Контроль знаний по ИПКЗС
тест (8 класс) на тему

Бознякова Татьяна Владимировна

Тестовый материал для контроля знаний по курсу история православной культуры Земли Смоленской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_znaniy_po_ipkzs.doc394.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Тест по теме: «Что такое христианство? Православие» 

1 вариант

2 вариант

1. Исключи лишнее.

Мировыми религиями являются:

  1. Иудаизм
  2. Ислам
  3. Христианство

1. Исключи лишнее.

Мировыми религиями являются:

  1. Буддизм
  2. Православие
  3. Ислам

2. Подбери синоним к слову «православие»

  1. ортодоксия
  2. ортодонтия
  3. католицизм

2. Что означает слово «ортодоксия»?

  1. правомыслие
  2. правоведение
  3. правосторонний
  4. нет верного ответа

3. Что означает фраза: «Решили вопрос  соборно?»

  1. Решили построить Собор.
  2. Посоветовались все церковные иерархи, собравшись вместе
  3. Договорились, собравшись в церкви

3. Какое значение в церкви имеет слово «собор», кроме храма?

  1. Специальная встреча
  2. Собрание в сосновом бору
  3. Собратья, соратники

4. Назови ветвь в христианстве:

  1. Католичество
  2. Язычество
  3. Религия
  4. Верование

4. Назови ветвь в христианстве

  1. Православие
  2. Иудаизм
  3. Мусульманство
  4. Конфессия

5. Что объединяет эти слова?

Византийская церковь, греческая церковь, Восточная церковь

5. Что объединяет эти слова?

Католицизм, православие, протестантизм

6. Сколько лет назад родился Иисус Христос?

  1. 2006 лет
  2. 2005 лет
  3. 2007 лет

6. Кого в православии называют Крестителем, Предтечей?

  1. Иоанна
  2. Петра
  3. Николая
  4. Павла

7. Объясни, что такое «евангелие»

7. Объясни, что такое «Апостол»

8. Когда произошло отделение Католической церкви?

8. Назови дату отделение Римской церкви от христианства

К уроку: «Устройство и символика православного храма»

1 вариант

2 вариант

1.Крест символизирует:

1. примирение со злом с собственной душе

2. избрание пути жертвенной  любви к ближним

3.  гармония Бога и мира

1. Купол символизирует:

1. вселенную, небесный свод

2. способность русского народа противостоять врагу

3. силу церковной власти

2. О чем писал русский философ Е. Трубецкой:

 « Наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству»

2. Что символизирует «маковица» православного храма:

1. верховенство силы духа

2. знак пламени, огненных небесных сил

3. символ царской власти

3.Количество куполов на храме:
1. имеет символическое значение

2. связано только с уровнем мастерства  зодчих

3. определяет значимость храма для жителей города

3. К архитектурным особенностям храма НЕ относятся:

1. кокошники

2. закомары

3. портал

4. апсиды

4.Символическое значение храма:

1. это вместилище страстей людских

2. это образ  силы государства и власти

3. это корабль, ведущий людей к спасению

4. Назовите  то, что не  относится к частям храма:

1. алтарь

2. средний храм

3. колокольня

4. притвор

5.Алтарь означает:

1. отделение церкви от власти

2. духовное могущество державы

3. Царство Небесное

5. В какой части храма находится притвор?

1. в южной

2. в восточной

3. В западной

К уроку: «Православная церковь и князья Ростиславичи»

1 вариант

2 вариант

1. Князь Ростислав Мстиславич:

1. Являлся родоначальником династии смоленских князей

2. Перенес княжескую резиденцию на соборный холм

3. Пытался упразднить Смоленскую епархию

1. Князь Ростислав Мстиславич:

1. Определил единство церковного и светского судопроизводства

2. Учредил в Смоленске архиерейскую кафедру

3. Освятил Мономахов собор

2. Среди заслуг Романа Ростиславича были:

1. Строительство храма Петра и Павла

2. Открытие множества приходских школ

3. Фиктивная борьба с городами Ганзейского союза

2. Среди заслуг Романа Ростиславича были:

1. Обучение детей боярских и духовенства в приходских школах

2. Строительство храма Михаила Архангела

3. Издание Уставной грамоты Смоленской епископии

3. О ком пишет летописец?

«Этот князь ростом был средним, лицом широким и борода круглая, широкая». Возвел на Смядыни каменный Борисоглебский храм

3. О каком князе говорят:

«Благоверный …., князь Смоленский, Великий князь Киевский»

5. Кто из Ростиславичей имел прозвище «Набожный»?

1. Давыд

2. Ростислав Мстиславич

3. Роман

5. Кто из Ростиславичей построил храм Михаила Архангела?

1. Давыд Ростиславич

2. Ростислав Мстиславич

3. Роман Ростиславич

5.Современником какого князя был  митрополит Киевский Климентий Смолятич?

1. Давыд

2. Ростислав Мстиславич

3. Роман

5. Назовите дату возрождения  епископской кафедры в Смоленске:

1. 1136 г.

2. 1036 г.

3. 1101г.

Тест по теме: «Первые христиане. Крещение смолян»

1 вариант

2 вариант

1. Первым христианским проповедником в  русских землях был:

1. Андрей Первозванный

2. Иоанн Креститель

3. Иоанн Богослов

4. Петр Святой

1. Исключи лишнее.

Язычники поклонялись:

1. Иконе Одигитрии

2. Господу Богу нашему

3. Природным явлениям

4. Солнечному диску

5. Идолам

2. По какому признаку объединены эти слова?

Исключи лишнее слово.

Конь, медведь, язычник, культ, лев, дух

2. По какому признаку объединены эти слова?

Исключи лишнее слово.

Тризна, сжигание тела, курган, загробный мир, нательный крестик

3.Назови термин к данному объяснению:

Предмет, охраняющий своего владельца-язычника

3. Назови термин к данному объяснению:

Общеплеменной духовный покровитель у язычников

4. Кто был первым проповедником христианской веры на Смоленщине?

1. Французские купцы

2. Монголо-татары

3. Дружинники норманнов

4. Крупнейшее языческое кладбище в Восточной Европе находилось в:

1. Гнездово

2. Смоленске

3. Киеве

4. Новгороде

5. Какая из названных дат связана и с католичеством:

1. 988 год

2. 990 год

3. 1054год

4. 1101 год

5. Память о проповедях  первого проповедника в России сохранилась в:

1. Гербе Смоленска

2. Флаге военно-морского флота

3. Гимне России

4. Названии столицы русского государства

6. Подбери 3 синонима к слову «православие».

6. Подбери 3 синонима к слову «христианство».

