Тренинг межличностного взаимодействия
учебно-методический материал на тему

Тренинг служит для включения участников группы в работу. Снижается уровень напряжения. Формируется мотивация к совместной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningi_mezhlichnostnogo_vzaimodeystviya_26.11.2018g.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг межличностного взаимодействия

Единственная настоящая роскошь — это

                                                           роскошь человеческого общения. 

 (Антуан де Сент-Экзюпири)

«Единственная настоящая роскошь, - писал Антуан де Сент-Экзюпери, - это роскошь человеческого общения».

 В нашей работе необходимо взаимодействие как между членами детского коллектива, между взрослыми, так и между воспитанниками и взрослыми.

Для развития  межличностного взаимодействия мы используем тренинговые занятия.                                                        

Тренинг - это не только метод развития способностей, но и личности в целом.

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

- доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

- эмоционально сопереживать;

- сотрудничать и действовать сообща;

- согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

- разрешать конфликтные ситуации

           Система построения тренинга.

  •           Тренинг состоит из относительно самостоятельных занятий.
  •           В структуру занятий включены разного вида невербальные методики: мимические, жестовые, тактильные, ролевые этюды, позволяющие каждому на время стать разным – "Я" и другим – "Я".
  •          Местом для проведения занятий важно выбрать изолированное, просторное помещение, оснащённое звуковой аппаратурой, стульями так, чтобы все могли сесть в круг, и плоской поверхностью для рисования.
  •           План занятий предусматривает 3 основные части:
  • Вводная часть.
  • Рабочее время.
  • Обсуждение.

        Вводная часть и обсуждение должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
       

         Вводная часть служит для включения участников группы в работу. Снижается уровень напряжения. Формируется мотивация к совместной деятельности. Появляется возможность взаимодействия участников друг с другом, а также связь между всеми занятиями.
Все последующие занятия необходимо начинать с краткого обзора предыдущей встречи. Очень        важно спрашивать детей, не хотят ли они что-нибудь "высказать" (любые чувства, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия. Другой очень важный момент – обсуждение того, что дети пробовали делать сами между занятиями (например, использовали ли они новые способы поведения и т.п.).


        Рабочее время направлено на достижение намеченной цели занятия и зависит от динамики группы.
        Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали во время занятия. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний.  Этому уровню отвечают следующие вопросы:

  • Что ты чувствовал, когда рассказывал об этом?
  • Какие мысли возникли у тебя, когда кто-то рассказывал о своих проблемах?

Обсуждение следует проводить после выполнения каждого упражнения и в конце занятия. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл, обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это даёт возможность понять точно и ясно, что произошло, помогает закрепить новый опыт.

- Предлагаю поучаствовать в тренинге «Развитие сплоченности коллектива»

Задачи тренинга:

  • формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • сплочение группы.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

  • доверительный стиль общения;
  • активное участие в происходящем;
  • общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • уважение друг к другу.

Упражнение «Геометрические фигуры»

Чтобы узнать немного больше о себе, выберите одну из имеющихся у меня геометрических фигур.

Тот, кто выбрал круг, хорошо умеет взаимодействовать с окружающими и строить отношения.

Выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру.

Любители треугольников обычно хорошо знают свои цели и умеют их достигать.

Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, готовые предложить новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Вне зависимости от того, какую фигуру вы выбрали, каждый из вас уникален.

Упражнение: «Стаканчик».

Цель: снятие напряжения и тревоги, налаживание контактов между членами группы.

Участники садятся в круг. Педагог - психолог дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.

*Обсуждение.

 В процессе тренинга развиваются коммуникативные способности.

 Невербальное общение.

Часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, то есть невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять другого.

Упражнение «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на две команды и строятся в две колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Психолог показывает какую-нибудь простую картинку последнему участнику. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине следующего члена команды. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

* Обсуждение

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Оборудование: стенд для выставки, альбомные листы, цветные карандаши.

Обвести свою ладонь на бумаге карандашом. На каждом пальце написать свои достоинства, все хорошее, что знаете о себе. Сделать импровизированную выставку.

Упражнение «Ведро мусора»
          Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
          Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
           После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Мне очень приятно сегодня с вами работать, я бы хотела, чтобы каждый из вас что-то сделал своему соседу, а может быть, и всем нам. Это может быть как воображаемый подарок, так и доброе, сердечное пожелание.

          Упражнение “Пожелание»

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы пожелать Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплочёнными? Давайте напишем, что каждый из нас желает группе. Я, например, желаю вам оптимизма и взаимного доверия». Далее каждый из участников пишет на своем лучике пожелание.  Участники сами прикалывают лучики к солнышку.

В завершение нашей работы я бы хотела всем вам подарить притчу.

Однажды старик сидел у входа в город. К нему подошёл юноша и спросил:

- Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

- А какие люди были в том городе, из которого ты ушёл?

- Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

- Здесь ты встретишь таких же, — ответил ему старик.

Немного погодя другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

- Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же:

- Скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришёл?

- О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.

- Ты найдёшь таких же и здесь, — ответил старик.

Купец слышал оба диалога. И, как только путник отошёл, он обратился к старику с упрёком:

- Как ты можешь двум людям дать совершенно разные ответы на один и тот же вопрос?

- Сын мой, — ответил старик, — каждый носит свой мир в своём сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тем более не найдёт ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы видим в них.

Обсуждение: 

         «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

         Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости.

Статья посвящена проблеме влияния социально-психологических факторов, в частности особенностей межличностного взаимодействия, на развитие предрасположенности подростков к компьютерной зависимо...

Классный час: "Толерантность. Особенности межличностного взаимодействия."

Классный  час  в  5 классе на  тему: "Толерантность. Особенности  межличностного  взаимодействия."...

разработка урока "Межличностное взаимодействие" 6 класс

uml;«Межличностное взаимодействие в (широком смысле) – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт ...

Статья на тему "Формирование межличностного взаимодействия посредством альтернативной коммуникации у лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями"

В связи с изменениями в социальной сфере актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Особого внимания в этом плане требуют лица с на...

Тренинг межличностных отношений

Тренинг межличностных отношений "Что в имени тебе моем..." для обучающихся старших классов...

Интерактивный психологический тренинг "Межличностное взаимодействие."

Данный психологический треннинг позволяет решить проблемы меличностных отношений в группе....