Адаптированная программа по хореографии.
рабочая программа по теме

Чумак Наталья Владимировна

Формирование у учащихся начальной школы здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Лицей №14» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (МБОУ «Лицей №14» НМР РТ)

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДЕТСКОГО  ОБЪЕДИНЕНИЯ

«МИКС»

                          Разработал:

                                                 Педагог дополнительного образования

                                  Чумак Наталья Владимировна.

2017-2018 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа для 1-5 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6»  октября 2009 г,  № 373), на основе:

- программы по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-5 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2008г.;

- программы «Ритмика и танцы» под редакцией Е.И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства  общего и профессионального образования РФ,

Целью данной программы является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям;

- развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;

- формирование общих представлений о культуре движений;

- формирование культуры общения между собой и окружающими;

- воспитание организованной, гармонически развитой личности;

- развитие основы музыкальной культуры;

- развитие музыкальности, способности становления  музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях;

- развитие умения  воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

- развитие умения  определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.);

- формирование  красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.

Для реализации  рабочей программы  используется уче6но-методический комплект, включающий:  

  1. Франио Г. Издательство "Музыка", 2009г.
  2. Пособие по ритмике: для 1 класса музыкальной школы, издательство «Музыка»,   2005г.
  3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва,  2000 год.
  4. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г.
  1. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. Издательство: Академия ,1999г.
  2. Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт    Министерства образования РФ

7. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе.   Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В.Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.

   

                      2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности .

К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
  • метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
  • предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение

                                                  3.СОДЕРЖАНИЕ

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.

«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического спектакля.

«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.

Отличительной особенностью применения комплексов упражнений для детей дошкольного от младшего школьного возраста являлось:

  • поэтапное и детальное разучивание упражнений в медленном темпе;
  • наименьшее количество повторений упражнений;
  • медленный темп выполнения упражнений;
  • простые по сложности упражнения;
  • акцентирование внимания на ошибках в виду быстрой утомляемости;
  • музыкальное сопровождение в медленном и среднем темпе;
  • комплексы упражнений должны занимать не более 40% занятия.

         Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.     Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков. Материал программы включает следующие разделы:

  1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
  2. Танцевальная азбука (тренаж).
  3. Танец (народный, историко-бытовой, бальный, современный).
  4. Беседы по хореографическому искусству.
  5. Творческая деятельность.

          Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты».

          С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
  • художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

        Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Раздел «Танцевальная азбука».

Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца.

Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.

Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.

Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

Раздел «Танец».

       Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца. Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми. В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:

  • усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
  • ритмические упражнения,
  • разучивание танцевальных композиций.

        В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.

        Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:

  • партерная гимнастика;
  • тренаж на середине зала;
  • танцевальные движения;
  • композиции различной координационной сложности.

Раздел «Беседы по хореографическому искусству».

           Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства. Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.

Раздел «Творческая деятельность».

            Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия. При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др. Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему. Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений. Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№п/п

Количество часов

Темы занятий

1

1

Введение. Что такое ритмика.

2

1

Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.

3

1

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

4

2

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

5

2

Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс.

6

2

Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.

7

2

Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.

8

2

Ритмическая схема. Ритмическая игра.

9

2

Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок).

10

2

Простейшие танцевальные элементы в форме игры.

11

2

Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима.

12

2

Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика.

13

2

Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения.

14

2

Упражнения для профилактики плоскостопия.

15

3

Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

16

2

Упражнения для суставов. Разминка «Буратино».

17

2

Упражнения на расслабление мышц.

18

2

Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри».

19

1

Музыкальные, танцевальные темы.

20

2

Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница».

21

1

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.

22

1

Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы.

23

1

Правила танцевального этикета.

24

6

Аэробика.

25

1

Элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка.

26

1

Музыкально-ритмические игры: «Коршун и курица»

27

1

Музыкально-ритмическая игра: «Магазин игрушек».

28

1

Упражнения на выстукивание под музыку.

29

4

Отработка упражнений. Танец «Самба»

30

1

Закрепление изученного.

31

4

Общеразвивающие упражнения. Танец «Джайв»

32

4

ОРУ: перекаты стопы. Элементы «Квикстепа».

33

2

Репетиционная работа

34

1

Урок смотр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по хореографии 3 класс

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образова...

Образовательная программа по хореографии в дошкольных учреждениях.

Программа подготовленна для хореографов в детских садах. Она поможет организовать свою работу правильно не только молодым специалистам, но и работникам со стажем....

Рабочая программа по хореографии для 6 класса "Танцевальный калейдоскоп"

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получе...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...