7. Какой каменный храм первым был построен в Смоленске:

1. Храм Успения Богородицы

2. Богоявленский

3. Михаила Архангелы

5. Петра и Павла

6. Иоанна Богослова

7.Сколько лет разделяют два события: Крещение Киева и крещение смолян

1. Два года

2. 5 лет

3. 1 год

4. Они произошли одновременно

8. Найди в тексте 3 ошибки:

В 1103 году в административном центре Гнездово была освящена икона Смоленской Богоматери, написанная евангелистом Матфеем

8. Найди в тексте 3 ошибки:

В 1101 году в Смоленске был построен и освящен Мономахов собор. В него была перенесена икона Владимирской Божией матери, написанная по приказу Византийской принцессы Анны.

Тест по теме: «Что такое христианство? Православие»

1 вариант

2 вариант

1. Исключи лишнее. Мировыми религиями являются:

1. Иудаизм

2. Ислам

3. Христианство

1. Исключи лишнее. Мировыми религиями являются:

1. Буддизм

2. Православие

3. Ислам

2. Подбери синоним к слову «православие»

1. Ортодоксия

2. Ортодонтия

3. Католицизм

2. Что означает слово «ортодоксия»?

1. Правомыслие

2. Правоведение

3. Правосторонний

4. Нет верного ответа

3. Что означает фраза: «Решили вопрос соборно?»

1. Решили построить Собор.

2. Посоветовались все церковные иерархи, собравшись вместе

3. Договорились, собравшись в церкви

3. Какое значение в церкви имеет слово «собор», кроме храма?

1. Специальная встреча

2. Собрание в сосновом бору

3. Собратья, соратники

4. Назови ветвь в христианстве:

1. Католичество

2. Язычество

3. Религия

4. Верование

4. Назови ветвь в христианстве

1. Православие

2. Иудаизм

3. Мусульманство

4. Конфессия

5. Что объединяет эти слова?

1. Византийская церковь, греческая церковь, Восточная церковь

5. Что объединяет эти слова?

Католицизм, православие, протестантизм

6. Сколько лет назад родился Иисус Христос?

1. 2006 лет

2. 2005 лет

3. 2007 лет

6. Кого в православии называют Крестителем, Предтечей?

1. Иоанна

2. Петра

3. Николая

4. Павла

7. Объясни, что такое «евангелие»

7. Объясни, что такое «Апостол»

8. Когда произошло отделение Католической церкви?

8. Назови дату отделение Римской церкви от христианства


К уроку: «Преподобный Авраамий Смоленский»

1 вариант

2 вариант

1. Выберите характеристики личности

1. Выберите характеристики личности

Авраамия Смоленского:

Авраамия Смоленского:

1. Иконописец

1.Просветитель

2. Проповедник

2. Ученый человек

3. Аскет

3. Подвижник

3. Все вышеназванное

3. Все вышеназванное

2. Для Авраамия Смоленского НЕ

2. Для Авраамия Смоленского НЕ

характерны:

характерны:

1. Высокая образованность

1. Смирение

2. Свобода мысли

2. Скромность

3. Малодушие

3. Тщеславие

4. Незлобливость

3. Отметьте верные утверждения:

3. Отметьте верное утверждение:

1. Вопреки сложившимся правилам того времени, Авраамий жил честно, праведно.

1. Авраамий Смоленский спас молитвой смолян от проливных дождей.

2. Суд епископа Игнатия заточил Авраамия

2. Авраамий смоленский призывал жителей

в Селищенский монастырь.

города жить по правде.

3. Свою жизнь Авраамий закончил настоятелем монастыря

3. Авраамий Смоленский основал монастырь и назвал своим именем.

4. Современники называли Авраамия

4. Авраамия Смоленского называют

«лествицей высокого благочестия духовного».

последним русским домонгольским святым.


Проверочная работа по теме: «Успенский кафедральный собор»

1 вариант

2 вариант

1. Чему посвящен Смоленский кафедральный собор?

1. Успению Богоматери

2. Вознесению Богоматери

3. Воскресению Богоматери

1. Где возведен Смоленский кафедральный собор?

1. На Вознесенском холме

2. На Покровской горе

3. На соборном холме

2. В чье царствование был заложен Собор?

1. Алексея Михайловича

2. Бориса Годунова

3. Петра Великого

2. Кто был первым руководителем строительства собора?

1. Федор Конь

2. Владимир Мономах

3. Алексей Корольков

3. Чем знаменательно место закладки собора?

1. Там прежде стоял Мономахов Собор

2. Там стояла главная башня смоленской крепости

3. Там была укрыта Одигитрия

Смоленская

3. Сколько глав планировалось возвести?

1. Пять

2. Семь

3. Двенадцать

4. Три

4. Исключи лишнюю дату. Обоснуй свой выбор.

1101 год, 1677 год, 1740 год, 1812 год

4. Исключи лишнее имя в ряду. Обоснуй свой выбор.

Алексей Корольков, Антон Шедель, Никифор Мурзакевич, Петр Обухов

5. Почему наш Собор освящали дважды?

5. Почему наш Собор строился почти 100 лет?

6. В чем уникальность соборного иконостаса?

1. Его высота 70 метров

2. Имеет сквозную резьбу по дереву

3. Является трехъярусным

4. Оформлялся украинскими мастерами

6. В чем особенность соборного иконостаса?

1. Резьба позолочена и посеребрена

2. Обилие скульптурных фигур

3. Украшен растениями смоленской земли

7. К святыням Смоленского кафедрального собора относится:

1. Плащаница

2. Шлем Меркурия Смоленского

3. Золотые подсвечники

7. К святыням Смоленского кафедрального собора относится:

1. Одигитрия

2. Фрески 14 века

3. Купольным крест

8. Что такое плащаница?

1. Икона с изображением оплакивания Иисуса Христа Девой Марией

2. Расшитое полотно с изображением погребения Иисуса Христа

3. Мозаичное изображение погребения Иисуса Христа

8. Что такое плащаница?

