Главные вкладки

    Конспект урока "Особенности работы над музыкальным произведением в классе аккордеона".
    план-конспект урока по теме

    Печенева Ольга Александровна

    Конспект открытого урока, раскрывающего особенности работы над музыкальным произведением в процессе обучения игре на аккордеоне.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Г.ЯРЦЕВО

    Открытый урок по теме:

    «Особенности работы над музыкальным

    произведением»

    Подготовила преподаватель: Печенева О.А.

    Урок с учеником 5 класса Шарыкиным Виктором.

    Ярцево 2018г.

    Цель урока:

    Развитие и совершенствование навыков исполнения произведений в процессе обучения игре на аккордеоне.

    Задачи урока:

    - Образовательная

    Дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведений, закрепление ранее пройденного материала, применение технических формул в сочетании с работой над художественным исполнением.

    - Развивающая

    Развивать технические способности, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения. Развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.

    Методы:

    -словесный

    -наглядный

    -практический.

    Реализуемые технологии:

    -развивающая

    - творческая

    - художественно-эстетическая

    - информационно-компьютерная

    - здоровьесберегающая.

    Оборудование:

    - аккордеон для ученика

    - аккордеон для преподавателя

    - стул

    - пульт для нот

    - нотная тетрадь,  ноутбук.

    Ожидаемые результаты:

     Ученик умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение; у него сформирован музыкальный образ. Ученик свободно и правильно владеет нотным текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.

    План урока:

    - Начало урока

    организационный момент ( сообщение темы и поставленных задач)

    - Основной этап

    теоретическая часть:

    практическая часть;

    работа над музыкальными  произведениями.

    - Заключение

    оценивание; домашнее задание.

    Теоретическая часть.

      Проигрывание гамм имеет значение:

    а) для развития певучего, красивого звука;

    б) для выработки легато и стаккато;

    в) для освоения тональностей.

     Кроме того, гаммы дают возможность добиться игры равными длительностями в разных темпах. С этой целью необходимо играть гамму ровными четвертями в медленном темпе, сохраняя единицу счета и темп; играть ту же гамму восьмыми, триолями, по мере выработки сохраняя тоже соотношение длительности, следует увеличивать и скорость движения (темп).

      Для успешного овладения игры на аккордеоне и разучивания музыкальных произведений, существенное значение имеет также количество времени, уделяемое учащимися занятиям.

      Начиная работать с произведением и в дальнейшем его художественным исполнением для ученика может быть интересным не только название пьесы, а также история её создания композитором, период времени, в котором она была написана.

      Первоначальной задачей является грамотный разбор произведения: размер, тональность, длительности нот, темп, жанр произведения и его форма, характер (грустный, весёлый) и динамические оттенки.

    Ход урока:

                             Упражнение №1

      Урок начинается с проигрывания гаммы соль мажор двумя руками четвертями в одну октаву, восьмыми в две октавы на легато и стаккато (легато «гладкое, ровное, связанное», стаккато острое и в половину длительности нот), триолями в три октавы.

      Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ.

      Осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. С этого момента начинается работа над осмысленным прикосновением – над художественной техникой. Я в своей работе сразу ставлю эту задачу, т.е. считаю необходимым, чтобы любое освоение учеником упражнение можно было применить в произведениях.

      Работа над динамикой (восходящее движение на крещендо, нисходящее на диминуэндо),сменой меха, посадкой и постановкой рук.

                             Упражнение №2

      Гамма ля минор (мелодический вид) двумя руками четвертями в одну октаву, восьмыми в две октавы, триолями в три октавы. Соблюдение верной аппликатуры, динамических оттенков. Подкладывание и перекладывание пальцев ровно, без толчков, работает слуховой контроль смены меха.

      В конце упражнений делаем физическую разминку: повороты руками в сторону, вверх, вниз; повороты кистями рук. Ученику с удовольствием выполнить эту разминку.

    1. Н. Канаев. Этюд (соль мажор)

     Работа по фразам, предложениям, затем по частям. Ученик пытается отработать аппликатурную гибкость. В работе над исполнением этюда используются навыки, приобретённые учеником при  игре гамм. Ярче исполнить динамические оттенки, особенно крещендо и диминуэндо. Педагог предлагает послушать этюд в темпе аллегретто в своём исполнении. Затем ученик старается исполнить этюд в оживлённом темпе.

    1. В. Завальный. Грибной дождик.

      Ученик исполняет пьесу в разных темпах: медленно, затем оживлённо. Отрабатывает трудные мотивы, фразы, предложения, выделяя тему в мелодии. Уделяем особое внимание в работе над фразировкой, которая связана с техникой, владением мехом, т.е. каждая фраза должна быть уложена в одно определённое движение меха – сжим или разжим.

      В партии левой руки – работа над аккомпанементом, прослушиваем бас, контролируем во время игры двумя руками, с опорой на первую долю (вторая, третья, четвёртая доли не подчёркиваются мехом), точно меняем мех. Ученик отрабатывает исполнительское мастерство.

         3.Украинская народная песня « Чом, чом не прийшов» обработка И.Матвеева.

     Указать ученику на размер ( первая доля сильная, вторая – слабая) . После чего проиграв с учётом этого. Обратить внимание на темп, характер, прочитав слова песни, определиться в замысле ( от этого будет построена дальнейшая работа над исполнением произведения). Работа по  партиям отдельно правой и левой рукой. Прослушивать отдельно басы, обратить внимание лёгкость исполнения аккордов. Разделяя обработку народной на части (их четыре), после чего отрабатываем каждую часть в разных темпах с учётом сложностей. Особое внимание уделить в работе  3-ей части, в которой присутствуют элементы полифонии; также отрабатываем заключительную часть с арпеджированным  ходом партии правой руки ( в разных темпах и щтрихах: стаккато, нон легато). Не забываем о смене меха. Конечный результат – художественное исполнение обработки народной песни.

     

    Заключение.

      Обобщить урок и подвести итоги, записать домашнее задание.

      Валерий Анатольевич Завальский – композитор и педагог. Преподавал в музыкальной школе на Украине. Писал музыку для баяна, аккордеона, фортепиано, вокальную (романсы, песни). Автор оригинальной методики музыкального воспитания младших школьников.

      Микродинамика – относится к области малых сигналов. Она не создаёт ощущение ударной мощи, но весьма существенна в создании реалистического восприятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента

    Урок посвящен начальному этапу работы в классе акомпанемента...

    Методическая разработка "Педагогические задачи на всех этапах разучивания музыкального произведения в классе аккордеона"

    Описываются пути совместной поэтапной работы педагога и ученика по разучиванию музыкального произведения, а так же возможные допускаемые ошибки в ходе разучивания и  методы их устранения....

    Рекомендации по самостоятельной работе над музыкальным произведением в классе фортепиано

    Данные рекомендации предлагаются для использования в самостоятельной работе студентам, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при изучении дисциплины «Основной музыкальный инструмент (...

    «Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано»

    Работа педагога в музыкальной школе очень сложна: он имеет дело с учениками самой различной степени одаренности, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму...

    конспект урока по теме:"Этапы работы над музыкальным произведением по классу баян"

    1.Представление ученика  - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.  «Этюд» Л.Шитте –...

    Внешняя рецензия на открытый урок "Особенности работы над музыкальными произведениями в классе аккордеона"

    Рецензия на открытый урок преподавателя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки» Жу...