Конспект урока "Особенности работы над музыкальным произведением в классе аккордеона".
план-конспект урока по теме

Печенева Ольга Александровна

Конспект открытого урока, раскрывающего особенности работы над музыкальным произведением в процессе обучения игре на аккордеоне.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Г.ЯРЦЕВО

Открытый урок по теме:

«Особенности работы над музыкальным

произведением»

Подготовила преподаватель: Печенева О.А.

Урок с учеником 5 класса Шарыкиным Виктором.

Ярцево 2018г.

Цель урока:

Развитие и совершенствование навыков исполнения произведений в процессе обучения игре на аккордеоне.

Задачи урока:

- Образовательная

Дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведений, закрепление ранее пройденного материала, применение технических формул в сочетании с работой над художественным исполнением.

- Развивающая

Развивать технические способности, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения. Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.

Методы:

-словесный

-наглядный

-практический.

Реализуемые технологии:

-развивающая

- творческая

- художественно-эстетическая

- информационно-компьютерная

- здоровьесберегающая.

Оборудование:

- аккордеон для ученика

- аккордеон для преподавателя

- стул

- пульт для нот

- нотная тетрадь,  ноутбук.

Ожидаемые результаты:

 Ученик умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение; у него сформирован музыкальный образ. Ученик свободно и правильно владеет нотным текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.

План урока:

- Начало урока

организационный момент ( сообщение темы и поставленных задач)

- Основной этап

теоретическая часть:

практическая часть;

работа над музыкальными  произведениями.

- Заключение

оценивание; домашнее задание.

Теоретическая часть.

  Проигрывание гамм имеет значение:

а) для развития певучего, красивого звука;

б) для выработки легато и стаккато;

в) для освоения тональностей.

 Кроме того, гаммы дают возможность добиться игры равными длительностями в разных темпах. С этой целью необходимо играть гамму ровными четвертями в медленном темпе, сохраняя единицу счета и темп; играть ту же гамму восьмыми, триолями, по мере выработки сохраняя тоже соотношение длительности, следует увеличивать и скорость движения (темп).

  Для успешного овладения игры на аккордеоне и разучивания музыкальных произведений, существенное значение имеет также количество времени, уделяемое учащимися занятиям.

  Начиная работать с произведением и в дальнейшем его художественным исполнением для ученика может быть интересным не только название пьесы, а также история её создания композитором, период времени, в котором она была написана.

  Первоначальной задачей является грамотный разбор произведения: размер, тональность, длительности нот, темп, жанр произведения и его форма, характер (грустный, весёлый) и динамические оттенки.

Ход урока:

                         Упражнение №1

  Урок начинается с проигрывания гаммы соль мажор двумя руками четвертями в одну октаву, восьмыми в две октавы на легато и стаккато (легато «гладкое, ровное, связанное», стаккато острое и в половину длительности нот), триолями в три октавы.

  Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ.

  Осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. С этого момента начинается работа над осмысленным прикосновением – над художественной техникой. Я в своей работе сразу ставлю эту задачу, т.е. считаю необходимым, чтобы любое освоение учеником упражнение можно было применить в произведениях.

  Работа над динамикой (восходящее движение на крещендо, нисходящее на диминуэндо),сменой меха, посадкой и постановкой рук.

                         Упражнение №2

  Гамма ля минор (мелодический вид) двумя руками четвертями в одну октаву, восьмыми в две октавы, триолями в три октавы. Соблюдение верной аппликатуры, динамических оттенков. Подкладывание и перекладывание пальцев ровно, без толчков, работает слуховой контроль смены меха.

  В конце упражнений делаем физическую разминку: повороты руками в сторону, вверх, вниз; повороты кистями рук. Ученику с удовольствием выполнить эту разминку.

  1. Н. Канаев. Этюд (соль мажор)

 Работа по фразам, предложениям, затем по частям. Ученик пытается отработать аппликатурную гибкость. В работе над исполнением этюда используются навыки, приобретённые учеником при  игре гамм. Ярче исполнить динамические оттенки, особенно крещендо и диминуэндо. Педагог предлагает послушать этюд в темпе аллегретто в своём исполнении. Затем ученик старается исполнить этюд в оживлённом темпе.

  1. В. Завальный. Грибной дождик.

  Ученик исполняет пьесу в разных темпах: медленно, затем оживлённо. Отрабатывает трудные мотивы, фразы, предложения, выделяя тему в мелодии. Уделяем особое внимание в работе над фразировкой, которая связана с техникой, владением мехом, т.е. каждая фраза должна быть уложена в одно определённое движение меха – сжим или разжим.

  В партии левой руки – работа над аккомпанементом, прослушиваем бас, контролируем во время игры двумя руками, с опорой на первую долю (вторая, третья, четвёртая доли не подчёркиваются мехом), точно меняем мех. Ученик отрабатывает исполнительское мастерство.

     3.Украинская народная песня « Чом, чом не прийшов» обработка И.Матвеева.

 Указать ученику на размер ( первая доля сильная, вторая – слабая) . После чего проиграв с учётом этого. Обратить внимание на темп, характер, прочитав слова песни, определиться в замысле ( от этого будет построена дальнейшая работа над исполнением произведения). Работа по  партиям отдельно правой и левой рукой. Прослушивать отдельно басы, обратить внимание лёгкость исполнения аккордов. Разделяя обработку народной на части (их четыре), после чего отрабатываем каждую часть в разных темпах с учётом сложностей. Особое внимание уделить в работе  3-ей части, в которой присутствуют элементы полифонии; также отрабатываем заключительную часть с арпеджированным  ходом партии правой руки ( в разных темпах и щтрихах: стаккато, нон легато). Не забываем о смене меха. Конечный результат – художественное исполнение обработки народной песни.

 

Заключение.

  Обобщить урок и подвести итоги, записать домашнее задание.

  Валерий Анатольевич Завальский – композитор и педагог. Преподавал в музыкальной школе на Украине. Писал музыку для баяна, аккордеона, фортепиано, вокальную (романсы, песни). Автор оригинальной методики музыкального воспитания младших школьников.

  Микродинамика – относится к области малых сигналов. Она не создаёт ощущение ударной мощи, но весьма существенна в создании реалистического восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента

Урок посвящен начальному этапу работы в классе акомпанемента...

Методическая разработка "Педагогические задачи на всех этапах разучивания музыкального произведения в классе аккордеона"

Описываются пути совместной поэтапной работы педагога и ученика по разучиванию музыкального произведения, а так же возможные допускаемые ошибки в ходе разучивания и  методы их устранения....

конспект урока по теме:"Этапы работы над музыкальным произведением по классу баян"

1.Представление ученика  - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.  «Этюд» Л.Шитте –...

Внешняя рецензия на открытый урок "Особенности работы над музыкальными произведениями в классе аккордеона"

Рецензия на открытый урок преподавателя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки» Жу...

Конспект урока по специальности «Баян» «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»

Конспект урока по специальности «Баян»«Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»...

Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона

Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование- основа выразительного исполнительства.2. Ин...