Главные вкладки

    Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Человек и профессия" 9 класс
    рабочая программа (9 класс) на тему

    Антипина Валентина Михайловна

    Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Человек и профессия" 9 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_sk_chelovek_i_professiya_9_abv_kl.docx62.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

    Утверждаю:                                   Согласовано                                     Рассмотрено

    Директор МБОУ                           заместитель директора                    руководитель ШМО

    «Акбулакская СОШ №1»             по УВР                                              Антипина В.М.

    Ковалева О.М.                              Пташкина Н.Г.                                 ________________

    _____________________             ___________________                       протокол №

    «__» августа 2017г.                      «__» августа 2017г.                         «__» августа 2017г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    образовательного курса профориентационной направленности

    «Человек и профессия»

    на 2017-2018  учебный         год

    класс:  9 А Б В

     Учитель: Антипина Валентина Михайловна

    Планирование составлено на основе программы

    Человек и профессия. Образовательная программа курса профориентационной направленности./ авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.-М.: Планета, 2011  

    Программа обеспечена учебником:

     Технология 9кл: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.

      Методическое пособие для учителя: авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.- М.: Планета, 2011.-101с.- (Профильная школа) + Электронное сопровождение курса, телевизионный фильм о профессиях; Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю.Просихина.- М.: Планета, 2014.-80с.

      Количество часов, всего:  34 ч.

      В неделю 1 час.


    ПРОГРАММА КУРСА

    «ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ»

    Пояснительная записка

    Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

    Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

    Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

    • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
    • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
    • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
    • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
    • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
    • обучить планированию профессиональной карьеры.

    Требования к уровню подготовки учеников

    В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

    • психологические особенности личности;
    • самоопределение;
    • профессиональные интересы и склонности, способности;
    • классификация, типы и подтипы профессий;
    • профессиограмма;
    • профессиональная пригодность;
    • проектирование профессионального жизненного пути;
    • карьера, виды карьеры;
    • личный профессиональный план;
    • общение;
    • самооценка;
    • профпригодность;
    • рынок труда.

    На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

    • раскрывать психологические особенности своей личности;
    • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
    • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
    • работать с профессиограммами;
    • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
    • составлять личный профессиональный план;
    • проектировать свою профессиональную карьеру.

    Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

    • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
    • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
    • обучение через опыт и сотрудничество.

    Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

    В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».

    Система оценки достижений учащихся:

    При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

    Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

    Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.

    Место предмета в базисном учебном плане.  

    На изучение данного курса отводится 34 часа в год, т.е. по 1 часу в неделю.                                                                                  

    Тематическое планирование курса «Человек и профессия»

    n/n

    Наименование тем

    Количество
    часов

    I

    Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

    1

    II

    Познавательные процессы и способности личности

    6

    2.1

    Память. Внимание

    2

    2.2

    Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

    1

    2.3

    Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

    2

    2.4

    Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

    1

    III

    Психология личности

    6

    3.1

    Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

    2

    3.2

    Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

    2

    3.3

    Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

    2

    IV

    Мир профессий

    10

    4.1

    Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

    2

    4.2

    Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

    2

    4.3

    Типы профессий. Матрица выбора профессий

    1

    4.4

    Характеристика профессий типа «человек – человек»

    1

    4.5

    Характеристика профессий типа «человек – техника»

    1

    4.6

    Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

    1

    4.7

    Характеристика профессий типа «человек – природа»

    1

    4.8

    Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

    1

    V

    Профессиональное самоопределение

    7

    5.1

    Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

    2

    5.2

    Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

    2

    5.3

    Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

    1

    5.4

    «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

    1

    5.5

    Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

    1

    VI

    Подготовка к будущей карьере

    2

    6.1

    Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

    2

    VII

    Обобщение

    2

    7.1

    Построение личного профессионального плана. Зачёт

    2

    ИТОГО:

    34

    Содержание курса «Человек и профессия»

    I. Введение

    Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

    Учащиеся должны знать:

    • определение понятия «личный профессиональный план»;
    • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

    Учащиеся должны уметь:

    • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
    • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
    • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
    • перечислять основные разделы программы курса;
    • составлять личный профессиональный план.