1. Вышитое изображение погребения Господа нашего Иисуса Христа

2. Иконописное изображение погребения Господа нашего Иисуса Христа

3. Вышитая фреска с изображением погребения Господа нашего Иисуса Христа

9. Смоленская плащаница «по возрасту»:

1. Старше Смоленской крепостной стены

2. Моложе смоленской крепостной стены

3. Ровесница Смоленской крепостной стены

9. Смоленская плащаница изготовлена во времена:

1. Бориса Годунова

2. Ивана Грозного

3. Петра Великого

4. Алексея Михайловича


Тест по теме: «Иконопись смоленской земли»

1 вариант

2 вариант

1 .Самое распространенное живописное

1. Икона - это: 

убранство храма на Руси:

1. Символическое изображение человечества

I. Мозаика

2. Портрет человечества

2. Фреска

3. Неподвижное изображение живого человека

3. Икона

2. Икона Смоленской Божией матери

2. Слово «Одигитрия» означает:

Одигитрии:

1. Древняя, написана на Руси во времена

1. Правительница

Владимира Мономаха

2. Путеводительница

2. Подарена Смоленску и никогда его пределов не покидала

3. Наставница

3. Имеет списки, один из которых хранится в Успенском
соборе

4. Покровительница

3. Частью иконостаса является:

3. Частью иконостаса является:

1. Четверик

1. Ярусы икон

2. Золотые врата

2. Притвор

3. Хоры

3. Портреты святых

4. Иконостас олицетворяет:

4. Иконостас может включать в себя ряды:

1. явление мира небесного

1. Местный

2. пророчество Божие

2. Деисус

3. праздничность храма

3. Христовым

4. отстраненность Богов

4. Праотеческий

5. Выбери признаки иконостаса Смоленского

5. Выбери признаки иконостаса Смоленского

Успенского собора:

Успенского собора:

1. Пятиярусный

1. Выполнен в технике украинской чеканки

2. Выполнен в технике белорусской иконописи

2. Барочный сталь

3. Царские врата имеются в двух приделах

3. Четырехъярусный

4. Царские врата одни

К уроку: «Святые монгольского периода»

1 вариант

2 вариант

1. В период монголо-татарского нашествия на Смоленщине:

1. Сокращается количество церковных приходов.

2. Растет каменное строительство храмов

3. Растеряна высокая духовность

1. В период монголо-татарского нашествия на Смоленщине:

1. Растет число священников.

2. Прекращается возведение каменных церквей

3. Исчезает духовное богатство

2. Святой Меркурий - воин, который:

1. Участвовал в разгроме монголо - татар у Долгомостья

2. Принял иноческий постриг

3. Прославил Смоленщину в боях против крестоносцев

2. К сохранившимся реликвиям Меркурия относятся:

1. Шлем

2. Сандалии

3. Щит

4. Копье

3. Заслугой святого Федора Смоленского и Ярославского является: 

1. Облегчение участи русских пленников в Золотой Орде

2. Распространение христианского учения

3. Борьба с монголо - татарами

3. Заслугой святого Федора Смоленского и Ярославского является:

1. Победа над отрядом монголов у Долгого моста

2. Строительство множества приходских школ

3. Создание в монгольских землях православной епархии

4.Найдите соответствие:

1. Святой Меркурий Смоленский

2. Святой Федор Смоленский и Ярославский

3. Преподобный Симон

4. Благоверный князь Андрей

1. Переяславский чудотворец

2. Архимандрит, судьба которого тесно связана с радонежской обителью

3. «Повелел горожанам повесить над ракой с его останками его щит и копье»

4. От рождения был князем, перед смертью постригся в монахи

4. Найдите соответствие:

1. Святой Меркурий Смоленский

2. Святой Федор Смоленский и Ярославский

3. Преподобный Симон

4. Благоверным князь Андрей

1.Имел большое влияние в Орде и использовал его на благо Русской земли

2.Соратник и помощник Сергия Радонежского

3.Простой пономарь княжеского рода

4. «...множество врагов перерубил, а остальных обратил в бегство..»

Тест по теме: «Герасим  Болдинский и его обитель»

1 вариант

2 вариант

1. Герасим Болдинский:

1. Основатель Троицкого монастыря в Смоленске

2. Настоятель Свято-Троицкого монастыря в Дорогобуже

3. Монах Киево-Печерского монастыря

1. Герасим Болдинский:

1. Основатель пяти монастырей в дорогобужской земле

2. Создатель Свято-Троицкой пустыни

3. Митрополит  Дорогобужский

2. Что НЕ относится к Герасиму Болдинскому?

1. Святой              2. Преподобный

3. Епископ             4. Схимонах

5. Игумен

6. Старец

2. Где покоится прах святого Герасима?

1. Вяземском Иоанно-Предтечевом монастыре

2. В Рославльском монастыре

3. В монастыре Рождества Богородицы в Дорогобуже

4. В Смоленском Троицком монастыре

3. Когда был основан Болдин монастырь?

1. В первой половине 16 века

2. Во второй половине 16 века

3. Во второй половине 15 века

4. В первой половине 17 века

3. Сколько монахов проживало в Болдинском монастыре  при Герасиме?

1. более 120                      2. 50

3. 25                                  4. 200

4. Сколько монастырей на смоленской земле основал Герасим?

1. 5

2. 1

3. 3

4. 2

4. Какова была судьба монастыря в 1812 году?

1. Монастырь продолжал работать

2. Монахи покинули монастырь, а французы приспособили его под лагерь для пленных

3. Французы взорвали Троицкий храм и разграбили монастырь

5. Герасим Болдинский служил примером:

1. Христианского гостеприимства и открытости

2. Христианского смирения

3. Мастера совмещать мирскую жизнь и монашескую

5. Кто из русских правителей жаловал на Болдинский монастырь денежные средства?

1. Иван III

2. Борис Годунов

3. Владимир Мономах

4. Дмитрий Донской

6. Кто из известных зодчих имеет отношение к строительству Болдинской обители?

1. Барановский

2. Пономарев

3. Федор Конь

4. Обухов

6. Кто из известных реставраторов участвовал в восстановлении Болдинского монастыря?

1. Барановский

2. Терентий

3. Федор Конь

4. Обухов

7. Какой устав установил Герасим для монахов своих обителей?

1. Монахи свободно общались с внешним миром

2. Во все святые праздники года  разрешался вход в монастырь женщин

3. Соблюдалась строгость во всем: молитвах, труде, дисциплине, в поддержании замкнутости.

7. Как назывался монастырь, основанный Герасимом в Вязьме?

1. Иоанно-Предтечев

2. Вознесенский

3. Свято-Троицкий

К уроку: «Борьба за сохранение православной веры
в литовский период»

1 вариант

2 вариант

1. В литовский период:

1. Православная  церковь была подчинена Папе Римскому

2. Произошло разделение Русской Православной церкви на две митрополии

3. Гибель епископа Смоленского Герасима стала свидетельством сложных взаимоотношений литовских властей с православной церковью

1. В литовский период:

1. Смоленская епархия подчинялась Московской митрополии

2. Православная церковь была подчинена Ватикану

3. Православная церковь сохранила самостоятельность благодаря усилиям простых людей и священников.

2. За что погибла княгиня Иулиания:

1. Не пожелала нарушить приказ Витовта остаться в Смоленске

2. Не пожелала нарушить супружескую верность

3. приняла мученическую смерть за измену мужу

2. В чем христианский подвиг благоверной Иулиании?

