Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Человек и профессия" 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Антипина Валентина Михайловна

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Человек и профессия" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sk_chelovek_i_professiya_9_abv_kl.docx62.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Утверждаю:                                   Согласовано                                     Рассмотрено

Директор МБОУ                           заместитель директора                    руководитель ШМО

«Акбулакская СОШ №1»             по УВР                                              Антипина В.М.

Ковалева О.М.                              Пташкина Н.Г.                                 ________________

_____________________             ___________________                       протокол №

«__» августа 2017г.                      «__» августа 2017г.                         «__» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

образовательного курса профориентационной направленности

«Человек и профессия»

на 2017-2018  учебный         год

класс:  9 А Б В

 Учитель: Антипина Валентина Михайловна

Планирование составлено на основе программы

Человек и профессия. Образовательная программа курса профориентационной направленности./ авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.-М.: Планета, 2011  

Программа обеспечена учебником:

 Технология 9кл: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  Методическое пособие для учителя: авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.- М.: Планета, 2011.-101с.- (Профильная школа) + Электронное сопровождение курса, телевизионный фильм о профессиях; Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю.Просихина.- М.: Планета, 2014.-80с.

  Количество часов, всего:  34 ч.

  В неделю 1 час.


ПРОГРАММА КУРСА

«ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ»

Пояснительная записка

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  • обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».

Система оценки достижений учащихся:

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.

Место предмета в базисном учебном плане.  

На изучение данного курса отводится 34 часа в год, т.е. по 1 часу в неделю.                                                                                  

Тематическое планирование курса «Человек и профессия»

n/n

Наименование тем

Количество
часов

I

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

II

Познавательные процессы и способности личности

6

2.1

Память. Внимание

2

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

1

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

2

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

III

Психология личности

6

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

2

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

IV

Мир профессий

10

4.1

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

4.4

Характеристика профессий типа «человек – человек»

1

4.5

Характеристика профессий типа «человек – техника»

1

4.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

4.7

Характеристика профессий типа «человек – природа»

1

4.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

V

Профессиональное самоопределение

7

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

1

VI

Подготовка к будущей карьере

2

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

VII

Обобщение

2

7.1

Построение личного профессионального плана. Зачёт

2

ИТОГО:

34

Содержание курса «Человек и профессия»

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;
  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
  • перечислять основные разделы программы курса;
  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «память», «внимание»;
  • виды памяти и внимания;
  • качества внимания;
  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
  • виды мышления;
  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
  • основные операции мышления;
  • основные качества мышления;
  • определение понятия «способности»;
  • основные виды способностей;
  • особенности интеллектуальной сферы;
  • типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные процессы памяти;
  • перечислять основные виды памяти;
  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;
  • определять особенности своей памяти;
  • перечислять основные приемы и методы запоминания;
  • перечислять основные качества и виды внимания;
  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
  • определять особенности своего внимания;
  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;
  • перечислять формы чувственного познания;
  • перечислять типы мышления;
  • определять свой преобладающий тип мышления;
  • называть формы логического мышления и определять их сущность;
  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
  • определять тип своего интеллекта;
  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
  • типы нервной системы;
  • типы темперамента;
  • определение понятия «потребности»;
  • виды потребностей;
  • особенности делового общения;
  • определение понятия «конфликт»;
  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;
  • особенности своей личности;
  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  • называть типы нервной системы и их различия;
  • определять свой тип нервной системы;
  • выявлять свой ведущий тип темперамента;
  • определять наиболее типичные черты своего характера;
  • исследовать формы проявления характера;
  • выявлять уровень самооценки;
  • называть отличительные признаки видов мотивации;
  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
  • называть различные виды потребностей;
  • указывать основные признаки делового общения;
  • перечислять способы разрешения конфликтов;
  • определять свой уровень конфликтности;
  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • выявлять тип своей будущей профессии;
  • определять свои профессиональные предпочтения;
  • выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • называть ПВК профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
  • виды профпригодности;
  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
  • называть мотивационные факторы выбора профессии;
  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
  • определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
  • VII. Обобщение
  • Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

Календарно – тематический план по курсу

«Человек и профессия» (34 часа)  9 класс

№п\п

Тема урока

Кол – во часов

Дата 9В

план

факт

1. Введение (1 час

1

Предмет и задачи курса

1

2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

2.

Память

1

3

Внимание

1

4

Формы чувственного познания

1

5

Мышление

1

6

Интеллектуальная сфера

1

7

Способности личности

1

3. Психология личности (6 часов)

8

Типы нервной системы. Темперамент

1

9

Характер и самооценка

1

10

Самоопределение личности

1

11

Мотивационная сфера

1

12

Общение

1

13

Конфликты

1

4. Мир профессий (10 часов)

14

Профессия, специальность специализация квалификация

1

15

Характеристика труда

1

16

Классификация профессий

1

17

Формула профессии. Профессиограмма.

1

18

Типы профессий. Матрица выбора профессии.

1

19

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

20

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

21

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

22

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

23

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

5. Профессиональное самоопределение (7 часов)

24

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу)

1

25

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу)

1

26

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)

1

27

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)

1

28

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо)

1

29

Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу»  -«надо»

1

30

Мотивационные факторы выбора профессии

1

6. Подготовка к будущей карьере  (2 часа)

31

Карьера. Виды карьеры

1

32

Профессиональный рост

1

7. Обобщение 2часа

33

Зачет

1

34

Построение личного профессионального плана

1

Итого

34


Рабочая программа курса «Человек и профессия»

Пояснительная записка

  Рабочая программа разработана на основе программы курса «Человек и профессия» авторы составители Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихиной, допущена к использованию в учебном процессе.

Цель курса:

- формирование у учащихся готовности к осознанному социальному самоопределению.

Задачи курса:

  • Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • Подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старшем звене и в перспективе – будущей профессии;
  • Расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • Обучить выявлению  соответствия требований выбранной профессии способностям и возможностям учащихся;
  • Сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально – экономических условиях;
  • Обучать планированию профессиональной карьеры.

Количество часов: Всего: 34часа;  в неделю1 час; проектных работ: 1 час

Методическая литература:

  1. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»\ под ред. С.Н. Чистяковой, - М., 1997
  2. Элективный курс «Человек и профессия». – М:. Глобус, 2007
  3. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением /авт. сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007.

Тематическое планирование курса «Человек и профессия»

№п\п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

2

Познавательные процессы и способности личности

6

2.1

Память. Внимание.

2

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

2

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

3

Психология личности

6

3.1

Типы нервной системы. Типы темпераметра. Характер. Самооценка  

2

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

4

Мир профессий

10

4.1

Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

4.4

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

4.5

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

4.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

4.7

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

4.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

5

Профессиональное самоопределение

7

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии

1

6

Подготовка к будущей карьере

2

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры.  Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

7

Обобщение

2

7.1

Построение личного профессионального плана. Зачет

2

Итого:

34

Календарно – тематический план по курсу «Человек и профессия» (34 часа)  9 класс

№п\п

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока,

его форма

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Введение (1 час)

1

Предмет и задачи курса

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

Знать:

- роль профессионального самоопределения в жизни человека;

- основные разделы программы курса;

- понятие личного профессионального плана;

- основные структуры личного профессионального плана;

Уметь:

- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

- составлять личный профессиональный план

2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

2.

Память

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.

Знать:

- определение понятия «память»;                                                                 - процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);                                                                                         - виды памяти;                                                                                                         - особенности отдельных приемов запоминания.

Уметь:

- использовать приемы запоминания в конкретных случаях.

3

Внимание

1

Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач

Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности

Знать:

- определение понятия «внимание»;                                                             - качества внимания;                                                                                        - виды внимания.

Уметь:

- использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям

4

Формы чувственного познания

1

Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра

Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий

Знать:                                                                                                             - определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»

Уметь:

- объяснить, как происходит познание окружающего мира;       - анализировать ситуации связанные с чувственным познанием мира

5

Мышление

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.

Знать:

- определение понятия «мышление»;                                                             - типы мышления;                                                                                        - формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)                                                                                            - основные операции мышления:                                                                 - основные качества мышления.

Уметь:

- использовать основные операции мышления при решении логических задач

6

Интеллек туальная сфера

1

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы.

Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку)

Знать:

- определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»

-типы интеллекта.

7

Способности личности

1

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей

Знать:

- понятие «способности»;                                                                            - виды способностей: общие и специальные;                                           - разновидности специальных способностей.                                        - условия развития специальных способностей.

Уметь:

- объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности

3. Психология личности (6 часов)

8

Типы нервной системы. Темперамент

1

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.

Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.

Знать:

- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;                                                                                            - типы нервной системы и их различия;                                                   - типы темперамента.

Уметь:

- характеризовать типы темперамента человека по его поведению;                                                                                                - характеризовать свой тип нервной системы;                                        - выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик

9

Характер и самооценка

1

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

Знать:

- определение понятий «характер»  «самооценка»                                 - виды черт характера.

Уметь:

- соотносить поведение человека с его чертами характера                     - выявлять уровень собственной самооценки

10

Самоопределение личности

1

Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа

Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение

Знать:

- определение понятия «самоопределение личности»;                        - виды самоопределения                                                                              - определение понятия «профессиональное самоопределение»

Уметь:

- называть свои ценностные ориентации

11

Мотивационная сфера

1

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей

Знать:

- определение понятия «мотив»,  «мотивация»;                                   - определение понятия «потребность»;

- виды потребностей.

Уметь:

- выявлять свои мотивы в получении будущей профессии;                  - определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений

12

Общение

1

Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.

Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.

Знать:

- определение понятия «общение»;                                                          - определение понятия «деловое общение»;                                        - признаки делового общения

Уметь:

- определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик;                                                   - использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях

13

Конфликты

1

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы

Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

Знать:

- определение понятия «конфликт»;                                                   - виды конфликтов;                                                                                    - способы разрешения конфликтов.

Уметь:

- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

4. Мир профессий (10 часов)

14

Профессия, специальность специализация квалификация

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.

