Звук и буква С.
план-конспект урока на тему

Педагогические задачи урока:

Уметь выделять в словах звуки [c], [c,], овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слогов и слов.

Развитие речи, фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.

Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения, интереса к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_s.docx52.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения   в 1 «В» классе.

УМК «Школа России», автор учебника В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Тема: Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Формируем умение выделять звук в слове.

- Формируем умение находить слова с заданным звуком.

- Формируем умение различать звуки и буквы.

Познавательные УУД:

1. Формируем умение представлять информацию в виде схемы

2. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

3. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

4. Формируем умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:        

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Формируем умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

2. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить с согласными звуками [c], [c,] и буквами C, c.

Педагогические задачи урока: 

Уметь выделять в словах звуки [c], [c,], овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слогов и слов.

Развитие речи, фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.

Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения, интереса к чтению.

Форма урока: комбинированный урок

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1) Словесный (беседа, фронтальный опрос);

2)Наглядный (демонстрационный материал);

3) Практический (упражнения);

4) Аналитический;

5) Самостоятельная работа учеников.

Основные понятия: Звук, согласный, мягкий, твердый, глухой

Базовые технологии:  

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Игровые технологии;

Этапы урока

Формы и приёмы организации

учебной деятельности учителем

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты (формируемые предметные умения, способы действий, УУД)

  1. Мотивационно-ориентационный этап
  1. Создание мотивационной основы учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют

наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять заботливое отношение к одноклассникам;

  1. Целевая основа деятельности.

- Дети, вы любите гулять?

Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку.

А куда  мы отправимся, узнаем, отгадав загадку:

                   Дом со всех сторон открыт.

                   Он резною крышей крыт.

                   Заходи в чудесный дом.

                   Чудеса увидишь в нём.

-Дети, о каком доме идёт речь? (Лес) Выделите последний звук.

-Как вы понимаете фразу: Дом со всех сторон открыт? Он резною крышей крыт? (В лес можно зайти с любой стороны, резная крыша – резные листья деревьев)

- Отгадайте загадки.                       Картинки выставляются на доску.

1)Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк. (собака)

2)Всю ночь летает –

Мышей добывает.

 А станет светло –

Спать летит в дупло. (сова)

3)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (слон)

- Что общего у слов отгадок?

 Сформулируйте тему урока. Исходя из темы урока, что вы  хотели бы узнать на уроке? Чему научиться?

 Хорошо. Но мы с вами на уроке должны работать дружной командой. Сформулируем  цели для каждого из нас.

Познакомиться…

Научиться отличать…

Научиться читать…

- Покажите букву с на плакате.

Физкультминутка

Дружно по лесу гуляем (ШАГИ НА МЕСТЕ)

и листочки собираем. (НАКЛОНЫ ВПЕРЁД)

Собирать их каждый рад,

Просто чудный листопад. (ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ , С ХЛОПКАМИ В ЛАДОШИ)

.

Ответы детей.

Звук с.

Названия одушевлённых предметов, все слова начинаются со звука с.

Ответы детей.

Доска с опорными словами, ученики используют.

Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту.

.

  1. Поисковый этап.

Планирование деятельности.

  1. С какого дерева упал этот листок? (осина). Что вы знаете про это дерево? 

У осины листья прикреплены особым способом, могут переворачиваться, как маленькие флюгеры, поэтому кажется, что осинка дрожит на ветру. Кора и ветки молодых осинок – любимое лакомство зайцев, лосей зимой. В  древесине есть вещества, убивающие гнилостные микробы. В осиновых рощах  грибники собирают красноголовых красавцев подосиновиков. Осина — зеленоствольное дерево. Если бы стволы осин можно было сравнить с зелеными сарафанами, то черные вздутия заросших сучков легко принять за застежки. Древесина легко колется, поэтому осина – лучшее дерево для изготовления спичек. Издавна из осины делают легкую и прочную посуду. В ней не киснут долго щи и соления. И совсем не зря в некоторых местах клали хозяйки в квашеную капусту осиновое полешко. В старину купола и крыши церквей покрывали небольшими фигурными дощечками из осины, от солнца и дождя эти дощечки со временем становились блестящими, серебристыми.

