«Воспитание любви к природе у младших школьников через игры экологической направленности»
материал на тему

Минин Александр Викторович

Выступление по теме:  «Воспитание любви к природе у младших школьников через игры экологической направленности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»

Выступление по теме:

 «Воспитание любви к природе у младших школьников через игры экологической направленности»

 

Автор: педагог дополнительного образования

Минин Александр Викторович

Смоленск

2018

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Поиск новых форм и приёмов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое.

В дополнительном образовании особое место занимают такие формы занятий по экологической направленности, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого ребёнка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего индивидуального труда, прививают любовь к живой природе и формируют навыки бережного отношения к природе. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого его деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. На самом деле она требует, что бы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют а играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

Игра имеет очень большое значение в жизни учащихся младшего школьного возраста и очень важно сделать так, что бы он, не потерял интерес к ней. Так как игра – явление многогранное, её можно рассматривать, как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для учащегося. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения ребёнка для него очень важны. Как правило, общественная оценка учебного коллектива значит для ребёнка больше, чем мнение педагога или родителей и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива друзей.

Использование игр и упражнений на занятиях экологической направленности способствует нравственному воспитанию детей, развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению у учащихся.

Отсюда следует, что использование развивающих экологических игр и упражнений на занятиях является неотъемлемой частью экологического воспитания, просвещения и учебного процесса.

Существует классификация игр развивающих интеллект, познавательную активность ребёнка и несущих одновременно функцию экологического воспитания  и просвещения младших школьников.

1. Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки и предметы дети познают форму, цвет, объём, материал, мир животных, мир растений, мир людей и т.п.

2. Игры творческие, сюжетно – ролевые, такие как: «Бреин ринг», «Своя игра», «КВН», «Блеф клуб», «Что, где, когда?» и т.д. Данные игры – важная составная часть учебной, но прежде всего, внеурочной работы познавательного характера, а так же, воспитательной работы. Творческие, интеллектуальные, сюжетно – ролевые игры в обучении – не просто развлекательный приём, или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Игры–путешествия носят характер экологических, зоологических, ботанических, географических «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются учащимися в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего- либо и реализующая этот проект путём внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности, где учащиеся могу отправляться в «новый мир» и заново открывать его для себя. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, журналы, справочники.

3. Игры с готовыми правилами, обычно их называют дидактическими. Как правило, они требуют у учащегося умения распутывать, расшифровывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребёнок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

4. Строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

5. Игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путём сравнения показывают играющим ребятам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Педагог, используя, в своей работе все пять видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Из раскрытия понятия игры психологами и педагогами можно выделить ряд общих положений:

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей самых разных возрастов.

2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3. Игра – первая ступень деятельности ребёнка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников.

4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

5. Игра – свобода самораскрытия. Саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

6. Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Использование дидактической игры как средства развития детей младшего школьного возраста уходит своими корнями в далёкое прошлое.

В настоящее время дидактической игре придаётся большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры ребёнка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов вообще.

Игра – это эмоциональная деятельность, играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Если рассматривать роль дидактической игры в экологическом воспитании, то следует сказать, что эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.

Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, что бы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природного содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребёнка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несёт. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику игры. Поэтому, если учащиеся организовали  игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребёнок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при, этом ни кто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности.

Познание природы, взаимодействие с ней требуют учёта специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребёнка.

Рассмотрев роль дидактической игры, следует, остановится на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенности руководства ими.

Итак, структуру (структура дидактической игры по А.К. Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от учащихся игровой. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определён объём знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия. Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей.

Дидактический материал и результат. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал, результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры определяется:

1. Рациональным сочетанием дидактической и игровой задач. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет своё обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребёнка входить в воображаемую ситуацию и действовать по её законам, то есть отвечает возрастным особенностям младшего школьника.

2. Видом игровой деятельности формой организации взаимодействия взрослого с ребёнком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трёх направлениях: подготовка дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и бучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого педагога; подготовка к игре детей; обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.  

Проведение дидактической игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода игры и правил игры.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели – это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у детей младшего школьного возраста:

1. Для того что бы учащиеся овладели игровыми умениями, педагогу следует играть вместе с ними.

2. При формировании у ребёнка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнёром-сверстником.

3. Педагог, играя с учащимися вместе, должен на каждом этапе разворачивать игру так, что бы ребёнок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения игры.

Приёмы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство педагога в игру учащихся.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми младшего школьного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жёсткого подчинения.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.

Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей младшего школьного возраста позволили разработать целую систему использования дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) по воспитанию любви к природе родного края в рамках формирования общей экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений.

Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экологической деятельности, так и для формирования личности учащегося в целом.

Современная экологическая ситуация актуализировала необходимость оптимизации отношений общества и природы, как комплексной проблемы науки и практики.

Одним из важнейших направлений, условий, средств оптимизации является экологическое образование, возрастающая роль которого признаётся практически всеми государствами мира.

Очевидно, что при освещении вопросов экологического образования необходимо обращение к состоянию окружающей среды на разных уровнях. Понимание проблемы окружающей среды требует определённых действий, как со стороны отдельного человека, так и на всех уровнях общества и всего мирового сообщества. Экологическое образование может быть эффективным в том случае, если всё человечество будет участвовать в меру своих возможностей в решении задач улучшения отношений «человек – окружающая среда». Из этого следует, что воспитывать экологическую культуру, любовь к природе вообще и к природе родного края в частности, необходимо с ранних лет.

Ценность младшего школьного возраста очевидна. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи педагога ребёнок начинает осознавать её ценность для всех людей. Важно, что бы учащийся познавал окружающий мир сообразно природе его психического развития, то есть, посредством игры, сущность которой заключается в том, что дети в ней отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Понимание целесообразности использования игры в обучении детей младшего школьного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых – обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений. Исследованиями Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и другими установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности; умений использовать приобретённые знания в новых условиях. Она может быть формой организации обучения; методом закрепления знаний; средством воспитания нравственно-волевых, трудовых, экологических и других знаний и умений.

Дидактическая игра рассмотрена в данной работе как эффективное средство экологического воспитания и как одно из его направлений – воспитание любви к природе у детей младшего школьного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать её в любом из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми.

 

 

               

                                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Вечная задача педагогики- воспитание умного, доброго, сильного и честного человека....

Эстетическое воспитание младших школьников через приобретение танцевальной культуры

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Тема: «Развитие речи младших школьников через сенсорное воспитание»

Тема:   «Развитие речи младших школьников через сенсорное воспитание»...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в природе долж...

Доклад "Воспитание любви к природе, экологическое просвещение младших школьников"

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников....