Конспект-анализ статьи Д.А.Торопова "Особенности распространения образовательных инноваций в Германии"
статья на тему

Архитекторова Анна Алексеевна

Поставив перед собой цель проанализировать механизм диффузии образовательных инноваций в Германии на земельном уровне, автор приводит некоторые определения, широко вошедшие в немецкий научный оборот, в том числе сетевой менеджмент, менеджмент знаний, «новая учебная культура»; отмечает связь между этими понятиями, иллюстрирует их эмпирическими данными из общегерманской программы внедрения образовательных инноваций «Обучающие регионы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности распространения образовательных инноваций в Германии

Д.А. Торопов

Конспект-анализ

Аннотация.

Поставив перед собой цель проанализировать механизм диффузии образовательных инноваций в Германии на земельном уровне, автор приводит некоторые определения, широко вошедшие в немецкий научный оборот, в том числе сетевой менеджмент, менеджмент знаний, «новая учебная культура»; отмечает связь между этими понятиями, иллюстрирует их эмпирическими данными из общегерманской программы внедрения образовательных инноваций «Обучающие регионы».

При выявлении особенностей распространения образовательных инноваций в Германии следует выделить следующие моменты:

  1. Основным механизмом распространения образовательных инноваций в Германии является сеть, которая представляет собой особый тип социальной структуры и организации, который находясь в движении между государством и рынком, способствует некоему новому политическому устройству. Цель сетей в достижении эффективного взаимодействия всех уровней образования, особенно развития системы непрерывного образования. При этом отмечается, что сети в основном региональные, в них вовлекаются общеобразовательные и профессиональные школы, университеты, центры, учебные предприятия, церковные учреждения, торговые палаты, фонды, культурные и социальные учреждение, учителя и учащиеся, родители.
  2. Региональный аспект выражает стремление всех, кто формирует образовательную политику страны, минимизировать негативные последствия от глобальных изменений в сфере образования, ведь в регионе это легче осуществить. На местах проще провести оценку качества образования и определить насущные проблемы образовательных учреждений, тем самым придать научно-исследовательскому процессу в регионе более прикладной характер.
  3. Семилетняя программа внедрения инноваций «Обучающие регионы» наиболее точно воплотила в жизнь региональную концепцию управления, при которой инновация, регион и сеть слились в единое целое. Во время реализации программы из более чем 70 региональных сетей сформировались 19 обучающих регионов, инновационная активность которых выходила за пре6делы города, федеральной земли. За счет регионального сотрудничества выросло число участников сетевых проектов, расширились возможности получения образования по большому спектру профессий.
  4. Научным итогом программы «Обучающие регионы» стало рождение новой учебной культуры, которая призвана научить учащегося учиться, увязывать передачу содержательных знаний с социальными компетенциями, делать более узнаваемыми демократические и социальные действия и внедрять получаемые знания в свою жизнь. При этом роль преподавателя носит сопровождающий характер, давая возможность учащемуся уделять больше внимание самостоятельной работе. С новой учебной культурой связано совершенствование менеджмента знаний, круговорота знаний. В целях оптимизации учебно-производственных взаимоотношений между участниками сети, развитие получил сетевой менеджмент, благодаря которому были подобраны равные партнеры, разработаны правила решения разных проблем внутри сети.
  5. Особенностью программы «Обучающие регионы» стало создание консультационных пунктов. Эти пункты позволяют учащимся школ и вузов согласовывать вопросы прохождения практики, безработным получить информацию относительно трудоустройства, уточнить вопросы правового характера, для мигрантов  - получить необходимую информацию. Использование он-лайн платформ и специальных журналов стало важным инструментом по обмену опытом.
  6. Опыт многих «обучающих регионов» подтвердил, что региональные образовательные сети могут успешно работать тогда, когда у них есть сильный партнер, например, коммунальные власти. Коммуны с обучающим регионом ставили перед собой план мероприятий и реализовывали его, что давало  возможность создать непрерывную систему обучения.

Хочется подчеркнуть, что опыт распространения инноваций в Германии носит положительный характер. Важной опорой инновационных процессов являются малые и средние предприятия, которые взяли на себя финансирование нужд учебных заведений, делая непосредственный заказ на обучение тех или иных специалистов, тем самым способствуя развитию исследовательской деятельности обучающего учреждения и  необходимой практике на конкретном рабочем месте будущего работника. Развитие региона в образовательной, инновационной, экономической сфере влечет за собой развитие всей страны в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Зоткиной в сборнике научных трудов"Инновация.Инициатива.Опыт"

Статья по материалам международной научно-практической конференции"Литература и язык в евразийском культурном пространстве"...

Конспект-анализ статьи Р.Н. Щербакова "Две ипостаси учителя-предметника"

Успех учителя начинается с его искреннего уважения и понимания учащихся и устойчивого увлечения своей наукой, учебным предметом. Эти базовые качества развиваются и укрепляются в ходе глубокого усвоени...

Конспект-анализ статьи В.А.Николаева, М.А.Шонина "Сущность трудового воспитания в современных условиях"

В статье дано определение трудового воспитания, установлены три компонента трудового воспитания, выделены принципы реализации каждого из них. Изучены три основных вида детского труда. Сформированы три...

Статья на тему: "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе».

В своей статье я изложила свои мысли о поводу использования электронных образовательных ресурсов в образовательом процессе в настоящее время...

Статья в сборнике "Образование: традиции и инновации". Материалы 28 Международной НПК, Прага, 2021

Публикация в Сборнике "Образование: традиции и инновации". Материалы 28 Международной НПК, Прага, 2021...