Проект "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ".
проект на тему

Бунькова Евгения Александровна

Данный файл расскрывает исследовательскую деятельность  на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций учащихся. Подготовила: учитель русского языка и л итературы Бунькова Е. А..

Слайд 2

08.07.2018 2

Слайд 3

08.07.2018 3 Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой

Слайд 4

08.07.2018 4 Задачи: Развитие аналитического мышления, умение видеть логические взаимосвязи между фактами. 2. Развитие навыков порождения информации путем анализа материала. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей : Поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Научить учащихся самостоятельно приобретать знания и получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Слайд 5

08.07.2018 5

Слайд 6

09.07.2018 6 Организация исследовательской деятельности учащихся включает в себя следующие направления: - диагностическое , мотивационно-целевое , теоретическое и проективно-творческое.

Слайд 7

09.07.2018 7 Исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она: Личностно - ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Слайд 8

08.07.2018 8 Перечень приемов, способствующих развитию исследовательских способностей: 1. Развитие умений видеть проблемы. Проблема – это затруднение, неопределенность. 2 . Развитие умений задавать вопросы. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить.

Слайд 9

08.07.2018 9 3. Умение мыслить нестандартно. Главная проблема современных людей – это шаблонность и стандартность умозаключений. В итоге общество обросло стереотипами, готовыми шаблонами принятия решений и выходов из различных ситуаций. Между тем быстрое и нестандартное мышление – лучший выход из всех трудных жизненных ситуаций . 4. Умение правильно ставить задачи проекта. У каждого есть потребности. Потребность — это нехватка чего-либо в соответствии с культурным уровнем человека. Потребности отличаются от желаний. Желание — это стремление удовлетворить потребность.

Слайд 10

08.07.2018 10 Отрывок из романа Л.Н . Толстого «Война и мир» . Старый дуб весь пр .. ображе ( н , нн ) ый раскинувшись шатром сочной темной зел ..н.. млел чуть колыхаясь в лучах в.. черн .. солнца. (Ни, не) корявых пальц ..в, (не, ни) б.. лячек (не, ни) старого горя и (не)доверия (не, ни)чего (не)было видно. Скво .. ь жестк .. кору пробились без сучков соч (?) ные м.. лодые листья так что верить нельзя было что это старик произвел их. Да это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе .. причи ( н , нн ).. весе( н , нн ).. чу(?) ство радост .. и обн .. вления . Все лучш .. минуты его жизн .. вдруг в одно и то(же) время вспомнились ему.

Слайд 11

08.07.2018 11 Структурно-смысловая схема к данному тексту: 1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Прочитайте. 2. Определите стиль и тип речи. 3. Подберите к тексту заголовок. 4. Какие изобразительные средства языка использовал автор? 5. Составьте схему второго предложения. 6. Укажите по одному словосочетанию с разными видами связи. 7. Найдите в тексте два слова, в которых букв больше, чем звуков. Чем объясняется это несоответствие звукового и буквенного состава слов? 8. Разберите по составу слово бе .. причи ( н , нн ) ое . Запишите два слова с таким же составом морфем. 9. Найдите в тексте и выпишите слово, состав которого соответствует схеме: 10. Укажите, какие знания необходимы для того, чтобы правильно расставить знаки препинания в первом предложении? 11. Объясните употребление не — ни и н — нн .

Слайд 12

08.07.2018 12 Таким образом, в исследовательском обучении усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется.

Слайд 13

08.07.2018 13 Р азнообразные формы урока : урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.

Слайд 14

08.07.2018 14 Урок - защита идей по «Слову о полку Игореве» «СЛОВО..» цветовая гамма звуковая гамма глаголы движения топонимический словарь география «Слова», составление карты психологический п о ртрет автора

Слайд 15

08.07.2018 15 В ыписать три категории географических названий: - названия мест, где происходят события романа; названия , связанные с упоминаемыми персонажами, предметами быта и т.п.; - названия , упоминаемые в лирических отступлениях.

Слайд 16

09.07.2018 16 Учащиеся убедились в правоте В.Г.Белинского, что роман "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни", но один из проектантов заметил, что широта размаха охватывает всю Европу и часть Азии.

Слайд 17

09.07.2018 17 В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор. Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал : рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации исследовательской деятельности учащихся.

