Проект во второй младшей группе "Волшебные пальчики".
проект по теме

Попкова Евгения Леонидовна

Развитие  мелкой моторики рук, как предпосылки дальнейшего развития речи детей младшего дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр. Повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_palchiki.doc60 КБ
PDF icon proekt_volshebnye_palchiki_1.pdf879.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебные пальчики»

Проблема: Анализ  реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Причины этого - изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Причины кроются в следующем: Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе - это одна из особенностей воспитания современных детей.  Большинство из родителей плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Следующая проблема современного дошкольника - это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей - отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна.

Актуальность проекта: Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании  головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие  - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива.

Цель: Развитие  мелкой моторики рук, как предпосылки дальнейшего развития речи детей младшего дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр. Повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Обучающие: - формировать  интерес детей к пальчиковым играм и упражнениям через разнообразные формы работы;

- Формировать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

2. Развивающие: - Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

-Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение, обогащать словарный запас. 

- Развивать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

3.Воспитательные: - Воспитывать умение вызывать положительные эмоции и чувство радости от достигнутого  результата, прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

- Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.

Ожидаемые  результаты:- Повышение интереса у воспитанников к пальчиковым играм и упражнениям;

-Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным;

- Создана  развивающая среда в ДОУ, обеспечивающая развитие мелкой моторики рук детей;

- Возросший интерес родителей к вопросам развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Тип проекта: практикоориентированный.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации: долгосрочный (с 01.11.2018 по 31.11.2018)

Участники проекта: дети второй младшей группы №10 МАДОУ д/с №57; воспитатели второй младшей группы №10 МАДОУ д/с №57 Попкова Е. Л.,

Рог Н.Ю.; родители детей второй младшей группы №10 МАДОУ

д/с №57.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – выявление проблемы, определение направлений деятельности;

- подбор дидактических игр;

- создание развивающей среды и условий для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста: пополнение картотеки пальчиковых игр, подбор необходимых предметов для пальчиковых игр.

- работа с родителями через серию консультаций и бесед:

  1. «Роль семьи в развитии речи ребенка»;
  2. «Развитие связной речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»;
  3. «Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни»;
  4. « Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры».

Основной этап: Перед началом упражнений  необходимо  предложить детям размять ладошки, пальчики с помощью следующих приемов:

•        "Весёлые брызги"- встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.

•        "Пальчики стучат"- выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.

•        "Пальчики здороваются"- кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.

•        "Торопливый жучок"- пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.

1. «Пианино» (Карандаш находится на столе. Ребенок дотрагивается до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.)

Карандаш мой - пианино

Я играю для гостей,

Чтобы было веселей.

2. «Шуршалочка» (Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш.)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

3. «Помощники» (Дети берут платочки)

Свою маму я люблю,

И всегда  ей помогу.

Я стираю, полоскаю, (показывают движения)

Отжимаю. (берутся за уголочек ткани и целиком вбирают его в ладонь, используя пальцы только одной руки)

4. «Зоопарк» (Положить решётку на ровную поверхность, поставить в дырочки решётки  два пальца (указательный и средний), перпендикулярно столу, и "шагая", не наступая на перегородки приговаривать):

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

Мы смотрели всех подряд,

Медвежат, лисят, бобрят!

5. «Лыжи». (Расположить две  крышки от пластиковых бутылок (счетные палочки)  на столе, в каждую крышку поставить палец (указательный и средний), "шагая" вперёд приговаривать):

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы.

Мы любим забавы,

Холодной зимы!

6. «Орешки»

Расположить  грецкий орех (каштан) между прямыми ладонями рук и катать, проговаривая:

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех.

7. «Бусы» (Детям предлагается нанизывать на шнурок различные бусины).

На балу у Люсеньки

Рассыпались все бусинки

Надо их помочь собрать,

Что же будем помогать!

8. Игры с прищепками «Рыбки»

Расскажите ребенку, что прищепки – это маленькие рыбки. Они плавали, плавали в море и проголодались. Покажите как они открывают ротики – открывайте прищепки, пусть малыш попробует накормить их. Прикрепляйте прищепки к любому предмету, можно на геометрические фигуры.

