Личностно-ориентированная технология.
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Атабиева Мадина Ибрагимовна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannaya_tehnologiya.docx170.54 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная технология.

(Е.В. Бондаревская, И.С. Яки-манская, А.В. Хуторской)

Х.И-Г. Атабиева учитель  математики

Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках математики.

Личностно- ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития.

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/t/t1qH0hgD59XYjToiU8vrbSxLnsweCNcPVRzGMfZF3/slide-20.jpg

     Изучив работы ученых, методистов  Афанасьевой Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьяновой М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”; познакомившись с концепцией личностно ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., разработала свою систему индивидуальной работы с учащимися на уроках

математики.

  Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного”

Главным вопросом для меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”

   Свою работу выстраиваю следующим образом:

1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

       В условиях личностно-ориентированного подхода использую такие виды деятельности  учащихся на уроке как:

  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Коллективная
  • Самостоятельная работа 

      Выбирая для себя работу,например,  в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: пробуют свои силы в качестве консультантов, экспертов и т.д., что помогает им раскрыть  свои возможности, реализовать индивидуальные особенности.

       Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

     Учащиеся могут выполнять разные (по какому-либо критерию) задания: 1-я группа «школьники»  работает на уровне воспроизведения,  2-я группа «гимназисты» на продуктивном уровне,  3-я группа «лицеисты» – на творческом уровне. Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения. Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Ученикам 3-ей группы предоставлена наибольшая самостоятельность. Во 2-ой группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Ученики первой группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний.

      Часто использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

        Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся, а карточки с индивидуальными заданиями готовлю  разных цветов в зависимости от уровневой степени сложности материала.

       Часто даю учащимся задания опережающего характера, к которым они готовятся заблаговременно: это презентация и ее защита на уроке, исследование определенной темы, составление схем, реферативное сообщение и т.д.

     Огромное место в системе воспитания личности обучающегося и работе с одаренными детьми занимает внеклассная работа по предмету: участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах, конференциях – все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества. 

Результативность системы личностно - ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и стабильно высоким качеством знаний учащихся математике.        Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в их развитии. Личностно - ориентированное обучение позволило усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшил отставание, помогло углубить и расширить знания учащихся,  исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечило активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Опыт имеет практическую значимость и актуален при реализации такой цели, как формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта.

Содержание личностно - ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.

Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, процесс взаимодействия учителя и ученика.

Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечённость в этот процесс самого ребёнка. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных изначально.

Цель – создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению математики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.

Основные задачи:

  1. Инициирование развития субъектного опыта ученика.
  2. Раскрытие субъектных ценностей учащихся и их использование в качестве мотивационных механизмов.
  3. Содействие реализации личностной познавательной траектории обучаемых в процессе изучения математики.

Выделяют психолого-дидактические характеристикиобеспечивающие личностно ориентированную направленность урока.

1)Формирование и стимулирование субъектной позиции учащегося:

-уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;

-создание ситуации выбора;

-организация индивидуальной деятельности по осмыслению проработке заданного материала;

-стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.

2)Создание условий для проведения и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащегося:

-опора на личностный опыт учеников;

-активное принятие оригинальности, своеобразия, предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;

-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом;

-создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности, интересы;

-формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других.

3)Ориентация на формирование учебной деятельности учащегося ( а не передачу учебной информации):

-развитие мотивационной сферы учащегося;

-создание условий для освоения учащихся компонентов учебной деятельности, учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;

-повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;

-поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.

4)Знание и учёт психо -физиологических особенностей учащихся:

-использование приёмов внешней и внутренней дифференциации;

-выбор методических приёмов, типа, вида урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

-использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;

-обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам.

5)Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:

-ориентация учащихся на усвоение процесса обучения, а не стремлением к заданным извне результатам;

-обучение целеполагания (приёмам, последовательности, классификации)

-создание ситуации успеха;

- помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения.

6)Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:

-постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;

-поощрение творческой активности учащихся;

-ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;

-использование сюжетно-ролевых игр, элементов, тренинга, анализ ситуации;

-разнообразие методов и приёмов деятельности;

-повышение доли учебных заданий творческого характера.

7)Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе;

-создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

-формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;

-формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;

-создание ситуаций включённости учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям.

8)Организация равноправного партнёрского общения в ходе учебного взаимодействия:

-приоритет диалогических форм учебной деятельности;

-организация сотрудничества учителя и учеников;

-организация сотрудничества учеников между собой;

-оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

-доброжелательность в общение.

9)Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:

-акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;

-подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности.

10)Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:

-обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов;

-открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников;

-заинтересованность учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.

11) Личностно ориентированная позиция педагога:

-установка на ученика как на субъект, личность, индивидуальность;

-признание самобытности и уникальности каждого ученика;

-безоценочная позиция;

-доверительная позиция;

-умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей

Типы уроков, способствующие реализации данного подхода:

  • Открытие нового знания
  • Урок совершенствования знаний
  • Контроль знаний
  • Урок обобщения знаний

Для овладения вышеперечисленным содержанием необходимо использовать разнообразные технологии. Выделю некоторые типы:

-На формирование знания изучаемого материала:

  • Вставить пропущенные слова в формулировке определения, правила, алгоритма, приёма.
  • Среди предложенных формулировок выбрать правильную
  • Определить, истинно или ложно данное утверждение
  • Найти в тексте ключевые слова-ориентиры.
  • Составить вопросы к тексту, к чертежу, к схеме
  • Найти дополнительный материал по теме в дополнительной литературе

