Доклад на РМО "Особенности овладения навыком чтения детьми с ОВЗ"
статья по теме

Кузнецова Алла Валерьевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки чтения в младших классах - это база, на которой строится все обучение, это основа для дальнейшего развития ученика.

Чтение, как известно, комплексный процесс; он характеризуется двумя

главными сторонами: техникой чтения и пониманием прочитанного. При этом техника чтения служит средством для достижения главной цели - понимания содержания текста.

Вопрос, как научить детей читать быстро, выразительно и осознанно интересует всех  педагогов  начальной  школы коррекционной  школы. Процесс этот чрезвычайно трудный.

В начале обучения важно определить типичные нарушения чтения у обучающихся коррекционных школ VIII вида.

СЛАЙД№1

Особенности овладения навыком чтения детьми  с  лёгкой  интеллектуальной  недостаточностью

 Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью, Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком. В связи с тем, что контингент класса (коррекционной) школы неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что создает дополнительные трудности для фронтальной работы. Так, во 2-м классе некоторые ученики уже могут читать слитно отдельные, простые по структуре слова. Но большинство детей только осваивает слоговое чтение. По мере усложнения программных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Умственно отсталые учащиеся очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не столько с недостаточно быстрым соотнесением звуков и букв, смешением их, затруднениями в слиянии одного звука с другим ,сколько с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности. Характерные для умственно отсталых детей косность, привязанность к какому-либо одному способу действия мешает им при переходе от аналитических приемов чтения к синтетическим (от слогов к целым словам). В результате школьники, начав читать по слогам, с трудом переключаются на чтение целыми словами даже хорошо знакомых и усвоенных лексем. И наоборот, сразу прочитав первое слово, пытаются так же быстро прочитать и следующее, но, как правило, ошибаются. Развитие беглости чтения тормозится еще и тем, что поле зрения у умственно отсталых детей ограниченное. Они обычно видят только ту букву (тот слог), на которую в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что  связано с их основным дефектом. У  учащихся  массовой  школы   беглость чтения,  скорость восприятия текста возрастает настолько, что понимание опережает по времени произнесение    и  поэтому беглость чтения развивается довольно быстро и в основном равномерно.  У умственно отсталых школьников в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. При этом наблюдается значительная амплитуда колебания скорости чтения у отдельных учащихся. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании  все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку и др. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для учеников специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в старших классах и тормозит развитие навыка беглого чтения. Если говорить о навыках выразительного чтения, то здесь можно отметить следующее: в первые годы обучения дети не соблюдают правильный темп чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание. Характерны или излишне громкое чтение, или излишне тихое. В целом же оно отличается монотонностью. По мере повышения уровня беглости и сознательности чтения улучшается и его выразительность. При этом, как и дети с нормальным интеллектом, многие учащиеся обладают неплохими способностями к выразительному чтению. Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения. По мере перехода детей из класса в класс осознание читаемых текстов улучшается. Однако и у старшеклассников продолжает сохраняться фрагментарность восприятия читаемого. Более того, по мере развития темпа чтения увеличиваются пропуски отдельных моментов повествования, что может приводить к неполному или неточному пониманию прочитанного (в отличие от младших классов полное искажение смысловой структуры здесь встречается значительно реже). Не преодолеваются до конца и трудности, связанные с осмыслением главной мысли произведения. Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности школьников в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим качеством   чтения.

Типичные нарушения чтения у обучающихся начальной (коррекционной)   школы  VIII вида

 Среди них можно выделить несколько групп нарушений в сфере восприятия:

СЛАЙД№2

1) неразвитость опознания букв (видят букву, но не узнают ее);

2) узкий круг восприятия пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению;

3) неразвитость процессов сравнения (видят общее, но не видят различий и поэтому путают буквы);

4) замедленный процесс установления связи между восприятием и произношением (не узнают слоги, меняют местами или пропускают буквы, путают из названия);

5)слабая память (кратковременная);

6)нарушение процесса распределения внимания;

7)плохое понимание смысла прочитанного;

8)отсутствие навыков самоконтроля;

9)нарушения звукопроизношения;

10)вялость артикуляционного аппарата.

