Актуальность использования ИКТ на уроке математики.
статья (6 класс) на тему

Калеева Татьяна

Мтатья о возможных вариантах использования ИКТ на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_ispolzovaniya_ikt_v_obrazovatelnom_protsesse.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность использования ИКТ в образовательном процессе

Современное общество характеризуется глобальными социально-экономическими переменами, связанными с внедрением информационных технологий в сферы промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, управления, науки и культуры, что неизбежно влечет за собой принципиально новые формы организации образовательного процесса.

Информационное пространство, в котором живут дети, существенно изменилось за последние десятилетия, выросла роль аудиовизуальной подачи информации и уменьшилась роль ее текстового представления. Соответственно изменились предпочтения детей к форме подачи информации.

Использование компьютера в работе учителя имеет ряд больших плюсов:

- изложение учебного материала более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны ученика;

- легче и быстрее создавать дидактические пособия, раздаточные материалы, планы уроков, отчеты;

- создавать несложные оценочные и тестирующие материалы, пригодные для оперативной оценки знаний учащихся;

- индивидуализация обучения;

- интенсификация самостоятельной работы учащихся;

- рост объема выполненных на уроке заданий;

- повышение мотивации и познавательной активности учащихся за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента; с компьютером охотно работают даже отстающие ученики.

На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ.

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Обмен информацией предполагает использование средств коммуникации.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

- использовании некоторых формализованных моделей содержания (педагогических программных средствах);

- деятельности учителя, управляющего этими средствами;

- повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

 2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

 3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации. 4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

 5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.

 6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.

 7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.

 9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

Можно выделить следующие возможности ИКТ в развитии познавательной активности учащихся:

- Интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программой, информационной системой или ЭОР, обеспечивающий возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним.

- Обеспечение доступа и различных возможностей представления информации, связанной с учебным предметом и имеющей эмоционально-ценностную окраску (исторические экскурсы, факты из жизни и деятельности ученых, моделировании процессов реальной действительности и т.п.).

- Использование в обучении игровых технологий, различных дидактических игр, способствующих как совершенствованию знаний и способов деятельности, так и формированию интереса к предмету, эмоциональной окраске учебно-познавательной деятельности.

 К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Особое внимание в применении ИКТ на занятиях уделяется мультимедийным средствам.

Одним из средств реализации возможностей ИКТ в развитии познавательной активности учащихся является программа Microsoft Power Point, позволяющая конструировать различные дидактические игры (разгадывание ребусов, составление и разгадывание кроссвордов, различные соревнования и т.п.).

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах вызывающих затруднение. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Программа PowerPoint входит в полный пакет офисных программ Microsoft.

Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в определенную игровую ситуацию. Кроме того, учащийся сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи, способ изложения учебного материала.

Обычно проводят следующие модели уроков с ИКТ-поддержкой:

Урок с мультимедийной поддержкой 

Урок с компьютерной поддержкой 

Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

 Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.

Игра может проводиться на любом этапе урока. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре продумывается и характер управления игрой. С этой целью следует использовать средства обратной связи.

Основой дидактической игры является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.

При организации игр необходимо придерживаться следующих положений:

1) Простота и понятность правил игры.

2) Сложность игры должна соответствовать возрасту учащихся.

3) Удобство использования учебного материала.

4) Обязательный контроль за результатами игры.

5) Активное участие в игре каждого ученика.

6) Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.

7) Целесообразность применения игр.

При создании игровых ситуаций средствами мультимедийной презентации нужно помнить некоторые правила:

- учитывать цветовую гамму оформления учебного материала;

- если фоном является картинка, необходимо, чтобы текст на ней был читаемым;

- учащимся будет интереснее рассматривать картинки, слушать музыку или голос, озвучивавший слайд, чем читать написанное;

- не стоит злоупотреблять анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде; следует избегать бессмысленных «украшательств»;

- размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт;

- нельзя перегружать слайды зрительной информацией. На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов.

Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления их места в работе с детьми.

Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Литература

1. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3ac79a5c43a89421206d27_1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики

Презентация педагогического проекта...

Программа самообразования по математике "Использование ИКТ на уроках математики"

В работе представлена программа самообразования на три года....

Актуальность использования ИКТ на уроках географии

Применение компьютерной техники, мультимедийных средств, интерактивных обучающих программ дает положительный эффект при изучении предметов. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы т...

Использование ИКТ на уроках математики. Бурмистрова Е.Ю., учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1

Использование ИКТ на уроках математики.Бурмистрова Е.Ю., учитель математикиМАОУ Абатская СОШ №1(единый методический день 10.04.2015в МАОУ Абатская СОШ №1)...

Актуальность устного счёта на уроках математики в средней школе

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в изучении предметной области "Математика" указывает на необходимость овладения навыками устных, письменных,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...

«Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса и мотивации учащихся при изучении математики »

в данной статье рассмотрены различные формы проведения уроков , позволяющие учителю разнообразить методы подачи материала , повышать интерес учащихся к предмету....