Анализ различий между понятиями

«профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

Знать:

Этапы профессионального самоопределения;

- определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,

Уметь:

- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;

- объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;

- устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

15

Характеристика труда

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий

Знать:                                                                                                - определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»

Уметь:                                                                                                         - объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»;                                         - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий

16

Классифи-кация профессий

1

Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа

Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову

Знать:

-определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;

- структуру и содержание таблицы Е.А. Климова

Уметь:

- объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»

17

Формула профессии. Профессио-грамма.

1

Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков.

Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.

Знать:                                                                                                                   - определение понятия «профессиограмма»

Уметь:

- составлять формулу профессии, используя табл.Е.А.Климова;                                                                                                 - пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии

18

Типы профессий. Матрица выбора профессии.

1

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристичес-кая беседа

Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся

Знать:

- основные типы профессий;

- ведущий предмет труда каждого типа профессии

Уметь:

- определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии

19

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек»

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - человек»;

- подтипы профессий типа «человек - человек»;

- определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК);

- ПВК профессий типа «человек - человек».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек».

20

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника».

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - техника»;                         - подтипы профессий типа «человек - техника»;                                 - ПВК профессий типа «человек - техника».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника».

21

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система».  ПВК профессий типа «человек – знаковая система».  Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система».  

Знать:

- характеристику профессий типа «человек – знаковая система»;                                                                                                       - подтипы профессий типа «человек – знаковая система»;                       - ПВК профессий типа «человек – знаковая система».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек – знаковая система».  

22

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа  «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа».

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа».                                     - ПВК профессий типа  «человек - природа».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек - природа».

23

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».   Подтипы профессий типа «человек – художественный образ».     ПВК профессий типа  «человек – художественный образ».

  Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ».  

Знать:

- характеристику профессий типа «человек – художественный образ».  

- подтипы профессий типа «человек – художественный образ».    

- ПВК профессий типа  «человек – художественный образ».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек – художественный образ».  

5. Профессиональное самоопределение (7 часов)

24

Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)

1

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности

Знать:

- определение понятий «склонности», «интересы»

25

Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)

1

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся

Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор

Уметь:

- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере

26

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)

1

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность

Знать:

- определение понятий  «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».                                                                                               - виды профессиональной пригодности, их сущность.

Уметь:                                                                                                              - пояснять сущность профессиональной пригодности.

27

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)

1

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся

Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор

Уметь:

- обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор

28

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах

(надо)

1

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра

Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах

(«надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.

Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий

Знать:

- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».

- Компоненты и субъекты рынка труда.

Уметь:

- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда

29

Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу»  -«надо»

1

Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар

Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу»  -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями, возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)

Знать:

- взаимосвязь содержания «хочу» -«могу»  -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.

Уметь:

- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда

30

Мотивационные факторы выбора профессии

1

Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар

Мотивационные факторы выбора профессии.

Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

Знать:

- мотивационные факторы выбора профессии.

Уметь:

- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

- осуществлять выбор профессии, используя изученный материал

6. Подготовка к будущей карьере(2 часа)

31

Карьера. Виды карьеры

1

Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач

Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры

Знать:

- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»;

- отличительные признаки различных видов карьеры.

Уметь:

- проектировать варианты своей будущей карьеры

32

Профессиональный рост

1

Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы

Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста

Знать:

- определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры»

Уметь:

- давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры;

- обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры

7. Обобщение 2часа

33

Зачет

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговое тестирование

Обобщение изученного теоретического материала

34

Построение личного профессионального плана

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика

Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта

Уметь:

- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»;

- делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29декабря 2012.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089).

3. Федеральный базисный учебный планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312, в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74)

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год
  2. Человек и профессия. Образовательная программа курса профориентационной направленности./ авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.-М.: Планета, 2011  
  3. Технология 9 кл: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  4.   Методическое пособие для учителя: авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.- М.: Планета, 2011.-101с.- (Профильная школа)
  5. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю.Просихина.- М.: Планета, 2014.-80с
  6. Электронное сопровождение курса, телевизионный фильм о профессиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"

Файл содержит  рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...

Программа спецкурса по теме "Подготовка учащихся 9-х классов к ОГЭ"

Данный материал может быть использован учителем русского языка при подготовке учащихся к экзаменам...

Рабочая программа по курсу предпрофильной подготовки "Человек и профессия" для учащихся 8 и 9 классов

Рабочая программа по профориентации "Человек и профессия", содержит: пояснительную записку, основное содержание и календарно-тематический план, составлена с учетом стандартов основного общего образова...

Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)

      Настоящая   рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по обществознанию»    обучающихся 9 класса   составлена на основе Федерального к...

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО БИОЛОГИИ «Генетика человека» 10 - 11 КЛАСС

Данный курс разработан для учащихся 10 - 11 класса, рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение  практических работ, решение задач, проблем и прове...

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...

Рабочая программа курса по предпрофильной подготовке ,, Мой выбор\'\'.9 класс

Программа курса расчитана на 17 уч часов, содержит необходимые разделы....