Слайд 18

09.07.2018 18 Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Слайд 2: Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Слайд 3: Знание только тогда становится знанием,
 когда оно приобретено усилиями своей
 мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой.

Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Слайд 4: Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей:

1.поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. 

2. Научить учащихся самостоятельно приобретать знания и получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Достижению этих целей могут способствовать не только  исследовательские  задания, но  и  такие известные педагогическому сообществу методы проблемного обучения, как проблемное изложение, поисковая беседа и эвристическое изучение».

Слайд 5: Задачи:

1.Развитие аналитического мышления, умение видеть логические взаимосвязи между фактами.

2. Развитие навыков порождения информации путем анализа материала.

Слайд 6:  Исследовательская технология – это одна из  современных  технологий и технологий реализации ФГОС,  потому что:

-  она ориентирована на получение  конкретного результата;

- цель  урока с ее использованием  приобретение  личностных, метапредметных и предметных реузльтатов и УУД в процессе деятельности;

- она ориентирована на  индивидуализацию  процесса обучения;

-  способствует социализации детей в процессе обучения  и после  окончания школы;

- использует  другие инновационные технологии;

-  требует от учителя  организации образовательного пространства урока;

- устанавливает качественно новые  взаимоотношения учителя и ученика на уроке;

- способствует  творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка. 

Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что "учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям отечественной школы". Как мне кажется, в этом определении дается неточная трактовка роли ученика в проблемном обучении: ученик не только принимает участие в решении проблем учителем, но и главным образом решает их самостоятельно (под руководством учителя или с его помощью). Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.

Слайд 7: Направления исследовательской деятельности:

-  диагностическое;

- мотивационно-целевое;

- теоретическое и проективно-творческое

Слайд 8: Исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  1. Личностно - ориентирована;
  2. характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  3. позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  4. позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  5. приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

  Необходимо систематически кропотливо работать над тем, чтобы учащиеся могли  ясно и четко формулировать понятия,  задавать вопросы, ставить цель, планировать,  выдвигать гипотезы и т.д. Полученный детьми в результате этой работы опыт станет хорошей базой для развития исследовательских способностей.  Существуют приемы,  способствующие развитию исследовательских способностей. Познакомимся с некоторыми из них.

Слайд 9:  Перечень приемов, способствующих развитию исследовательских способностей

1. Развитие умений видеть проблемы

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.

Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной задачи.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

2. Развитие умений задавать вопросы

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. 

Закрытые – на которые можно ответить «ДА» или «Нет».

Пример: «Хотели ли  бы вы чтобы главная героиня была счастлива?»

Открытые – задают для того, чтобы узнать мнение людей.

Пример: «Что надо было сделать главному герою для ?»

Слайд 10: 3. Умение мыслить нестандартно.

Главная проблема современных людей – это шаблонность и стандартность умозаключений. В итоге общество обросло стереотипами, готовыми шаблонами принятия решений и выходов из различных ситуаций. Между тем быстрое и нестандартное мышление – лучший выход из всех трудных жизненных ситуаций.

Первое от чего необходимо избавиться - это шаблонность мировоззрения. 

4. Умение правильно ставить задачи проекта.

У каждого есть потребности. Потребность — это нехватка чего-либо в соответствии с культурным уровнем человека. Потребности отличаются от желаний. Желание — это стремление удовлетворить потребность.

Немаловажным является осуществление взаимосвязи в изучении  русского   языка  и  литературы. Этому непосредственно способствует   работа с текстом, в ходе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки старшеклассников. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, ученик определяет тему, идею, анализирует его структуру, лексику, типичные синтаксические конструкции, особенности авторского языка и пр. Большую помощь в анализе текста ученикам оказывают структурно-логические схемы, позволяющие организовать деятельность учащегося.

Слайд 11: Так, в 10 классе при комплексном анализе текста предлагаем учащимся отрывок из пройденного ими произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» (то, что текст знаком детям, повышает к нему интерес):

Старый дуб весь пр. .ображе(н, нн)ый раскинувшись шатром сочной темной зел..н.. млел чуть колыхаясь в лучах в..черн.. солнца. (Ни, не) корявых пальц..в, (не, ни) б..лячек (не, ни) старого горя и (не)доверия (не, ни)чего (не)было видно. Скво..ь жестк.. кору пробились без сучков соч(?)ные м..лодые листья так что верить нельзя было что это старик произвел их. Да это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе..причи(н, нн).. весе(н, нн).. чу(?)ство радост.. и обн..вления. Все лучш.. минуты его жизн.. вдруг в одно и то(же) время вспомнились ему.