9. Упражнение «Резиночка»

Упражнения с резинками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры.

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос. Все пальцы вставляются в резинку.

Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360

градусов сначала в одну, потом в другую сторону, попытаться растопырить все пальцы.  Упражнения выполняется сначала одной,  второй рукой.

10. «Игра с горошком» (Катать горошинки между указательным и средним пальцами).

Дома я одна скучала,

 Горсть горошинок достала.

 Прежде чем игру начать,

 Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик,

мой хороший,

 Ты прижми к столу горошек,

 Покрути и покатай

   И другому передай.

11. «Дорожки» (Вести пальчик по дорожкам. (лабиринтам))

Трудно пальчик мне вести

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

Я ему грожу, грожу,

Я его стыжу, стыжу,

Пальчик постыдился,

Взял и научился.

12. «Дорожка» (Выкладывать дорожку из крупы)

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

13.  «Золушка».

Детям предлагается перебрать крупу в разную посуду (например, горох и фасоль).

14.  «Волшебная ложечка».

На подносе две чашки : справа –чашка с крупой, а слева –пустая. Двигая рукой ребенка, показать ему, как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую чашку.

15. «Колодец».

Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.

16. «Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»:

Цып любит горох, а Цып-цып – перловку (перловку и горох смешивают в одну небольшую кучку).  Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

17.Пальчиковый бассейн («Сухой аквариум»)

Пальчиковый  бассейн  представляет  собой  открытый  резервуар,  заполненный различными   наполнителями:   мелкими   камешками, стеклянными   шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью. Их основное назначение механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые  бассейны  используются  для  выполнения  различных  заданий, например,  «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)» .

18. Игра с массажным мячом «Ежик».

Ежик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

-        Мы потрем ему бока –

Надо из размять слегка.

-        А потом погладим ножки,

Что бы отдохнул немножко.

-        А потом почешем брюшко,

-        Пощекочем возле ушка

Ежик» в руки нужно взять,         (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать.                (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять.                    (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

И закончили считать.

19.Игра с массажным мячом «Ежик».

Мячик-ежик мы возьмем,             (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем.                      (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,       (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем.                    (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Пустим ежика на стол,                 (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…               (ручкой катаем мячик)

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, вперед-назад).

Потом ручку поменяем.               (меняем ручку и тоже катаем мячик)

20.Игры с массажным ковриком  «ТРАВКА»

Любят дети летом босиком гулять

( топаем пальчиками по коврику)

На зеленой травке ножками стоять

( сильный нажим ладошек на коврик)

Бегать, прыгать, баловаться (постукивание пальцев по коврику)

И на травке кувыркаться (перекатываем ладони от кончиков пальцев к запястью).  

21. Игры с массажным ковриком  «Ежик».

Ёжик топал по тропинке

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

И грибочек нес на спинке.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Ёжик топал не спеша (топаем пальцами медленно)

 Тихо листьями шурша (трем ладошками)

Заключительный этап: Сказка с прищепками

Подведение итогов:

-Поставленные задачи были успешно реализованы, через взаимодействие детей, родителей и педагогов;

- У детей значительно повысился интерес и желание заниматься пальчиковыми играми и упражнениями;

- Возросла речевая активность детей;

- С родителями создана атмосфера взаимопонимания, касающаяся развития мелкой моторики рук  и  речи  детей младшего дошкольного возраста;

- Развивающая среда в группе пополнилась новыми дидактическими играми для развития мелкой моторики рук детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект во второй младшей группе "Азбука здоровья."

Формирование  отношения ребенка к здоровому образу жизни...

Проект во второй младшей группе № 7 на тему «Моя семья»

                                        Актуальность проекта:Семья - это первы...

Проект во второй младшей группе

Проектная деятельность по теме "Осень золотая" во второй младшей группе...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Птицы зимой»

Актуальность.Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о пос...

Проект во второй младшей группе детского сада "Посадка и выращивание лука"

Познавательно-практический проект по посадке и выращиванию лука во второй младшей группе....