СЛАД№3

Для коррекции и развития навыков чтения используются упражнения, которые можно условно разделить на четыре группы:

  1. Зрительное восприятие;
  2. Произношение;
  3. Понимание прочитанного.
  4. Выразительность чтения.

Первая группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова.

Конкретными задачами таких упражнений являются:

СЛАЙД№4

а) установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;

б) дифференциация сходных единиц чтения;

в) закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально;

г) слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.

Для упражнений необходимо выбирать слоговые структуры слов, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке:

-В таблице записаны все гласные алфавита. Можно прибавлять одну согласную (чтение прямого открытого слога). Затем количество согласных букв увеличивается до двух или трех (чтение слогов со стечением согласных). Данное упражнение желательно проводить в игровой занимательной форме.

-Чтение слогов и слов по подобию:

ма – мо, Маша - шапка

са – со, Даша - лапка

ла – ло, Паша - папка

-Чтение слогов и слов с подготовкой:

о - то - сто – стол- сто - ит

у – ту – сту – стул ста — ли

-Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

лес – лесок, трава – травка, дом – домик

-Метод корректурной пробы: вычеркивание букв на специально изготовленных карточках или в текстах старых учебников. Затем можно подсчитать количество встретившихся букв;

Счет по таблице Шульте, которое отрабатывает скорость движения глаз, переключаемость со строки на строку. Учащиеся приучаются к поиску нужной цифры, просматривая столбики только сверху вниз. Именно такой порядок прослеживающего движения глаз служит целью расширения поля зрения при чтении.

СЛАЙД№5

Для детей с проблемами в обучении характерна вялость артикуляционного аппарата, некоторая нечеткость речи.

Важно систематически проводить коррекционную работу по совершенствованию звукопроизношения.

Каждый урок начинается с дыхательной, мимической, артикуляционной гимнастики, упражнений для развития дикции. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются с учетом нарушенных звуков. Затем следует хоровое проговаривание скороговорок, чистоговорок. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Вот некоторые упражнения:

-Чтение шёпотом и медленно:

Ра - ра - ра - начинается игра.

Ры - ры — ры — у нас в руках шары.

Ру - ру - ру — бью рукою по шару.

 -Чтение с доски тихо и умеренно

арка - арца

арта - арща арла - арча арса - аржа

-Чтение чистоговорки (или пословицы) .

СЛАЙД№6

Третья группа упражнений, способствующих синтезу восприятия и понимания, направлена на то, чтобы помочь детям быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения. С этой целью можно использовать логические упражнения (время для прочтения слов максимально сокращено). За короткое время ребенок должен успеть не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать и т.д.:

-Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж,

ножницы, клещи, молоток, пила,

шарф, варежки, шапка, пальто.

-Раздели слова на группы:

 Заяц, корова, апельсин,

горох, шкаф, автобус

ежик, стул, яблоко

капуста, коза, автомобиль

-К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

Травы - клевер, щавель, подорожник; Деревья -дуб, сосна;

Насекомые - муха, жук, комар, пчела.

Птицы - сорока, сова, кукушка.

Сознательность как один из компонентов навыка чтения закладывается уже на первом этапе обучения. С самого начала букварного периода необходимо систематически проводить разнообразную работу, направленную на понимание детьми смысла читаемого.

Особое место имеет словарная работа. Словарь у детей с нарушением интеллекта качественно неполноценный и бедный. В нем сужено понимание значения слова, нарушено словообразование. При подготовке к уроку учитель должен провести словарно-фразеологический анализ текста, определить слова и выражения, понимание которых может вызвать затруднение у учащихся. Заранее классифицируются выделенные в тексте слова по следующим признакам:

-слова, без понимания которых трудно или даже невозможно воспринять произведение, понять его в целом (их необходимо объяснять до начала чтения текста);

-слова, вынесенные в сноски, а также другие слова и речевые обороты, вызвавшие затруднения в понимании (эти случаи разъясняю по ходу чтения);

-слова, которые остались непонятыми детьми, разбираются после чтения.

