Школа на пути к эффективности
статья на тему

Черниговская Татьяна Анатольевна

Эффективность (лат. efficientia) — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами ((Википедия). Зачастую в России под эффективностью школы понимается ее способность сэкономить деньги и  при наименьших затратах достигнуть наилучшего результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛА на пути к эффективности

Эффективность (лат. efficientia) — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами ((Википедия). Зачастую в России под эффективностью школы понимается ее способность сэкономить деньги и  при наименьших затратах достигнуть наилучшего результата.

В мире предложено  другое понятие эффективности, которое в  1960-х годах   ввела Альма Харис, президент Всемирной ассоциации изучения эффективных школ. Она предположила, что эффективная школа – это школа, которая способна преодолевать образовательное неравенство и компенсировать дефициты образовательных возможностей для детей из семей с низким социально-экономическим статусом. Все дети могут учиться, все дети могут освоить основные предметы учебного плана, независимо от семейного положения. Движение эффективных школ не сбрасывает со счетов важный фактор влияния семьи.

Были  проведены многочисленные исследования, по их результатам сформированы общие признаки эффективных школ, которые можно описать как  характер школы и стиль жизни школы. Об этом поговорим чуть позже.

Заинтересовавшись этим вопросом, я решила выяснить, какие признаки характерны для неэффективной школы.

  1. Низкие ожидания по отношению к ученикам;

Не знаю, известно ли вам  об эффекте Пигмалиона (психологическое явление, в котором высокие ожидания приводят к повышению производительности в данной области). Суть его  в том, что учитель  может "отметить" ученика как хорошего школьника, он  ожидает, что ученик будет вести себя соответствующим образом и достигнет определенных успехов. Тем самым учитель повышает шансы ученика на положительный результат.

С другой стороны, как только на ученика навешивается ярлык «неуспевающий», то с уверенностью можно сказать, что он таким и станет. Учитель не ожидает от ученика многого, и мотивация последнего к достижениям снижается. В таком случае этот эффект Пигмалиона работает против ученика.

Между ожиданиями учителя, учебой, поведением школьника возникает взаимосвязь, и представления ребенка о самом себе закрепляются как неуспешный в учебе.

  1. Отсутствие дополнительной работы с сильными учениками;

Одаренного ребенка отличает высокая познавательная активность и оригинальность мышления, самостоятельность. Они, зачастую, не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения, про  таких ребят говорят, что они «хватают верхушки». Порой они не замечают важных деталей, не вникают глубоко в суть дела.

Из вышесказанного становится понятно, чтобы достичь высоких успехов и реализовать потенциальные способности одаренных детей, необходимы:

  1. системный подход к их обучению;
  2. современная диагностика (психологическое тестирование) их способностей;
  3. соответствующее программное обеспечение, новые учебники;
  4. профессионализм учителя.

Все вышеперечисленное требует дополнительной работы и подготовки самого учителя при работе с сильными обучающимися.

  1. Низкие ожидания по отношению к учителям;

Эффект Голема (противоположный эффекту Пигмалиона) —  это психологический термин, обозначающий явление, при котором заниженные требования к самому себе или окружающих приводят к тому, что человек на самом деле показывает плохие результаты. Оба эффекта относятся к категории самоисполняющихся пророчеств. Исходят ожидания от нас или других, не имеет значения, эффекты проявляются так же.

Руководитель школы, ожидая от своего учителя  низкие результаты, сам того не подозревая ведет себя так, что провоцирует работника на плохой результат. Это звучит как «накликать беду». И когда оба: и руководитель, и подчиненный учитель, отмечают плохой результат, они утверждаются в своих отрицательных мыслях и веры в негативный исход.

Существует два вида проявления Эффекта Голема: абсолютный и взаимосвязанный.

Абсолютный тип возникает когда человек признается  «неуспевающим» потому, что у него нет достаточной квалификации или опыта для данной среды.

Более  опасным считается взаимосвязанный тип. В этом случае для всей группы установлены достаточно низкие ожидания, хотя члены ее достаточно квалифицированы, а результат, который показывает данная группа также оказывается достаточно низким.

Одна из первых задач руководителя — мотивировать коллектив на высокие достижения и помогать каждому, кто хочет достичь высот. Администрация школы  не может стремиться к повышению качества образования, понижая ожидания к своим учителям. И не должна этого делать. Администрация должна ставить высокую планку по отношению к учителям, но она должна быть посильной и реально достижимой для каждого учителя в отдельности.

