Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»
Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисциплин является приоритетным направлением в развитии и воспитании школьников в отечественной педагогике.
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Национальная доктрина образования Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года, нацеливает систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности.
Категория «духовно-нравственное развитие» в девятой статье закона «Об образовании» определяет иерархическую структуру результатов образования. Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, должны обеспечить: во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, в третьих, качество подготовки обучающихся. Такая формулировка предписанных результатов деятельности образовательных систем содержит в себе целых ряд предпосылок и задает новую методологию образования.
Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС. В педагогике до недавнего времени духовно-нравственное воспитание сводилось к воспитанию патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, атеизма, честности, правдивости. Другими словами, философской основой педагогических технологий являлось диалектико-материалистическое философское направление.
На формирование ребенка в целостную личность должны быть направлены усилия всего учебно-воспитательного процесса, то есть необходима такая же целостная программа воспитательного влияния, охватывающая не только сугубо воспитательные мероприятия, но и урочную деятельность, так как школа – это, прежде всего, уроки. Воспитательные мероприятия по своему характеру эпизодичны, проводятся в соответствии с планом работы школы и охватывают далеко не всех детей, а наиболее активных. Таким образом, именно обучение должно быть могущественным органом воспитания.
Принцип всестороннего развития личности ориентирует на такую постановку обучения, чтобы оно способствовало формированию основ мировоззрения, морали, развитию мышления, воли, характера, духовных потребностей, способностей учащихся. Как правильно относиться к богатству? Что такое счастье? В чем смысл жизни? Что такое нравственность и безнравственность? Что считать грехом? Над такими вопросами рано или поздно размышляет каждый человек. И чем раньше сформируется его мировоззрение, тем крепче будет «его самостоянье».
Воспитание духовных ценностей на уроках русского языка и литературы напрямую связано с использованием метапредметного подхода, так как способствует более глубокому постижению смысла многих нравственных понятий.
Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Использование метапредметной технологии на уроках литературы, русского языка направлено, прежде всего, на формирование мировоззрения детей.
На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Говоря о духовном становлении молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру.. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
В работе учителя гуманитарных предметов не последнее место занимают литературные дискуссии, они весьма ценны в гражданском воспитании. Уроки –дискуссии особенно эффективны в старших классах. Изучая творчество А.Ахматовой, А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, звучит слово о национальной и человеческой ответственности, о печальном опыте тоталитаризма, о несправедливости и лжи, об исторической памяти. Дискуссии развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия…
Большое значение в становлении ребенка как личности играют уроки доброты, ведь «с доброты человек начинается…». Живой отклик получают уроки, на которых школьники знакомятся с необыкновенными историями любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских», в «Алых парусах» Александра Грина, в «Гранатовом браслете» Александра Куприна. На таких уроках главная воспитательная цель - развивать нравственное отношение к жизненным ценностям – любви, преданности, верности, семье.
Проблема воспитания духовной личности в образовательном процессе порождает необходимость реализации межпредметных связей. Нельзя не согласиться, что интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Она является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые наблюдения, выводы учащихся по предметам. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Использование интеграции на уроках русского языка и литературы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию не только интеллектуально развитых учащихся, обладающих целостным мировоззрением, способных к анализу, синтезу, но и, благодаря богатой по содержанию программе литературы, реализовать воспитательную задачу по формированию духовно-нравственной личности.
Большие воспитательные и познавательные возможности несет интеграция духовного компонента в русский язык: формирует культуроведческую компетенцию — осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширяет знания о взаимосвязи развития языка и истории народа, способствует формированию национального самосознания.
Обращение к истокам языка у учащихся всегда вызывает интерес и делает язык живым, во всех смыслах говорящим, если мы, например, расскажем о том, что в житии святых Кирилла и Мефодия славяне названы «простой чадью». "Простая" - значит ясная, прямая, не лукавая, не искривленная, не искаженная. И у этой "простой чади" был и язык такой. Следы этого слова дети без труда увидят в таких словах, как чадо, чадушко, домочадцы. Слова обогащаются новым смыслом.
На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Помогают в этом размышление над словом, его анализ. Примером может служить исследовательская работа «Энциклопедия одного слова», в которой учащиеся проследят этимологию слова, его лексическое значение, употребление в устном народном творчестве. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.
Следует акцентировать внимание на том, что каждый образованный человек должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Говоря о богатстве и красоте русского языка, можно вспомнить слова К.Г.Паустовского: «Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…» Помогают увидеть красоту языка изобразительно-выразительные средства, а передать свои мысли, впечатления, затруднения учащиеся могут в синквейнах.