1. Княгиня Иулиания не пожелала нарушить священных уз брака

2. Она верно следовала за мужем Симеоном Вяземским

3. Она мстила князю Юрию за смерть мужа Симеона Вяземского

3. Отметьте верные суждения:

1. В литовский период была возвращена в Смоленск реликвия
- икона Божией Матери Одигитрии

2. Притеснения Католической Церкви  усиливали стремление смолян возвратиться под власть князя Московского

3. Историческим источником литовского периода является Житие Меркурия Смоленского

3. Отметьте верные суждения:

1. Католические священники притесняли право выбора веры

2. В литовский период в Смоленске сохранилась духовная школа

3. Папа Римский категорически запретил притеснять иноверцев.

К уроку: «Духовная музыка»

1 вариант

2 вариант

1. Церковное пение  способствует:

1. Утешению страстей

2. Душевному успокоению

3. Возвышению мыслей над земным

4. Все вышеназванное

1. Церковное пение способствует:

1. Примирению нас с ближними

2. Облегчению скорби

3. Наполнению души благодушием

4. Все вышеназванное

2. Церковное пение должно быть:

1. Строгим

2. Отрешенным от мирского ради преображения человека

3.Возбуждать гражданские чувства человека

Исключи лишнее

2. Церковное пение должно быть:

1. Величаво-спокойным

2. Здравым (целомудренным)

3. Отрешенным от мирского ради  осветления духовной стороны человека

4. Все вышеназванное

3. Основной принцип церковного пения…

3. Осмогласие – это…

4. В русской Православной Церкви коренным и древним распевом является «знаменный распев», для которого характерно:

1. Хоровое исполнение

2. Сходство с молитвой (всеобщее обращение к богу)

3. Широкие возможности для выражения эмоций

Исключи лишнее

4. В русской Православной Церкви коренным и древним распевом является «знаменный распев», для которого характерно:

1. Единая мелодическая линия

2. Отбрасывание всех чувственных и  телесных проявлений

3. Мелодия, как икона, отбрасывает все лишние элементы.

4. Все вышеназванное

5. С конца 17 века в русском церковном пении проявляется влияние западно-европейской духовной музыки, где большое значение придавалось:

1. Одноголосию

2. Полифоническому пению

3. Отсутствию эмоциональных оттенков настроения

5. С конца 17 века в русском церковном пении проявляется влияние  западно-европейской  духовной музыки, где большое значение придавалось:

1. Многоголосию

2. Простоте голоса

3. Отсутствию глубоких эмоциональных переживаний

6. Обоснуйте мнение старца Силуана Афонского: «Русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу и мало думают о земном»

6. Обоснуйте точку зрения: «Канты – это посредники между западной музыкальной формой и русским песнопением»

Тест по теме: «Духовные святыни земли Смоленской
в Отечественной войне 1812 года»

1 вариант

2 вариант

1. В чем проявилось кощунство французов по отношению к русским святыням?

1. Православные храмы превращались в костелы

2. Смоленские церкви оставались без охраны.  

3. Храмы повсеместно подвергались ограблению

1. В чем проявилось кощунство французов по отношению к русским святыням?

1. Власти не позволяли верующим присутствовать на службе в церкви

2. Многие иконы были уничтожены

3. Службы в храмах стали вести католические священники

2. Кто из французских полководцев не смог устоять перед величием Успенского собора?

1. Наполеон

2. Даву

3. Мюрат

2. Кто из французских полководцев  помог защитить Успенский собор от грабежа?

1. Наполеон

2. Даву

3. Мюрат

3. В чем выражалась поддержка православным смолянам со стороны священнослужителей?  

1. Священники вдохновляли местных жителей на борьбу с врагом

2. Призывали смиренно ждать, надеясь на лучшее

3. Призывали к самосожжению в знак протеста

3. В чем выражалась поддержка православным смолянам со стороны священнослужителей?

1. Вселяли в людей отвращение от страха

2. Убеждали покориться сильному врагу

3. Убеждали покидать свои земли.

4. Выбери заслуги Никифора Мурзакевича:

1. Спас колокола Одигитриевской церкви от уничтожения

2. Создал атлас города Смоленска

3. Переписал и сохранил все летописи Смоленска

4. Выбери заслуги Никифора Мурзакевича:

1. Уберег Успенский собор от разграбления

2. Написал историю Смоленской области

3. Умножил ризницу Успенского Собора во время войны

5. Во время Отечественной войны Одигитрия Смоленская:

1. Была укрыта в Успенском соборе

2. Вдохновляла перед Бородинской битвой русскую армию

3. Была уничтожена французскими мародерами.

5. Во время Отечественной войны Одигитрия Смоленская:

1. Была вывезена французами вместе с награбленным

2. По приказу Кутузова М.И. была провезена перед войсками на Бородинском поле во время молебна

3. Была укрыта в ризнице Успенского Собора



Варианты творческих проектов по курсу

«История православной культуры Земли смоленской»

1. Компьютерные презентации на любую тему.
Например:

– Собор Смоленских святых

– История иконы Одигитрии Смоленской

– История Мономахова Собора

– Первые русские святые (Борис и Глеб)

– История монастырей Смоленска (можно взять только один монастырь)

– Родоначальник смоленских князей Ростислав Мстиславич

– Князь Давыд Ростиславич

– Князь Роман Ростиславич

– Древние храмы Смоленска

– Церковь Петра и Павла

– Церковь Иоанна Богослова

– Церковь Михаила Архангела

– Учреждение Смоленской епархии

– Смоленская живопись 12-13 вв.

– Иконографические сюжеты Богородицы

– Судьба списка иконы Одигитрии (17 в)

– Иконостас

– Авраамий Смоленский

– Меркурий Смоленский

– Герасим Болдинский

– Вяземские святыни

– Плащаница Смоленского Свято-Успенского собора

– Особенности Успенского Собора в Смоленске

2. Подбор отсканированных иллюстраций по определенной теме (на диске) с краткими комментариями.

3. Подготовка фотовыставки

4. Составление:

– кроссворда по определенной теме (не менее 20 слов) (особо ценным будет кроссворд с фрагментами)

ребусов

5. Иллюстрация

6. Аппликация

7. Макет (поделка) с использованием любого материала

8. Составление карты с православными святынями города и области

9. Отрывок из летописи, документа в рисунках

10. Составление тестовых заданий по любой теме
(по 10 вопросов в двух вариантах).

11. Разработка маршрута по православным храмам и монастырям города.

Словом, свободен в своем предложении учитель и равно
с ним ученики в исполнении своего замысла. Выгода обоюдная.

Вот пример простого теста, составленного слабоуспевающим учеником. В нем есть стилистические ошибки. Но очевидно, что эта тема для ученика раскрылась.

Тест по теме:

«Подвиг Меркурия Смоленского».

1. Какая беда случилась на Руси во времена Меркурия?

1. нашествие татар

2. война с Наполеоном

3. война с фашистами.

2. Кем был Меркурий?