  1. Отсутствие обмена опытом между учителями;

Обмен знаниями между работниками необходим каждой школе, так как при этом  повышается эффективность работы. Считается, что методическому диалогу  между педагогами препятствуют три фактора:

  • культурные нормы работы – преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами;
  • недостаток времени – из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности;
  • консерватизм – нежелание принимать инновации.

То, что отличает успешные школы, – это активное профессиональное взаимодействие внутри педагогического коллектива, которое происходит в самых разных форматах.

  1. Недостаточные внешняя активность школы и сотрудничество с родителями.

Школы с высокими результатами можно похожи на добродушные семьи, где всегда рады гостям. Здесь царит атмосфера открытости: по отношению друг к другу, по отношению к родителям, по отношению к коллегам из других школ, по отношению к научному сообществу. Если внешняя активность школы недостаточна, то она, соответственно, не может «посмотреть на себя со стороны», увидеть свои сильные и слабые стороны.

Если в школе не принято заботиться о родителях, то и родители не могут довериться школе. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов: соблюдение этических норм и договоренностей; поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие; результативность. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, консультировании социальной и психологической  помощи семье.

В качестве теста постарайтесь ответить на вопрос,  каким образом (через какие действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к школе существенно возрастает. Тогда родители готовы помогать школе и учителям.

  1. Несформированность запроса на уровень и качество образования.

Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Если в школе не сформирован запрос на качество образования, то становится непонятной  и цель образовательной организации, к которой нужно стремиться всем участникам образовательных отношений.

Я думаю, что педагоги любой школы не хотели бы осознавать, что их работа неэффективна. Коллектив каждого образовательной организации готов стремиться к тому, чтобы называться «эффективной». Теперь обратимся к вопросу о том, какие же общие признаки объединяют эффективные школы.

ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ШКОЛЫ.

  1. Общие и понятные для всех цели школы..

Главной своей задачей как руководителя школы, я считаю необходимость обеспечение ясного понимания целей  и ценностей, которые будут разделяться всеми работниками школы. Ведь, если цель ясна и сильна, то она будет действовать сама по себе. Если нет  общей цели и не задан вектор движения, то это неизбежно приведет к потерям в результатах.

В нашей школе мы стремимся к тому, чтобы:

коллектив разделял миссию, задачи, приоритеты школы,

в школе действовали  согласованные процедуры оценки и отчетность,

коллектив принимал ответственность за овладение учащимися программами обучения,

при  осуществлении перемен в школе необходимо сориентировать общее внимание на общий фокус.

Чтобы убедиться, что у школы есть ясная и общая цель, задайте учителям вопрос, что больше всего заботит школу. Чем разнообразнее будут ответы, тем менее согласовано понимание миссии школы.

  1. Безопасная и здоровая окружающая среда.

В последнее время очень много говорится о безопасности образовательного учреждения. Причем чаще всего понимается безопасность от угроз терроризма.  Но безопасность состоит еще и в том, что при  нарушении дисциплины во время учебного процесса происходит  отрицательное влияние  на  получение образования  школьниками. То есть, создание здоровой окружающей среды – это забота не только руководства школы, но и самого учителя, педагогического работника во время проведения урока. К этому относится и здоровьесберегающая среда, которая способствует успешному учению. Это и деловая целеустремленная атмосфера на уроке, которая свободна от угроз физического ущерба учащимся. Это здоровая климат преподавания, не угнетающий, а способствующий обучению и учению.

  1. Позитивный, поддерживающий климат внутри школы.

В нашей школе мы стремимся к активному  профессиональному взаимодействию внутри педагогического коллектива. Например,  когда в коллектив приходит молодой педагог, к нему прикрепляют опытного наставника.. Наставничество внутри школы работает в разных направлениях: учитель-предметник помогает в планировании и организации педагогической деятельности, руководитель методического объединения помогает в организации методической работы молодого специалиста,  замдиректора по учебно-воспитательной работе рассказывает о работе классного руководителя, работе с неуспевающими и одаренными учениками, о работе с отчетностью, ведении журналов и т.д. Кроме того, для молодого работает  система открытых дверей: учителя регулярно ходят друг к другу на уроки.