Обращение к этимологии слова помогает понять глубже художественное произведение и его нравственный, духовный смысл. Что означает слово «счастье»? Исходя из этимологии этого слова, счастье человека состоит в том, что он живет не один. «Счастье» - то есть «соучастие» в другой жизни. «Я часть тебя, а ты - часть меня. Мы – со-части друг друга». Человек, который никого не любит, - это бесконечно одинокий и несчастный человек. Такие размышления об этимологии слова сделают более глубокими и понятными многие произведения русской литературы, например, стихотворение Ф.Тютчева «Silentium!» («Молчание!»)
Обращение к истории языка способствует формированию ответственного и бережного отношения к языку, пробуждению интереса, повышению грамотности. Например, при изучении правила о правописании приставок на з- и с- полезно рассказать, что приставкабез- в русском языке обозначала отсутствие чего-то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше. А этимология слова безобразный откроет детям истинный смысл понятия «образование», что это не банальное "просиживание" за школьной партой с целью получения аттестата. Мы должны помнить, что образование - это формирование образа.
Уважению, любви к языку, пробуждению самосознания способствует, например, при изучении темы «Словообразование» замечание учителя о том, что русский язык – очень ласковый язык. Из двух тысяч живущих на Земле языков ни один язык не знает такого изобилия уменьшительно-ласкательных суффиксов, такого многообразия ласковых синонимов к словам. Это говорит о том, что русский человек по природе своей очень добрый и сострадательный.
На уроках русского языка для работы над развитием орфографической зоркости, обогащением словарного запаса, расширением лингвистического кругозора, развитием памяти, внимания, логического мышления, речи автор опыта использует отрывки из литературных произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев и др.), наполненных "светлым" мироотношением. В данной работе соединяется работа над смыслом произведения и работа по изучению языка. Эти произведения позволяют почувствовать мелодичность и ритмичность русской речи.
При изучении темы «Союзная и бессоюзная связь между предложениями» дает богатые воспитательные возможности стихотворение современного поэта Н.Зиновьева «Молитва»:
Как ни темна, как ни трудна
Жизнь россиян, как ни убога,
К Творцу есть просьба лишь одна,
Лишь об одном прошу я Бога:
Не дай такого, Боже мой,
Чтоб наша Русь, ругаясь матом,
Пошла по миру не с сумой,
А с самым лучшим автоматом…
В процессе восприятия художественного произведения школьник имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных ориентиров, получать опыт нравственной оценки, опираясь на произведения русской литературы.
Еще в 19 веке не только отечественные исследователи, но и зарубежные обратили внимание на одну особенность русской литературы. Так, Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую книгу из пятидесяти тысяч ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы, у Бальзака – замок с титулом пера. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один». Другими словами, различия русской и западной словесности определялись именно разнонаправленностью внутренних стремлений: западных писателей к сокровищам сугубо земным, русских – к неземному. Герой русской литературы страдает, обладая всеми земными сокровищами (Болконский, Безухов, героиня «Чистого понедельника»). Эти слова Стефана Цвейга можно с полным правом отнести ко всем произведениям русской литературы.
Библейскими легендами, образами наполнены произведения Толстого, Достоевского. Эта традиция продолжается в творчестве Булгакова, Горького, Пастернака, Блока, Мандельштама, Айтматовой… Нельзя понять философию жизни этих писателей, без их эстетики, без знания духовной литературы. Без этих знаний нельзя осмыслить многие произведения. Начиная с древнерусской литературы в 5 классе и заканчивая литературой 20 века в выпускных классах, так или иначе учащиеся соприкасаются с ними в ходе анализа литературных произведений:
- Роль библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита» и интерпретация его Булгаковым;
Образ Иисуса Христа в поэме А.Блока «двенадцать», который «и от пули невредим»;
Библейские мотивы в творчестве А. Платонова и многие другие.
Своеобразие русской литературы требует и особенного подхода при ее анализе. Этот подход должен акцентировать внимание читателей прежде всего на духовно-нравственном содержании литературы. Его назначение должно состоять не столько в интеллектуальном, рациональном, сколько в духовно-нравственном анализе и интерпретации литературных произведений.
Большой воспитательный потенциал несет в себе не только творчество наших писателей, но и их биография.
Например, анализируя творческий путь поэта В. Маяковского, нельзя равнодушно пройти мимо таких строчек:
Всё чаще думаю —
не поставить ли лучше
точку пули в своём конце.
Школьники осмысляют трагедию поэта.
