Создание психологического комфорта в летнем оздоровительном лагере
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Маслова Анастасия Юрьевна

 

         Основными составляющими психологического комфорта в школьном лагере являются: стиль взаимоотношений детей и взрослых в ДОЛ, детей друг с другом, атмосфера дружелюбия; возможность самореализации личности через организацию разнообразной творческой деятельности; атмосфера психологической безопасности среды лагеря для растущей личности и др.

         Психологический комфорт ребенка в ДОЛ зависит от того, как складываются у него отношения с взрослыми и сверстниками, нашел ли он поле деятельности для собственной самореализации, самоутверждения.

         Вполне очевидно, что создать психологический комфорт, благоприятный психологический климат, интересный и разнообразный досуг в детском коллективе - насущная задача педагогов, работающих в детском оздоровительном лагере. Эта задача, требующая высокого уровня развития профессиональной компетентности, методического мастерства и творчества педагогического коллектива лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание психологического комфорта в летнем оздоровительном лагере Мастер-класс

Слайд 2

I. Психологический настрой Уважаемые коллеги! Посмотрите на рядом сидящих коллег. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.

Слайд 3

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Что такое комфорт ? Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют . (“ Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов). Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский )

Слайд 4

Существует три структурные составляющие данного понятия Психологическая Интеллектуальная Физическая Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. ( Тот самый рассол, о котором говорил Шаталов)

Слайд 5

Вполне очевидно, что создать психологический комфорт, благоприятный психологический климат, интересный и разнообразный досуг в детском коллективе - насущная задача педагогов, работающих в детском оздоровительном лагере . Источником психологической комфортности является: •положительное эмоциональное состояние как воспитанника, так и воспитателя; •доброжелательное отношение между воспитателем и воспитанниками, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель. Как писал Борис Слуцкий : Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит …

Слайд 6

«Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», « Мотивируйте учащихся», «Учитывайте психологические особенности детей»

Слайд 7

Педагогическая диагностика в лагере Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о своих непосредственных воспитанниках. Приемы экспресс-диагностики Методика «Экран настроений » ♦красный – восторг; ♦оранжевый - радостное; ♦желтый - спокойное; ♦зеленый - уравновешенное; ♦синий - грустное; ♦фиолетовый - тревожное; ♦черный - уныние. Экспресс- метод выявления лидеров в детском коллективе Кто в вашем отряде 1. …самый умный 2. …самый смелый 3. …самый болтливый 4. …самый красивый 5. …самый опаздывающий 6. …самый замкнутый (по мере необходимости) 7. … наша гордость

Слайд 8

Эмоционально-психологический климат отряда (ЭПК ) 1.В нашем отряде всегда весело 4 3 2 1 0 В нашем отряде всегда скучно 2.Все ребята в общем-то добрые 4 3 2 1 0 В отряде много злых, равнодушных 3.Мы никогда не ссоримся 4 3 2 1 0 Мы часто ссоримся, конфликтуем 4.Ребята в отряде вежливые 4 3 2 1 0 Ребята часто грубят 5.Мне в нашем отряде хорошо 4 3 2 1 0 Мне в нашем отряде неспокойно 6.У нас все равны 4 3 2 1 0 Сильные ребята обижают слабых 7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе 4 3 2 1 0 Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе

Слайд 9

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фидпера 1 2 3 4 5 6 7 8 1.Дружелюбие Враждебность 2.Согласие Несогласие 3.Удовлетворенность Неудовлетворенность 4.Продуктивность Непродуктивность 5.Теплота Холодность 6.Сотрудничество Несогласованность 7.Взаимоподдержка Недоброжелательность 8.Увлеченность Равнодушие 9.Занимательность Скука 10.Успешность Безупречность Чем левее расположен балл по каждой строчке, тем благоприятнее атмосфера в коллективе. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

Слайд 10

Полезную информацию о своих воспитанниках можно почерпнуть из анкетирования родителей. Анкета для родителей Инструкция. Прочитайте внимательно вопросы и ответьте на них 1.Фамилия , имя ребенка. 2.Число , месяц, год рождения. 3.В каких секциях, клубах, студиях занимался? 4.Чем увлекается: любит петь, танцевать, читать, рисовать , шить, заниматься спортом. 5. Назовите характерные черты Вашего ребенка (робкий, застенчивый, спокойный, подвижный, чрезмерно подвижный , другое).

Слайд 11

Улыбка. Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки. Формирование уважения, чувства сплоченности и принадлежности к группе. «Созданию психологического комфорта способствуют психологические игры и упражнения. Они помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат».

Слайд 12

«Новые требования к аттестации педагогов предполагают умение педагога конструктивно решать конфликтные педагогические ситуации». Иногда возникают проблемные ситуации, из которых педагогу нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход. Например: Ребенок , явно демонстрируя свое плохое отношение к кому - либо из одноклассников , говорит : « Я не хочу сидеть вместе с ним ». Что Вы будет делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации? Варианты: А) « Ну и что ?», « Никуда не денешься , все равно придется », « Это глупо с твоей стороны », « Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой » Б) « Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания !» В) «Почему ты не хочешь сидеть за одной партой с Сашей? Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо владеешь…, а Саша …. Думаю, у вас всё получится»

Слайд 13

«Ты и я сообщение» Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику. «Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у ребенка чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда педагог Ты всегда оставляешь грязь за собой Ты никогда не выполняешь обещанного Ты срываешь мне занятие «Я» - сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между ребенком и педагогом Мне хотелось бы, чтобы мы договорились Я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание Ты-сообщение : Ты сегодня опять забыл тетрадь ? Ты всегда плохо выполняешь задания; Тебе не надоело весь урок болтать?

Слайд 14

Вербальные проявления педагога . «Очень важным при общении с детьми является то, какие вербальные средства общения использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности» Так говорить не стоит! А вот так надо! Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно ! Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке. Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю? Ты сейчас очень громко говоришь Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?! Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

Слайд 15

Особо важное значение имеет конец дня. Очень важно, с каким настроением дети уйдут домой . И здесь особую роль играет как оценка педагога и самооценка своей деятельности самих ребят . « Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса.» (А.В. Макаренко) Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы: « Нарисуй своё настроение» Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность « Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .

Слайд 16

12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности уважайте детей; не навредите, ищите в детях хорошее; замечайте и отмечайте малейший успех , от постоянных неудач дети озлобляются; не приписывайте успех себе, а вину -ученику; ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать; создавайте ситуацию успеха; не кричите, не оскорбляйте ни при каких обстоятельствах; хвалите ребенка в присутствии коллектива, а прощайте наедине; только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира; не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми; оценивайте поступок, а не личность; дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Слайд 17

Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить. А.В. Мудрик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке

рассмотреть эмоционально-личностные особенности младших школьников;  разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;  создать условия для формирова...

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

Проект: Спортивно-оздоровительный отряд в рамках летнего оздоровительного лагеря в МОУ "СОШ № 69с углубленным изучением отдельных предметов"

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 69 с углубленным изучением отдельных предметов»            Проект:...

Сценарий игровой программы «Летние забавы» для летнего оздоровительного лагеря

Игровая программа «Летние забавы» рассчитана  для воспитанников летнего лагеря ЦВР «Гармония». Летом хочется отдыхать и играть, здоровье детям укреплять. Поэтому содержание игровой прог...

Отчёт по летней смене в летнем оздоровительном лагере

Отчёт о работе в летнем лагере содержит общую характеристику лагеря и отряда,основные направления работы в отряде, результаты воспитательной работы с отрядом...