Другое направление, мы строим свой образовательный  процесс так, чтобы  усилить взаимодействие между учителями.  Часто педагогам, которые испытывают сложности в работе с трудными детьми, кажется, что никто им не может помочь, и они одиноки в своих проблемах. В нашей школе имеется система работы с трудными детьми и детьми «группы риска». Так первоначально педагог сам устанавливает взаимодействие  с учащимся. Затем, учитель-предметник обращается за помощью к  классному руководителю, который обеспечивает связь с родителями ученика. Далее, подключается, социально-психологическая служба, которая выявляя индивидуальные особенности ученика, проводит консультативную и психокоррекционную работу с учащимся и его  законными представителями для достижения позитивного эффекта. Если же и в этом случае ситуации в поведении ученика не меняется, то общение с учащимся и его родителями выходит на уровень заместителей директора, а, может быть, и директора. В большинстве случаев проблема разрешается на одном из вышеперечисленных этапов.

Педагоги налаживают взаимодействие друг с другом, улучшаются результаты их работы. Они знают, что не одиноки и  могут получить помощь в борьбе со своими проблемами на работе.

Еще одно направление,  когда коллеги готовятся к какому-то конкурсу, другие учителя им помогают, работают на их победу. Создаются рабочие группы, каждая из которых отвечает за свою часть подготовки к мероприятию. И многое другое.

  1. Упор на качество преподавания и учебных результатов.

Ни при какой погоде, ни при каком составе детей нельзя снижать планку интереса к учебе и лишать надежд на достижения. Те отговорки, к которым прибегают учителя школ со слабейшим контингентом, например «не сел в тюрьму,  и то хорошо», НЕ ГОДЯТСЯ.

Конечно, любые попытки школы уберечь от асоциального поведения, предотвратить суицид, включить в социальный и культурный контекст чрезвычайно важны. Но и ставить крест на академических результатах, то есть переставать учить или учить плохо, кое-как, никаких детей нельзя.

  1. Высокие ожидания от учеников и четкие учебные задачи.

В эффективной школе коллектив верит и демонстрирует, что все учащиеся могут овладеть основами учебных  программ, и они убеждены что они, как преподаватели, имеют достаточно возможностей помочь детям овладеть материалом.

Здесь важно не путать уровни требований и ожиданий. Повышение уровня требований (стандартов) не означает повышение ожиданий. Стандарты - внешние факторы, требования к подготовке выпускников, а ожидания - внутренняя система убеждения взрослых в том, что можно научить всех учащихся.

В этом направлении нашей школы необходимо работать более продуктивно. Необходимо больше верить в своих учеников, для этого, может быть, необходимо получение результатов от специалистов: социальных педагогов, психологов, своих коллег.

Такой климат высоких ожиданий поможет школе приблизиться к тому, чтобы называться школой  высоких результатов.

Если мы сможем убедить учащихся, что они могут добиться успеха, то тем самым сделаем им самый большой подарок.

  1. Регулярное отслеживание результатов и коррекция.

В эффективных школах результаты проверяются часто, чтобы улучшить поведение и деятельность каждого ученика, а также преподавания.

Как  отслеживаются  результаты в нашей школе? Всем знакома система региональных и муниципальных мониторингов, особенно при подготовке учащихся к ГИА. Эти тесты мало помогают улучшить обучение каждого учащегося в отдельности, поскольку результаты тестов приходят в школы, когда поздно что-то поправлять.

В нашей школе мы пошли дальше: кроме мониторингов по обязательным предметам (математика и русский язык) мы проводим мониторинги по предметам по выбору, причем, запрос зачастую поступает от самих выпускников и их учителей-предметников.

 Цель этих испытаний  - выяснить  степень  готовности учащихся к ГИА, а по результатам тестирования провести  коррекцию действий учителя для устранения  пробелов знаний. При таком подходе мы стремимся   к переходу  от системы обучения, где в центре стоит учитель, к личностно ориентированному обучению.

  1. Включенность родителей и сотрудничество с ними.

Успешные школы стремятся вовлечь родителей в школьную жизнь. Приглашают их практически на все значимые для школы события, в том числе образовательные: обсуждение и защиту проектных работ, общешкольные конференции, диспуты.

Вот здесь нам есть чему поучиться. Последние события указали нам на то, что родителей надо приглашать не только на творческие и спортивные мероприятия,  но и на мероприятия, связанные с учебной и исследовательской деятельностью ребят.  Ведь когда школа демонстрирует, что всерьез вкладывается в образование каждого ученика и ориентирует детей на амбициозные цели, родители тоже начинают менять свою позицию.

  1. Наличие у учащихся времени на выполнение заданий

Всем известно, что дети обучаются лучше тому, чему уделяется больше внимания и, конечно, времени.

