практико-ориентированный проект
статья на тему

Практико-ориентированный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект:

«Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста»

Разработчик: Дунаева Надежда Константиновна, учитель географии МКОУ Березовская ООШ

Аннотация:

   Данные проект  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.   Во введении выдвинуты актуальность выбора темы, гипотеза, цель и задачи, объект исследования. Первая глава посвящена научно – теоретическим основам педагогических технологий: понятие педагогической технологии, в частности ИКТ – технологии. Вторая глава об опыте работы по внедрению ИКТ – технологий в учебный процесс, об их использовании на уроках географии.  Далее идёт заключение и литература.

Введение.

Учитель живет до тех пор, пока он учится,

как только он перестает учиться,

в нем умирает учитель.

К.Д.Ушинский

  Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию  и стремление к  самосовершенствованию.

Педагог 21 века – это:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является её подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации.  Одним из способов повышения педагогического мастерства - это самообразование. Чтобы добиться, наиболее высоких результатов, необходимо правильно организовать систему работы по самообразованию. Поэтому возникла необходимость в создании проекта: «Применение новых образовательных технологий в обучении и воспитании»

Проект:  «ИКТ - технологии в обучении и воспитании»

Гипотеза: При условии использования на уроках географии ИКТ - технологий  можно сделать процесс обучения и воспитания учащихся более эффективным, повысить качество образования учащихся.

Цель работы: Выявление преимущества проведения современного урока с использованием ИКТ - технологий, как одного из способов повышения качества знаний и познавательного интереса учащихся.

Задачи: Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, разработать и апробировать уроки с учетом использования ИКТ - технологий, проанализировать результаты.

Объект исследования: Процесс внедрения ИКТ - технологий  в уроки географии и внеклассные мероприятия.

Методы исследования:  Классификация изученного материала, моделирование, наблюдение за работой учащихся, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, тестирование учащихся, проектный эксперимент.

В школе созданы необходимые условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс: материальная база школы включает кабинет информатики, оснащенный мультимедийным оборудованием, компьютеры, ноутбуки, что позволяет успешно реализовать одну из ключевых проблем школы - внедрение ИКТ - технологий в учебно-воспитательный процесс.

Глава 1.

   В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология – это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции»

В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве»

  Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

  Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, учителю уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие.
       Таким образом, технология обучения:
· повышает производительность труда учителя;
· способствует тому, что контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера;
· освобождает время учителя посредством перекладывания основных функций обучения на средства обучения, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся;
· так как для любой технологии цель определяется очень точно, то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля;
· создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебной дисциплины учащимися во всех образовательных учреждениях.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
  • Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
  • Индивидуализация работы самого учителя;
  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
  • Усиление мотивации к обучению;
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения Средства ИКТ бывают:

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

 5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики. 6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.

7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.

9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

Глава 2.

  Новые образовательные технологии в своей работе я применяю при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, во внеклассной работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты, через «skype».  В своей работе я применяю один из видов новой образовательной технологии – информационно - коммуникативную.  Использую  ноутбук с выходом в сети Интернет.

  При изучении нового материала использую красочные презентации; при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность  быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. ИКТ, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронный ресурс, Интернет.

Чтобы учебный процесс строился исходя из интересов учащихся, дающий возможность каждому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности применяю метод проектов.  

Этот метод  всегда ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся -   индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Учиться работать над проектами с учащимися начали на внеклассных занятиях, затем работали на уроках, после того как дети научились данному виду деятельности проекты стали выполнять дома, в качестве получения домашнего задания. Хорошо у детей получается задания такого рода, как  составление теста на компьютере в программе PowerPoint  и HotPotatoes6  по заданной теме. Творческие работы учащиеся представляют и защищают перед классом, коллективно  анализируем и рецензируем  результаты  их выполнения.

    Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагают возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. Для этого у меня имеются ЭОРы (диски с тестами по темам для каждого класса), также тесты составленные мной самой.  Для того, чтобы самой составлять электронные тесты и кроссворды, а также научить учащихся составлять тесты в программе HotPotatoes, я в 2010 году самостоятельно прошла обучение в дистанционном мастер-класса «Создание интерактивных тестов», также систематически прохожу плановые курсы повышения квалификации, участвовала во Всероссийской Педагогической Видеоконференции по аналогичной тематике. Благодаря курсам и видеоконференциям я повысила свою компьютерную грамотность и стала более компетентна в области ИКТ, и в настоящий момент эффективно внедряю ИКТ в учебный процесс.

На теоретическом этапе урока изучение нового материала я часто сопровождаю демонстрацией учебной информации, в виде представления презентации разработанной самостоятельно или позаимствованной у коллег в сообществах сетей Интернета. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, глубже проникнуть в суть изучаемого вопроса. Материал, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции. Он становится не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции.

При подготовке к урокам я использую такие Интернет – ресурсы, как:

Издательский дом «Первое сентября»

«Информационно-коммуникативные технологии в образовании» – http://www.ict.edu.ru. и другие образовательные порталы.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Я зарегистрирована на многих образовательных порталах, по возможности регистрируемся с учащимися. Учащиеся получают домашнее задание – решить тест в режиме онлайн. Ребятам это очень нравится, потому что ребёнок может заниматься в удобное для себя время, выбрать индивидуальный темп задания, может ежедневно проверять себя, сразу же получить результаты, выясняя, как он усваивает курс.

Методически обоснованное сочетание коллективного и одновременно индивидуального обучения, возможность самоконтроля успеваемости со стороны не только преподавателя, но и родителей, которые могут интересоваться успехами своего ребёнка, выходя в режиме онлайн на преподавателя, а также проконтролировать знания учащихся в дневнике.ру. занятия в любое удобное для ученика время и в любом удобном месте, - всё это способствует более успешной подготовке к поступлению в высшие учебные заведения и повышает результативность самообразования современного школьника.

Но надо всегда помнить, что используя компьютерные средства эпизодически, бессистемно, можно нанести вред обучению, которое повлияет на его результаты. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку не должно заменять другие методы и приемы обучения, а работать в комплексе.

Наряду с плюсами данной технологии, можно выделить один  недостаток, который вытекает из главного преимущества – общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако применять,  их необходимо обдумано.

 заключение

Самообразование - процесс самосовершенствования личности, приобретение всех видов знаний, связанных с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. То есть форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя.

Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещённого человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Я считаю, мой проект осуществим на разных уровнях самообразовательной деятельности учителя и воспитателя, разным возможностям личностно-профессионального роста.

Результатом самообразования являются самостоятельные разработки (методические рекомендации, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических объединений.

Список литературы

1. А. Семенов «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

2. Электронный педагогический словарь.

3. Николенко Л.В. «Самообразование учителя»

4. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»

Предыстория и краткая аннотация проекта.Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей ...

Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"

Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...

Практико-ориентированный воспитательный проект "Голоса поколений"

Проект "Голоса поколений" содержит мариал по патриотическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности. Данный материал поможет учителям и ученикам выбрать нестандартные формы работы по изучени...

Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"

Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение ...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...