1. воином

2. священнослужителем

3. горожанином.

3. О чем Пресвятая Богородица попросила пономаря?

1. встать на защиту города

2. разыскать Меркурия

3. спрятать икону Смоленской Одигитрии.

4. Где произошла великая битва?

1. у Долгомостья

2. у Днепра

3. у Никольских ворот.

5. Как погиб Меркурий?

1. сын убитого исполина отрубил ему голову

2. пал в бою

3. умер от старости

6. Как ты думаешь, почему Меркурия назвали Смоленским?

7. В чем, по-твоему мнению, состоит подвиг Меркурия Смоленского?

8. Какие вещи, принадлежавшие Меркурию, хранятся в Успенском соборе?

И еще несколько слов об оценивании на уроках. Кроме привычных оценок можно иногда допускать не совсем обычный прием.

Прием «райтинг». Термин придуман от английского слова «right» - правильно. Этот прием используется на период согласования критериев отметки. Завершив работу, ученик сам выставляет себе отметку одновременно с учителем. Двойная оценка записывается дробью. Например, 5/4, где в знаменателе – оценка учителя. Такая оценка выставляется в дневник, тетрадь. Лучше использовать этот прием, когда проводится фактологический диктант, проверяется сочинение, особые индивидуальные задания. Это приучает ученика оценивать свою работу, выверяются критерии оценивания ответа.


Тест по теме «Введение. Крещение Руси и святость»

  1. Когда родился Иисус Христос?
  2. Христианство – это …
  3. Что означает слово «апостол»?
  4. Сколько апостолов было у Иисуса Христа?
  5. Суть учения Иисуса Христа:
  6. Евангелие – это …

        7. Кто был первым христианским проповедником в русских землях?

        8. Какая религия была на Руси до принятия христианства:

                 а) буддизм;   б) язычество;  в) ислам.

9. Назовите год крещения Руси:

                  а) 988;           б) 998;             в) 982.

10. В какой реке крестили русичей:

                   а) Дунай;      б) Днепр;        в) Дон.

11. Какой из князей крестил смолян:

                    а) Владимир Святославович;   б) Владимир Мономах;

                    в) Ярослав Мудрый.

12. Это было в … году.

13. Кто из князей построил первый каменный храм Успения Богородицы в Смоленске:

                    а) Владимир Святославович;   б) Владимир Мономах;

                    в) Ростислав Мстиславович.

14. Это было в … году.

15. Вспомните, какая из икон стала главной святыней земли смоленской:

                    а) «Сретение Господне»;

                   б) «Введение во храм Богородицы»;

                   в) Икона Божией Матери – Одигитрия.

         16.  К какому типу святости относятся князья Борис и Глеб?

 17. Назовите святых земли Смоленской.


Тест по теме: «Преподобный Герасим Болдинский. Основание Болдинского монастыря». Глава 4, &1, с.109-115.

  1. Герасим Болдинский:

а) основатель Троицкого монастыря в Смоленске;

б) настоятель Свято-Троицкого монастыря под Дорогобужем;

в) монах Киево-Печерского монастыря.

  1. Что НЕ относится к Герасиму Болдинскому?

а) святой

б) епископ

в) преподобный

  1. Когда был основан Болдин монастырь?

а) в 1530 г.

б) в 1545 г.

в) в 1547 г.

  1. Сколько монастырей на Смоленской земле основал Герасим?

а) 4

б) 1

в) 3

  1. Герасим Болдинский служил примером:

а) христианского гостеприимства и открытости;

б) христианского смирения;

в) мастера совмещать мирскую жизнь и монашескую.

  1. Кто из известных зодчих имеет отношение к строительству Болдинской обители?

а) Барановский

б) Фёдор Конь

в) Обухов

  1. Как назывался монастырь, основанный Герасимом в Вязьме?

а) Иоанно–Предтечев;

б) Вознесенский;

в) Свято-Троицкий.

  1. Какой устав установил Герасим для монахов своих обителей?

а) Монахи свободно общались с внешним миром.

б) Во все святые праздники года разрешался вход в монастырь женщин.

в) Соблюдалась строгость во всём: в молитвах, труде, дисциплине, в поддержании замкнутости.

  1. Где покоятся мощи святого Герасима?

а) в Вяземском Иоанно-Предтечевом монастыре;

б) в Рославльском монастыре;

в) во Введенском храме Герасимо-Болдинского монастыря.

  1.  Какова была судьба Болдина монастыря в 1812 году?

а) Монастырь продолжал работать.

б) Монахи покинули монастырь, а французы приспособили его под лагерь для пленных.

в) Французы взорвали Троицкий храм и разграбили монастырь.


ТЕСТ по теме «Рост влияния Православной Церкви под покровительством князей Ростиславичей»

  1. Кто явился родоначальником династии князей Ростиславичей в XII веке:

а) Ростислав Мстиславич;

б) Роман Ростиславич;

в Давид Ростиславич.

  1. Какое место в Смоленске стало центром политической и духовной жизни XII-нач. XII века?

а) Соборный холм (Мономахов собор);

б) Борисоглебский храм на Смядыни.

  1. Ростислав Мстиславич учредил в Смоленске архиерейскую кафедру:

а) для обучения русских людей церковному пению;

б) чтобы усилить свой удел и подчеркнуть его независимость.

  1. Уставная грамота Смоленской епископии определяла:

а) необходимость обучения священнослужителей греческому и латинскому языку;

б) распределение личных сбережений князей на строительство храмов и приходских школ;

в) льготы и судебные полномочия архиерея и источники содержания епархии.

  1. Какую роль сыграл Климент Смолятич в общерусской истории?

а) пытался добиться независимости русской церкви от Византии;

б) боролся за независимость Смоленской епархии, за неприсоединение её к Переяславльской.

ТЕСТ по теме «Рост влияния Православной Церкви под покровительством князей Ростиславичей»

1. Кто явился родоначальником династии князей Ростиславичей в XII веке:

а) Ростислав Мстиславич;

б) Роман Ростиславич;

в) Давид Ростиславич.

2. Какое место в Смоленске стало центром политической и духовной жизни XII-нач. XII века?

а) Соборный холм (Мономахов собор);

б) Борисоглебский храм на Смядыни.

3. Ростислав Мстиславич учредил в Смоленске архиерейскую кафедру:

а) для обучения русских людей церковному пению;

б) чтобы усилить свой удел и подчеркнуть его независимость.

4. Уставная грамота Смоленской епископии определяла:

а) необходимость обучения священнослужителей греческому и латинскому языку;

б) распределение личных сбережений князей на строительство храмов и приходских школ;

в) льготы и судебные полномочия архиерея и источники содержания епархии.

5. Какую роль сыграл Климент Смолятич в общерусской истории?