Если мы хотим, чтобы наши ученики решали задачи определенного характера, они сами должны затратить время на разбор и решение таких задач. У учеников проверяется только то, чему их научили. Перед проведением мониторингов различного уровня, мы действуем по следующей схеме:

классный руководитель обязан научить ребят заполнению регистрационных бланков ответов: ФИО, паспортные данные и т.д.

Учитель-предметник работает над отработкой заполнения полей в бланках ответов, учитывая правильное написание букв и цифр. Также предметник знакомит ребят с типичными ошибками в записи ответов, которые приводят к потере баллов на экзаменах.

После проверки работ учащихся обязательно  анализируются ошибки, допущенные при заполнении бланков, указывается, где можно было набрать баллы.

В итоге, заполнение бланков анализируется замдиректора по УВР и выявляются общие замечания в заполнении бланков для отработки с детьми в дальнейшем.

В эффективной школе каждый учитель знает всю последовательность учебных действий, которыми дети должны овладеть, поэтому он дает ученикам время, чтобы они этими действиями овладели.

Также в  эффективной школе не практикуется отвлечение учащихся от учебных занятий на какие-либо иные дела, что, к сожалению, в наших условиях не всегда выполнимо, проведение мониторинговых работ, ВПР, участие в учителей и (или) учащихся в школьных и муниципальных мероприятиях, отрывает их от основных занятий.

  1. Поддержка и сотрудничество с органами управления, другими образовательными институтами и сообществами.

В настоящее время школе одной  трудно самостоятельно решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, партнеров. В эффективной школе партнерство строится на  осознанных, добровольных, взаимовыгодных началах.

В нашей школе тема социального партнерства стоит на достаточно высоком уровне. В первую очередь это учреждения дополнительного образования детей (центр детского творчества, спортивные клубы и секции, художественная и музыкальная школы), затем взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, с учреждениями культуры (музей библиотека, дом культуры), правоохранительными органами,  больницей, советом ветеранов, советом женщин и другими организациями.

Школа  тесно сотрудничает с различными социальными институтами, координация совместных воспитательных усилий позволяет существенно уменьшить роль негативных стихийных влияний в развитии ребенка, реализовать общую педагогически целесообразную стратегию в его воспитании, создать единое воспитательное пространство.

Одним из направлений совместной деятельности  является сотрудничество органов управления образованием с подчиненными организациями. В этом случае, педагогическое сотрудничество- это деятельность, направленная на равноправное, уважительное взаимодействие с руководителями и педагогами образовательных учреждений. Это не только  административный подход через осуществление контроля, но и  особый, вспомогательный стиль деятельности руководителя, оказывающего помощь и поддержку подчиненным организациям  в решении повседневных актуальных проблем.

Перечисленные признаки  эффективной школы одновременно определяют направления,  в которых нужно двигаться, чтобы соответствовать параметрам эффективной школы.

Но не существует заранее заданного сочетания показателей или критериев, которые бы смогли определить «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и каждая школа может быть эффективной в своих собственных условиях. От признаков эффективной школы к стратегии эффективной школы:

  • заявлять высокие ожидания в отношении учеников и высокие требования к результатам;
  • осуществлять тщательный мониторинг реализации образовательной программы и систематическую работу с данными;
  • поддерживать учебную мотивацию школьников;
  • поддерживать активный профессиональный обмен и развитие учителей;
  • активно сотрудничать с окружением и родителями;
  • создать насыщенную безопасную среду и позитивную культуру.

Понятие «эффективность» по отношению к школе используется чаще всего как синоним результативности, но это не только результативность.

Школа на пути к эффективности гарантировано сможет достичь следующих результатов:

  • Средние баллы ЕГЭ выше средних по региону.
  • Высокий процент участников и призёров олимпиад и конкурсов высокого уровня.
  • Высокая социальная активность  и позитивный имидж школы.


Предварительный просмотр:

ШКОЛА на пути  к эффективности (выступление)

Слайд1. Здравствуйте, коллеги!

Готовясь к сегодняшнему выступлению мне открылось, что понятие «эффективность школы» неоднозначно и глубоко. И я представляю вашему вниманию тему  «Школа на пути к эффективности».

Для начала я прошу вас ответить на несколько вопросов. Правильных ответов я вам пока не дам, а озвучу свое мнение в конце выступления.

Слайд2.

