение объемных форм за счет нанесения характерных для городецких росписей штрихов. Покрытие доски лаком по методу, изученному ранее при изготовлении росписи по хохломским мотивам.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Занятия программы по дополнительному образованию включают в себя следующие формы работы:  беседа, экскурсии, конкурсы, защиту своих работ детьми, подготовку и проведение выставок.

      Методы и приемы  учебно-воспитательной работы – коллекционирование журналов, фотографий, зарисовок, открыток, подбор литературы по темам, выполнение образцов по темам для демонстрации, подготовка учебного материала по темам планирования.

      Материальное обеспечение: калька, вырезки из журналов, образцы,  краски, бумага акварельная. Использование технических средств: магнитофона, дисков с классической музыкой, компьютера.

                                        Список литературы.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ . Культура быта. Изд.«Просвещение», М-1986.

Кузин В.С. Пособие для учителя . Изобразительное искусство. М.,2005.

Арбат Ю.А. «Русская народная роспись» М., 1970.

Василенко В.М. Народное искусство. М.,1974.

Воронов С.О. О крестьянском искусстве. М., 1972.

Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. М., 1972.

Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 1975.

Круглова О.В. Русская народная роспись по дереву. М., 1974Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32с.

Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с.

Одинокова Г. Ю. . Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с.

Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32с.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.