а) пытался добиться независимости русской церкви от Византии;

б) боролся за независимость Смоленской епархии, за неприсоединение её к Переяславльской.

Тест по теме «Смоленский кафедральный собор»

  1. Назовите главные святыни Смоленского кафедрального собора:

А. плащаница;

Б. икона Одигитрия;

В. икона Спас Нерукотворный;

Г. икона Герасима Болдинского.

2. Архитектурный стиль Успенского Собора:

А. классицизм;

Б. ампир;

В. барокко;

Г. рококо.

3. Годы строительства собора:

А. 1677 – 1772;

Б. 1703 – 1747;

В. 1677 – 1782;

Г.1702 – 1772.

4. Под чьим руководством была изготовлена плащаница:

А. Ефросинья Старицкая;

Б. Елена Глинская;

В. Ксения Петербургская;

Г. Наталья Нарышкина.

5. Кто из ниже перечисленных зодчих участвовал в строительстве собора:

А. Сила Трусицкий

Б. Фёдор Савельев (Конь)

В. Алексей Корольков

Г. Растрелли

6. При каких правителях  строился Успенский собор (расположите в хронологическом порядке).

7. В чём уникальность Успенского собора? Назовите не менее трёх признаков.

Тест по теме «Смоленский кафедральный собор»

Назовите главные святыни Смоленского кафедрального собора:

А. плащаница;

Б. икона Одигитрия;

В. икона Спас Нерукотворный;

Г. икона Герасима Болдинского.

2. Архитектурный стиль Успенского Собора:

А. классицизм;

Б. ампир;

В. барокко;

Г. рококо.

3. Годы строительства собора:

А. 1677 – 1772;

Б. 1703 – 1747;

В. 1677 – 1782;

Г.1702 – 1772.

4. Под чьим руководством была изготовлена плащаница:

А. Ефросинья Старицкая;

Б. Елена Глинская;

В. Ксения Петербургская;

Г. Наталья Нарышкина.

5. Кто из ниже перечисленных зодчих участвовал в строительстве собора:

А. Сила Трусицкий

Б. Фёдор Савельев (Конь)

В. Алексей Корольков

Г. Растрелли

6. При каких правителях  строился Успенский собор (расположите в хронологическом порядке).

7. В чём уникальность Успенского собора? Назовите не менее трёх признаков.


Тест по теме: «Православная Церковь на Смоленщине в 1925–1941годах»

Советская власть видела в лице Православной Церкви:

а) единомышленника;

б) врага;

в) помощника.

  1. Методы борьбы Советской власти с Православной Церковью:

а) уговоры;

б) аресты и убийства;

в) закрытие храмов.

  1. Антицерковные репрессии на Смоленщине начались:

а) в 1922году;

б) в 1917году;

в) в 1937году.

  1. В чём обвинялись служители Церкви:

а) в антисоветской пропаганде и агитации;

б) в измене Родине;

в) в скрытии церковных ценностей.

  1. «Обновленческая» Церковь:

а) лояльная церковь по отношению к власти;

б) преданная православным традициям;

в) секта.

Тест по теме: «Православная Церковь на Смоленщине в 1925–1941годах»

1. Советская власть видела в лице Православной Церкви:

а) единомышленника;

б) врага;

в) помощника.

2. Методы борьбы Советской власти с Православной Церковью:

а) уговоры;

б) аресты и убийства;

в) закрытие храмов.

3. Антицерковные репрессии на Смоленщине начались:

а) в 1922году;

б) в 1917году;

в) в 1937году.

4. В чём обвинялись служители Церкви:

а) в антисоветской пропаганде и агитации;

б) в измене Родине;

в) в скрытии церковных ценностей.

5. «Обновленческая» Церковь:

а) лояльная церковь по отношению к власти;

б) преданная православным традициям;

в) секта.


Вопросы для подготовки к самостоятельной работе

по теме «Иконопись Смоленской земли»

  1. Что означает слово «икона»?
  2. Докажите, что икона - не портрет.
  3. Какие иконографические типы образа Богородицы вы знаете?
  4. Назовите известные вам чудотворные иконы Божией Матери.
  5. Кого признают первым иконописцем? Сколько и какие иконы он написал?
  6. Назовите имя Смоленского иконописца.

Вопросы для подготовки к самостоятельной работе

по теме «Иконопись Смоленской земли»

  1. Что означает слово «икона»?
  2. Докажите, что икона - не портрет.
  3. Какие иконографические типы образа Богородицы вы знаете?
  4. Назовите известные вам чудотворные иконы Божией Матери.
  5. Кого признают первым иконописцем? Сколько и какие иконы он написал?
  6. Назовите имя Смоленского иконописца.

Вопросы для подготовки к самостоятельной работе

по теме «Иконопись Смоленской земли»

  1. Что означает слово «икона»?
  2. Докажите, что икона - не портрет.
  3. Какие иконографические типы образа Богородицы вы знаете?
  4. Назовите известные вам чудотворные иконы Божией Матери.
  5. Кого признают первым иконописцем? Сколько и какие иконы он написал?
  6. Назовите имя Смоленского иконописца.

Вопросы для подготовки к самостоятельной работе

по теме «Иконопись Смоленской земли»

  1. Что означает слово «икона»?
  2. Докажите, что икона - не портрет.
  3. Какие иконографические типы образа Богородицы вы знаете?
  4. Назовите известные вам чудотворные иконы Божией Матери.
  5. Кого признают первым иконописцем? Сколько и какие иконы он написал?
  6. Назовите имя Смоленского иконописца.

Вопросы для повторения темы «Смоленская епархия в XVI – начале XVIII веков. Церковь в польский период»

  1. Какие монастыри основал Герасим Болдинский?
  2. Кто руководил строительством Свято-Троицкого Болдинского монастыря?
  3. Кода строилась Смоленская крепостная стена?
  4. Сколько длилась оборона Смоленска?
  5. Кто руководил обороной Смоленска?
  6. Назовите годы польского периода на Смоленской земле.
  7. Какова была политика польских властей по отношению к Православию?
  8. Какой город стал центром Православия в польский период?
  9. Уроженцем какого города был святой Питирим Тамбовский?
  10.  Назовите церковных деятелей Смоленской епархии, способствовавших возрождению Православия и духовного образования на Смоленщине в XVII – начале XVIII веков.
  11.  К какому архитектурному типу относится церковь Одигитрии в Вязьме?