Эффективная школа – это

а) школа, которая показывает высокие образовательные результаты,

б) школа, которая эффективно расходует ресурсы,

в) школа, которая использует эффективные технологии преподавания,

г) ни один из вышеуказанных ответов не является верным

В случае если Вы выбрали вариант (г) дайте свое определение эффективной школы

Слайд3.

Укажите верное утверждение

а) экономическая эффективность школы является главным критерием эффективности ее деятельности;

 б) экономическая эффективность школы определяется ее педагогической и социальной эффективностью;

в) экономическая эффективность школы взаимосвязана с ее педагогической и социальной эффективностью

Слайд 4.

Какие из нижеперечисленных признаков   относятся к признакам эффективного
учебного процесса:

а) высокие ожидания от преподавания учебных предметов;

б) кураторство и коллегиальная работа;

в) взаимосогласованные методы обучения;

г) отслеживание результатов учебы школьников;

д) интерес к постоянному улучшению учения и обучения;

е) поддержка изменений и контроль за ними со стороны руководства школы.

Слайд 5.

А теперь давайте обратимся к Википедии, как она трактует понятие «эффективность»?

соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами ((Википедия). Зачастую в России под эффективностью школы понимается ее способность сэкономить деньги.

Слайд 6.

В мире предложено  другое понятие эффективности, которое в  1960-х годах   ввела Альма Харис, президент Всемирной ассоциации изучения эффективных школ. Она предположила, что все дети могут учиться, все дети могут освоить основные предметы учебного плана, независимо от семейного положения. Но также движение эффективных школ не сбрасывает со счетов важный фактор влияния семьи.

Слайд 7.

Какова главная задача движения  эффективных школ?

Поиск путей устранения разрывов  в качестве образования для состоятельных и не очень, семей…

Да, школы не могут дать высокий уровень образования всем, но они могут ослабить эффект влияния социальной среды на результаты ученика. И таких школ в мире немало.

Эффективная школа повышает жизненные шансы всех детей, независимо от их стартовой ситуации.

Слайд 8

Заинтересовавшись этим вопросом, я решила выяснить, какие признаки характерны для неэффективной школы. Вы их можете видеть на слайде.

Слайд 9

ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ШКОЛЫ.

Они перечислены на слайде.

Слайд 10.

А теперь давайте сравним признаки эффективной и неэффективной школ

Я сгруппировала их по общим признакам и вот что у меня получилось.

Слайд 11.

Признаки неэффективной школы:

  •  несформированность запроса на уровень и качество образования

Признаки эффективной школы:

  • ясная и понятная для всех цель

Я считаю, что несформированность запроса на уровень и качество образования ведет к тому, что у школы не сформируется общая  для всех цель.

Главной своей задачей как руководителя школы, я считаю необходимость обеспечение ясного понимания целей  и ценностей, которые будут разделяться всеми работниками школы. Ведь, если цель ясна и сильна, то она будет действовать сама по себе. Если нет  общей цели и не задан вектор движения, то это неизбежно приведет к потерям в результатах.

Чтобы убедиться, что у школы есть общая цель, задайте себе вопрос, что больше всего заботит школу. Чем разнообразнее будут ваши ответы, тем менее согласовано понимание миссии школы.

Слайд 12.

Признаки неэффективной школы:

  • Низкие ожидания по отношению к учителям;
  • Отсутствие обмена опытом между учителями.

Признаки эффективной школы:

  • Здоровая и безопасная среда;
  • Позитивный, поддерживающий климат;
  • Упор на качестве преподавания.
  • Здоровая и безопасная среда;

В последнее время очень много говорится о безопасности образовательного учреждения. Причем чаще всего понимается безопасность от угроз терроризма.

Но безопасность состоит - это здоровый климат преподавания,  это здоровьесберегающая среда, способствующий обучению и учению.  Но безопасность состоит еще и в том, что при  нарушении дисциплины во время учебного процесса происходит  отрицательное влияние  на  получение образования  школьниками. То есть, создание здоровой окружающей среды – это забота не только руководства школы, но и самого учителя, педагогического работника во время проведения урока

  • Позитивный, поддерживающий климат просматривается через наличие обмена опытом между учителями.

В нашей школе мы стремимся к активному  профессиональному взаимодействию внутри педагогического коллектива. Например,  когда в коллектив приходит молодой педагог, к нему прикрепляют опытного наставника. Кроме того, для молодого учителя работает  система открытых дверей: учителя регулярно ходят друг к другу на уроки.

Другое направление, в усилении  взаимодействии между учителями.  В нашей школе имеется система работы с трудными детьми и детьми «группы риска».