-На формирование понимания изученного материала:

  • Привести примеры и контрпримеры к данному высказыванию
  • Прокомментировать выполнение какого-либо задания
  • Прочитать словами схему, рисунок и т. д.
  • Описать основную идею выполнения задания
  • Выяснить связь задания с темой или с другими заданиями
  • Подвести итог выполненной работы

-На формирование умений и навыков:

  • Выполнить практическую работу
  • Выполнить действия по образцу, правилу, алгоритму и т. д.
  • Решить типовую задачу, используя известный план
  • Расчленить данную задачу на подзадачи
  • Найти и исправить ошибки при решении задачи
  • Дать оценку результатам решения задачи
  • Выделить из процесса решения задачи полезные для себя новые знания

-На развитие творчества:

  • Придумать и сделать иллюстрацию(модель) понятия, правила
  • Выполнить практическую работу исследовательского характера
  • Придумать стихотворение,сказку,ребус, кроссворд
  • Решить задачу в изменённом виде(с недостающими или с избыточными) данными
  • Составить собственные задачи
  • Составить сообщение на семинар, конференцию

Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.

Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно - ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.

Из технологий личностно-ориентированного обучения я выбрала “обучение в сотрудничестве” Класс делю на группы разноуровневые или одноуровневые, это зависит от характера предстоящей работы, так чтобы в каждой группе был ученик-координатор, способный помочь, поправить и направить работу.

Для усвоения нового материала возможны два варианта организации работы. После вступительного объяснения:

1 вариант. Каждой группе предлагается одна (своя) проблема или одна серия вопросов, на которые должна ответить эта группа. Разбираются каждый с конкретным вопросом своей темы, затем идет общее обсуждение каждого вопроса так, чтобы любой ученик группы мог понять весь материал. Во время обсуждения учителю можно задавать любые вопросы. Когда команда готова, спрашивается любой ученик этой группы.

2 вариант. Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп.Каждый ученик в группе выполняет свое задание, но кроме консультации с учителем может осуществлять консультации с “экспертами” по этому вопросу из других команд. А затем общее обсуждение всех вопросов в своей команде. Проверка по усмотрению.

После завершения работы всеми группами организуется либо общее обсуждение работы (если задание было одинаковым для всех), либо рассмотрение заданий каждой группы, если задания разные.

Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, дается проверочная работа или тест. Такую работу ученики выполняют индивидуально. При этом учитель дифференцирует сложность заданий слабым и сильным. Оценки за индивидуальную работу суммируются, и объявляется общая для группы. Таким образом, и сильный, и слабый могут принести группе одинаковые оценки и баллы.

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс к повышению познавательной активности.  У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе.

В своей педагогической практике я использую различные формы и виды дифференцированного обучения:

1. Разноуровневые карточки

Каждая карточка содержит задания базового уровня, более сложные задания и задания, требующие творческого подхода.

При получении такой карточки каждый ученик определяет для себя уровень.

Тесты: тематические, итоговые

Задания в тестах подбираются по степени сложности - от легких к более сложным. При работе с тестами ученики выполняют различные виды заданий: выбрать только ответы или кратко решить, чтобы видеть ход мыслей, рассуждений ребенка.

Самостоятельные и контрольные работы содержат задания, как обязательного уровня, так и задания повышенного уровня сложности. При проведении контрольных работ использую несколько вариантов; для сильных учеников более сложные задания,  что исключает списывание и дает индивидуальный подход к каждому ученику.

4. Работа по учебнику также имеет дифференцированный подход. Задания разбиты по уровню сложности. В своей работе практикую консультации для детей, которые пропустили занятия, в целях устранения пробелов в знаниях.

5. При изучении новой темы выделяю четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В результате их прохождения должна быть усвоена тема. Первый этап обращен одинаково ко всем учащимся. На следующих этапах проявляется дифференциация.

В этой работе детям очень помогают компьютерные технологии. Они учатся работать с информацией, эффективно её использовать.

Методы и формы, применяемые при дифференцированном обучении

Методы и формы обучения

Учащиеся с низкой успешностью обучения

Учащиеся со средней успешностью обучения

Учащиеся с высокой успешностью обучения

1.Самостоятельные работы с внепрограммным, доп.материалом

Экспресс- информация, сообщение

Реферат

Доклады

2.Самостоятельные работы с учебником

Репродуктивные

Познавательно- творческие

Творческие

3.Групповая работа

Участник группы

Руководитель группы

4.Деловые игры

Участники игры

Исполнитель ролевой ситуации

Ведущие игры

5.Внеклассные учебные занятия

Дополнительные занятия, консультации  

Факультативы

6.Работа временных групп во внеурочное время

Группы по ликвидации пробелов  

Группы для подготовки к олимпиадам

7.Программированный контроль

Ответы типа «правильно»- «неправильно»

Из 5 ответов- один правильный

Из 10 ответов — несколько правильных

8.Работа в парах (консультанты)

Консультируемый

Консультант

Таким образом, учащиеся строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.

Основные преимущества использования проектной технологии....

Личностно-ориентированная коммуникативная технология «Активный выбор». Тема: «Семейный досуг».

Новизна технологии заключается в поэтапности построения, форме подачи материала, которая позволила более глубоко, осмысленно подросткам погрузиться в обсуждаемую тему, что повышает эффективность воспи...

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

Презентация " Личностно-ориентированный урок" ТЕХНОЛОГИЯ

•Методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...

Личностно - ориентированные педагогические технологии на уроках истории

Данный материал о направлениях и возможностях личностно-ориентированного образования в школе при преподавании уроков истории. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с ...