Главные вкладки

    Программа "Основы мировых религиозных культур" 4 класс
    рабочая программа на тему

    Антипина Валентина Михайловна

    Программа ОРКСЭ модуль  "Основы мировых религиозных культур"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_osnovy_mirovyh_religioznyh_kultur.doc125.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

     «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1

    Акбулакского района Оренбургской области»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

     по предмету  ОРКСЭ

    модуль «Основы мировых религиозных культур»

    для 4 классов

    на 2017-2018 учебный год

    Составитель: Антипина В.М.,

    учитель ОРКСЭ

    высшей квалификационной категории 

    2017

    Рабочая программа по Основам религиозных культур народов России

    1. Пояснительная записка 

    Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

    Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.

    Рабочая программа по курсу разработана на основе нормативно – правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ:

    • Закон Российской Федерации  от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального компонента       государственных образовательных стандартов основного общего образования";
    • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении   СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
    • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения);
    • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков
    • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)
    • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
    • Распоряжение Правительства РФ от 29.10.09 г. № 1578-р.
    • - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004  №1312»;
    • - Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
    • - Приказ Министерства образования Оренбургской области  от  03.08.2017 № 01-21/1557  «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Оренбургской области в 2017-2018 учебном году»;
    • - Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию";
    • - Приказ Минобрнауки России от  5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
    • - Устав  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя  общеобразовательная школа № 1» Акбулакского  района Оренбургской области;  
    • - Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя  общеобразовательная школа № 1 Акбулакского  района Оренбургской области»;
    • - Учебный  план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя  общеобразовательная школа № 1 Акбулакского  района Оренбургской области»  на 2017 - 2018 учебный год.

    Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» -  формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

    Задачи курса:

    1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
    2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

    2. Планируемые  результаты учебного курса

    Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

    Личностные результаты:

    У  учащихся будут сформированы:

    • основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
    • образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • самостоятельная и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    У учащихся могут быть сформированы:

    • доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
    • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Предметные результаты:

    Учащиеся научатся:

    • понимать и принимать  ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
    • Учащиеся получат возможность научиться:
    • осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные универсальные учебные действия 

    Учащиеся научатся:

    • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
    • проговаривать последовательность действий на занятии;

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
    • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

    Познавательные универсальные учебные действия 

    Учащиеся научатся:

    • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
    • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

    Коммуникативные универсальные учебные действия 

    Учащиеся научатся:

    • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
    • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
    •  выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
    •  в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
    •  проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

    Учащиеся получат возможность научиться:      

    • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

    3. Содержание учебного курса   Модуль «Основы мировых религиозных культур»

    Структура модуля «Основы мировых религиозных культур» представлена четырьмя тематическими блоками (разделами).

    Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

    Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

    Блок 2. Основы религиозных культур часть 1 (16 часов) . Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм. Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.  Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.  Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская об щина – сангха. Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

    Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

    Блок 3. Основы религиозных культур часть 2 (12 часов). Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

    Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России. Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме. Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).

    Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях. Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган). Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.

    Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

    Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

    Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

    № п/п

    Содержание

    Кол-во часов

    1

    Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

    1 ч

    2

    Блок 2. Основы религиозных культур часть 1

    16ч

    3

    Блок 3. Основы религиозных культур часть 2

    12ч

    4

    Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

    5 ч

    Итого

    34

    Календарно-тематическое планирование

    уроков ОРКСЭ

    Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

    Автор Сахаров А.Н., Кочегаров К.А.

    Количество часов - 34

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Дата по плану

    Фактически

    Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч)

    1

    Введение в  предмет

    1

    Блок 2. Основы религиозных культур часть 1 (16ч)

    2-3

    Древние предания христиан

    2

    4-5

    Возникновение христианства

    2

    6

    Христианская церковь

    1

    7-8

    Христианство на Руси и в России

    2

    9,10,

    11

    Христианские святые. Православный храм

    3

    12,13,

    14

    Христианские праздники и таинства

    3

    15-16

    Католики и протестанты

    2

    17

    Создание творческих работ  по теме

    1

    Блок 3. Основы религиозных культур часть 2 (12ч)

    18-19

    Пророк  Мухаммад и возникновение  ислама

    2

    20

    Во что верят мусульмане

    1

    21-22

    Мусульманские обряды и обычаи

    2

    23

    Создание творческих работ

    1

    24-25

    Иудаизм – древняя  религия евреев

    2

    26

    Во что верят иудеи

    1

    27-28

    Обычаи и обряды иудеев

    2

    29

    Создание творческих работ

    1

    Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5ч)

    30

    Кто такой Будда

    1

    31

    Во что верят буддисты

    1

    32-33

    Направления и обряды  буддизма

    2

    34

    Создание творческих работ

    1

    Итого

    34


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

    Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

    Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

    Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

    Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

    Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

    Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

    Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

    Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

    Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

    Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....