Начиная с уровня «классный руководитель – учитель предметник», через уровень социально-психологической службы, до уровня заместителей директора и самого директора. На одном из этих этапов чаще всего проблема бывает решена.

Еще одно направление,  когда коллеги готовятся к какому-то конкурсу, другие учителя им помогают, работают на их победу. Создаются рабочие группы, каждая из которых отвечает за свою часть подготовки к мероприятию. И многое другое.

  • Низкие ожидания по отношению к учителям не приведут к высокому  качеству преподавания и к высоким результатам.

Не знаю, известно ли вам  об Эффекте Голема  —  это психологический термин, обозначающий явление, при котором заниженные требования к самому себе или окружающих приводят к тому, что человек на самом деле показывает плохие результаты.

Руководитель школы, ожидая от своего учителя  низкие результаты, сам того не подозревая ведет себя так, что провоцирует работника на плохой результат. Это звучит как «накликать беду».

Ни при какой погоде, ни при каком составе детей нельзя снижать планку требований и лишать надежд на достижения не только учащихся, но и учителей. Конечно, очень важно заниматься воспитательной работой, уберечь учащихся от асоциального поведения, предотвратить суицид,

Но и ставить крест на академических результатах, то есть переставать учить или учить плохо, кое-как, никаких детей нельзя.

Слайд 13

Признаки неэффективной школы:

  • Низкие ожидания по отношению к ученикам;
  • Отсутствие дополнительной работы с сильными учениками.

Признаки эффективной школы:

  • Климат высоких ожиданий к учащимся;
  • Система внутришкольного мониторинга.

Эффекте Пигмалиона противоположный Эффекту Голема.

  Это психологическое явление, в котором высокие ожидания приводят к повышению производительности в данной области. Суть его  в том, что учитель  может "отметить" ученика как хорошего школьника, он  ожидает, что ученик будет вести себя соответствующим образом и достигнет определенных успехов. Тем самым учитель повышает шансы ученика на положительный результат.

С другой стороны, как только на ученика навешивается ярлык «неуспевающий», то с уверенностью можно сказать, что он таким и станет. Учитель не ожидает от ученика многого, и мотивация последнего к достижениям снижается.

Если мы сможем убедить учащихся, что они могут добиться успеха, то тем самым сделаем самый большой подарок, не столько им, сколько самим себе.

  • К чему приводит отсутствие дополнительной работы с сильными учениками.

В последнее время все больше времени и сил учителя тратят на работу со слабоуспевающими детьми, порой забывая о сильных учениках. А таких учеников  отличает высокая познавательная активность и оригинальность мышления, самостоятельность. Но они, зачастую, не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения, про  таких ребят говорят, что они «хватают верхушки».  Чтобы научить их видеть глубоко суть предмета требуется  дополнительная   работа и подготовка самого учителя

  • Система внутришкольного мониторинга.

Всем знакома система региональных и муниципальных мониторингов, особенно при подготовке учащихся к ГИА. Эти тесты мало помогают улучшить обучение каждого учащегося в отдельности, поскольку результаты тестов приходят в школы, когда поздно что-то поправлять.

В нашей школе мы пошли дальше: кроме мониторингов по обязательным предметам (математика и русский язык) мы проводим мониторинги по предметам по выбору, причем, запрос зачастую поступает от самих выпускников и их учителей-предметников. В нынешнем году мы планируем провести внутришкольные мониторинги по предметам по выбору в 9 классе.

Слайд 14

Признаки неэффективной школы:

  • Недостаточные внешняя активность школы и сотрудничество с родителями.

Признаки эффективной школы:

  • Включенность родителей и сотрудничество с ними;
  • Поддержка и сотрудничество с органами управления,  социальными партнерами.

Школы с высокими результатами можно похожи на добродушные семьи, где всегда рады гостям. Здесь царит атмосфера открытости: по отношению друг к другу, по отношению к родителям, по отношению к коллегам из других школ,

Наша школа  тесно сотрудничает с различными социальными партнерами, что позволяет создать единое воспитательное пространство.

Успешные школы стремятся вовлечь родителей в школьную жизнь. Приглашают их практически на все значимые для школы события.

Вот здесь нам есть чему поучиться. Последние события указали нам на то, что родителей надо приглашать не только на творческие и спортивные мероприятия,  но и на мероприятия, связанные с учебной и исследовательской деятельностью ребят.  Ведь когда школа демонстрирует, что всерьез вкладывается в образование каждого ученика и ориентирует детей на амбициозные цели, родители тоже начинают менять свою позицию.

