«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Костякова Нина Григорьевна

Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисциплин является приоритетным направлением в развитии и воспитании школьников в отечественной педагогике.
Педагогу важно понимать, что для того чтобы формировать в своих воспитанниках целостное мировоззрение, нужно самому педагогу видеть при анализе не отдельные художественные образы, а целостную картину мира, которая стоит за этим произведением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базовые национальные ценности как основа сохранения гражданской идентичности и укрепления межэтнических отношений

«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»

 Костякова Нина Григорьевна, учитель русского языка и литературы

 ГБОУ СОШ с. Девлезеркино Челно – Вершинского района

Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисциплин является приоритетным направлением в развитии и воспитании школьников в отечественной педагогике.
Педагогу важно понимать, что для того чтобы формировать в своих воспитанниках целостное мировоззрение, нужно самому педагогу видеть при анализе не отдельные художественные образы, а целостную картину мира, которая стоит за этим произведением. Поиск ориентиров преподавания, с учетом традиционных духовных ценностей, - важный вопрос для многих педагогов.

Таким образом, актуальность выбранной проблемы обусловлена противоречиями между:

углублением интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и не разработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне;

необходимостью духовно-нравственного воспитания личности школьника и недостаточным использованием возможностей уроков для его развития;

развитием теоретических представлений о формировании целостности мировоззрения школьника и несогласованностью влияний учебных предметов в школе.

Анализ научной литературы показал, что духовно-нравственное воспитание является одной из главных составляющих в формировании личности ребёнка, на что указывают все учёные без исключения. Воспитание духовных ценностей на уроках русского языка и литературы напрямую связано с использованием метапредметного подхода, так как способствует более глубокому постижению смысла многих нравственных понятий.

Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Использование метапредметной технологии на уроках литературы, русского языка направлено, прежде всего, на формирование мировоззрения детей. В работе учителя гуманитарных предметов не последнее место занимают литературные дискуссии, они весьма ценны в гражданском воспитании. Уроки – дискуссии особенно эффективны в старших классах. Изучая творчество А.Ахматовой, А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, звучит слово о национальной и человеческой ответственности, о печальном опыте тоталитаризма, о несправедливости и лжи, об исторической памяти. Дискуссии развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.
При изучении художественных текстов важно обратить внимание учащихся на значимые нравственные размышления писателя. Изучая «Слово о полку Игореве», мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне как об одном из смертных грехов человека. А ведь именно гордыня и потеря ответственности за свои поступки  влекут за собой огромные человеческие трагедии.
В процессе учебной дискуссии происходит диалогическое взаимодействие, обладающее большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. Рецептов готовых урок не дает, но всегда должен давать пищу для ума.
В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:

Сильный или слабый человек Кирибеевич?  В чем истинная сила характера: в страстях, влекущих человека за собою в грех, или в духовной стойкости, побеждающей страстные порывы?

Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?

"Облако в штанах" - поэма о любви или бунт человека против Творца?

Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?

Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А. С. Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?

Почему М. Ю. Лермонтов любит свою Родину «странною любовью»?

Споры вокруг романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - кто из героев вам симпатичен, а кто вызывает неприятие?

На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Помогают в этом размышление над словом, его анализ.
Обращение к истории языка способствует формированию ответственного и бережного отношения к языку, пробуждению интереса, повышению грамотности.  Уважению, любви к языку, пробуждению самосознания способствует, например, при изучении темы «Словообразование» замечание учителя о том, что русский язык – очень ласковый язык. Из двух тысяч живущих на Земле языков ни один язык не знает такого изобилия уменьшительно-ласкательных суффиксов, такого многообразия ласковых синонимов к словам.
При изучении темы «Союзная и бессоюзная связь между предложениями» дает богатые воспитательные возможности стихотворение современного поэта Н. Зиновьева «Молитва»:

Как  ни темна, как ни трудна
Жизнь россиян, как ни  убога,
К Творцу есть просьба  лишь одна,
Лишь  об  одном прошу  я Бога:
Не  дай  такого, Боже мой,
Чтоб наша Русь,  ругаясь матом,
Пошла по миру не с  сумой,
А с  самым  лучшим автоматом…

В процессе восприятия художественного произведения школьник имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных ориентиров, получать опыт нравственной оценки, опираясь на произведения русской литературы.
И, наконец, необходимо помнить, чтобы воспитывать нравственность и духовность, самому воспитателю нужно быть нравственным.

Литература

1.  Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. – с.208

3. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе) / Г.И. Беленький. - М.: Просвещение, 1990. – с. 188

4. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды / ред. - сост.Л.Г. Новикова, И.В. Сиземская. - М.: Флинта, Наука 1999.

5. Берхин, Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы / Н.Б.

6.Берхин. // Советская педагогика. - 1989. - № 3. - с.29-33.

7.Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006. – с.172

8.Лесохина Л.Н. Урок-диспут / Л.Н. Лесохина. - М.: Просвещение, 1965. - с.15-22.

9.Русская литература XX века. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - в 2-х ч. / под ред. В. В. Агеносова. - М.: Просвещение, 1996. – с.125

10.Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – с. 49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данная статья содержит материал для уроков русского языка и литературы из опыта работы  по духовно- нравственному воспитанию учащихся.Наряду с целями и задачами учителя предлагаются формы и метод...

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...