Для объяснения значений слов и выражений используются известные приемы работы: показывается предмет, муляж или изображение на рисунке; в других случаях объясняется значение слова, используя синонимы или антонимы; можно вести слово в понятную фразу, подобрать однокоренные слова. Чтобы ввести новые слова в активную речь учащихся, дается задание составить с этими словами предложение, включить их в пересказ текста.

Большое значение для понимания прочитанного имеет анализ содержания текста. Ставятся вопросы непосредственно по тексту в соответствии с последовательностью предложений. Такой почти построчный разбор многократно обращает детей к произведению, помогает им впоследствии овладеть приемом выборочного чтения, способствует умению выделять предложения из текста и слова из предложения, подготавливает учеников к последующему целостному анализу прочитанного и пересказу по вопросам учителя.

Ответить на вопросы помогают рисунки, имеющиеся в учебнике. Так же дается задание найти в тексте подписи к иллюстрациям. Это позволяет привлекать детей к чтению отдельных слов, словосочетаний и целых предложений, помогает в  толковании слов, грамматических  конструкций.

Очень полезно перед чтением текстов о природе организовывать специальные наблюдения (например, экскурсии в парк, в лес).

Использование перечисленных форм и приемов подготовки к восприятию текста способствует лучшему пониманию прочитанного.

Одним из компонентов чтения, наряду с осознанностью, является его выразительность. На начальном этапе обучения, когда понимание прочитанного еще отстает от процесса чтения, особенно заметны монотонность, несоблюдение пунктуационной интонации, пауз между словами и предложениями, затруднения в логических ударениях.

Как уже отмечалось выше, для обучающихся коррекционной школы 8-го вида характерна вялость артикуляционного аппарата, некоторая нечеткость речи, нарушения звукопроизношения и т.д. В течение всего урока учитель должен следить за правильной артикуляцией, за

отчетливостью произношения.

СЛАЙД№ 7

--Фиксировать внимание школьников на пунктуационном оформлении текста, упражнять их в соблюдении правильной интонации при перечислении и в конце предложений, особенно в вопросительных и восклицательных конструкциях.

- Работу над выразительностью чтения включать в речевую разминку, которая проводится на каждом уроке чтения.

-Необходимо, чтобы каждый ученик  читал как можно больше: выборочное чтение, чтение в лицах, хоровое чтение. Во время хорового чтения школьники осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, малообщительные дети ведут себя более свободно, расковано. В классе создается положительный фон настроения.

В процессе переработки текста показывается учащимся образец правильного чтения, не разрушая его смысловой целостности и выразительности. Тренировка в чтении занимает большую часть урока.

Чтобы не вызвать быстрого утомления, каждый раз при повторном чтении модифицируются задания. Учащиеся читают по «цепочке», по эстафете, выборочно, прочитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию, ищут в тексте ответ на вопрос и т.д. Используется метод комбинированного чтения (выделяется предложение для чтения хором; необходимо вовремя включится в это чтение), а также метод сопряженного чтения (читает учитель вместе с учеником, затем ученик продолжает один, стараясь читать том же темпе). При обучении чтению обязателен индивидуальный и дифференцированный поход.

Вывод:

Структура урока  должна  быть  выстроена так, чтобы работа по развитию и коррекции навыков чтения, проводилась на каждом его этапе.

Чтение - это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное. И главное в этой работе - добиваться развития мыслительной деятельности каждого ребенка, хорошо знать индивидуальные особенности всех обучающихся, следить за продвижением каждого из них, вовремя заметить возникающие трудности, всячески поддерживать все положительные усилия ребенка. Только творческий подход даст желаемые результаты в обучении правильному, беглому, сознательному и выразительному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Докладная записка

Сообщаю Вам,  что учащийся  9 кл. ….класса на уроки постоянно приходит не подготовленным. Никакие воспитательные приёмы не работают. Регулярно   не выполняет домашние ...

Конспект урока на тему: "Докладная записка. Виды и способы оформления"

В рамках данного урока раскрывается смысл понятий "Докладная записка", "Внутренняя и внешняя докладная записка" приводятся способы оформления...

Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии».

Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии»....