Поскольку процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся на уроках осуществляется через их деятельность, можно выделить основные виды этой деятельности:
Виды деятельности | Содержание деятельности |
Эстетический | Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений |
Интеллектуальный | Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления |
Познавательный | Формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний |
Творческий | Создание творческих работ, проектов и т.п. |
Исследовательский | Выполнение различных исследовательских работ |
Немаловажным фактором реализации проекта является вопрос о педагогических технологиях. Деятельностный подход требует использования личностно-ориентированных технологий.
Безусловно, на уроках литературы всегда было актуальным и остается в настоящее время проблемное обучение, так как проблемные ситуации требуют личного самоопределения учеников.
В процессе учебной дискуссии происходит диалогическое взаимодействие, обладающее большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. Рецептов готовых урок не дает, но всегда должен давать пищу для ума.
В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:
Сильный или слабый человек Кирибеевич? («Какая сильная, могучая натура» (Белинский). В чем истинная сила характера: в страстях, влекущих человека за собою в грех, или в духовной стойкости, побеждающей страстные порывы?
Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
"Облако в штанах" - поэма о любви или бунт человека против Творца?
Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
Почему М.Ю.Лермонтов любит свою Родину «странною любовью»?
Н.А.Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов». Почему?
Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?
Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
Почему Н.А.Бердяев сказал о Достоевском: «…художник… бездны человеческой, человеческой бездонности»?
Нравственный идеал Л.Н.Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор называл «любимыми», а кто вызывал у него духовное отторжение?
Святость и грех в поэме А.Блока «Двенадцать». Мистика и реальность в поэме – почему до сих пор не стихают споры вокруг творчества поэта?
Поэтический мир С.Есенина – взаимосвязь его творчества и христианского мировоззрения;
В чем символическое значение переклички жизни – «крестного пути» Христа и доктора Живаго (Б. Пастернак «Доктор Живаго»)?
Споры вокруг романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - кто из героев вам симпатичен, а кто вызывает неприятие?
Поэты Серебряного века – патриоты или диссиденты?
Любовь в поэзии Серебряного века - великая сила или темная, испепеляющая страсть?
Как решает проблему человека и власти в своих произведениях А.И.Солженицын?
Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М.Шолохова: однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Семен Давыдов, Макар Нагульнов, дед Щукарь, Андрей Соколов?
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Духовность или душевность?
Обитатели дна (М.Горький «На дне») - утонувшие или утопленные?»
«Хорош божий свет. Одно нехорошо – мы» (А.П.Чехов). (По произведениям ХХ века) – ваша человеческая, нравственная позиция в оценке поступков героев произведений В.Шукшина, В.Распутина, В.Астафьева, Ч.Айтматова, В. Войновича, В.Пелевина, Т.Толстой, В.Токаревой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой.
Среди современных образовательных технологий достойное место должна занимать технология критического мышления, имеющая большой развивающий потенциал, и информационно-компьютерная технология, помогающая учителю эффективно, интересно проводить уроки.
И, наконец, необходимо помнить, чтобы воспитывать нравственность и духовность, самому воспитателю нужно быть нравственным.
Литература
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе) / Г.И. Беленький. - М.: Просвещение, 1990. – с. 188
2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды / ред. - сост.Л.Г. Новикова, И.В. Сиземская. - М.: Флинта, Наука 1999.
3. Берхин, Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы / Н.Б.
4. Браже Т.Г. Изучение литературы в вечерней школе как путь духовного обогащения учащихся / Т.Г. Браже. - М.: Просвещение, 1979. –с.175
5. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006. – с.172
6. Доманский В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В.А. Доманский. - М.: Флинта, Наука, 2002. – с.386
7. Донченко Л.М. Звено между душой и телом // Ж. Квартирьер №9 – 10 2002г. – М. ООО Самшит–издат.
8. Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М.,2001, с.17 – 27.
9. Донченко Л.М. Уроки русской литературы // Альманах №3 – 4 2003г. Православная культура в школе. – М., с. 20 – 166, 187 – 192.
10. Дунаев М.М. Православие и русская литература в 6-ти частях. / М.М.Дунаев Ч.I-II. – М., Христианская литература, 2001. – С.3 – 17.
11. Ильин И.А. Основы христианской культуры. / И.А.Ильин - СПб.: Изд-во «Шпиль», 2004. – с.11.
12. Русская литература XX века. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - в 2-х ч. / под ред. В. В. Агеносова. - М.: Просвещение, 1996. – с.125
13. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – с. 49.
14. Мамонова И.Ф. Русская литература в контексте православия -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная статья содержит материал для уроков русского языка и литературы из опыта работы по духовно- нравственному воспитанию учащихся.Наряду с целями и задачами учителя предлагаются формы и метод...
«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»
Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисци...
Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"
Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...