Моя философия
материал на тему

Таранова Алеся Васильевна

Стремление к творчеству характерно для школы: это все же мир юно­сти и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяю­щий поиск разума и добра.

Кто не мечтает о творчестве? В нем че­ловек видит свой идеал счастья: актриса си­лою своего таланта пробуждает совесть, за­ставляет тысячи людей рыдать и смеяться; художник творит чудо, передавая на полот­не вечную прелесть мира и человеческих по­рывов; ученый и конструктор создают маши­ну, самолет, корабль, которые им кажутся пределом мечты, науки и дизайна; учитель провидит в своих учениках Ломоносова, Ахматову или просто добрую, лю­бящую, заботливую маму. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни минуты и часы, окрыленные вдохновением: это были моменты счастья. Творчество — это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, ба­нальности, тупости, отсталости, оно напол­няет жизнь радостью, возбуждает потреб­ность в знании, работу мысли, вводит чело­века в атмосферу вечного поиска. Оно воз­вышает человека, обогащает его духовный мир, приближает к идеалу, к вечной мечте о прекрасном.

Творчество — это созидание, оно порож­дает новые материальные и духовные цен­ности. В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусств; во-вторых, конструиро­вание, составление и реализацию новых проектов и, в-третьих, — научное познание, так сказать, созидание разума. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книги (сопере­живание героям, воображение — первая ступенька к творчеству), в выращивании растений и животных, в приготовлении блюд и сервировке стола, в шитье одежды и т. д. Впрочем, эти элементы творчества мо­гут быть сведены, в конечном счете, к искус­ству, изобретению, науке.

Ребенок, ежеминутно открывающий для себя все новые тайны мира, окружающего его, обладает колоссальным творческим по­тенциалом: у него свободное воображение, не скованное правилами и запретами. Его творческое развитие балансирует на острие ножа между подлинными ценностями и мни­мыми, между прекрасным и безобразным, между дерзанием и отрезвляющей силой ра­зума, научного знания.

Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание — ими­тация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то и другое. Так, писатель пользуется обычными словами, усвоенными в детстве и употреб­ленными разными людьми миллионы раз; его языковое творчество проявляется в наи­лучшем выборе слов, новых оттенков его значения в необычных сочетаниях, в созда­нии образов, «переносных» смыслов.

Конструктор, проектируя машину, вводит в нее целые узлы, механизмы передач, агре­гаты, которые до него использовались в дру­гих машинах; творческую же часть состав­ляют новые решения, новое использование известных узлов и деталей, изобретение, а также технология изготовления и примене­ние созданной машины.

Нам скажут: теперь машину конструиру­ет компьютер, который «просчитывает» де­сятки возможных решений конструкторской задачи, выбирая лучшее. Но это не означает отказа от творчества, оно лишь переносится на ступень выше: теперь оно не в механиче­ском пересчете данных, а в постановке за­дачи компьютеру, да и в создании такого компьютера, который способен решать пред­ложенные ему задачи.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повто­рение чужих мыслей (даже мудрых!) не со­ставляют творческого элемента.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в  учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Но не думайте, будто для творчества нужны лишь фантазия, выдумка, воображение. Для любого вида творчества необходимы богатые знания, прочные умения, высокая культура!

Музыкант годами отрабатывает навык владения инструментом, архитектор изучает зодчество разных народов и эпох, учится овла­девать пространством. Исследователь должен развивать в себе умение видеть то, чего не ви­дят другие, уметь в частном прозревать зако­номерность.

Главное в педагогике творчества — не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л. Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готов­ность к творчеству становятся чертой лич­ности человека, креативностью (от латин­ского creatio — творчество, сотворение).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по философии к разделу "Основные этапы философии"

Контрольная работа по философии для студентов профессиональных училищ и техникумов....

Презентация по основам философии на тему: Философия XX века. Экзистенциализм

Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

Презентация по основам философии Тема: Философия Китая для студентов всех специальностей техникума

Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

Тесты по основам философии Тема: Немецкая классическая философия

Работа с тестами охватывает разделы учебного курса «Предмет философии» и «История философии» за период от древности до эпохи Возрождения включительно. Предусматривается проверка усвоения базовых...

Методическая разработка серии уроков по курсу "основы философии" - "История русской философии".

Цикл уроков   знакомит обучающихся  с историей русской философской мысли, представленными в ее составе крупнейшими мировоззренческими системами, творчеством выдающихся отечественных мыслител...

Экологическая тематика в ходе изучения античной философии в курсе "Основы философии"

В предлагаемом вниманию читателей материале отражен опыт преподавания античной философии с точки зрения популярного и актуального сейчас экологического дискурса. Подчёркивается, что античная философия...

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra // СТАТЬЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ

А.А.БУДАЕВ ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra  Прежде всего следует отметить, что проблемы с которыми сегодня сталкивается философское образование разных уровней (школьног...