Слайд 15

Проведя сравнительный анализ, можно сделать вывод, что не существует заранее заданного сочетания показателей или критериев, которые бы смогли определить «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и каждая школа может быть эффективной в своих собственных условиях.

От признаков эффективной школы необходимо переходить к стратегии эффективной школы:

  • заявлять высокие ожидания в отношении учеников и высокие требования к результатам;
  • осуществлять тщательный мониторинг реализации образовательной программы и систематическую работу с данными;
  • поддерживать учебную мотивацию школьников;
  • поддерживать активный профессиональный обмен и развитие учителей;
  • активно сотрудничать с окружением и родителями;
  • создать насыщенную безопасную среду и позитивную культуру.

Слайд 16

Школа на пути к эффективности гарантировано сможет достичь следующих результатов:

  • Средние баллы ЕГЭ выше средних по региону.
  • Высокий процент участников и призёров олимпиад и конкурсов высокого уровня.
  • Высокая социальная активность  и позитивный имидж школы.

Подводя итоги, я хочу вернуться к тем вопросам, которые задавала вам в начале выступления.

Слайд  17

Эффективная школа – это

а) школа, которая показывает высокие образовательные результаты,

б) школа, которая эффективно расходует ресурсы,

в) школа, которая использует эффективные технологии преподавания,

г) ни один из вышеуказанных ответов не является верным , а значит,

это школа, которая способна преодолевать образовательное неравенство и компенсировать дефициты образовательных возможностей для детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

Слайд18

Укажите верное утверждение

а) экономическая эффективность школы является главным критерием эффективности ее деятельности;

 б) экономическая эффективность школы определяется ее педагогической и социальной эффективностью;

в) экономическая эффективность школы взаимосвязана с ее педагогической и социальной эффективностью.

Слайд 19

Какие из нижеперечисленных признаков   относятся к признакам эффективного
учебного процесса:

а) высокие ожидания от преподавания учебных предметов;

б) кураторство и коллегиальная работа;

в) взаимосогласованные методы обучения;

г) отслеживание результатов учебы школьников;

д) интерес к постоянному улучшению учения и обучения;

е) поддержка изменений и контроль за ними со стороны руководства школы.

 Слайд 20.

Благодарю вас за внимание и надеюсь, что мой доклад поможет коллективу каждой образовательной организации осознать, над чем нужно поработать, чтоб называться эффективной школой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШКОЛА на пути к эффективности Черниговская Т.А., учитель математики, директор МОУ «СОШ №3 г.Свирск» 2018

Слайд 2

Эффективная школа - это: а) школа, которая показывает высокие образовательные результаты; б) школа, которая эффективно расходует ресурсы; в) школа, которая использует эффективные технологии преподавания; г) ни один из вышеуказанных ответов не является верным. В случае если Вы выбрали вариант (г), дайте свое определение эффективной школы

Слайд 3

Какое из нижеприведенных утверждений является верным : а) экономическая эффективность школы является главным критерием эффективности ее деятельности; б) экономическая эффективность школы определяется ее педагогической и социальной эффективностью; в) экономическая эффективность школы взаимосвязана с ее педагогической и социальной эффективностью.

Слайд 4

Какие из нижеперечисленных признаков относятся к признакам эффективного учебного процесса: а) высокие ожидания от преподавания учебных предметов; б) кураторство и коллегиальная работа; в) взаимосогласованные методы обучения; г) отслеживание результатов учебы школьников; д ) интерес к постоянному улучшению учения и обучения; е) поддержка изменений и контроль за ними со стороны руководства школы.

Слайд 5

Эффективность (лат. efficientia ) — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами ( Википедия ).

Слайд 6

Эффективная школа – это школа, которая способна преодолевать образовательное неравенство и компенсировать дефициты образовательных возможностей для детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

Слайд 7

Главная задача движения эффективных школ. Поиск путей устранения разрывов в качестве образования для состоятельных и не очень семей… Эффективная школа повышает жизненные шансы всех детей, независимо от их стартовой ситуации.

Слайд 8

Признаки неэффективной школы: низкие ожидания по отношению к ученикам; о тсутствие дополнительной работы с сильными учениками; низкие ожидания по отношению к учителям; отсутствие обмена опытом между учителями; н едостаточные внешняя активность школы и сотрудничество с родителями ; н есформированность запроса на уровень и качество образования.