    Учащиеся должны иметь представление:

    • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

    II. Познавательные процессы и способности личности

    Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

    Учащиеся должны знать:

    • определения понятий «память», «внимание»;
    • виды памяти и внимания;
    • качества внимания;
    • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
    • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
    • виды мышления;
    • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
    • основные операции мышления;
    • основные качества мышления;
    • определение понятия «способности»;
    • основные виды способностей;
    • особенности интеллектуальной сферы;
    • типы интеллекта.

    Учащиеся должны уметь:

    • называть основные процессы памяти;
    • перечислять основные виды памяти;
    • указывать отличительные особенности различных видов памяти;
    • определять особенности своей памяти;
    • перечислять основные приемы и методы запоминания;
    • перечислять основные качества и виды внимания;
    • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
    • определять особенности своего внимания;
    • объяснять, как происходит познание окружающего мира;
    • перечислять формы чувственного познания;
    • перечислять типы мышления;
    • определять свой преобладающий тип мышления;
    • называть формы логического мышления и определять их сущность;
    • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
    • определять тип своего интеллекта;
    • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

    III. Психология личности

    Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

    Учащиеся должны знать:

    • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
    • типы нервной системы;
    • типы темперамента;
    • определение понятия «потребности»;
    • виды потребностей;
    • особенности делового общения;
    • определение понятия «конфликт»;
    • пути предотвращения и разрешения конфликтов;
    • особенности своей личности;
    • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

    Учащиеся должны уметь:

    • называть типы нервной системы и их различия;
    • определять свой тип нервной системы;
    • выявлять свой ведущий тип темперамента;
    • определять наиболее типичные черты своего характера;
    • исследовать формы проявления характера;
    • выявлять уровень самооценки;
    • называть отличительные признаки видов мотивации;
    • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
    • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
    • называть различные виды потребностей;
    • указывать основные признаки делового общения;
    • перечислять способы разрешения конфликтов;
    • определять свой уровень конфликтности;
    • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

    IV. Мир профессий

    Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

    Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

    Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

    Учащиеся должны знать:

    • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
    • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

    Учащиеся должны уметь:

    • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
    • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
    • выявлять тип своей будущей профессии;
    • определять свои профессиональные предпочтения;
    • выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
    • называть ПВК профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
    • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

    V. Профессиональное самоопределение

    Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

    Учащиеся должны знать:

    • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
    • виды профпригодности;
    • компоненты и субъекты рынка труда.

    Учащиеся должны уметь:

    • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
    • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
    • называть мотивационные факторы выбора профессии;
    • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
    • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

    Учащиеся должны иметь представление:

    • о важности решения проблемы выбора профессии.

    VI. Подготовка к будущей карьере

    Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

    Учащиеся должны знать:

    • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

    Учащиеся должны уметь:

    • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
    • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
    • определять цели собственной будущей карьеры.

    Учащиеся должны иметь представление:

    • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
    • VII. Обобщение
    • Построение личного профессионального плана. Зачет.

    Учащиеся должны знать:

    • определение понятия «личный профессиональный план».

    Учащиеся должны уметь:

    • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

    Календарно – тематический план по курсу

    «Человек и профессия» (34 часа)  9 класс

    №п\п

    Тема урока

    Кол – во часов

    Дата 9В

    план

    факт

    1. Введение (1 час

    1

    Предмет и задачи курса

    1

    2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

    2.

    Память

    1

    3

    Внимание

    1

    4

    Формы чувственного познания

    1

    5

    Мышление

    1

    6

    Интеллектуальная сфера

    1

    7

    Способности личности

    1

    3. Психология личности (6 часов)

    8

    Типы нервной системы. Темперамент

    1

    9

    Характер и самооценка

    1

    10

    Самоопределение личности

    1

    11

    Мотивационная сфера

    1

    12

    Общение

    1

    13

    Конфликты

    1

    4. Мир профессий (10 часов)

    14

    Профессия, специальность специализация квалификация

    1

    15

    Характеристика труда

    1

    16

    Классификация профессий

    1

    17

    Формула профессии. Профессиограмма.

    1

    18

    Типы профессий. Матрица выбора профессии.