Слайд 12: Учащиеся получают структурно-смысловую схему к данному тексту:

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Прочитайте.

2. Определите стиль и тип речи.

3. Подберите к тексту заголовок.

4. Какие изобразительные средства языка использовал автор?

5. Составьте схему второго предложения.

6. Укажите по одному словосочетанию с разными видами связи.

7. Найдите в тексте два слова, в которых букв больше, чем звуков. Чем объясняется это несоответствие звукового и буквенного состава слов?

8. Разберите по составу слово бе..причи(н, нн)ое. Запишите два слова с таким же составом морфем.

9. Найдите в тексте  и  выпишите слово, состав которого соответствует схеме:

10. Укажите, какие знания необходимы для того, чтобы правильно расставить знаки препинания в первом предложении?

11. Объясните употребление не — ни  и  н — нн.

12. Объясните написание приставок с пропущенными буквами.

Выполняя комплексный анализ текста, учащиеся повторяют  и  вспоминают сведения из различных разделов языкознания: от лексики до синтаксиса. Тем самым, польза слияния обучения  языку   и  речи несомненна: занимаясь лингвистическим, лингвостилистическим или комплексным анализом текста, ребенок учится видеть  и  понимать отдельные языковые явления  и  их место в системе  языка  в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать  чужой текст  и  комментировать авторские приемы, школьник развивает  и  свои собственные стратегии создания связных текстов.

Поскольку познавательные особенности  и  предпочтения каждого ребенка индивидуальны (что учитывается при личностно-ориентированном подходе к организации  и  содержанию учебного процесса),  школьники  к получению результата идут разными путями. Некоторые анализируют предложенные тексты с помощью вопросов учителя, некоторые  в качестве промежуточного контроля самостоятельно подбирают фрагменты из изучаемых  на   уроке   литературы  произведений  и  готовят вопросы для комплексного анализа «своих» текстов.

Таким образом, в  исследовательском  обучении усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала  и  сопоставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте  и  забудется.

Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков.

Слайд 13: Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.

Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы — серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование).

Слайд 14: Как это выглядит на практике?

Например, урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове... “ много простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования:

· цветовая гамма, составление спектра произведения

· звуковая гамма «Слова...»

· глаголы движения в «Слове...»

· топонимический словарь «Слова...»

· география «Слова», составление карты

· психологический портрет автора «Слова».

Успешное исследование, проведенное по одному произведению, явилось стимулом к проведению аналогичного по другим произведениям. (Например, интересные выводы получили мы с учащимися после сопоставительного анализа звуковой и цветовой гаммы двух глав «Мцыри» — герой на воле и возвращение героя к монастырю.)

Интересны и такие формы уроков, как «Мой герой», «Мой поэт». Они дают большой простор для исследовательской деятельности. И в связи с большим количеством творческих заданий позволяют даже слабым ученикам участвовать с большой отдачей в общей работе класса.

Слайд 15. В ходе изучения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" учащимся было предложено выписать три категории географических названий: названия мест, где происходят события романа; названия, связанные с упоминаемыми персонажами, предметами быта и т.п.; названия, упоминаемые в лирических отступлениях. Класс делился на три группы (по желанию).

Выписывая топонимы, учащиеся каждой группы составляли мини-карту,  у каждой группы своя. В процессе работы проектанты обращались и к учителям географии, истории, черчения. Следующим этапом была межгрупповая деятельность, результатом которой стала общая карта "Евгений Онегин " на карте".

Слайд 16: Учащиеся убедились в правоте В.Г.Белинского, что "роман "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни", но один из проектантов заметил, что широта размаха охватывает всю Европу и часть Азии. 

Слайд 17: Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации исследовательской деятельности учащихся.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор.

Относительно проведения хорошего урока.

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:

•  мудрости;            • терпения;              • храбрости;          • работоспособности;

• оптимизма;           • преданности своему делу;      • вольнодумия и свободомыслия;

• доброты;               • отдыха и заботы о здоровье;         • доброго юмора;         • такта;

• веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Из опыта работы "Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление  на педсоветеПриложения содержат методические разработки в области исследовательского метода...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...