Слайд 9

Признаки эффективной школы: у школы есть ясная и понятная для всех цель; в школе здоровая и безопасная среда; позитивный, поддерживающий климат внутри школы; упор на качество преподавания и учебных результатах; климат высоких ожиданий ко всем учащимся; система внутришкольного мониторинга учебных достижений; сотрудничество с родителями, сотрудничество с органами управления, социальными партнерами. Это то, что на самом деле работает- прирост результатов 15-18%.

Слайд 10

СРАВНИМ: Признаки неэффективной школы: Низкие ожидания по отношению к ученикам; Отсутствие дополнительной работы с сильными учениками; Низкие ожидания по отношению к учителям; Отсутствие обмена опытом между учителями ; Недостаточные внешняя активность школы и сотрудничество с родителями; Несформированность запроса на уровень и качество образования . Признаки эффективной школы: Ясная и понятная цель, Здоровая и безопасная среда, Позитивный, поддерживающий климат, Упор на качество преподавания, Климат высоких ожиданий к учащимся, Система внутришкольного мониторинга, Сотрудничество с родителями, Сотрудничество с органами управления, социальными партнерами.

Слайд 11

Признаки неэффективной школы: несформированность запроса на уровень и качество образования . Признаки эффективной школы: ясная и понятная цель для всего коллектива.

Слайд 12

Признаки неэффективной школы: Низкие ожидания по отношению к учителям. Отсутствие обмена опытом между учителями. . Признаки эффективной школы: Здоровая и безопасная среда. Позитивный, поддерживающий климат. Упор на качество преподавания .

Слайд 13

Признаки неэффективной школы: Низкие ожидания по отношению к ученикам. Отсутствие дополнительной работы с сильными учениками. Признаки эффективной школы: Климат высоких ожиданий к учащимся. Система внутришкольного мониторинга.

Слайд 14

Признаки неэффективной школы: Недостаточные внешняя активность школы и сотрудничество с родителями. Признаки эффективной школы: Сотрудничество с родителями; Сотрудничество с органами управления, социальными партнерами.

Слайд 15

От признаков эффективной школы к стратегии эффективной школы: заявлять высокие ожидания в отношении учеников и высокие требования к результатам; осуществлять тщательный мониторинг реализации образовательной программы и систематическую работу с данными; поддерживать учебную мотивацию школьников; поддерживать активный профессиональный обмен и развитие учителей, высокие ожидания к учителям; активно сотрудничать с окружением и родителями; создать насыщенную безопасную среду и позитивную культуру.

Слайд 16

Результаты эффективной школы Средние баллы ЕГЭ выше средних по региону. Высокий процент участников и призёров олимпиад и конкурсов высокого уровня. Высокая социальная активность и позитивный имидж школы.

Слайд 17

Эффективная школа - это: а) школа, которая показывает высокие образовательные результаты; б) школа, которая эффективно расходует ресурсы; в) школа, которая использует эффективные технологии преподавания; г) ни один из вышеуказанных ответов не является верным, а значит, это школа, которая способна преодолевать образовательное неравенство и компенсировать дефициты образовательных возможностей для всех детей.

Слайд 18

Какое из нижеприведенных утверждений является верным : а) экономическая эффективность школы является главным критерием эффективности ее деятельности; б) экономическая эффективность школы определяется ее педагогической и социальной эффективностью; в) экономическая эффективность школы взаимосвязана с ее педагогической и социальной эффективностью.

Слайд 19

Какие из нижеперечисленных признаков относятся к признакам эффективного учебного процесса: а) высокие ожидания от преподавания учебных предметов; б) кураторство и коллегиальная работа; в) взаимосогласованные методы обучения; г) отслеживание результатов учебы школьников; д ) интерес к постоянному улучшению учения и обучения; е) поддержка изменений и контроль за ними со стороны руководства школы.

Слайд 20

СПАСИБО за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

О пути повышения эффективности подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку

Цель ЕГЭ по английскому языку: оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции. Итоговая аттестация выпускников школ,   призвана установить соответствие между реальным уро...

Пути повышения эффективности урока.

Данная презентация есть иллюстрация текстового документа с аналогичной тематикой...

"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...

Пути повышения эффективности урока технологии в современной образовательной школе в рамках ФГОС

Приоритетной педагогической задачей  в рамках ФГОС, в процессе обучения является не репродуктивное- строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающих целостной культурой организац...

Пути повышения эффективности преподавания истории Древнего мира в школе

Работа посвящена проблемам преподавания истории в школе...