    1

    19

    Характеристика профессий типа «человек - человек»

    1

    20

    Характеристика профессий типа «человек - техника»

    1

    21

    Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

    1

    22

    Характеристика профессий типа «человек - природа»

    1

    23

    Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

    1

    5. Профессиональное самоопределение (7 часов)

    24

    Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу)

    1

    25

    Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу)

    1

    26

    Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)

    1

    27

    Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)

    1

    28

    Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо)

    1

    29

    Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу»  -«надо»

    1

    30

    Мотивационные факторы выбора профессии

    1

    6. Подготовка к будущей карьере  (2 часа)

    31

    Карьера. Виды карьеры

    1

    32

    Профессиональный рост

    1

    7. Обобщение 2часа

    33

    Зачет

    1

    34

    Построение личного профессионального плана

    1

    Итого

    34


    Рабочая программа курса «Человек и профессия»

    Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана на основе программы курса «Человек и профессия» авторы составители Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихиной, допущена к использованию в учебном процессе.

    Цель курса:

    - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному самоопределению.

    Задачи курса:

    • Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
    • Подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старшем звене и в перспективе – будущей профессии;
    • Расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
    • Обучить выявлению  соответствия требований выбранной профессии способностям и возможностям учащихся;
    • Сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально – экономических условиях;
    • Обучать планированию профессиональной карьеры.

    Количество часов: Всего: 34часа;  в неделю1 час; проектных работ: 1 час

    Методическая литература:

    1. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»\ под ред. С.Н. Чистяковой, - М., 1997
    2. Элективный курс «Человек и профессия». – М:. Глобус, 2007
    3. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением /авт. сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007.

    Тематическое планирование курса «Человек и профессия»

    №п\п

    Наименование темы

    Кол-во часов

    1

    Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

    1

    2

    Познавательные процессы и способности личности

    6

    2.1

    Память. Внимание.

    2

    2.2

    Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

    1

    2.3

    Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

    2

    2.4

    Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

    1

    3

    Психология личности

    6

    3.1

    Типы нервной системы. Типы темпераметра. Характер. Самооценка  

    2

    3.2

    Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

    2

    3.3

    Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

    2

    4

    Мир профессий

    10

    4.1

    Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

    2

    4.2

    Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

    2

    4.3

    Типы профессий. Матрица выбора профессий

    1

    4.4

    Характеристика профессий типа «человек - человек»

    1

    4.5

    Характеристика профессий типа «человек - техника»

    1

    4.6

    Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

    1

    4.7

    Характеристика профессий типа «человек - природа»

    1

    4.8

    Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

    1

    5

    Профессиональное самоопределение

    7

    5.1

    Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

    2

    5.2

    Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

    2

    5.3

    Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

    1

    5.4

    «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

    1

    5.5

    Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии

    1

    6

    Подготовка к будущей карьере

    2

    6.1

    Понятие карьеры. Виды карьеры.  Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

    2

    7

    Обобщение

    2

    7.1

    Построение личного профессионального плана. Зачет

    2

    Итого:

    34

    Календарно – тематический план по курсу «Человек и профессия» (34 часа)  9 класс

    №п\п

    Тема урока

    Кол – во часов

    Тип урока,

    его форма

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовки учащихся

    1. Введение (1 час)

    1

    Предмет и задачи курса

    1

    Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

    Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

    Знать:

    - роль профессионального самоопределения в жизни человека;

    - основные разделы программы курса;

    - понятие личного профессионального плана;

    - основные структуры личного профессионального плана;

    Уметь:

    - обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

    - называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

    - составлять личный профессиональный план

    2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

    2.

    Память

    1

    Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

    Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.

    Знать:

    - определение понятия «память»;                                                                 - процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);                                                                                         - виды памяти;                                                                                                         - особенности отдельных приемов запоминания.

    Уметь:

    - использовать приемы запоминания в конкретных случаях.

    3

    Внимание

    1

    Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач

    Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности

    Знать:

    - определение понятия «внимание»;                                                             - качества внимания;                                                                                        - виды внимания.

    Уметь:

    - использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям

    4

    Формы чувственного познания

    1

    Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра

    Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий

    Знать:                                                                                                             - определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»

    Уметь:

    - объяснить, как происходит познание окружающего мира;       - анализировать ситуации связанные с чувственным познанием мира

    5

    Мышление

    1

    Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

    Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.

    Знать:

    - определение понятия «мышление»;                                                             - типы мышления;                                                                                        - формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)                                                                                            - основные операции мышления:                                                                 - основные качества мышления.