  1. Работа по азбуке.с. 45.Проведём слого-звуковой анализ слов лес и лось. Сравним последние звуки.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию. Осина.

Согласный, глухой. Может быть и твёрдым и мягким.

Регулятивные:  

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Фиксация плана в устной или письменной форме.

1)Проводится игра «Твердый – мягкий».

Твердый – показывается синяя карточка.

Мягкий – показывается зеленая карточка.

Слова: сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина.

Учитель сообщает, что звуки [с] и [с′] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой С (эс).

На доске вывешивается карточка с изображением буквы С с.

Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули – кисти встряхнули.

Ветер сдувает росу.

В стороны руки –

Плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сели – тоже покажем –

Руки сложили назад.

Работа с сигнальными карточками.

Познавательные: моделирование

Регулятивные:

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

- оценивать результаты своей работы;

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу:-объединять в группы по признаку.

3.Практический этап

  1. Открытие «нового» знания.

1)- Объявляется привал. Присели на пенёчек. Посмотрите на доску. /Слоги/

СИ   СА   СЫ   СО   СУ   ИС   АС   ОС   УС  

2)

Двигаемся дальше.

- Посмотрите в учебник.  На с. 45 несколько заданий.  Как вы думаете, какое задание будет следующим? (мы остановились на словах, значит задание будет со словами - первая точка) Чтобы сравнить слова, что нужно сделать? (прочитать)

Прочитайте слова по слогам, чётко проговаривая.

------------ громко

------------ шёпотом

Читают слоги.

Определяется понятие одно – единственное число; много – множественное число.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- сотрудничать со сверстниками учебной  деятельности.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу:

-объединять в группы по признаку.

  1. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма.

1) Как зовут девочек? (я узнал, что в синем сарафане Нина, она у осины. А в красном  - Инна, она у сосны).

Ещё раз прочитайте текст про себя и подумайте, что случилось в лесу?

Найдите предложения, которые доказывают это. (Ау! Нина, ау!)

Что обозначает слово АУ? Когда его кричат? Какие чувства испытывает человек, если заблудился? (страх, испуг, волнение)

Если вы заблудились, что нужно делать? (не паниковать, кричать ау и идти на голоса)

О чём нужно помнить, когда идёшь в лес, чтобы не заблудиться? (Не уходить в лес одним, запоминать дорогу, ориентиры,  использовать компас. Если заблудились - кричать АУ, звать на помощь.)

         Всё ли задание мы выполнили? (продолжить текст.)

 Прочитайте текст ещё раз и подумайте, как его продолжить.                                                                                

Что самое главное для себя вы возьмёте из этой истории? (не паниковать, быть внимательным, не плакать, звать на помощь, кричать ау и идти на голоса)

 2)    Чтение учащимися стихотворения на с. 49.

Вопросы:

– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?

– В какое время года лес «… лиловый, золотой, багряный»?

3)- Какие слова спрятались?

На доске (с. 46 – вверху)  О-са-ни.    На-сос-на.

4)Карточки на доске. Си, ы, с, ни, са, у, на, сы, о, н, ны, со.

Читают текст.

Работа на с. 44

     (Нина и Инна встретились)

Чтение учащимися стихотворения на с. 49.

Работа в паре, составляют слова.

Сани, сын, сосны, насос, нос, усы, он, сауна, носи, сон,оси, осы

Регулятивные:

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

                                                                  4.Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия  результатов  и способов деятельности.

-С какими звуками мы с Вами познакомились?

-С какой буквой?

-Достигли цели урока? Пришли к результату?

Оцените свою работу: (листочки на столе)

Зелёный листочек – Всё понятно, не было ошибок

Жёлтый листочек – получил знания, но допускал ошибки

Красный листочек – не усвоил материал, испытывает трудности

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют свою работу.

 Поднимают листочки.

Регулятивные:

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...