Вопросы для повторения темы «Смоленская епархия в XVI – начале XVIII веков. Церковь в польский период»

  1. Какие монастыри основал Герасим Болдинский?
  2. Кто руководил строительством Свято-Троицкого Болдинского монастыря?
  3. Кода строилась Смоленская крепостная стена?
  4. Сколько длилась оборона Смоленска?
  5. Кто руководил обороной Смоленска?
  6. Назовите годы польского периода на Смоленской земле.
  7. Какова была политика польских властей по отношению к Православию?
  8. Какой город стал центром Православия в польский период?
  9. Уроженцем какого города был святой Питирим Тамбовский?
  10.  Назовите церковных деятелей Смоленской епархии, способствовавших возрождению Православия и духовного образования на Смоленщине в XVII – начале XVIII веков.
  11.  К какому архитектурному типу относится церковь Одигитрии в Вязьме?


Тест по теме «Смоленская епархия в XVI – начале XVIII веков. Церковь в польский период». (сс.109-125)

  1. Герасим Болдинский основал

а) Свято-Троицкий Болдин монастырь

б) Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь

в) Богородице-Рождественский Свирколуцкий монастырь

г) Введенский на реке Жиздре

  1. Строительством Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря руководил

а) Фёдор Конь

б) Пётр Барановский

в) Иван Афанасьев

  1. Смоленская крепостная стена строилась с

а) 1596-1602 гг.

б) 1594-1600 гг.

в) 1599-1603 гг.

  1. Оборона Смоленска длилась с

а) 1610-1612 гг.

б) 1609-1611 гг.

в) 1608-1612 гг.

  1. Оборона Смоленска осуществлялась под руководством

а) боярина Михаила Шеина

б) царя Бориса Годунова

в) митрополита Филарета

  1. Польский период длился с

а) 1611-1654 гг.

б) 1611-1652 гг.

в) 1609-1656 гг.

  1. Какова была политика польских властей по отношению к Православию?

а) польские власти превращали православные церкви в католические;

б) запрещали строительство православных храмов;

в) ликвидировали православную епископскую кафедру.

  1. Центром Православия на Смоленской земле в XVII веке становится город

а) Вязьма

б) Москва

в) Смоленск

  1. Преподобный Питирим Тамбовский уроженец города

а) Вязьмы

б) Смоленска

В) Москвы

  1.  К какому архитектурному типу относится церковь Одигитрии в Вязьме?

а) купольному

б) крестово-купольному

в) шатровому

  1.  Кто из церковных деятелей Смоленской епархии способствовал возрождению Православия и духовного образования на Смоленщине в XVII – начале XVIII веков?

а) архиепископ Симеон

б) митрополит Сильвестр

в) митрополит Дорофей

Тема: «Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор»

Задание №1. Вставьте пропущенные слова:

1). Смоленский кафедральный собор назван в честь православного праздника ……….. .

2). Собор возводился во время царствования ………… .

3). Собор строился около ……… лет.

4). Заложен собор на месте …………..., в …… году.

5). Высота от основания до креста ……….. метров.

6). Внутреннее убранство храма выполнено под руководством …… и ……… мастеров: ………. .

7). Особенностью иконостаса является обилие в нём …………. .

8). Это характерно для стиля ……….. .

9). Главными святынями Смоленского кафедрального собора являются ……… и  ……….. .

Тема: «Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор»

Задание №1. Вставьте пропущенные слова:

1). Смоленский кафедральный собор назван в честь православного праздника ……….. .

2). Собор возводился во время царствования ………… .

3). Собор строился около ……… лет.

4). Заложен собор на месте …………..., в …… году.

5). Высота от основания до креста ……….. метров.

6). Внутреннее убранство храма выполнено под руководством …… и ………мастеров: ………. .

7). Особенностью иконостаса является обилие в нём …………. .

8). Это характерно для стиля ……….. .

9). Главными святынями Смоленского кафедрального собора являются ……… и ……….. .


Тема: «Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор»

Задание №2. Расскажите о строительстве, внешнем облике Успенского собора.                                                                             

1). Когда и кем был заложен Успенский собор? Сколько лет строился?  2). Почему рухнула восточная стена собора при его строительстве?  

3). Каковы размеры Успенского собора? В каком стиле построен?  

4). Сколько куполов имеет собор? Чем были украшены стены и столбы собора?  

5). Назовите имена зодчих, возводивших собор.

Тема: «Смоленский кафедральный собор»

Задание №2. Расскажите о строительстве, внешнем облике Успенского собора.                                                                        

1). Когда и кем был заложен Успенский собор? Сколько лет строился?    

2). Почему рухнула восточная стена собора при его строительстве?          

3). Каковы размеры Успенского собора? В каком стиле построен?        

4). Сколько куполов имеет собор? Чем были украшены стены и столбы собора5). Назовите имена зодчих, возводивших собор


Тема: «Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор»

Задание №3. Расскажите об иконостасе Успенского собора

1). Сколько ярусов имеет иконостас? В чём его особенность? В каком стиле написан?  

2). Из какого материала сделан иконостас? Кто и сколько лет возводил?  

3). Какие иконы (каких святых) расположены в шестом ряду?  

4). В чём особенность Царских врат. Какая икона находится над ними?  

5). В чём основная идея иконостаса?

Тема: «Смоленский кафедральный собор»

Задание  №3. Расскажите об иконостасе Успенского собора                                               (с.

1). Сколько ярусов имеет иконостас?  В чём его особенность?  К каком стиле написан?  

2). Из какого материала сделан иконостас? Кто и сколько лет возводил?  

3). Какие иконы (каких святых) расположены в шестом ряду?  

4). В чём особенность Царских врат. Какая икона находится над ними?  

5). В чём основная идея иконостаса?  


Тема: «Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор»

Задание №4. Расскажите о главной святыне собора – иконе Одигитрии Смоленской.                                       (с. 144-145, с. 73-74)

1). Почему икона получила название Надворотной?  

2). Как икона попала в Смоленск?  

3). Какую роль сыграла икона в войне 1812 года

4). В каком произведении рассказывается о молебне перед иконой накануне Бородинского сражения?  

 

Тема: «Смоленский кафедральный собор»

Задание №3: Рассказать о главной святыне собора – иконе Одигитрии Смоленской.                                        

1). Почему икона получила название Надворотной?

2). Как икона попала в Смоленск?  

3). Какую роль сыграла икона в войне 1812 года?  

4). В каком произведении рассказывается о молебне перед иконой накануне Бородинского сражения?  


Тема: «Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор»

Задание №5. Расскажите о главной святыне собора – Плащанице

1). Что такое плащаница?  

2). Когда и где она была изготовлена? Как попала в собор?  

3). В канун какого православного праздника Плащаницу выносили и располагали на особом месте и служили перед ней особое богослужение?  

4). Почему сейчас Плащаница не используется во время  богослужения?  

Тема: «Смоленский кафедральный собор»

Задание №5. Расскажите о главной святыне собора – Плащанице

1). Что такое плащаница?  

2). Когда и где она была изготовлена? Как попала в собор?  