    Уметь:

    - использовать основные операции мышления при решении логических задач

    6

    Интеллек туальная сфера

    1

    Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы.

    Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку)

    Знать:

    - определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»

    -типы интеллекта.

    7

    Способности личности

    1

    Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач

    Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей

    Знать:

    - понятие «способности»;                                                                            - виды способностей: общие и специальные;                                           - разновидности специальных способностей.                                        - условия развития специальных способностей.

    Уметь:

    - объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности

    3. Психология личности (6 часов)

    8

    Типы нервной системы. Темперамент

    1

    Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.

    Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.

    Знать:

    - определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;                                                                                            - типы нервной системы и их различия;                                                   - типы темперамента.

    Уметь:

    - характеризовать типы темперамента человека по его поведению;                                                                                                - характеризовать свой тип нервной системы;                                        - выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик

    9

    Характер и самооценка

    1

    Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

    Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

    Знать:

    - определение понятий «характер»  «самооценка»                                 - виды черт характера.

    Уметь:

    - соотносить поведение человека с его чертами характера                     - выявлять уровень собственной самооценки

    10

    Самоопределение личности

    1

    Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа

    Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение

    Знать:

    - определение понятия «самоопределение личности»;                        - виды самоопределения                                                                              - определение понятия «профессиональное самоопределение»

    Уметь:

    - называть свои ценностные ориентации

    11

    Мотивационная сфера

    1

    Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

    Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей

    Знать:

    - определение понятия «мотив»,  «мотивация»;                                   - определение понятия «потребность»;

    - виды потребностей.

    Уметь:

    - выявлять свои мотивы в получении будущей профессии;                  - определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений

    12

    Общение

    1

    Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.

    Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.

    Знать:

    - определение понятия «общение»;                                                          - определение понятия «деловое общение»;                                        - признаки делового общения

    Уметь:

    - определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик;                                                   - использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях

    13

    Конфликты

    1

    Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы

    Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

    Знать:

    - определение понятия «конфликт»;                                                   - виды конфликтов;                                                                                    - способы разрешения конфликтов.

    Уметь:

    - проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

    4. Мир профессий (10 часов)

    14

    Профессия, специальность специализация квалификация

    1

    Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

    Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.

    Анализ различий между понятиями

    «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

    Знать:

    Этапы профессионального самоопределения;

    - определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,

    Уметь:

    - соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;

    - объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;

    - устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

    15

    Характеристика труда

    1

    Урок усвоения новых знаний. Лекция

    Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий

    Знать:                                                                                                - определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»

    Уметь:                                                                                                         - объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»;                                         - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий

    16

    Классифи-кация профессий

    1

    Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа

    Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову

    Знать:

    -определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;

    - структуру и содержание таблицы Е.А. Климова

    Уметь:

    - объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»

    17

    Формула профессии. Профессио-грамма.

    1

    Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков.

    Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.

    Знать:                                                                                                                   - определение понятия «профессиограмма»

    Уметь:

    - составлять формулу профессии, используя табл.Е.А.Климова;                                                                                                 - пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии

    18

    Типы профессий. Матрица выбора профессии.

    1

    Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристичес-кая беседа

    Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся

    Знать:

    - основные типы профессий;

    - ведущий предмет труда каждого типа профессии

    Уметь:

    - определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии

    19

    Характеристика профессий типа «человек - человек»

    1

    Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

    Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек»

    Знать:

    - характеристику профессий типа «человек - человек»;

    - подтипы профессий типа «человек - человек»;

    - определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК);

    - ПВК профессий типа «человек - человек».

    Уметь:

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек».

    20

    Характеристика профессий типа «человек - техника»

    1

    Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

    Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника».

    Знать:

    - характеристику профессий типа «человек - техника»;                         - подтипы профессий типа «человек - техника»;                                 - ПВК профессий типа «человек - техника».

    Уметь:

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника».

    21

    Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

    1

    Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

    Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система».  ПВК профессий типа «человек – знаковая система».  Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система».  

    Знать:

    - характеристику профессий типа «человек – знаковая система»;                                                                                                       - подтипы профессий типа «человек – знаковая система»;                       - ПВК профессий типа «человек – знаковая система».

    Уметь:

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек – знаковая система».  

    22

    Характеристика профессий типа «человек - природа»

    1

    Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

    Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа  «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа».

    Знать:

    - характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа».                                     - ПВК профессий типа  «человек - природа».

    Уметь:

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек - природа».

    23

    Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

    1

    Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар

    Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».   Подтипы профессий типа «человек – художественный образ».     ПВК профессий типа  «человек – художественный образ».

      Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ».  

    Знать:

    - характеристику профессий типа «человек – художественный образ».  

    - подтипы профессий типа «человек – художественный образ».    

    - ПВК профессий типа  «человек – художественный образ».

    Уметь:

    - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа  «человек – художественный образ».  

    5. Профессиональное самоопределение (7 часов)

    24

    Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)

    1

    Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

    Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности

    Знать:

    - определение понятий «склонности», «интересы»

    25

    Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)

    1

    Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся

    Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор

    Уметь:

    - выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере

    26

    Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)

    1

    Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

    Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность

    Знать:

    - определение понятий  «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».                                                                                               - виды профессиональной пригодности, их сущность.

    Уметь:                                                                                                              - пояснять сущность профессиональной пригодности.

    27

    Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)

    1

    Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся

    Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор

    Уметь:

    - обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор

    28

    Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах

    (надо)

    1

    Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра

    Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах

    («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.

    Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий

    Знать:

    - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».

    - Компоненты и субъекты рынка труда.

    Уметь:

    - аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда

    29

    Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу»  -«надо»

    1

    Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар

    Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу»  -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями, возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)

    Знать:

    - взаимосвязь содержания «хочу» -«могу»  -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.

    Уметь:

    - адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда

    30

    Мотивационные факторы выбора профессии

    1

    Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар

    Мотивационные факторы выбора профессии.

    Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

    Знать:

    - мотивационные факторы выбора профессии.

    Уметь:

    - называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

    - осуществлять выбор профессии, используя изученный материал

    6. Подготовка к будущей карьере(2 часа)

    31

    Карьера. Виды карьеры

    1

    Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач

    Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры

    Знать:

    - определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»;

    - отличительные признаки различных видов карьеры.

    Уметь:

    - проектировать варианты своей будущей карьеры

    32

    Профессиональный рост

    1

    Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы

    Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста

    Знать:

    - определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры»

    Уметь:

    - давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры;

    - обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры

    7. Обобщение 2часа

    33

    Зачет

    1

    Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговое тестирование

    Обобщение изученного теоретического материала

    34

    Построение личного профессионального плана

    1

    Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика

    Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта

    Уметь:

    - провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»;

    - делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии

    Список литературы

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29декабря 2012.

    2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089).

    3. Федеральный базисный учебный планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312, в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74)

    1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год
    2. Человек и профессия. Образовательная программа курса профориентационной направленности./ авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.-М.: Планета, 2011  
    3. Технология 9 кл: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
    4.   Методическое пособие для учителя: авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской.- М.: Планета, 2011.-101с.- (Профильная школа)
    5. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю.Просихина.- М.: Планета, 2014.-80с
    6. Электронное сопровождение курса, телевизионный фильм о профессиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"

    Файл содержит  рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...

    Программа спецкурса по теме "Подготовка учащихся 9-х классов к ОГЭ"

    Данный материал может быть использован учителем русского языка при подготовке учащихся к экзаменам...

    Рабочая программа по курсу предпрофильной подготовки "Человек и профессия" для учащихся 8 и 9 классов

    Рабочая программа по профориентации "Человек и профессия", содержит: пояснительную записку, основное содержание и календарно-тематический план, составлена с учетом стандартов основного общего образова...

    Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)

          Настоящая   рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по обществознанию»    обучающихся 9 класса   составлена на основе Федерального к...

    ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО БИОЛОГИИ «Генетика человека» 10 - 11 КЛАСС

    Данный курс разработан для учащихся 10 - 11 класса, рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение  практических работ, решение задач, проблем и прове...

    Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс

    Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...

    Рабочая программа курса по предпрофильной подготовке ,, Мой выбор\'\'.9 класс

    Программа курса расчитана на 17 уч часов, содержит необходимые разделы....