3). В канун какого православного праздника Плащаницу выносили и располагали на особом месте и служили перед ней особое богослужение?  

4). Почему сейчас Плащаница не используется во время богослужения?  


Вопросы для самостоятельной работы по теме

«Смоленская епархия в 1812 году»

  1. Какой пастырский долг был возложен императором Александром I на священнослужителей Смоленской епархии?

  1. Почему икону, вывезенную из Смоленска, возили за собой войска?

  1. Какой смысл вкладывали русские люди, восклицая: «Матушку несут! Заступницу!»

  1. О чём просили, на что надеялись Кутузов и всё русское войско, молясь перед иконой?

  1. Какие последствия имело вторжение французских войск в 1812 году для Смоленской земли?
  2. Как защищали свои святыни православные русские люди?

  1. Как вы думаете, в чём заключался смысл жизни для Никифора Мурзакевича?

Заполните таблицу: «Смоленская епархия в XX-XXI веках»:

Год

Количество проживающих

Из них православных

Количество священников

Достойнейшие архиереи

Количество монастырей

Количество храмов

1907

1940

1942

1945

2008

Заполните таблицу: «Смоленская епархия в XX-XXI веках»:

Год

Количество проживающих

Из них православных

Количество священников

Достойнейшие архиереи

Количество монастырей

Количество храмов

1907

1940

1942

1945

2008

Заполните таблицу: «Смоленская епархия в XX-XXI веках»:

Год

Количество проживающих

Из них православных

Количество священников

Достойнейшие архиереи

Количество монастырей

Количество храмов

1907

1940

1942

1945

2008


Тест по теме «Авраамий Смоленский»

Отметьте верные утверждения:

  1. Авраамий Смоленский был

а) иконописцем

б) проповедником

в) просветителем

г) подвижником

д) учёным человеком

  1. Для Авраамия Смоленского характерны:

а) высокая образованность

б) свобода мысли

в) малодушие

г) незлобливость

д) смирение

е) скромность

ж) тщеславие

а) Вопреки сложившимся обстоятельствам того времени, Авраамий жил честно, праведно.

б) Суд епископа Игнатия заточил Авраамия в Селищенский монастырь.

в) Свою жизнь Авраамий закончил настоятелем монастыря.

г) Современники называли Авраамия «лествицей высокого благочестия духовного».

д) Авраамий Смоленский спас молитвой смолян от проливных дождей.

е) Авраамий Смоленский призывал жителей города жить по правде.

ж) Авраамий Смоленский основал монастырь и назвал его своим именем.

Тест по теме «Авраамий Смоленский»

Отметьте верные утверждения:

  1. Авраамий Смоленский был

а) иконописцем

б) проповедником

в) просветителем

г) подвижником

д) учёным человеком

  1. Для Авраамия Смоленского характерны:

а) высокая образованность

б) свобода мысли

в) малодушие

г) незлобливость

д) смирение

е) скромность

ж) тщеславие

а) Вопреки сложившимся обстоятельствам того времени, Авраамий жил честно, праведно.

б) Суд епископа Игнатия заточил Авраамия в Селищенский монастырь.

в) Свою жизнь Авраамий закончил настоятелем монастыря.

г) Современники называли Авраамия «лествицей высокого благочестия духовного».

д) Авраамий Смоленский спас молитвой смолян от проливных дождей.

е) Авраамий Смоленский призывал жителей города жить по правде.

ж) Авраамий Смоленский основал монастырь и назвал его своим именем.


Тест по теме «Герасим Болдинский и его обитель»

Вариант 1

  1. Герасим Болдинский:
  1. основатель Троицкого монастыря в Смоленске
  2. настоятель Свято-Троицкого монастыря под Дорогобужем
  3. монах Киево-Печерского монастыря.

  1. Что НЕ относится к Герасиму Болдинскому?
  1. святой
  2. епископ
  3. преподобный

  1. Когда был основан Болдин монастырь?
  1. В первой половине 16 века
  2. Во второй половине 16 века
  3. Во второй половине 15 века

  1. Сколько монастырей на Смоленской земле основал Герасим?
  1. 5
  2. 4
  3. 3

5. Герасим Болдинский служил примером:

  1. христианского гостеприимства
  2. христианского смирения
  3. мастера совмещать мирскую и монашескую жизнь.

6. Кто из известных зодчих имеет отношение к строительству Болдинской обители?

  1. Барановский
  2. Пономарёв
  3. Фёдор Конь

7. Какой устав установил Герасим для монахов своих обителей?

  1. Монахи свободно общались с внешним миром.
  2. Во все святые праздники года разрешался вход в монастырь для женщин.
  3. Соблюдалась строгость во всём: в молитвах, труде, дисциплине, в поддержании замкнутости.

Тест по теме «Герасим Болдинский и его обитель»

Вариант 2

  1. Герасим Болдинский:
  1. основатель 5 монастырей в дорогобужской земле
  2. создатель Свято-Троицкой пустыни
  3. митрополит Дорогобужский
  1. Где покоится прах святого?
  1. в Вяземском Иоанно-Предтечевом монастыре
  1. в Рославльском монастыре
  2. в Смоленском Троицком монастыре

  1. Сколько монахов проживало в Болдинском монастыре?
  1. Более 120
  2. 25
  3. 200

  1. Какова была судьба монастыря в 1812 году?
  1. Монастырь продолжал работать.
  2. Монахи покинули монастырь, а французы приспособили его  под лагерь для пленных.
  3. Французы взорвали Троицкий храм и разграбили монастырь.

  1. Кто из русских правителей жаловал на Болдинский монастырь денежные средства?
  1. Борис Годунов
  2. Владимир Мономах
  3. Дмитрий Донской

  1. Кто из известных реставраторов участвовал в восстановлении Болдинского монастыря?
  1. Барановский
  2. Обухов
  3. Фёдор Конь

  1. Как назывался монастырь, основанный Герасимом в Вязьме?
  1. Иоанно-Предтечев
  2. Свято-Троицкий
  3. Вознесенский

Критерии оценивания учащихся

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

— не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы);

— усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов);

— овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;

— овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».

Формы контроля:

текущий контроль: тесты-10

итоговый контроль: итоговая контрольная работа-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...

Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся

В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

задания для контроля знаний по теме "Корень" в виде смотра знаний

Смотр знаний по теме "Корень" в 6 классе предполагает проверку знаний учащихся в виде игры по станциям. Возможно привлечение родителей и старшеклассников к работе на станциях....

задания для контроля знаний по теме "Корень" в виде смотра знаний

Смотр знаний по теме "Корень" в 6 классе предполагает проверку знаний учащихся в виде игры по станциям. Возможно привлечение родителей и старшеклассников к работе на станциях....

Контроль знаний, формы и функции контроля

Описаны формы и функции контроля знаний учащихся....